Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «старообрядческий»
Пробежка по Кумыске до мемориала Венгерское кладбище (Саратов, 21.04.17) 2017-04-22 07:43:41
... пробежка состоялась от Старообрядческого кладбища до захоронения ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Тэги: афиша, венгерское, гора, достопримечательности, еврейское, забег, захоронение, кладбище, кумыска, кумысная, лысая, немецкое, поляна, пробежка, путешествия,, саратов, саратова, старообрядческое
Правила старообрядческой кухни. 2015-03-18 17:31:22
... пассажи образцом старообрядческой кухни. старообрядческие согласия придерживались ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В XVII веке после церковного раскола приверженцы старой веры пытались сохранить свои традиции не только в религиозной жизни, но и в быту. На старообрядческую кухню это наложило ограничения — отказ от употребления определенных продуктов и использование разной посуды для своих и чужих. Кухня старообрядцев как бы законсервировалась на последующие столетия. По сути, за малыми исключениями, это дошедший до нас без особых изменений срез русской кухни середины XVII века. Естественно, она состоит строго из скоромной и постной еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшеничный. В большом количестве употребляются картофель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой. В мясоеды в общинах старообрядцев ели баранину, свинину, говядину. В пищу шли охотничьи трофеи — дикие козы, олени. Ели мясо жареным и тушеным, мясные щи, суп, похлебку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с печенью, студень и другие блюда. По постным дням (средам и пятницам) пища была скромнее: хлеб, блюда из муки, появившийся в XVIII веке картофель с растительным маслом или «в мундире», капуста, постные щи, суп, ботвинья с луком, кисель, разные каши. В пост пекли пироги с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами и овощными начинками. <…> Не было, пожалуй, другого писателя, лучше знавшего и изобразившего быт раскольников, чем Мельников-Печерский. Это как раз тот случай, когда говорят: самый страшный черт — это бывший ангел. С 1847 года Павел Иванович Мельников (принявший позднее литературный псевдоним Андрей Печерский) служил чиновником особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе, а с 1850 года — в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе относился необыкновенно ревностно, был «административным донкихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Прославился как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нем слагались песни и легенды — например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены). Однако, досконально изучив раскол, писатель изменил свое отношение к нему. Целый ряд его произведений («В лесах», «Гриша» и другие) — это своеобразная энциклопедия нравов старообрядцев, сложившихся к концу XVIII — середине XIX века. «Выпили по чашке чаю, налили по другой. Перед второй выпили и закусили принесенными отцом Михеем рыбными снедями. И что это были за снеди! Только в скитах и можно такими полакомиться. Мешочная осетровая икра точно из черных перлов была сделана, так и блестит жиром, а зернистая троечная, как сливки — сама во рту тает, балык величины непомерной, жирный, сочный, такой, что самому донскому архиерею не часто на стол подают, а белорыбица, присланная из Елабуги, бела и глянцевита, как атлас». Как видите, все весьма благообразно. Даже зернистая троечная... Кстати, не подумайте, что это значит «так себе, на троечку». Дело в том, что белужью зернистую икру лучшего сорта до появления железных дорог отвозили в Москву и другие места на почтовых тройках тотчас после посола. Оттого и звали ее «троечной». Конечно, было бы преувеличением считать процитированные пассажи образцом старообрядческой кухни. Основная масса людей питалась гораздо скромнее. Тот же Мельников-Печерский, описывая деревенские порядки, дает совсем другую картину: «Но теперь Великий пост, к тому ж и лесованье к концу: меньше двух недель остается до Плющихи, оттого и запасов в зимнице немного. Петряйкина стряпня на этот раз была не очень завидна. Развел он в очаге огонь, в один котел засыпал гороху, а в другом стал приготовлять похлебку: покрошил гулены, сухих грибков, луку, засыпал гречневой крупой да гороховой мукой, сдобрил маслом и поставил на огонь. Обед разом поспел». Ну а в жизни наверняка все было как-то посередине — ни странно смотрящейся в религиозной среде роскоши, ни чрезмерных самоограничений. Студень с хреном, солонина, щи со свежим мясом, лапша со свининой, пироги с говядиной, баранина с кашей — в большинстве обеспеченных старообрядческих