? Сейчас принято ностальгировать ... на бутылках в
(5 фото) Copyright ...
... против алкоголизма в
, мы все больше ... кампании в истории
– констатировал, что алкоголизм ...
Штирлиц считал, что запоминается всегда последняя фраза. Прав он или нет, но факт, что из всех массовых кампаний против алкоголизма в СССР, мы все больше всего помним последнюю – 1985 года. Однако и до неё власти СССР как могли вели тяжёлые позиционные бои на фронтах алкоголизации и деградации советского населения.
Так, 19 июня 1972 года в СССР был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». А 30 ноября того же года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «о внесении дополнений и изменений в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы РСФСР». Второй указ усиливал ответственность за «доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения» и «управление транспортными средствами в состоянии опьянения». Нет смысла объяснять, что коли уж даже уголовный кодекс отредактировали по этим пунктам, то это была проблема в масштабах всего государства. Также Указ № 639 определял ответственность «за нарушение правил торговли спиртными напитками», «за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде», за изготовления алкогольной продукции дома и т.д.
И хотя данные указы касались только РСФСР, так или иначе масштабная кампания началась по всей стране. Естественно, очень важную роль в этой борьбе уделялась пропаганде и агитации и, в первую очередь, визуальной пропаганде.
Как известно, важнейшим из искусств для большевиков было кино (роль цирка – дебатируется). Поэтому, естественно, в первую очередь на антиалкогольные указы отреагировал советский кинематограф.
Правда, не художественный, а документальный.
Тут дело, видимо, в том, что производство художественного фильма куда более затратно – и по времени, и по финансам (например, антиалкогольная комедия «Сто грамм для храбрости» вышла только в 1976 году).
Кстати, вы обратили внимание на аннотацию фильма «Ответственность»? «В 12 лет мальчик попал в вытрезвитель». Это не художественный вымысел. Это советский документальный фильм. И мальчик – не обитатель американской ночлежки («американская ночлежка» – хрестоматийный штамп советского агитпропа в рассказах о США), а советские пионер. И фильм этот снят, чтобы показать тенденцию массового детского пьянства в СССР. А то, что это было массовое явление – подтверждает не сам фильм, а Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639.
Поскольку детское и подростковое пьянство к началу 70-х в СССР стало огромной проблемой, кинематографисты привлекли и средства, ориентированное на молодёжь и детей – мультики.
Это были т.н. «мультфильмы для взрослых», но в СССР дети были готовы смотреть любой мультик.
Для создания антиалкогольных фильмов привлекли и режиссёров соцстран. Польский режиссёр Марек Пивовский снял жуткий фильм «Штопор» – это было нечто за гранью, показывавшее, до какого скотства мог допиться человеку. В другое время этот фильм могли бы даже признать антисоветским. Но коли есть Указ, значит это дело правильное.
Ну и конечно обрушился на алкоголиков и пьяниц всесоюзный юмористический журнал «Крокодил».
Тема пьянства вообще была довольно популярной в этом журнале, но после июньского Указа она стала более насыщенной и злой.
Художник постарались изобразить пьяниц настоящими ублюдками. Но, не забудем, что это ведь были советские люди, доведённым до этого состояния самой Системой.
«Крокодил» не ограничивал себя только карикатурами, а для такой темы стал публиковать и фотографии.
Но карикатуры, конечно, превалировали.
Для более молодых, кто не в курсе – 3,62 и 4,12 – это стоимость бутылок водки.
Заодно пнули и импортную алкогольную продукцию. В самом деле – не только же родная отечественная «беленькая» доводила советских людей до алкоголизма. Хотя мне, например, трудно представить, что советские рабочие спивались, налегая на CAMUS или MARTINI.
Всё верно – после смены рабочие бухали. Почти поголовно. А что ещё было делать?
Опять же, тут для молодых и не совсем понимающих нюансы. Иной раз предприятие увольняло таки (с огромным трудом) алкаша, но характеристику ему давало самую лучшую. Ну вот как на карикатуре – это не водка, а томатный сок.
Забавно, но тема тяжёлого понедельника появилась не во времена «офисного планктона».
Там в углу сидит «Кефир», если кто-то не может прочитать надпись. Это безусловно дикое явление в советском кафе – чтобы посетитель не употреблял алкоголь.
Это о ночной подпольной торговле водкой. Кстати, каждый советский человек знал, где ночью купить водку. А вы знаете? Конечно – у таксистов.
А ведь это типовой советский человек. Ну не то чтобы единственный типаж. Но весьма распространённый.
Это – антисоветская пропаганда? Нет – это карикатура в советском журнале «Крокодил» за 1972 год.
Ну и закончим на этом, наверное.
Нечего и говорить, что все этим миллионы рублей, брошенные на борьбу с пьянством и алкоголизмом, не принесли желаемых результатов. И к 1985 году доклад учёных Новосибирского Академгородка – который, собственно, и дал старт новой, и последней, антиалкогольной кампании в истории СССР – констатировал, что алкоголизм и пьянство стало ещё более масштабным явлением, чем в 1972 году, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».
https://newsland.com/user/4297805012/content/sovetskaia-borba-protiv-pianstva-i-alkogolizma-ili-stroiteli-sotsializma/5728184