Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Свадьбы в СССР. Как это было2017-02-14 19:04:02+ развернуть текст сохранённая копия Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР… Гражданский брак Период СССР – достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции. Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью. Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка. Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке. «Красные свадьбы» В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония. «Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год). Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией… Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х – начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками… Холостяцкий налог После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну. Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком. Букет роз В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться. Родственникам и друзьям было рекомендовано дарить небольшие подарки. Невесту поздравляли розами, жениха – гвоздиками. Если на свадьбе гуляли дети, то они должны были быть одеты в школьную форму. Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию. Почетная миссия В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным). Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности. Брачная индустрия Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов – «на свадьбу». Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке – теперь для них работали фирма «Весна», «Ювелирторг», «Цветторг», управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т. д. Свадебный обряд был поставлен на поток. Жениху и невесте в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась книжка, которая называлась «Приглашение». По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары. Например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца. Выкуп и хлеб-соль В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и пр. Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. В пул подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. Так что оккупированный толпой жених покрывался холодным потом уже на подступах к дому. Выкрутиться помогали друзья, которые стали делать заготовки в виде дешевого шампанского и коробок конфет. Комсомольские свадьбы Если же в брак вступали два комсомольца, то молодожены могли рассчитывать на дотацию от ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи). Подобные свадьбы назывались «комсомольскими». Ну а так как комсомольцами в ту пору были почти все поголовно, то и дотации от комитета комсомола на свадьбу могли получить практически все. Естественно, и тут не обходилось без «любимчиков»: если ты был на хорошем счету на предприятии, являлся передовым работником, а еще лучше работал в самом комитете, то и помощь было получить намного легче. Иногда жениху и невесте давали автомобиль: простых людей на регистрацию возили на «Москвичах», блатных – на черных «Волгах». Кольца взаймы Когда денег на свадебные наряды не было вообще, то одежду заимствовали у друзей. Частенько у друзей брали не только платья, костюмы и обувь, но и кольца. Выйдя из ЗАГСа, молодожены снимали чужие кольца и возвращали знакомым. Иногда свои им удавалось купить только спустя несколько лет. Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь такому тамаде не приходилось находить подход к каждому гостю. Он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы. Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый – атташе». После распада СССР сильное влияние на свадебный обряд оказали зарубежные традиции. Когда постсоветское телевидение скопом запустило бразильские и аргентинские сериалы, в моду вошли церемонии на открытом воздухе, в молодоженов стали бросать рисом, гостей кормили у шведского стола, в морозилке долгое время стал храниться кусок свадебного торта с шоколадными фигурками жениха и невесты, а свадебное путешествие по морям и странам стало обыденным делом… источник http://ussr-kruto.ru/2015/07/10/svadby-v-sssr-kak-eto-bylo/ Тэги: #история, #ссср, #ссср#история, #фото, историю, сталин, страна, ушедшая Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: "Сочетаются законным браком...."2017-02-14 06:54:191 ноября 1959 года в Ленинграде, в великолепном особняке на Английской набережной, 28 (тогда ... + развернуть текст сохранённая копия 1 ноября 1959 года в Ленинграде, в великолепном особняке на Английской набережной, 28 (тогда набережная Красного Флота) был открыт первый в СССР Дворец бракосочетания. Новость об этом событии моментально облетела всю страну, которая кроме строгих ЗАГСов ничего не знала. Это было очень необычное и действительно важное для советских граждан событие. 