Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Политическая доктрина большевизма.Предисловие(2)2013-05-24 21:18:12 Трудность определения данного понятия объясняется еще тем, что ...
Трудность определения данного понятия объясняется еще тем, что вследствие и наряду с отмеченными причинами, во-первых, в настоящее время имеется множество концепций демократий [элитарная, плюралистическая, плебисцитарная, партиципаторная, сообщественная (консоциальная), коммуникативная (интерсубъективная), К.Поппера, марксистская, большевистская и др.]; во-вторых, в XX в. произошла определенная компрометация самого термина "демократия", вызванная использованием его для обозначения авторитарных режимов, что и послужило основанием для высказывания Ф.А. фон Хайеком в 1968 г. предложения о замене его на термин "демархия" (по аналогии с широко известными терминами "монархия", "олигархия"), который, по его мнению, "помог бы нам сохранить образ идеала в эпоху злоупотреблений понятием демократии"14; в-третьих, существованием разрыва между демократическим идеалом и конкретным институциональным, правовым, реляционным и т.д. воплощением его в политическую жизнь в конкретном культурно-историческом контексте, что и обусловливает существование различных форм, практических моделей демократии в рамках либерально-демократического архетипа политического режима. Многими западными исследователями принята классификация А.Лейпхарта. Исходя из критериев оценки "разумно-ответственной демократии", предложенных Р.Далем в 1971 г. в работе "Полиархия: участие и оппозиция"15,А.Лейпхарт различает две основные модели западной демократии: "вестминстерскую", и "консенсусную" с их разновидностями16. Суть первой заключается в правиле большинства. Для нее и ее разновидностей характерны: концентрация исполнительной власти (однопартийный кабинет или кабинет "чистого большинства"); слияние властей; асимметричная двухпалатность парламента; двухпартийная система; однотипные партии; плюралистическая избирательная система; унитаристское и централизованное управление; неписанная конституция и суверенитет парламента; это, наконец, исключительно представительная демократия17. Национальные формы данной модели демократии существуют в Великобритании и Новой Зеландии. Особенностями второй, "консенсусной модели" являются: разделение властей; сбалансированная двухпалатность с представительством меньшинств; многопартийность; разнотипные партии; пропорциональное представительство.; территориальный и иной федерализм и децентрализация; писаный закон и право вето меньшинства18. Классическими образцами такой модели автор считает Бельгию и Швейцарию. Большинство же демократий Запада А.Лейпхарт относит к "промежуточным формам" обеих моделей, несущим к тому же и элементы непосредственной демократии. Имеются и другие типологии, в которых классификация практических моделей демократии осуществляется по иным критериям, в частности по степени реального разделения властей или по характеру структурированности гражданского общества. Согласно последнему критерию, различают "американскую" ("североамериканскую") и "западноевропейскую" ("французскую" - Ги Сорман) модели19. Вместе с тем в рамках единого архетипа демократии возникла со своими существенными чертами и японская (восточная) модель, которую нельзя назвать в "чистом" виде западной, классической либерально-демократической. Если в последней фиксируется внимание на защите личности от давления общества и государства, то в японской (восточной) делается акцент на ее самоограничении, стремлении контролировать ее порывы, встраивать их в систему общественных и государственных интересов20. В ходе "круглого стола", проведенного в конце 1990 г. журналом "Народы Азии и Африки", указывались такие ее черты, как: а) органически сложившийся симбиоз институтов и норм классической демократии (конституция, парламентаризм, разделение властей, всеобщее избирательное право, многопартийность, гарантия равноправия граждан и т.д.) и традиционных японских структур, внутренне характеризующихся жесткой иерархичностью, четкой системой соподчинения, что отнюдь не ведет к угнетению личности, ибо этим структурам свойствен высокий уровень доверия начальства подчиненным;б) принцип принятия решения "нэмаваси", предполагающий участие в принятии решения и учет мнений практически всех участников процесса, причем движение к консенсусу происходит, как правило, скрыто, закулисно, путем многократных неофициальных обсуждений и согласований;в)исполнительная власть сильнее представительных институтов и др21 . Разнообразие практических моделей, а главное несовпадение демократического идеала и реальных демократических устройств дали основание известному исследователю теории демократии Д.Сартори охарактеризовать демократию как "высокопарное название того, чего нет"22 . Конечно, процитированные мнения выражают предельную позицию. Но и более умеренная точка зрения одного из всемирно признанных классиков современной теории демократии Р.Даля сводится к тому, что “… после стольких веков раздумий о политике, теория демократии продолжает оставаться ... довольно неубедительной, независимо от того, рассматривать ли ее как этическую теорию или как попытку описать реальный мир"23. Разнообразие подходов к теории демократии является, по мнению Р.Даля, результатом того, что к каждой общественной проблеме существует множество возможных, альтернативных подходов. Мы не будем анализировать определения демократий, даваемые советскими учеными в былые годы. Очевидно, что в условиях коммунистического тоталитарного (тоталитарно-демократического, тоталитарно-авторитарно-демократического etc.) режима все они разделяли парадигму о противоположности "социалистической" и "буржуазной" демократий, исходили из концепции “радикальной”, а не либеральной демократии. Интересующихся этим вопросом отсылаем к подробному обзору А.И.Ковлера, осуществленному им в весьма содержательной, хотя по ряду позиций спорной монографии "Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории"24. Ограничимся, во-первых, приведением "формулы" Г.Х.Шахназарова: "Под демократией принято понимать форму государственного устройства, основанную на принципах народовластия, равенства и свободы"25. По поводу процитированного определения заметим, что, с одной стороны, оно, как воплощение общечеловеческих демократических ценностей, универсально, но, с другой стороны, в силу своего общего и абстрактного характера недостаточно, неоперационально, не может служить, мерилом демократичности того или иного конкретного политического режима, ибо входящие в него три ключевых термина - "народовластие", "равенство", "свобода" - нуждаются, в свою очередь, в определении, интерпретации. Во-вторых,остановимся на позиции самого А.И.Ковлера. Резюмируя свой обзор отечественных изарубежных определений демократии ,он выделяет следующие ее моменты как сложного, многомерного понятия: 1) народовластие (автор полагает, что оно применимо только к обществу социалистического типа); 2) форма государства; 3).форма и принципы организации политических партий и общественных организаций; 4) политический режим; 5) политическое мировоззрение и политическая ценность26. Политология Запада знает бесчисленные вариации классических (как определенной формы правления, господства, организации государства, государственной власти и вида политического режима), и новых дефиниций демократии. Причем политологи "новой волны" (обобщая трагический опыт поражения демократии в 30 - 40-х гг.) исходили и исходят из того, что теория демократии должна выводиться из наблюдений над политическим процессом в реально функционирующих демократиях, независимо от абстрактных принципов. Она должна принимать во внимание эмпирические данные и знания, выработанные в ходе социологических исследований партий и организаций, изучения выборов, в политической психологии и других специальных дисциплинах. Вместе с тем теория демократии должна учитывать и так называемые "релевантные вопросы", социальные целеполагания и социальные оценки, надежды и опасения, которые так или иначе соотнесены с демократией. По справедливому выводу немецкого ученого Б.Гуггенбергера, теория демократии “не может ограничивать себя одной единственной из каких-либо двух целей (соучастие или эффективность, свобода или равенство, правовое или социальное государство, защита меньшинства или власть большинства, автономия или авторитет);наоборот она должна комбинировать возможно большее число тех представлений о целях, которые выкристаллизовались в западной философии демократии, а также в демократической практике и оказались социально значимыми. Теориядемократия, специально повторяет немецкий ученый свое кредо не должна просто отражать, воспроизводить действительность или безнадежнорастворяться в крайне далеких от действительности утопиях. Она нуждается в комплексных предпосылках, в принципах. занимающих как бысерединное положение между образами демократии и действительностью:нужна теория демократии, которая постоянно опережает свою реальность,но никогда не теряет ее из виду”27(Подчеркнуто нами, - Э.В.