домов эти блюда составляли основу питания. В семьях гостей угощали сбитнем, замененным позднее чаем. Этот обычай до XIX века сохранился по городам в купеческих домах, куда не совсем еще проникли новые обычаи, по скитам и вообще у сколько-нибудь зажиточных простолюдинов. На сладкое предлагали так называемые заедки — конфеты, пастилу, разные пряники, орехи грецкие и миндальные, фисташки, изюм, урюк, варенье, финики, яблоки свежие и моченые с брусникой. Впрочем, были у старообрядцев и существенные отличия от «традиционной» кухни. Посты соблюдали все христиане — и никониане, и староверы. Единственно, старообрядцы блюли их строже и в определенные дни не вкушали не только масла, но даже вареной еды — практиковалось сухоядение. Чем же конкретно отличался раскольничий рацион от общерусского? Отдельные старообрядческие согласия придерживались почти ветхозаветных понятий «чистое — нечистое». Членистоногие, моллюски, кролики, а также бобры не входили в рацион особо ревностных христиан. (Кролик — «копыт нет и жвачку не жует».) Кое-кто, подобно иудеям, не употреблял и не употребляет скумбрию, налима, миногу, угря и осетра, так как это бесчешуйные рыбы, запрещенные еще в Ветхом Завете. Также до сих пор некоторые согласия (беспоповцы, неокружники) не едят картофель, не пьют чай и кофе (беспоповцы). Вообще, чай плохо приживался в староверской среде, но купцы чайный обычай все же укрепили. И сейчас в старообрядческом мире на религиозные праздники и поминки никогда не подадут «современную» еду: жареную картошку, бутерброды, салат оливье, курицу гриль. На столе будет лапша, пироги, блины, щи, каша, запеканки, жареная рыба, грибы, мед. Если это поминки, то и, скорее всего, не будет мяса. Но обязательно предложат «сыто» — крепкий манный пудинг, нарезанный на кусочки по числу гостей и едомый в конце трапезы, когда все встают и поется «Со святыми покой» (именно «покой», а не «упокой»). «Поесть досыта» — возможно, это и означало «поесть до вкушения сыта». Что символизировало манну небесную и будущую жизнь. Из книги: Ольга Сюткина, Павел Сюткин. Непридуманная история русской кухни. — М.: Астрель: CORPUS, 2011. ertata
Тэги: быт, бытие, бытие., домоводство., еда., интересное, история, история., кулинария., культура, кухня, раскольники, россии, россии., русская, староверы, старообрядцы, старообрядческая, традиции
Выставка про староверов 18-20 века. Гомель. РБ 2014-07-28 05:06:16
... , когда-то крупнейшего старообрядческого центра (Ветка ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Одно из помещений дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей используется под выставки. Нам повезло попасть на выставку, посвященную староверам - быт, иконы, творчество - это фонды музея в Ветке, когда-то крупнейшего старообрядческого центра (Ветка совсем рядом с Гомелем). Совершенно потрясающие иконы, книги, одежда, узоры, ткацкие станки, а главное - нам достался эскурсовод, который сам ездил в фольклорные экспедиции по деревням староверов всего района, лично с ними общался, записывал истории, столько всего увлекательного рассказал. Я многое пересмотрела в своих представлениях о Ветке и ее "выгонках" благодаря этому юноше. Он, кстати, пытался взять за индивидуальную полуторачасовую экскурсию... 4 доллара. Честно говоря, у меня по художественным произведениям типа графа Салиаса де Турнемира сложилось впечатление, что Ветку царь активно ненавидел, старался разрушить, сжечь и истребить под корень, ведь туда бежали все крепостные в поисках новой жизни. И что это была именно религиозная война. Так-то оно так, да не совсем. Так называемых "выгонок" Ветки было много. Богатые староверы каждый раз "почему-то" успевали благополучно разбежаться по другим деревням. А один раз им даже разрешили разобрать главную церковь и переправить ее по реке к новому месту жительства. Вот эту В общем, похоже, что бывших крепостных действительно "гоняли", т.е возвращали на родину, а вот сами староверы особенно никого не волновали, и истреблять их никто не собирался. И на религиозную войну не тянет. Жили в Ветке весьма и весьма состоятельно, занимались кораблестроением, книгопечатанием, позже прославились иконописью. Книги были почти в каждом доме - при том, что один только переплет стоил дороже коровы Дорогое удовольствие - книги. Но и в плане одежды не бедствовали. Вот вам повседневный женский наряд - по строгости недалеко ушел от мусульманского, по цене тоже, как вполне себе богатой мусульманки одежда А вот и необычный Николай. С точки зрения канона он смотрит на беса за левым плечом того, кто молится у иконы. В народе образ прозвали Никола Косой. Экскурсовод рассказал, как объясняла смысл