1 ноября 1959 года ровно в 12 часов дня перед Калашниковыми Вадимом Иосифовичем и Людмилой Васильевной под звуки марша Мендельсона распахнулись двери торжественного зала Дворца бракосочетаний. Все было скромно – платье без кринолина, колечко одно на двоих и по-комсомольски сдержанный поцелуй. Но можно представить, какими счастливыми чувствовали себя молодожёны! Ленинградский дворец бракосочетания или "Дворец счастливых” до 1917 года был особняком великого князя Андрея Владимировича Романова. После Великой Отечественной войны в здании располагалось проектное бюро. А к открытию Дворца здание оформили в подобающем, "советском”, стиле: на столе, покрытом красной скатертью, стоял бюст Ленина, на стенах висели портреты членов политбюро. Над всем этим возвышалась кафедра, так же выкрашенная в красный цвет с гербом Советского Союза. Само собой, в первый в стране Дворец мечтали попасть многие женихи с невестами. 1963 год. По словам некоторых свидетелей свадеб того времени, посещение ленинградского Дворца с непосредственном «участием» в церемонии даже входило в программу пребывания финских туристов в северной столице. 60-е годы, обычную советскую невесту привезли на место регистрации брака. Конечно же, на самом "торжественном” автомобиле –"Чайка”. А это уже подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе. Кстати, с 50 годов, в целях увеличить рождаемость в стране, советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, которые желают жить в «гражданском браке» и чувствовать себя холостыми оно накладывало налог. А семьям, наоборот, помогало: государство приветствовало каждый новый брак и даже выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья. Говоря о традиции непосредственно церемонии бракосочетания, стоит отметить, что несмотря на повальную «стандартизацию», в республиках бывшего Советского Союза сохранялись свои народные и религиозные обычаи: в Таджикистане даже спустя 40 лет после победы советской власти никто не мог видеть лица невесты во время церемонии. В некоторых регионах многонационального Союза свадебный ритуал выглядел очень ярко и колоритно. Например, грузинская невеста должна была уметь не только остановить коня на скаку, но и при необходимости его оседлать. А в Прибалтике – наоборот, жених должен был впечатлить невесту, помыв ей ноги. Молодежь, в свою очередь, тоже пыталась всячески разнообразить свадьбу: считалось, что дабы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям – чтобы уберечь белые туфли жены от грязи. Интересная подробность о «брачной» терминологии: обозначать сожительство «гражданским браком» начали относительно недавно. В советское время гражданским браком назывался брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло…). По-существу в СССР было всего два вида брака: гражданский и церковный… Чтобы окончательно не запутаться во время последней переписи в России ввели обозначения двух видов браков: «гражданский» и «официальный». источник http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post334840441/ Тэги: #история, #ссср, #ссср#история, #фото, историю, сталин, страна, ушедшая Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Маршрутные такси в СССР2017-02-10 12:25:03Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у a_dedushkin в Маршрутные такси Фото нач. 1960-х гг. Пушкинская площадь. ЗИМы тоже маршрутками бывали. Фото 1939 г. У главного входа ВСХВ. И такие маршрутки были. Фото 1945 г. А. Гаранина. Пушкинская площадь. Между двухэтажным троллейбусом и трамваем - маршрутное пассажирско-грузовое такси на базе ГАЗ-ММ. Вот они же: Фото 1947 г. Thomas D Mcavoy. Стромынка. А потом пришла эпоха РАФиков: Фото 1969 г. До того, как провели метро, отсюда можно было доехать на маршрутке до Коломенского. 