-П.). Американские обществоведы чаще всего используют классическое определение демократии, данное выдающимся австро-американским мыслителем Й.Шумпетером в книге "Капитализм, социализм и демократия:”...Институционное установление для принятия политических решений, которое служит общественной пользе, предоставляя народу право решать путем выборов, кто из избранных им лиц должен выражать его чаяния"28. (Другой вариант:”…Институциональное устройство для достижения политических решений, в котором индивиды приобретают власть решать через конкурентную борьбу за голоса избирателей"29). Как видно, по Й.Шумпетеру (и многим современным теоретикам), демократия - это, собственно говоря, не власть народа, не самоуправление народа в прямом смысле, а власть, формируемая и осуществляемая с согласия народа, по его выбору из конкурирующих политических сил. Современные американские политологи Ф.Шмиттер и Т.Д.Карл,в целом принимая многие аспекты классического процедурного подхода к демократии Й.Шумпетера, в то же время в своем определении демократии делают в первую очередь ударение на отчетности правителей перед гражданами, а также на иных (помимо выборов) механизмах конкуренции: "Современная политическая демократия - это система правления, в которой правители публично подотчетны перед гражданами. Те же, в свою очередь, действуют не прямо, а с помощью конкуренции и кооперации через своих представителей"30. Иные существенные черты демократии высвечивает в своем определении известный французский политолог Ж.-Л.Кермонн: "Политическая власть народа, отправляемая свободно выражающим себя большинством, уважающим право меньшинства проявлять свое несогласие", или лаконичнее - "власть большинства, уважающая права меньшинства"31. Французский ученый выделяет два принципиально важных обстоятельства: демократия - это (I) всегда политическая власть большинства и (2) всегда неизменное уважение мнения меньшинства и его право свободно конституировать оппозицию. Ж.-Л.Кермонн выделяет следующие общие принципы плюралистической демократии: I) сводные выборы правителей. предполагающие по крайней мере три условия - свободу выдвижения кандидатуркак следствие свобода образования и функционирования партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу "один человек - один голос"; свободу голосования, понимаемую как тайное голосование и равенство всех в информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании; 2) политическая властьпринадлежит большинствународа, которое может выделиться либо путем прямых (президентских), либо непрямых выборов (парламентское большинство и инвеститура правительства ассамблеей сформированного по итогам всеобщего голосования); 3) уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти (чередование); 4) конституционализм- общественные власти и граждане должны уважать конституцию, что обязывает партии доказать свою способность к минимальному согласию, а сами власти - подчиняться юрисдикции независимого органа конституционного контроля; 5) гарантия основныхправграждан, что требует осуществления правового государстваи его уважения каждым человеком и каждой политической структурой. Известно, что американская политология отличается от западноевропейской. Мы могли в этом убедиться, сопоставляя определения демократии,. данные американскими политологами и французским. В дополнительное подтверждение сказанному и для более полного представления о взглядах на демократию, широко распространенных среди части американских ученых, приведем текст американского политолога Р.Уотсона: “Таким образом, буквально демократия означает правление народа. Для того чтобы общество было демократическим, значительное количество его населения должно пользоваться правом высказываться в отношении важных решений, которые затрагивают их жизнь. Иначе говоря, демократическое правление основано на согласии управляемых. Рассматриваемая подобным образом демократия озабочена тем, как принимаются политические решения, каковы процедуры, посредством которых простые люди участвуют в принятии таких решений.Хотя демократия чаще всего определяется в терминах способов принятия правительственных решений, она также связана с содержанием этих решений. Другими словами, демократия включает в себя не только процесс определения общественной политики, но также и результаты этого процесса. Демократическое правление, по определению, порождает политику, которая способствует утверждению ряда таких основополагающих ценностей, как свобода, равенство и справедливость. Главная идея состоит в том, что, если значительное число людей участвует в принятии государственно - управленческих решений, эти решения породят свободу, равенство и справедливость для значительной доли граждан. Демократия, таким образом, основана также на определенных предположениях о природе человека, а именно на предположении о том, что простой человек является достаточно рациональным, чтобы использовать свое политическое влияние с целью утвердить названные ценности”33. Российские исследователи А.К.Ковлер и В.В.Смирнов, анализируя процитированный текст Р.Уотсона, вычленили следующие аспекты традиционно-либерального видения понятия демократии: I) правление большинства; 2) консенсус управляющих и управляемых; 3) процедура принятия решений; 4) участие народа в принятии политико-управленческих решений (т.е. как особый процесс); 5) содержание и результат этого процесса; 6) ценность; 7) организация людей, обладающих определенными качествам (свойствами)34. Но многие ученые Запада в отличие от Р.Уотсона (и, кстати, марксистской традиции тоже) отвергают взгляд, согласно которому функционирование демократии жестко увязано с утверждением в обществе демократических ценностей. Ф.А. фон Хайекв своей книге "Политический строй свободного общества"пишет: "Наибольшее злоупотребление состоит ... в трактовке демократии как инструмента для достижения определенных целей. На самом деле демократия есть всего лишь процедура, ведущая к выработке согласованного мнения по поводу общих действий. Как это ни абсурдно, многие из современных призывов к демократии простираются до указок демократическому законодательному собранию, что ему следует делать. Между тем термин "демократия" касается исключительно организационной стороны правления и не имеет никакого отношения к целям, за которые люди голосуют на выборах"35. По мнению Ф.А. фон Хайека, подлинная ценность демократии состоит в том, что она должна защищать рядовых граждан от злоупотреблений властью. Демократическая система, по его мнению, позволяет им избавиться от одного правительства и выбрать себе другое. "Иными словами, - продолжает он, - это пока единственная известная конвенция, обеспечивающая нам мирную смену власти... Как бы ни было устроено правительство, если народ не имеет возможности избавиться от него посредством установленной процедуры, оно рано или поздно попадет в дурные руки. Но демократия - отнюдь не величайшая политическая ценность, и неограниченная демократия, возможно, хуже, чем ограниченная власть любого другого рода”36. Нетрудно установить, что содержание процитированного текста Ф.А, фон Хайека зиждется на теории демократии К.Поппера. По мнению последнего, еще Платон, а вслед за ними и большинство политических мыслителей в течение тысячелетий, выражая основную политическую проблему в форме вопроса: "Кто должен править?", или"Чья воля должна быть верховной?"- надолго запутали политическую философию. На место вопроса "Кто должен править?" следует поставить, считает Поппер, другой вопрос: "Как нам следует организовать политические учреждения, чтобы плохие или некомпетентные правители не нанесли слишком большого урона?"37 . Другая редакция этого же вопроса гласил “Как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без кровопролития, без насилия?”38. К.Поппер всячески подчеркивает, что его теория пытается описать политические реалии современных ему демократий, а отнюдь не логически сконструированную теоретическую модель, что его теория "демократии" не является теорией "народоправства" (он специально оговаривается, что "в действительности народ нигде не правит"), а скорее, теорией правления закона, который постулирует бескровный роспуск правительства простым большинством голосов. Английский философ полагает, что его теория позволяет избежать противоречий и трудностей классической теории и, прежде всего, вопроса: "Что делать, если однажды народ проголосует за установление диктатуры"39. Сформулированный вопрос и составляет суть парадокса демократиив другой редакции гласящий, что правление большинства (неконтролируемый суверенитет народа) гипотетически подразумевает и принятие такого решения, которое упраздняло бы самое себя, т.е. правление большинства. (Здесь заметим, что с парадоксом демократиивзаимосвязаны парадокс свободы, означающий, что свобода без ограничивающего ее контроля рано или поздно должна привести к значительному ограничению свободы , к ее упразднению вообще, и парадокс терпимости, означающий, что неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. "Поэтому во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым"40).