иконы одна старушка-староверка - дескать, грешна она, весьма грешна, оттого святому противно на нее смотреть и он косится в сторону, а вот как отмолит она свои грехи, как очистится - в тот же миг станет Николай смотреть прямо ей в лицо :) Обратите внимание, как отличаются иконы этой школы Богатый оклад - не бедствовали староверы, повторюсь Но при случае могли староверы и сэкономить. Если один святой помогает от того, а другой привлекает это, то неплохо заказать одну икону, где изображены они оба. А еще лучше - целая толпа. Или четыре полезных для дома и семьи сюжета на одной доске. Цена ниже, а все покровители разом имеются Серафима Саровского сами староверы не чтили никогда. Но заработать хотелось, потому на заказ для России писали, кого скажут. Вот "заказная" икона, не для себя Переходим к быту. Экспозиция освещала культ хлеба, проходящий через всю жизнь. Особенно меня впечатлили гробы, которые делались на каждого члена семьи заранее еще при жизни, а чтобы пустой гроб не притянул к себе покойника, засыпались зерном и культурненько стояли в избе. Рубашку с красными вышитыми узорами невеста надевала на свадьбу. Если она была невестой младшего сына, то после свадьбы, входя в дом, передавала ее свекрови... на смерть. Да-да, тонкий такой намек - вырастила последнего сына и до свидания, дорогая мама. Чай, гроб уже дожидается, зерно можно и высыпать... Все узоры вышивки имеют значение. Заодно можете попрактиковаться в белорусском языке - много ли поймете А вот и экспозиция, посвященная ткачеству. Станки работают
Тэги: (с), выставка, гомель, гомеля, дворец, дороги, достопримечательности, летят, музеи, ночь, паскевичей, румянцевых, снова, староверов, староверы, старообрядческая, церковь
Улицы Гомеля. РБ 2014-07-18 04:02:51
... из фондов старообрядческого музея в ... поехали в действующую старообрядческую церковь. ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Мы с Иваном давно хотели съездить в Гомель, как в белорусский город, настроенный более по-русски, чем достаточно западные Брест-Гродно. Гомель по численности населения второй после Минска, тоже почти разрушенный во время войны и заново отстроенный по плану, тоже просторный, чистый - и очень "туристический". Много гостиниц самого разного уровня, много ресторанов (и они просто отличные), внятные указатели, достойно оформленные достопримечательности - в общем, туристу сплошное удовольствие. Но насчет старины, повторюсь, не очень - одна-единственная усыпальница (очень красивая) и несколько зданий начала 20 века - в общем-то и все. Живописный парк при усадьбе Паскевичей - мосты, лебеди, набережная - мы гуляли и днем, и поздно вечером. Дворец Паскевича - главный музей-усадьба, место разнообразных выставок В парке у дворца православный собор и его часовни А так же в отдельном помещении святой источник Гуляем по центру Одно из главных административных зданий - городской совет Памятник архитектуры. До того, как стать почтой, здание было купеческим доходным домом Замечательный указатель на очень симпатичный ресторан Стилизация очевидна - СССР и "Место встречи" Возвращаемся в парк В домиках живут лебеди Вид с моста на обе стороны реки Здесь же на набережной чудесный ресторан Прованс в соответствующем стиле Неизбежное напоминание о войне Усыпальница Паскевичей с часовней Вот к этому памятнику мы подошли уже в ночи, и приятельница, которая водила по городу, уверяла, что это Ленин. Иван усомнился, но мы вдвоем его переубедили (мне тоже показалось - Ленин). На следующий день Иван потребовал вернуться к памятнику при солнечном свете и... и ой... не Ленин :) Мы попали в музей, где выставлялась экспозиция из фондов старообрядческого музея в Ветке (близко к Гомелю). Наслушались и насмотрелись, поехали в действующую старообрядческую церковь. Товарищи! Православные нынешние - это еще не ортодоксы - их просто не с теми сравнивали :) Но это отдельная история, а церковь выглядит так
Тэги: (с), гомель, гомелю, дороги, достопримечательности, летят, музеи, набережная, ночь, паскевичей, поездка, прогулка, снова, старообрядческая, усадьба, храмы, церковь
Могла ли выжить в России экономика на честном слове? Старообрядцы. Закат могущества 2011-09-19 23:38:48
... множество старообрядческих храмов, ... История российского старообрядческого экономического чуда, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Могла ли выжить в России экономика на честном слове? Старообрядцы. Закат могущества Алексей Норкин
На рубеже XIX и XX веков крупнейшие купцы-старообрядцы приобрели невиданный вес и влияние в обществе. Их уважали не только за огромные капиталы, но и за удивительное стремление к нововведениям в промышленности.