10 копеек (до 15-ти подорожало позже). Фото 1972 г. Ю. Абрамочкина. Манежная улица. Сапожок. И вот ещё такой снимок. Без маршрутки, но зато пепелац-катамаран знатный!:) Фото 1970 г. Г. Чеснокова. Агрегат для нанесения дорожной разметки. Тэги: #история, #ссср, #ссср#история, #фото, историю, сталин, страна, ушедшая Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА:Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате2017-02-09 18:06:51Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у marinagra в Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате Продолжаю цикл "Путешествия по СССР" – рассказы об удивительном времени, когда еще не было цифровых фотокамер, когда можно было запросто отправиться на церковный праздник в КАРПАТСКУЮ ДЕРЕВНЮ, когда фотолюбителя средь бела дня могли забрать "органы" всего лишь за то, что он фотографировал ОДЕССКИЙ ПОРТ, когда заезжий москвич мог в одиночестве поехать в горный дагестанский аул Кубачи. Передаю слово моему отцу, фотографу с 55-летним стажем и автору представленных слайдов, Анатолию Сироте (turnepsik). Слайды сделаны в 1977 году на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM, производство ГДР. Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i. . Раннее утро в Кубачах Осенью 1977 года я поехал из Москвы на научную конференцию в Махачкалу и выкроил время так, что до начала конференции у меня был один свободный день. И в этот день, рейсовым автобусом из Махачкалы, я отправился в горный аул Кубачи. . Раннее утро в Кубачах Почему именно в Кубачи? Первоначально я полагал, что на Кавказе существовало много аулов, сохранивших свой исторический облик. Но затем в Москве в Ленинской библиотеке я нашел какую-то старую книгу и из нее с удивлением узнал, что аул Кубачи и до революции считался уникальным памятником средневековой архитектуры. Точно также я считал, что "до исторического материализма" было много аулов, в которых народные мастера создавали традиционные изделия из металла. Но оказалось, что изделия кубачинских мастеров - от оружия и военных доспехов до украшений - всегда пользовались особой славой. Теперь, когда мое путешествие осталось в далеком прошлом, благодаря интернету о Кубачах можно без труда узнать много удивительного. Пишут, что кубачинцы считают себя потомками 40 семей оружейников, которых персидский шах выписал «из земли франков». Или вот, например: "Среди наиболее знаменитых работ кубачинцев называют двурогий шлем Александра Македонского, щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию – набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории. С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти". ( http://daglegenda.blogspot.de/2012/03/blog-post_9615.html) . Итак, заранее выяснив, что автобус из Махачкалы в Кубачи совершает один рейс в день, я, со своим верным ФОТОАППАРАТОМ "КИЕВ", отправился в горы на этом стареньком дребезжащем автобусе в сопровождении десятка местных жительниц, завернутых в платки. . Автобус должен был проехать около 160 км на юг от Махачкалы и поднять нас на высоту 1800 метров. Он полз и полз вверх по плохой дороге, несколько раз в нем что-то ломалось, шофер останавливал встречные машины, обсуждал поломки с другими шофёрами, они очень охотно ему помогали, даже подарили какую-то деталь, вместе с ним чинили двигатель, и мы поднимались все выше, выше, выше по серпантину. В полдень остановились в каком-то ауле и вся компания - женщины в платках, шофер и я – сели за деревянный дощатый стол под развесистым деревом, съели одно и то же блюдо, немного отдохнули и поехали дальше. . Наконец, когда уже начало темнеть, мы въехали куда-то и, судя по тому, что автобус остановился, а все женщины и шофер вдруг исчезли, я понял, что мы попали в Кубачи. И как-то сразу стало очень темно, потому что никакого освещения не было, кроме ярких звезд. Но звезды были невероятно яркие – я никогда, ни до, ни после, таких звезд больше не видел. Итак, я остался один на темной улице, вокруг стояли очень высокие каменные стены, и где-то далеко чуть-чуть светился огонек. Я пошел на этот свет. . Оказалось, что это окно телефонной станции. Симпатичный мужчина, сельский учитель физики, заменял куда-то исчезнувшего сотрудника. Он соединял, вставляя штырьки в коммутатор, председателя сельсовета с секретарем партийной организации. Они спорили о том, чьи люди должны разгружать прибывшую еще днем машину с серебром для местного художественного комбината. "Давно бы сами