ПРИМЕЧАНИЯ Предисловие 14X а й ек Ф.А.Указ. соч. С.71-72. 15См.: Dahl R.Polyarchy: participation and opposition.New Haven, 1971. Р.З (свобода создавать организации и вступать в них; свобода слова; избираемость общественных управляющих, право политических лидеров соревноваться за поддержку и голоса избирателей; альтернативные источники информации; свободные и равные выборы; институционализация зависимости управляющих от голосования и других способов выражения предпочтений граждан).
16См.: LijphartA.Democracies. Patterns of majoritarian and concensus government in twenty one countries. New Haven, 1984. P.4—36. 17Ibid. P.6-9. См. также: К о в л е р А. И. Указ. соч. С.238-239. 18Ibid. Р.23-29. 19Французский политолог, экономист и писатель Ги Сорман в своей книге "Либеральное решение" по этому поводу пишет: "По сути, мы имеем дело с двумя противоположными концепциями демократии. Для простоты анализа назовем их американской и французской. Согласно французской концепции, между государством и его гражданами не должно существовать никаких промежуточных структур. Легко заметить, что такая социальная распыленность выгодна только государству. В Соединенных Штатах промежуточные структуры - основной фактор, обеспечивающий жизнеспособность демократии. Это проявляется во вполне законном и общепризнанном увеличении числа групп, оказывающих давление на парламент Соединенных Штатов. Лоббизм не является здесь ни тайным, ни позорным. Этот институт призван лишь способствовать соблюдению непосредственных интересов граждан и служить противовесом бюрократической власти". (С о р ма н Г и. Либеральное решение. М.: Изд-во "Новости", 1992. С.92-93). Данная типология восходит к Д.Мэдисонуи А. де Токвилю. См.: Федералист. Политические эссе А.Гамильтона, Д.Мэдисона иДж.Джея. М.: Издательская группа ''Прогресс'' - "Литера", I993. С.78-86;Токвиль А. де Демократия в Америке. С.69-71, 155-159, 375-386. В частности. А. де Токвиля в первой трети XIX в. поразило увиденное им в США пестрое разнообразие локальных, религиозных, профессиональных и семейных ассоциаций и множество взаимопересекающихся разделительных граней в обществе, в чем он усматривал отличительную черту североамериканского гражданского общества от европейских, в которых обнаруживалась единая разделительная грань между имущими и неимущими классами и между государством и его гражданами. Более подробно о различиях практических моделей см.: LauvauxPh.Les grandee democraties contemporaines. P.: PUF, 1990. - 713 p. 20См.; Демократия в Японии: опыт и уроки ("Круглый стол" советских японоведов). М.: Наука, 1991. С.21. См. также: KoichiК. PoliticsinmodernJapan: Developmentandorganization.- 3ded. Tokyo: JapanEcho,1988,- X,193 p.;MarriageA. Japanese democracy: another clever imitation?//Pacific affairs.- Vancouver, 1990. Vol.63. N 2. P.228-233. 21См.:Демократия в Японии ...С.19-30. 22Цит. по: Ковлер А. И., СмирновВ. В. Демократия и участие в политике …С.152. 23ДальР. Введение в теорию демократии. С.6 24См.:КовлерА. И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. С.55-107. 25Там де. С.56. 26Там же. С.87-88. Для иллюстрации и сопоставления приведем и другие определения. Так, в "Энциклопедии государства и права (1929 г.) читаем: "Демократия... форма правления, при которой власть в государстве принадлежит не одному лицу (монархия) или замкнутому кругу привилегированных лиц (аристократия), а формально всемународу, который осуществляет эту власть организованным путем, отчасти непосредственно (референдум, инициатива, - непосредственная Д.),отчасти через представительные органы (парламент, палата депутатов), избираемые народным голосованием.В Д. управление происходит формально по воле большинства,и все члены государства формально считаются в политическом отношении равными,как участники народного суверенитета. Но эта формальная сторона не должна скрывать от объективного исследования того факта, что всякая Д. есть форма государства, т.е. форма организации классового господства. Подлинного, полного равенства в классовом обществе быть не может. Государство есть всегда организация власти меньшинства над большинством..”. (Энциклопедия государства и права/Под ред. П.Стучка. Том первый. А.-И. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1929. С.581).Нетрудно убедиться, что автор статьи В.Адоратский в своем определении пытается сочетать два подхода - классический и радикальный. Обратимся к определению демократии, данному В.Е.Гулиевым (спустя 45 лет после только что процитированного) в "Юридическом энциклопедическом словаре": "Демократия... форма (разновидность) общественной власти, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти. Подлинно научное понимание Д. дано марксизмом-ленинизмом, который рассматривает ее в неразрывной связи с материальными условия жизни общества и его классовой структурой. Как историческое явление Д. развивается и изменяется по мере развития общества, смены общественно-экономических формаций.[...] Развитие Д. в классовом обществе неразрывно связано с государством как учреждением политической власти. Как одна из форм государства Д. отличается от иных его форм (деспотизма, автократии, тоталитаризма и др.) следующими основными признаками: официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству; декларируемое или фактическое равноправие всех граждан, политические и социальные права и свободы, закрепленные в законодательстве, а также равное право всех граждан на участие в управлении обществом и государством. Производными от основных признаков Д. являются: выборность основных органов государства и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность органов (и служащих) государства, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; гласность в деятельности государства и др. [...].Принципы Д. используются также в сфере негосударственной общественно-политической жизни, где они могут лежать в основе построения и деятельности различных общественных организаций (партий, профсоюзов и др) [...] Соответственно в политической терминологии демократическими называют не только государство определенной формы, но и общественные движения, организации и соответствующие течения политической мысли, общим признаком которых является провозглашение в качестве политического идеала равноправия и полноправия всех членов общества, их равного участия в управлении обществом, государством, общественной организацией и в их деятельности, принятие решений большинством голосов. Марксизм исходит из классового и конкретно-исторического понимания Д. История классового общества не знает надклассовой или внеклассовой Д.: все и всякие учреждения (и принципы) Д. имели и имеют классовую природу, выражают интересы и волю определенных классов и социальных групп. Наиболее развитой исторический тип Д. в эксплуататорском обществе - буржуазная Д. - является формой диктатуры капиталистов по отношению к пролетариату и иным трудящимся классам и группам населения. Это означает, что в эксплуататорском обществе демократические учреждения по преимуществу служат формой властвования имущего меньшинства над неимущим большинством[...]. Исторически высшим типом политической Д. является социалистическаяД. - единственно адекватная форма власти трудящихся, социалистического государства и социалистической политической системы общества. Она возникает как революционное отрицание буржуазной Д., воплощается в целостной системе качественно новых институтов и базируется на экономических и социальных принципах социализма[...] Для социалистической Д. характерно соответствие формы и содержания - демократических учреждений, законов и т.д. и власти трудящихся[...]”. (Юридический энциклопедический словарь. Гл. ред. А.Я.Сухарев; Ред. кол. М.М.Богуславский и др.М.: Сов. энциклопедия, 1984. С.83). В теоретическом аспекте определение В.Е.Гулиева также зиждется на сочетании классического и радикального подходов в понимании демократии. В практическом же плане, в описании реально функционирующей социалистической "демократии" оно просто неадекватно, искаженно отражает политическую жизнь стран "социалистического лагеря", выдавая желаемое и иллюзорное за действительное. В период перестройка определения демократии, даваемые советскими учеными, все в меньшей степени несли на себе печать радикального подхода. К примеру, Б.