На деньги старообрядцев была построена первая в России аэродинамическая труба и предшественник автомобильного ЗИЛа – завод АМО. Поразительно, как люди, готовые умереть за идеалы старой веры, весь уклад жизни которых был ориентирован на давнее прошлое, в экономике внедряли самые новые и передовые технологии. Настоящий парадокс: борясь за старое, стремиться ко всему новому. Для чего и почему?
Вспомним, что со времен церковной реформы XVII века староверам приходилось выживать, находясь во враждебном окружении, под давлением властей, противостоять репрессиям, опираясь исключительно на собственные силы.
Деньги давали гарантию независимости обособленного мира старообрядцев. Чтобы полностью обезопасить его, денег нужно было все больше и больше, а значит, работать надо было лучше и лучше, внедрять самые передовые способы производства, наращивать капитал, чтобы еще лучше защитить свою веру.
В мятежном 1905 году вышел знаменитый манифест о веротерпимости. Революция подвела черту под противостоянием старообрядцев и официальной власти.
За указом последовал период, названный золотым веком старообрядчества. В короткий срок по всей стране воздвигли множество старообрядческих храмов, ширилось движение беспоповства, еще более возросла деловая активность предпринимателей. Например, на Урале вся частная промышленность оказалась в руках староверов, а все государственные заводы – под их контролем.
Но золотой век оказался недолог. Избавившись от давления властей, подобравшись к самым вершинам экономического могущества, старообрядчество лишилась главного объединяющего начала – враждебного окружения, репрессий, с которым требовалось бороться. Прошедшие огонь и воду старообрядцы пасовали перед медными трубами…
В начале ХХ века большинство влиятельных старообрядцев выглядели и вели себя как и все остальные российские богачи. Исчезли из обихода длинные бороды и купеческие поддевки, появились современные европейские одежды. Религиозные ограничения исполнялись уже далеко не так тщательно, как раньше. Многие почувствовали вкус сомнительных удовольствий, и даже стали курить, что еще пару десятилетий назад казалось немыслимым. Их миру больше ничего не угрожало, к чему тогда пустые хлопоты и лишения?
Многие из богачей «забыли» об общественном происхождении капиталов, которыми распоряжались. Вместо того, чтобы как и прежде направлять их на дела угодные богу и благодатные для единоверцев, они строили себе в Москве настоящие дворцы, вызывавшие зависть даже у представителей царствующей династии. А заводчик Гучков, к примеру, попросту присвоил деньги Преображенской общины.
История российского старообрядческого экономического чуда, построенного на обязательности и доверии, закончилась в 1917 году. Но даже если бы и не произошли в российском государстве тогдашние трагические события, вряд ли «экономика на честном слове» смогла бы выжить значительно дольше. 31.08.2011 Опубликовано 18.09.2011 в рубрике «Культура, искусство, история»
Постоянный адрес этой статьи: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-48518/
Тэги: 8906, беспоповство, веротерпимость, ветка, демократия,свобода,права,правосудие, деньги, екатерина, исторический, история, капитализм, купец, ликбез, любознательный, манифест, мировой, россия, россия,ссср,русский, ссылка, старовер, старообрядец, старообрядческий, чудо, экономика, экономический, язык
Главная / Главные темы / Тэг «старообрядческий»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|