вдвоем разгрузили, – ворчал учитель, - а они вот уже час как спорят". Не переставая вставлять штырьки, он первым делом осведомился, нет ли у меня маркизета. Только на следующий день я понял, почему это его так интересовало - все женщины в ауле были закутаны в белоснежные маркизетовые платки. . . Учитель рассказал мне о Кубачах много интересного, о чем будет речь впереди. Он угостил меня вкусным домашним печеньем, которое, по-моему, было сделано на бараньем сале, и посоветовал постучаться к школьной сторожихе: на полу школы лежат матрасы, и я смогу на них переночевать. Я нашел эту сторожиху, она открыла мне дверь школы, на полу действительно лежали матрасы. Чудесно! Я улегся и сразу же услышал… как кто-то ползет по крыше. Я решил, что это грозные обреки, и вот сейчас что-то начнется! Потом стало тихо, я попытался заснуть, и тут шаги на крыше повторились. Так я мучился всю ночь и только утром узнал, что по шиферной крыше ползали голуби и почему-то производили ужасный шум. Каким образом голубь может создать такой шум, я не знаю, но спал я очень плохо. Утром я попросил у сторожихи кусок хлеба (еды я с собой не захватил), а она в свою очередь попросила меня сфотографировать ее пятилетнего сына, которого еще никто никогда не фотографировал. Я выполнил ее просьбу и прислал ей потом из Москвы слайд с маленьким фильмоскопом. Портрет сына школьной сторожихи Вечером учитель физики мне рассказывал, что в каждой семье есть своя сокровищница - комната, где хранятся дорогие вещи, и там могут встретиться музейной ценности экспонаты, например, старинные китайские фарфоровые вазы. Это семейные реликвии, которые посторонним не показывают. Вот если бы вы привезли маркизет, - вздохнул он, - вам могли бы показать сокровищницу. Когда сторожиха дала мне кусок хлеба, она тоже спросила, нет ли у меня маркизета. "Если у вас был бы маркизет, вам дали бы взамен что-нибудь красивое из серебра!" Я поинтересовался, где берут это маркизет. Оказалась, что его продают в Москве, в ГУМе. Я заверил ее, что в следующий раз непременно приеду с маркизетом и спросил, есть ли у нее сокровищница? Она отвечала: я живу одна, у нас бедная семья, какая у нас сокровищница? Но я все же упросил ее и увидел несколько замечательных кувшинов и... китайские термосы. Термос она, очевидно, тоже воспринимала как некое сокровище, потому что в тех краях термос было редкостью. Сокровищницу сторожиха разрешила сфотографировать. На этом мы с ней распрощались, и я отправился гулять по аулу. Сокровищница в доме школьной сторожихи Сокровищница в доме школьной сторожихи Как, в отличие от других аулов, могли уцелеть Кубачи, существующие с раннего средневековья? Почему древние стены аула пощадили вражеские нашествия и землетрясения, почему смешанные браки не уничтожили эту малочисленную этническую общность? Вот ответ учителя физики, к которому я обратился с этими вопросами. "Да, вражеские нашествия много раз прокатывались через наши места. И вокруг все горело и разрушалось. Но Кубачи не тронули ни разу, потому что мы были арсеналом. Кубачинцы делали не только украшения, но и прекрасные клинки. Кто же будет разрушать свой арсенал? Наши предки были люди беспринципные и делали клинки любому завоевателю, поэтому ни один завоеватель их не трогал. Все аулы вокруг разрушали, а Кубачи - нет". . Что касается землетрясений, то от них спасало очень интересное сооружение. Оказывается, у этого горного гнезда, которое прилепилось к скалам, имеется общий для всех домов фундамент. Он состоит из огромных древесных стволов, которые кубачинские строители откуда-то притащили. Эти деревья были погружены в раствор из особой глины, который готовили, разминая ее руками до тех пор, пока глина не приобретала консистенцию сметаны, и в ней не было ни одного даже самого мелкого камешка. Эта сметанообразная глина и послужила скрепляющим раствором для древесных стволов. Когда происходили землетрясения, общий фундамент изгибался, но не ломался, и дома не разрушались, поэтому все кубачинские постройки стоят тут веками. (Примечание: еще об удивительной технике традиционного строительства на Кавказе читайте в комментариях kiczune к этой записи.) . Что касается сохранения этнической общности (хотя учитель физики такого выражения не употреблял), то кубачинцы всегда женятся на кубачинках. "Кубачинцы живут по всей