Курашвили в словаре "50/50" писал: "Демократия... способ организации социальных взаимодействий, характеризующийся, в противоположность авторитарности, равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими. Демократия и авторитарность (односторонняя властность, доминирование управляющих над управляемыми) - полярно противоположные моменты организованной деятельности любой социальной системы. В норме они образуют гармоничное сочетание, в котором ситуационно преобладает один иди другой момент. Абсолютная демократия (без какой бы то ни было примеси авторитарности) является такой же организационной аномалией, как и абсолютная авторитарность (без всякой демократии). Они могут встречаться в общественной жизни именно как аномалии, извращения, организационные уродства (в первом случае это анархия, во втором - тоталитарность). В праве и законодательстве соотносительная неразрывность демократии и авторитарности выражается в форме взаимного корреспондирования прав и обязанностей: нет прав без соответствующих им обязанностей и нет обязанностей без соответствующих им прав[...]. Демократическая организация общественной жизни характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно ненаказуемой, поощряемой реординацией[реординация, по Б.Курашвили, - обратное вертикальное упорядочение снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например вносит предложение, подает жалобу...), - З.В.-П.][...]. Спектр альтернативных политических режимов составляют тоталитарный, жестко авторитарный, умеренно авторитарный, ограниченно демократический, развернуто демократический, попустительски демократический (анархистский) ... Типичная картина демократического режима лучше всего может быть представлена описанием развернутой демократии. Для нее характерно следующее. Представительая демократия во всех возможных случаях уступает место непосредственной: малые общности управляются общими собраниями их членов, в больших общностях для решения наиболее важных вопросов, особенно спорных, проводятся общегосударственные или местные референдумы. Постоянно изучается общественное мнение. Представительные органы государственной власти и местного самоуправления избираются населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании, Функционирует многопартийная система. Выборы являются главной ареной соперничества политических партий, определителем их влияния в народе и их места в системе власти. Политические партии не имеют никаких непосредственных публично-властных полномочий, они разрабатывают государственную политикухю[...]. Но эта политика проводится в жизнь лишь в меру ее принятия представительными органами. Многопартийная система включает как политические партии, стоящие на почве существующего общественного строя, так и партии, отрицающие его, но действующие в рамках конституции[…].Решения принимаются большинством, но уважаются интересы и права меньшинства, которое, уважая в свою очередь общеобязательные решения и выполняя их, сохраняет за собой право отстаивать свои позиции (право быть услышанным).Признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращения в суд по поводу их незаконных (выглядящих таковыми) действий[...]. Высшему представительному органу (парламенту) принадлежит исключительное право издавать общегосударственные законы (если они не принимаются референдумом). Законодательная, исполнительная и судебная власти отделены друг от друга. В рамках общего верховенства первой они действуют самостоятельно, но, во избежание чрезмерной концентрации власти, частично дополняют и уравновешивают друг друга. Бюрократические извращения в деятельности администрации предотвращаются и пресекаются контролем со стороны представительных и судебных органов. В то же время администрации в лице ее главы принадлежат реординационные по своей природе права - законодательной, бюджетной, кадровой инициативы, отлагательное вето на решения представительных органов. Аналогичным образом независимому суду предоставляется право определять соответствие законов конституции страны. Провозглашается и юридически гарантируется безусловное равноправие граждан. Права человека и гражданина рассматриваются как высшая данность, а их гарантирование - как главная социально-политическая функция государства. Демократия всегда служит определенному общественному строю и в своих особенностях обусловливается им. Социалистическая демократия имеет относительно недолгую и неблагополучную историю. Строительство социализма протекало в условиях непримиримой социально-классовой и межгосударственной борьбы, осложнялось различными ошибками и извращениями, и это затрудняло освоение демократических форм. В этом же направлении действовали утопические представления о несовместимости социализма с традиционными демократическими институтами". (50/50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.468-473).
Особенно зримо изменение подходов советских ученых к определению демократии выявляется при сопоставлении концовок текстов В.Гулиева и Б.Курашвили, где характеризуется социалистическая демократия.
И, наконец, приведем определение из "Философского словаря" (1991 г.): "Демократия[...] I. Форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправие, возможности управлять процессами общественной жизни,выборность основных органов власти, верховенство закона[...]. 2. В широком смысле слова Д. - форма организации и функционирования самоуправляющегося общественного организма (понимае Тэги: большевизм, демократия, демократия,свобода,права, доктрина, коммунизм,большевизм, кондорсе, концепция, любознательный, модель, наука, оригинальный, парадокс, политика(видео, политический, политология, социо-гуманитарные, текст, тексты) Единое дисковое пространство для Gmail, Google Drive и Google+2013-05-13 21:31:00Ложечку за маму, ложечку за папу. Стоп. Отныне никакого разделения не будет! Так решили в Google и ... + развернуть текст сохранённая копия Ложечку за маму, ложечку за папу. Стоп. Отныне никакого разделения не будет! Так решили в Google и объединили "облачную память" трех своих сервисов в одну единую структуру. Запутались в моих словах? Читайте дальше разъяснения... До сегодняшнего дня, три облачных сервиса Gmail, Drive и Google Фото имели свое фиксированное бесплатное пространство - 10 Гб и 5 Гб соответственно. Но теперь все это безобразие собрали в единый виртуальный жесткий диск объемом 15 Гб. Зачем? Давайте разбираться. Допустим вы увлекаетесь фотографированием и время от времени выкладываете "тяжелые" фотки в Google+. Соответственно у вас тратятся заветные гигабайты Google Фото, а вот целых 10 Гб почты Gmail просто так простаивают! Это же несправедливо! Поэтому-то Google и решила все объединить, дав пользователю самому решать на что тратить свое облачное пространство. Теперь не надо заморачиваться и считать мегабайты. К тому же в самом скором времени Google сделает доступным для всех и каждого новую страницу с... [content] Тэги: docs, gmail, google, сеть, соц Владислав Швед:О ленд-лизе и потерях2013-05-09 23:10:06stoletie.ru/print.php?ID=195138 ... + развернуть текст сохранённая копия stoletie.ru/print.php?ID=195138 Судьба мира в 1941-1945 гг. решалась на Восточном фронте: цифры и фактыВ марте этого года президент РФ Владимир Путин, выступая перед делегатами учредительного съезда Российского военно-исторического общества, отметил, что «главный ресурс мощи России, её будущего – в исторической памяти». Это так. Россияне могут и должны гордиться своей историей. Об этом и хочется поговорить в преддверии 68-й годовщины Великой Победы. 22 июня 1941 года под знаменами гитлеровского рейха на СССР обрушилась военная и экономическая мощь практически всей континентальной Европы. К тому времени Германия контролировала или патронировала территорию в 3 млн. кв. км, на которой проживало около 290 млн. человек. Даже так называемые «нейтральные» Швейцария и Швеция вносили немалую лепту в рост военного могущества фашистской Германии. К 1941 году Гитлер сумел поставить себе на службу военную промышленность, вооружение и мобилизационные запасы большинства стран Европы. Это позволило ему создать самую мощную в истории человечества военную машину. Она огненным катком прокатилась по просторам нашей Родины... Первой приняла удар Брестская крепость. Её защитники держали оборону больше месяца. За ними не было заградотрядов, на которые так любят ссылаться некоторые современные «правдоискатели». Защитники крепости сражались до последнего вздоха. Мне на всю жизнь запомнились слова, выцарапанные на штукатурке одного из подвалов крепости. «Нас было трое. Нам было трудно. Мы умираем, но не сдаемся. 22. 07. 1941». Не меньшего пиетета заслуживают участники обороны Смоленска, Севастополя, Одессы, Воронежа, Ленинграда, Москвы. Они задержали, потом остановили, а затем погнали вспять нацистскую нечисть. Причем погнали так, что бывший пресс-секретарь нацистского министра иностранных дел Риббентропа, оберштурмбанфюрер СС (подполковник) Карл Шмидт (писавший под псевдонимом Пауль Карелл) после войны был вынужден признать, что в 1944 году «темпы наступления советских войск превышали темпы продвижения танковых групп Гудериана и Гота по маршруту Брест-Смоленск-Ельня во время «блицкрига» летом 1941 г.». Напоминаю этот факт для тех российских историков, которые смакуют немецкий «блицкриг», преподнося его как нечто непревзойденное в военном искусстве. Говоря о победах советского оружия, нельзя умолчать о его творцах, героях тыла, трудом которых оно было создано. После начала войны в считанные месяцы осени и зимы 1941 года советские люди перебросили в восточные районы страны 2593 промышленных предприятия! Помимо этого на Восток было перемещено 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, 200 тыс. свиней, 5,1 млн. овец и коз, 800 тыс. лошадей. В тыловые районы было вывезено 10 млн. человек. Это потребовало невероятного напряжения сил, слаженности и точности в организации железнодорожных перевозок. Объемы этих перевозок потрясают. Только для эвакуации одного завода «Запорожсталь» потребовалось 8000 вагонов. А предприятий такого масштаба была не одна сотня. И все они, почти с колес, стали давать так необходимую фронту продукцию. Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев вспоминал, что «эвакуированный из Москвы в Сибирь завод, производивший истребители Як, через три месяца превзошел московский объем выпуска, а через одиннадцать месяцев делал самолетов в одиннадцать раз больше, чем до эвакуации». В результате уже к концу 1942 года СССР опередил Германию по выпуску танков в 3,9 раза, боевых самолетов — в 1,9 раза, орудий всех видов — в 3,9 раза. Способен ли кто-либо из современных российских «эффективных» менеджеров повторить нечто подобное? Конечно, нельзя не отметить значение и ленд-лиза (американской военной помощи). Отдавая должное этой помощи, не следует её идеализировать, как некий высоконравственный, бескорыстный поступок администрации и промышленного капитала США. В основе ленд-лиза лежал сугубо прагматический расчет, суть которого президент США Франклин Делано Рузвельт охарактеризовал так. Он заявил, что «если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом». Более определенно по поводу ленд-лиза высказался американский сенатор Гарри Трумэн (будущий президент США). 24 июня 1941 года он заявил, что если будет выигрывать Германия, помогаем России, а если Россия - то Германии. Но главное, чтобы они как можно больше убивали друг друга. Значение поставок по ленд-лизу для победы над нацизмом оценивается по-разному. На Западе утверждается, да и кое-кто из российских историков считает, что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы. В СССР же, наоборот, значимость американских поставок оружия, транспорта, материалов и продовольствия преуменьшалась. Обычно говорилось, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составлял всего лишь около 4% и поэтому не мог оказать решающего воздействия на ход военных действий. Между тем, в денежном выражении объем американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США. Кроме того данную ситуацию следует рассматривать в конкретное время. Для умирающего от жажды в пустыне, даже одна фляга воды это жизнь и возможность добраться до оазиса. При этом заметим, что до октября 1941 года за эту «флягу» СССР платил золотом. Вспомним потопленный в апреле 1942 года немцами английский крейсер «Эдинбург», который вез в Англию советское золото за военные поставки. Да и «фляга» в 1941 году была незначительной... Американцы свои поставки в СССР стали осуществлять только после того, как Рузвельт в октябре 1941 года одобрил подключение СССР к ленд-лизу. Однако в полном объеме американские поставки по ленд-лизу стали осуществляться лишь после Сталинграда и Курской битвы, т. е. во второй половине 1943 года. Тем не менее, роль ленд-лиза высоко оценивал бывший нарком внешней торговли СССР Анастас Микоян, с 1942 года руководивший приёмом союзнических поставок. Нарком вспоминал, что «в 1941 году мы все потеряли, и если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие и теплые вещи для армии - еще вопрос, как обернулось бы дело… Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали». Всего по ленд-лизу СССР получил 409,5 тыс. автомобилей (427 тыс. с учетом помощи других союзников), 32 тыс. армейских мотоциклов и 13,3 тыс. тягачей и тракторов, около 18 тыс. самолетов различных типов, более 7 тыс. танков (с учетом поставок из Англии 12,5 тысяч), 90 грузовых судов и 105 противолодочных кораблей, 2 млн. 317 тыс. тонн стали, 1900 паровозов и 11 тыс. вагонов, 295 тыс. тонн пороха и взрывчатки, 387 тыс. т. меди, 328 тыс. тонн алюминия, 38,1 тыс. металлорежущих станков, 610 тыс. тонн сахара, 665 тыс. тонн мясных консервов и др. В «Краткой истории» Великой Отечественной войны отмечается, что по отношению к советскому производству поставки по ленд-лизу составили: по артиллерийским орудиям всех систем — 1,9%, по танкам — 7%, по боевым самолетам — до 13%. В автомобильном парке Красной Армии в 1943 году импортных автомашин было 5,4%, а в 1944 г. — уже 19%. Однако подсчет «от общего» не всегда корректен. Взять, к примеру, американские самолеты Р-39 «Аэрокобра» («Airacobra»). Их было поставлено в СССР всего около 5 тысяч штук. От 120 тыс. самолетов, выпущенных советской промышленностью, это всего 4,2%. Но 15 советских летчиков во главе с трижды Героя Советского Союза Александром Покрышкиным, летая на «Аэрокобрах» с 1943 года до конца войны, сбили более пятисот немецких самолетов. Американцы также поставили в Союз 20 тыс. автомобилей «Студебеккер». Казалось бы, немного. Но «Студебеккеры» стали основным шасси легендарной реактивной установки «Катюша», которая каждым залпом приближала Победу. Такая же ситуация была и с поставкой США 8 тыс. артиллерийских орудий. Если соотнести их с общим производством орудий в СССР (482,2 тыс.), то это лишь 1,6%. Но, следует иметь в виду, что это были зенитки, которые, по выражению Сталина, были так необходимы. Тем не менее, хочу повторить, гипертрофировать значение военно-технической помощи Запада не следует. Как уже говорилось, основной объем поставок по ленд-лизу пришелся на период после разгрома немцев под Сталинградом и Курском, когда военная мощь Германию была уже надломлена. Без сомнения, эти поставки помогли выстоять СССР и ускорили его победу. Однако главную роль в достижении этой победы сыграло умение советских военачальников и героизм советских солдат. Это подтверждает, например, следующий факт. 6 июня 1944 года 10 тыс. самолетов, 1200 боевых кораблей, 804 транспортных корабля и 4126 десантных катеров перебросили через Ла-Манш 156 тыс. человек союзных войск (83 тыс. британцев и канадцев, 73 тыс. – американцев). Это было открытие долгожданного Второго фронта. К концу 1944 года группировка союзных войск в Европе насчитывала почти миллион человек, имевших свыше 10 тыс. самолетов, 6,5 тыс. танков. Америка бросила на европейский театр войны самую передовую военную технику. Англо-американская авиация безраздельно господствовала в воздухе. Союзники без труда прорвали, лишь на словах грозный и неприступный «Атлантический вал». Им оставалось лишь на границах Германии преодолеть разукомплектованную «линию Зигфрида». Казалось бы, нацистам пришел конец. Но 16 декабря 1944 года группа армий «Б» под командованием фельдмаршала Герда фон Рундштедта, насчитывавшая более 200 тысяч солдат и офицеров, 900 танков, 800 самолетов и 2600 орудий и минометов, а также отборные танковые дивизии, нанесла удар в районе Арденн по 12-й группе американских армий генерала Омара Брэдли, насчитывающей 1,3 млн. солдат. Немцы в считанные часы смяли оборону американцев и развивали наступление. В январе 1945 года они усилили натиск. Ситуация для американцев сложилась катастрофическая. В этой связи верховный главнокомандующий экспедиционными силами генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр предложил главам США и Великобритании обратиться за помощью к СССР.