России, вплоть до северных городов, - сказал мой собеседник. - Но мы знаем, кто где живет, и вообще о каждом мы знаем все. Когда приходит пора создавать семью, мы посылаем особых людей, которые находят молодых, сводят их вместе, знакомят". В ответ на мой недоуменный вопрос: "ну как же так, они ведь могут не понравиться друг другу!" было дано такое разъяснение: "Понимаете, в ауле семья живет у всех на глазах очень-очень давно, и про каждую семью заранее известно, чего от этих людей можно ожидать. И мы подбираем пары не просто так, а понимаем, кому кого предложить". Вот такой привет генетикам и хранителям семейных традиций! Время от времени вся семья съезжается на семейный совет, если происходит какое-то важное событие – рождение, свадьба, похороны – и решает, кто из многочисленных братьев и сестер останется в ауле беречь семейный очаг. Он остается в доме и хранит его, как это делали предки. А остальные разлетаются по всей стране. Так кубачинцы сохраняют свой аул! По-видимому, таким хранителем очага и был мой радушный собеседник. (Могу добавить, что в конце 70-х годов в Кубачах было 1 800 жителей, сейчас, по сведениям Википедии, аул населяет 3 000 человек.) . . . Я фотографировал улицы, по которым ходили, в основном, женщины. Иногда они несли какие-то узлы, а за ними шли налегке мужчины: руки горца всегда должны быть свободны, чтобы он мог дать отпор недругам. . . . Наблюдая за местным бытом, я понял, что узкое длинное горло кувшина для воды – очень полезная вещь. Когда идешь по горным тропинкам, вода из такого кувшина не выплескивается. С коромыслом не будешь ходить по таким крутым дорогам! Обычно ведь дома стоят на горе, а родник находится где-то внизу, и к нему надо спускаться. Женщины спускаются с кувшинами к роднику и обсуждают все новости, закутавшись в свои маркизетовые платки. . Дома в Кубачах, как это характерно для горных селений Кавказа, построены на крутом склоне, чтобы легче было защитить аул. В старину в ауле было пять башен с толстыми стенами. В башнях постоянно находился отряд воинов, всегда готовых отбить нападение врагов. До наших дней дошли три башни, частично превращенные в жилища. . Двух- и трехэтажные дома лепятся один над другим так, что плоская крыша нижнего дома служит террасой верхнего. Их часто сравнивают с каменным водопадом или с лестницей в небо. На соседней горе строится новый поселок с домами в традиционном стиле. Кубачинцы рассказывали, что построить новый дом стоит огромных денег, счет идет буквально на каждый камень. . В оформлении домов преобладает синий цвет. (Примечание: Как объясняет alise84, кубачинцы предпочитали синее, потому что это цвет мусульман-суннитов. Точнее, небесно-голубой, но такую краску не всегда достанешь. Синим принято окрашивать купола мечетей, но в СССР мечети не строились, поэтому горцы красили в синий цвет жилые дома.) . . . В горах трудно найти дерево, а ведь зимой в этих каменных домах холодно, надо топить! Жители ищут любую хворостину, тащат ее в поселок и складывают дрова в нижних этажах домов, хотя это опасно: если случится пожар, люди не успеют выскочить. "Живем, как на бочке с порохом", - сетовал учитель. Хвороста не хватает, поэтому топят еще и кизяками - лепешками из навоза, смешанного с соломой. Женщины в своем белоснежном маркизете лепят руками кизяки и приклеивают к стене дома, чтобы они сохли на солнце. Вот такой горючий материал для печек! Сохнущие кизяки . Изготовление кизяков Погуляв по улицам, я решил, что надо попытаться сфотографировать аул издали и направился на расположенное на соседней горе мусульманское кладбище. Я начал делать снимки с могильными плитами на переднем плане, сфотографировал мавзолей с флагами. (Примечание: Как поясняетalise84, флаги на мавзолее - знак того, что это машхад или мазар,то есть место погребения шахида. Раньше это слово не было связано напрямую с террором и означало "человек, посвятивший себя вере, живший праведно, совершивший хадж, авторитет в богословских вопросах".) Вдруг я заметил, что с гор ползет плотный туман, и понял, что надо срочно спасаться, иначе я вообще не смогу спуститься на равнину! Я вернулся в посёлок и стал спрашивать, не пойдет ли вниз какой-нибудь транспорт. (По дороге в Кубачи из Махачкалы я пытался выяснить, когда автобус пойдет обратно, но безуспешно - возможно, автобус ходил не каждый день.) И тут какой-то парень (разумеется, осведомившись, нет ли у меня маркизета) предложил: а хотите, я свезу вас вниз на самокате? Я согласился. Оказалось, что самокат - это доска с двумя колесами. Он взялся за вертикальную доску, которая была спереди, а я уцепился сзади за его плечи, и мы помчались, срезая петли серпантина, на дикой скорости, подпрыгивая на огромных камнях. Это было одно из самых ужасных переживаний в моей жизни! Довольно круто, я за него держусь, почему мы не падаем - непонятно. Камни объехать невозможно, самокат подпрыгивает, подпрыгивает… На этом страшном самокате мы спустились ниже в какой-то другой аул, где уже никакой старины не было, но на площади стояло несколько машин. На мусульманском кладбище Мавзолей на мусульманском кладбище Я попросил моего благодетеля: поговори, чтобы меня взяли. А он отвечает: лучше ты поговори. Почему? Ну, русский они все понимают, а я другого народа, и я говорю по-русски хуже, чем ты, а на своем языке я говорить с ними не должен, иначе я все только испорчу. Я понял так, что жители нижнего аула не поймут кубачинца и будут к нему недоброжелательны. Это же Дагестан – в каждом ауле свой язык. Я подошел, поговорил, шоферы согласились меня взять. Я съехал вниз на шоссе Дербент – Махачкала, где мне удалось остановить междугородний автобус. Мягкие сидения, играет музыка, хорошо одетые пассажиры… так путешествие, которое началось на самокате, закончилось на комфортабельном междугороднем автобусе. . Мусульманское кладбище в Кубачах Я приехал в Махачкалу, где устроители конференции уже волновались, куда я пропал. Я им с гордостью сообщил – а я как раз успел к открывающему конференцию банкету – где я побывал, и что я только что вернулся. Они ответили: ну что ж, хорошо, что вы вернулись, а ведь вы могли вообще не вернуться. Покачали головами и многозначительно переглянулись. Позднее я узнал, что этот туман был не просто так туман, а какое-то очень неприятное и опасное погодное явление. В махачкалинском аэропорту отменили все рейсы, и многие участники конференции не смогли вовремя прилететь. Так что я очень правильно сделал, что спустился с гор, хотя и пришлось рисковать, разъезжая на самокате! Тэги: #история, #ссср, #ссср#история, #фото, историю, сталин, страна, ушедшая Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой2017-02-09 18:04:55Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у marinagra в Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой Продолжаю цикл "Путешествия по СССР". Мы остаемся на Северном Кавказе и перемещаемся из Дагестана в Чечню. Передаю слово моему отцу, фотографу с 55-летним стажем и автору представленных слайдов, Анатолию Сироте (turnepsik). Слайды сделаны в 1969 году на цветной обращаемой пленке ORWO COLOR, производство ГДР. Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i. Селение Харачой. Слайд 1969 года С конца 1960-х годов я несколько раз участвовал в работе ученых советов и научных конференций в Грозном, столице ныне не существующей Чечено-Ингушской АССР. В то время издательство «Искусство» уже начало выпускать знаменитую "желтую серию" - библиотечку путеводителей «Дороги к прекрасному». Многим читателям, вероятно, знакомы эти карманного формата книжечки в мягких обложках ярко-желтого цвета. Одна из них - "В стране вайнахов" (В. И. Марковин, 1968 год) - рассказывала об архитектуре и природе Чечни и Ингушетии. Из этой только что вышедшей книжечки я и узнал о двух достопримечательностях в дальних окрестностях Грозного: "Голубом озере" Кезеной-Ам и башенном комплексе Эрзи. Селение Харачой. Фото, сделанное по просьбе любознательного пастуха. Слайд 1969 года В книжечке сообщалось, что когда после завоевания Чечни Александр II в 1871 году осматривал свои вновь обретенные владения на Кавказе, к Голубому озеру специально проложили дорогу, которая до сих пор называется царской. Первоначально сроки на постройку дороги были определены в несколько лет. Но Александр II сказал: вымостите дорогу серебром, но сделайте! Тогда на строительство вышли 5 тысяч человек и дорогу сделали менее, чем за год. Мне, естественно, захотелось и самому посмотреть, что же показывали императору. Грозный был в 60-е годы тихим провинциальным городом, где мирно уживались «дети разных народов», и я смело отправился к Голубому озеру в одиночку - на