6 января 1945 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль написал И. Сталину, что на Западе сложилась «тревожная» обстановка, «идут очень тяжелые бои», и в этой связи он просил сообщить, могут ли англо-американцы рассчитывать на советское наступление в январе. На следующий день Советское правительство ответило, что сроки нашего наступления по всему Центральному фронту, первоначально назначенному на 20 января 1945 года, передвинуты на 12 января. В период с 12 по 14 января 1945 года советский фронт на протяжении 1200 км (от Восточной Пруссии да западных Карпат) пришёл в движение. Одновременно проводился целый ряд наступательных операций: Висло-Одерская, Сандомирско-Силезская, Западно-Карпатская, Восточно-Прусская, Варшавско-Познанская. Каждая из них по масштабам существенно превосходила Арденнскую операцию. Согласно правилам военного искусства считается, что для успешного наступления на укрепленного противника необходимо материальное преимущество 4:1. Но известны случаи, когда при особо мощных укреплениях и такое преимущество не гарантировало успеха. Но 12 января 1945 года соединения Красной Армии концентрированными ударами прорвали германский фронт на всем протяжении. Для участия в Восточно-Прусской операции советское военное руководство сосредоточило 1,7 млн. чел., 25,4 тыс. орудий и миномётов, около 4 тыс. танков и САУ, свыше 3 тыс. боевых самолётов. Эта группировка наступала на Кёнигсберг, военные укрепления которого создавались в течение нескольких сотен лет. Город защищало 780 тыс. солдат вермахта, 8,2 тыс. орудий и миномётов, 700 танков и штурмовых орудий, 775 самолётов. Однако Кёнигсберг был взят за три дня. Для сравнения напомним, что Сталинград выдержал более чем четырехмесячную осаду, а главным его укреплением стал обычный жилой дом, известный как дом сержанта Павлова. Успехи Красной Армии были очевидными, но потери советских фронтов в период с 13 января по 25 апреля 1945 года также были тяжелыми. 126,5 тыс. солдат и офицеров погибло и пропало без вести, более 458 тыс. воинов получили ранения или выбыли из строя по болезни. Войска потеряли 3,5 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 1,6 тыс. орудий и минометов и почти 1,5 тыс. боевых самолётов. Однако немецкие потери были несравненно больше. Только в Восточной Пруссии было уничтожено 25 германских дивизий, 12 дивизий потеряли от 50 до 70% своего состава. Советские войска захватили в плен более 220 тыс. солдат и офицеров. Трофеями стали около 15 тыс. орудий и минометов, 1,4 тысяча танков и штурмовых орудия, 363 боевых самолета и много другой боевой техники. В целом потери вермахта в полосе советского январского наступления составили до 500 тыс. человек. В Арденнах немецкие потери составили 81 тыс. человек. После начала советского наступления гитлеровцы фактически прекратили активные боевые действия на Западе, оставив там лишь боевые заслоны. Уже 18 января 1945 года Ф. Рузвельт писал И. Сталину: «Подвиги, совершенные вашими героическими воинами раньше, и эффективность, которую они уже продемонстрировали в этом наступлении, дают все основания надеяться на скорые успехи наших войск на обоих фронтах». Союзники смогли оправиться от удара в Арденнах лишь в последней неделе марта 1945 года. В это время, несмотря на то, что нацисты бросили на Восток все резервы, Красная Армия успешно продвигалась вглубь Германии. Грандиозное январское наступление привело советских солдат на ближние подступы к столице Германии. До Берлина в начале февраля 1945 года оставалось всего 60 км. Как видим, определяющую роль в успехе боевых операций на завершающем этапе Второй мировой войны сыграли не моторизированные соединения США, а советские военачальники и солдаты. В их руках военная техника совершила чудо и обеспечила не только спасение американских и английских войск в Арденнах, но и окончательную победу над нацистской Германией. Казалось бы, героизм и кровь советских солдат являлись достаточной платой за военную и материальную помощь, которую союзники оказали Советскому Союзу в борьбе с общим врагом. Но американцы расценили это несколько иначе. После разгрома Японии Штаты направили Советскому правительству предложение вернуть уцелевшую военную технику по состоянию на 2 сентября 1945 года и погасить долг. Хорошо, хоть за уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали. Интересен был процесс сдачи американцам военной техники, в частности автомобилей. По свидетельству очевидцев, в 1946-1947 году это происходило так. Американцы пригоняли в порт корабль с прессом и ножницами. Специальная комиссия придирчиво принимала машины, проверяла соответствие заводской комплектации, после чего ее тут же отправляли... под пресс и в виде «кубиков» грузили на корабль. Советско-американские переговоры относительно платежей за поставки по ленд-лизу начались в 1948 году и с перерывами продолжались до июня 1990 года. Тогда Горбачев и Буш установили новый срок окончательного погашения задолженности—2030 год, а сумму в $674 млн. Интересно, если бы США вынесли во Второй мировой войне основную тяжесть сражений с Германией и понесли бы жертвы, соизмеримые с советскими, то согласились бы они расплачиваться со своим кредитором на тех же условиях, как СССР? Особо следует высказаться о человеческих потерях воющих сторон. Прежде всего, о советских потерях. Сегодня они стали предметом изощренных спекуляций, суть которых следующая. СССР завалил вермахт трупами, благодаря чему выиграл войну. Между тем, по данным группы военного историка генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева в боевых действиях погибло 8,7 млн. советских военнослужащих, из них в немецком плену более 3 млн. Всего же во время войны погибло 26,6 млн. советских людей. Напомним, что численность населения в СССР в 1940 году составляла 194 млн. человек. Однако российский историк и публицист Борис Соколов утверждает, что советские вооруженные силы в годы войны якобы потеряли 26,4 млн. человек, а общие людские потери СССР составили 43,4 млн. человек. Заметим, что Соколов в советские потери включил демографические потери (т.