попутках. Я легко добрался до селения Харочой, где и «застрял»: машин, идущих наверх, не было очень долго. Пастух на окраине селенья немедленно заинтересовался моим сменным видоискателем и спросил, что я делаю этим «маленьким магнитофоном». Благосклонно выслушав мои объяснения, пожелал быть сфотографированным. Здесь и далее: озеро Кезеной-Ам. Слайды 1969 года Наконец, меня согласился подвезти здоровенный мужик с огромной черной бородой, форма которой напоминала лопату. Типичный моджахед, но в те блаженные времена и слова-то такого никто еще не знал. Бородач сказал, чтобы я залез в открытый кузов его машины, где я с трудом разместился: кузов был доверху заполнен мешками с мукой. И какими! Для того чтобы обхватить огромный мешок из плотной светло-коричневой ткани у меня "не хватало" рук! К тому же, мешки были заполнены «под завязку», так, что даже ухватиться толком было не за что. Почему он меня не посадил в кабину, я не успел задуматься: машина на большой скорости сразу же помчалась вверх по горной дороге со множеством поворотов, а я со страхом вжимался в мешки, противоборствуя центробежным силам, норовившим сбросить меня в пропасть… Тем не менее, это опасное путешествие окончилось благополучно: я добрался-таки до Голубого озера и насладился его безлюдной красотой. На обратном пути мне представилась возможность перекусить в маленьком ресторанчике в том самом Харачое, где судьба свела меня с Бородачом. Я разговорился с местными ребятами, и они меня спросили, как я поднимался вверх, кто меня вез. Узнав о Бородаче, они принялись хихикать. Я спросил их, в чем дело, и постепенно выяснилось, что этот шоферюга никогда «не просыхает» - он всегда пьян! Когда я вернулся в Грозный и устроители конференции узнали от меня о красотах Голубого озера, они начали выезжать на Кезеной-Ам и показывать озеро гостям. Великое дело – справочная литература, и она тогда только входила в моду! Справка: Высокогорное озеро Кезеной-Ам на границе Чеченской республики и Дагестана - самое большое и глубокое озеро Северного Кавказа, его поверхность — 2,4 км², глубина достигает 74 м, протяженность с севера на юг — 2 км, а с запада на восток — 2,7 км, высота над уровнем моря 1862 м. От Грозного до озера Кезеной-Ам около 90 километров, путь занимает примерно два с половиной часа на автомашине. Последние 20 километров дорога проходит по горному серпантину, с которого, как сообщают путеводители, открываются живописные виды на горные ущелья. Свое знакомство с архитектурой вайнахов я начал в том же 1969 году со средневековых сторожевых башен. Грозненский коллега предложил мне, вместе с еще одним москвичом, съездить в его родное село и по пути осмотреть несколько башен. Увы, и башни в Аргунском ущелье, и сторожевую башню близ чеченского селения Шатой сразу же после нашего приезда скрыл плотный туман. Мне удалось сделать лишь пару слайдов. (Зато нас угостили мясом свежезарезанного ягненка под чесночным соусом, что, на мой вкус, превосходило ухищрения европейских рестораторов, с которыми я познакомился позднее.) Так началась цепь неудач, которые преследовали меня в течение многих лет при попытках фотографировать башни вайнахов, о чем и пойдет рассказ далее. Сторожевая башня близ селения Шатой. Слайд 1969 года Справка: Сторожевые башни помогали чеченцам охранять свои земли от набегов кочевников. При приближении опасности в башне зажигали костер. Ночью костер был виден издалека, а днем в него подбрасывали сырые ветки, чтобы пустить густой дым. Так сигнал об опасности доходил - от башни к башне - до самых отдаленных районов Чечни всего лишь за один-два часа. Сторожевая башня на въезде в Шатой пострадала в 2000 году во время военных действий. Сейчас она заботливо отреставрирована и посещается туристами. Сторожевая башня близ селения Шатой. Слайд 1969 года ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ Другие истории цикла "Путешествия по СССР" Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате "Как меня брали в Одессе". Воспоминания старого фотографа. Часть 1 "Как меня брали в Одессе". Воспоминания старого фотографа. Часть 2 Слайд-фильм "Праздник в селе Криворивня" Тэги: #история, #ссср, #ссср#история, #фото, историю, сталин, страна, ушедшая
Главная / Главные темы / Тэг «сталин»
|
Категория «Закон»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|