е. тех, кто мог бы родиться, но не родился), а для Германии этого не сделал. При этом Соколов увеличил численность населения СССР в 1941 году до 209 миллионов, что, соответственно, в его расчетах автоматически увеличило число советских потерь. Таких осознанных «ляпов» Соколов в своих расчетах допустил немало. Более подробно о них можно прочитать в статье Владимира Тимакова «Демография победы», опубликованной 09.05.2012 г. в газете «Завтра». Соколов сознательно не принял во внимание, что к осени 1942 году СССР потерял территорию, на которой проживало более 80 миллионов человек. В результате советские призывные ресурсы почти сравнялись с ресурсами гитлеровской Германии. Поэтому реальная возможность «завалить нацистов трупами» у СССР была небольшой. Общие людские потери Германии в войне Соколов оценил всего в 5,95 млн. человек. При этом он утверждает, что Вермахт и части СС якобы потеряли всего 3,95 млн. человек, из них на Восточном фронте - 2,6 млн. человек. Соотношение военных потерь СССР и Германии Соколов оценил как 10,3:1. (Б. Соколов. Цена войны: потери СССР и Германии, 1939-1945). Впечатление такое, что Соколов стремился подогнать число германских потерь под цифру, озвученную Гитлером. Тот в феврале 1945 года заявил, что Германия потеряла убитыми 6 миллионов человек. Возможно, поэтому Соколов отверг данные западногерманского военного историка Р. Оверманса. Тот оценил потери германских вооруженных сил во Второй мировой войне в 5,3 млн. погибших, включая умерших в плену. Однако Оверманс, анализируя донесения о потерях вермахта, выяснил, что в ряде случаев в них использовался понижающий коэффициент «2». Проще говоря, немцы уменьшали свои потери в два раза. Вот тебе и хваленая немецкая статистика. В этой связи перечислим некоторые варианты немецких боевых потерь, которые сегодня предлагаются в Германии. По официальным данным правительства ФРГ, безвозвратные людские потери вооруженных сил Германии в войне определены в 4.192 тыс. чел. Бывший генерал-майор вермахта Б. Мюллер-Гиллебранд определил величину немецких боевых потерь в 4,0 млн. человек. Профессор Гельмут Арнтц считает, что потери (только немцы) германских вооруженных сил во Второй мировой войне составили всего лишь 3.250 тыс. человек. Можно было бы в это поверить, если бы не очевидные факты. Княжна Васильчикова в своем «Берлинском дневнике» в 1943 году писала, что в армию мобилизовали всех, кого только можно. Тогда в Германии была объявлена «тотальная» мобилизация. Кинохроника конца апреля 1945 года показывает, как Гитлер идет вдоль строя мобилизованных подростков и стариков. Всего же в годы войны Германия мобилизовала по разным данным от 17,8 до 19,0 млн. человек. Куда же исчезли эти миллионы? Определенную работу в этом направлении проделал российский историк-экономист А. Козинский. Он сумел аргументировано доказать, что во всех расчетах немецких потерь убитыми и умершими странным образом исчезает около 5,0 млн. военнослужащих Вермахта. (А. Козинский. «История военных потерь во Второй мировой войне: сколько же потеряли убитыми гитлеровские вооруженные силы?»). Генерал-майор В. Гуркин, член комиссии Минобороны СССР по потерям в Великой Отечественной войне в статье «О людских потерях на советско-германском фронте в 1941-1945 гг.» полагает, что безвозвратные людские потери фашистской Германии на советско-германском фронте, включая австрийских, люксембургских, эльзасских, лотарингских, судетских немцев и добровольные формирования из других государств, составили 6.923.700 человек. («Новая и новейшая история», № 3, 1992). Следовательно, соотношение по людским потерям на советско-германском фронте составляет не более чем 1:1,3 в пользу Германии. Такое соотношение потерь подтверждает и анализ людских балансов вермахта и Красной Армии на конец войны. Тогда в вермахте под ружьем оставалось около 7,0 миллионов военнослужащих (33% призванных), а в Красной Армии - 12,8 миллиона (37% призванных). Общие людские потери вооруженных сил Германии во Второй мировой войне по расчетам Гуркина составили 13.448.000 человек, или 75,1% от числа мобилизованных и 46% от всего мужского населения Германии на 1939 год, включая Австрию. Большинство этих потерь немцы понесли на Восточном фронте. Напомним, что только за три недели боев в июне-июле 1941 года вермахт потерял 100 тыс. человек. Таких потерь немцы не несли даже в сражениях с сильнейшей армии Европы, французской. А в СССР нацисты прошли через сражения под Москвой, Ржевом, Ленинградом, Воронежем, Сталинградом, Курском, Киевом и т. д. Эти сражения стали для гитлеровцев подлинной «мясорубкой». Но, по Соколову, подчеркивающему полководческий талант нацистских генералов, получается, что немцы в этих сражениях просто уставали стрелять по русским. Они якобы отходили почти без потерь, спрямляя, как утверждал Геббельс, линию фронта. Вот таким образом, «экономя» патроны, снаряды и людей, нацисты и отступили до самого Берлина? И завершили всю эту эпопею его сдачей? Можно ли в это поверить? Остается напомнить г-ну Соколову, что для любого солдата и офицера вермахта направление на Восточный фронт было самым страшным наказанием. На этом фронте Германия потеряла 72% военнослужащих, 75% танков, 78% самолетов. А каковы же были потери гражданского немецкого населения? Ранее упомянутый проф. Г. Арнтц определил эти потери примерно в 3-3,5 млн. чел. Эта цифра представляется заниженной по следующим соображениям. Арнтц считает, что от бомбежек в Германии погибло 500 тысяч человек. В то же время сам приводит информацию о том, что только в Дрездене от бомб союзников погибло 250 тыс. человек. (Г. Арнтц. Людские потери во Второй мировой войне). Аналогичным образом были уничтожены (на 90%, как Дрезден) ещё пять крупных городов Германии, в том числе Гамбург, Кёльн, Юлих. 56 немецких городов были разрушены бомбежками более чем на 50%. Подсчитано, что на Германию союзники сбросили количество бомб, равное 75 Хиросимам. По данным справочника Japan-Hanbuch, hrsg. Von H/Hammitzsch in Zusammenarbeit mit L. Brull/ 2/ Aufl. Stuttgart, 1984 (стр. 155, 195) в Хиросиме погибло более 260 тыс. человек и свыше 100 тыс. получили ранения. Если проводить аналогию с Хиросимой, то получается, что потери среди мирного населения Германии от бомбежек союзников должны были исчисляться не одним миллионом жертв. Напомним о людских потерях бывших наших союзников: США и Великобритании. Сегодня они позиционируют себя, как державы, внесшие решающий вклад в разгром нацистской Германии. Известно, что Соединенные Штаты потеряли в войне 418 тысяч человек. Но за это они получили весьма солидную материальную компенсацию. США оказались единственной в мире воюющей страной, которая в период войны создала мощный военно-промышленный комплекс и сосредоточила у себя 73% мирового золотого запаса. Напомним, что после Первой мировой войны США также увеличили свой золотой запас с $1,9 млрд. до $4,0 млрд. Если исходить из цены золота, то миллиард долларов 1920 года соответствует современным 55 млрд. долларов. Кому война, а кому мать родна! Великобритания объявила войну Германии в сентябре 1939 года. В 1940 года она направила 300-тысячный экспедиционный корпус на помощь Франции. Однако он, как и 5-миллионная французская армия в считанные недели был разгромлен немцами. После этого Британия сосредоточила усилия на отражении налетов германских бомбардировщиков, самолетоснарядов «Фау-1» и ракет «Фау-2» на Лондон. Основные военные действия Британия вела на североафриканском театре военных действий, а с 1944 года и в Европе. Сегодня британские и западные историки упорно навязывают мнение, что сражение при Эль-Аламейне (октябрь-ноябрь 1942 года, Египет, 106 км от Александрии) явилось решающим сражением Второй мировой войны, определившим её исход. Напомним, что в этом сражении 8-я британская армия под командованием генерала Бернарда Монтгомери численностью 220 тыс. человек при 1100 танках, 750 самолетах и 908 орудиях нанесла поражение немецко-итальянской группировке под командованием генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля численностью 115 тыс. человек при 600 танках, 900 самолетах и 552 орудиях. Британцы в боях под Эль-Аламейном потеряли 13.560 убитыми и ранеными, 332 танка, немцы и итальянцы – 30.542 убитыми и ранеными и 232 танка. Общие же потери Великобритании в войне составили 450 тыс. человек. Говоря о Сталинградской битве (июль 1942 г. — февраль 1943 г.), отметим, что в ней суммарные безвозвратные и санитарные потери воюющих сторон (Красной Армии и вермахта) составили почти два миллиона человек (1,12 млн. советских и 840 тыс. немецких). Известно, что общие безвозвратные потери немцев на Западном фронте составили 340 тыс. человек убитыми. В Курском сражении (5 июля - 23 августа 1943 г.) советской группировке войск, насчитывающей 1,3 млн. чел., 3,4 тыс. танка, 19,1 тыс. орудий и миномётов и 2,2 тыс. самолетов (без учета резервов) противостояла немецкая группировка, насчитывающая 0,9 млн. чел., 2,7 тыс. танков, около 10,0 тыс. орудий и миномётов и 2,0 тыс. самолетов. Общие потери бронетехники под Курском составили более 7, 5 тыс. танков (6,0 тыс. советских и 1,5 тыс. немецких). Заметим, что современные немецкие историки утверждают, что танковые сражения под Курском выиграл Вермахт. Да, советские потери бронетехники были существенно выше немецких. Но они не стали для СССР роковыми. Промышленность их быстро восполнила. А для германских танкистов звезда победы под Курском закатилась окончательно. Не случайно немецкий «танковый гений» генерал-полковник Хайнц Гудериан признавал, что под Курском немецкие бронетанковые войска потерпели «решительное поражение». В результате немцы в дальнейшем не сумели осуществить на Восточном фронте ни одного масштабного наступления с использованием больших групп бронетехники, как это бывало в 1941 и 1942 годах. В завершение напомним, что в апреле-мае 1945 года в операции по блокированию и взятию Берлина с советской стороны принимало участие 1,9 млн. человек, 6250 танков, более 7500 самолётов, с немецкой – 1,0 млн. человек, 1500 танков и свыше 3300 самолётов. Всего же в ходе боевых действий Красная Армия разгромила 640 дивизий Германии и ее сателлитов, в то время когда войска США, Великобритании и Франции – 180.
Вышесказанное дает право заявить, что судьба мира в 1941-1945 годах решалась не под Эль-Аламейном или в Арденнах, а в сражениях за Москву, Сталинград, Курск и Берлин. Не вызывает сомнений, что ни США, ни Великобритания не могут претендовать на решающую роль в разгроме германского фашизма. Возможно, в канун Победы об этом можно было бы не говорить. Однако сегодня озабоченность вызывает политика наших бывших союзников, которые пережив без особых проблем Вторую мировую войну, в наши дни инспирируют региональные конфликты, способные перерасти в Третью мировую войну. Владислав Швед 09.05.2013 | 13:20 Специально для Столетия
Тэги: армия, вермахт, вмв, вов, вов,вмв, восточный, германий, история, красный, ленд-лиз, любознательный, мировой, наука, потеря, россия,ссср,русский, социо-гуманитарные, ссср, ссылка, сталинград, фронт, эль-аламейн, язык С Днём Победы!2013-05-09 12:07:19С Днём Победы! Этот светлый праздник — день победы Великого Советского народа над немецко- ... + развернуть текст сохранённая копия С Днём Победы! Этот светлый праздник — день победы Великого Советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Вечная память и слава нашим предкам сложившим свои жизни за наше благополучное будущее. Низкий поклон ветеранам, сражавшимся на передовой и труженикам, ковавшим победу в тылу. … Продолжить чтение → Тэги: "бук", "буратино", "град", "оса", "с300, "тор", 2013, <<водник>>, <<нона-свк>>, <<точка-у>>, <<ураган>>, брдм-2, бтр-60, бтр-80, екатеринбург, зрк, зрс, мста-с, парад, победа, разное, россия, рсзо, соц, т-80, тигр, тос Политическая доктрина большевизма(истоки, сущность, эволюция, альтернативы: 1903—1929 гг.)2013-05-06 09:05:16 В начале 90-х я учился в докторантуре(постдокторантуре) Санкт-Петербургского государственного ...
В начале 90-х я учился в докторантуре(постдокторантуре) Санкт-Петербургского государственного университета на кафедре политологии. По результатам исследования опубликовал 2 монографии под общим названием "МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА (ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ: 1903-1929 гг.)". Разумеется,что электронной версии книг у меня тогда не было. В начале этого года один добрый человек просканировал мне эти книги, после чего я пару месяцев нудно исправлял ошибки сканирования второй из книг. Вчера ,наконец, я закончил эту тягомотину и поместил текст книги второй - Кн. II. Большевистская концепция демократии (1917—1929 гг.). Часть первая. - в Инете на Яндекс.диске... Надеюсь,через пару месяцев справлюсь с ошибками сканирования и первой книги.... Предлагаю Вашему вниманию аннотацию книги и ссылку на нее... Э.Г.Волков.Политическая доктрина большевизма.doc 1,7 МБ http://yadi.sk/d/vqAbyPyw4a0Yw Волков-Пепоянц Э. Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА (ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ: 1903-1929 гг.). В 2-х книгах. Кн. II. Большевистская концепция демократии (1917—1929 гг.). Часть первая.— Кишинев: Editura «Arc», 1995.—XVI+280 с.(В Интернетварианте 221 с.) В монографии предпринята одна из первых попыток исследовать истоки, содержание, эволюцию политической доктрины большевизма как субъективного фактора формирования тоталитарно-демократического политического режима. Рассматриваются вопросы родословной большевистской концепции демократии (о народнических «корнях» В. И. Ленина; был ли вождь большевизма последовательным марксистом?), причастности марксистской доктрины к тоталитаризму, архипелагу ГУЛАГ. Исследуются метаморфозы и противоречия марксистской и большевистской концепций демократии, причины реализации в России политических идей большевизма. Делаются выводы, актуальные для развития демократии в СНГ, высказываются предостережения по поводу опасности необольшевизма. Для научных работников, политиков, преподавателей, студентов и интересующихся проблемами развития демократии. Тэги: большевизм, большевистский, в.и.ленин, в.ленин, демократия, демократия,свобода,права, доктрина, заметка, и.сталин, история, коммунизм,большевизм, концепция, марксизм, марксистский, мировой, н.бухарин, наука, неангажир., оригинальный, политика(видео, политический, политолог, политология, россия,ссср,русский, социо-гуманитарные, текст, тексты), тоталитаризм, язык
Главная / Главные темы / Тэг «соц»
|
Категория «Пром зоны»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|