Медный тюнинг от Дмитрия Тихоненко. Статья на ЯМ
Статья на Ярмарке Мастеров
Знакомьтесь, Дмитрий Тихоненко из Минска. Занимается он ремонтом бытовой техники, а на досуге создает шедевры, которым позавидуют многие мастера стимпанка.
Тюнинг холодильников и электроплит — это, скорее, увлечение, ставшее визитной карточкой Тихоненко. В отдельную комнату, где стоят работы Дмитрия, пускают далеко не каждого. Знали бы рядовые клиенты Тихоненко, какие чудеса он умеет создавать, наверняка бы ахнули. Мы разговариваем, сидя за окованным медью столом, рядом стоит медная плита, медная кофе-машина, микроволновка.
«Увлечение металлом началось еще в армии, когда служил на Северном флоте в Баренцевом море. На корабле много деталей из меди, которые тебе регулярно приходится драить. Постепенно это переросло в привычку, — улыбается Дмитрий. — Первые поделки из меди были немудреными — украшения для дембельского альбома: буквы, корабли… А если копнуть еще глубже, мой отец всю жизнь работал слесарем, причем был настолько хорош в своем деле, что ставил на свои изделия именное клеймо. Это считалось высшим пилотажем на заводе, деталям, сделанным руками отца, даже не надо было проходить ОТК».
«От бабушки мне остался рабочий холодильник, выбрасывать его было жалко, решил „обновить“, — рассказывает Дмитрий. — Следующей была микроволновка, после — плита… Если кто-то отдыхает в барах, за бильярдным столом, то я шел в мастерскую».
«Приходит мне однажды письмо на электронную почту: ребята из Москвы увидели мои работы и пригласили на фестиваль стимпанка. Я им отвечаю: ребята, вы ошиблись, никакой я не панк… — смеется Дмитрий. —
Уже после разобрались, я почитал литературу, посмотрел фотоотчеты со встреч стимпанкеров и понял: это мое».
Как вы уже, наверное, поняли, Дмитрий Тихоненко — человек основательный, поэтому вскоре он создал белорусский сайт, посвященный стимпанку, и, по сути, стал одним из главных движителей этой культуры в нашей стране, при этом оставаясь по-своему уникальным. Если у большинства стимпанкеров основная цель — создать образ, бутафорский костюм, то у Дмитрия каждая вещь, которую он изготовил, функционирует. На шее у мастера висят защитные очки, или, как их еще называют, «гоглы», на поясе — кожаный фартук, в таких его постоянно можно увидеть за станком, так что на стимпанк-вечеринки он приходит в повседневной рабочей одежде.
«Каждая кнопка, каждый рычажок за редким исключением работает и выполняет определенную функцию, — рассказывает Дмитрий, показывая свои изделия. — Мало того, я стараюсь, чтобы вещь была не только красивой, но и удобной, а также ремонтопригодной. Для этого, например, в плите сделал смотровое окно, открыв которое, можно увидеть, что происходит в духовке».
Процесс изготовления любого изделия состоит из нескольких этапов. На первом этапе выкраиваются и вырезаются заранее размеченные части изделия, потом они проходят предварительную сборку для того, чтобы каждую составляющую подогнать по размеру. Если все части встали на места, они демонтируются и готовятся к следующему этапу. Если же нет, подгоняются или переделываются мастером. Затем каждая деталь подвергается предварительной шлифовке и обезжиривается.
При необходимости металл патинируется — искусственно состаривается. После длительной сушки изделий все части собираются вместе, и уже в самом конце после монтажа осветляются до нужного мастеру оттенка с помощью шлифовки.
Дмитрий Тихоненко до мелочей продумывает каждое изделие, все детали, создавая неповторимые предметы, которыми очень удобно пользоваться каждый день. Его произведения стимпанковского искусства — тот самый случай, когда красота не требует жертв.
«Это одна из первых моделей плоских телевизоров. Корпус у нее был традиционный — серебристый пластик, и меня это совершенно не устраивало, так как дома у нас все в желтом металле. Больше года он пылился в коробке, пока я за него, наконец, не взялся. Теперь телевизор в медном „чехле“, все кнопки рабочие (их дизайн был позаимствован у духовых музыкальных инструментов). Единственная бутафория на нем — расположенный рядом с клавишами змеевик, это просто украшение. Потом добавил к телевизору чехол для DVD-проигрывателя, колонки, сделанные из старой „Радиотехники“. Колонки сверху в виде раструбов тоже рабочие. Мой знакомый занимается рупорной акустикой, и я сделал их точно по его чертежам».
Кофе-машина создавалась одновременно с телевизором и постепенно развилась в большой проект. К ней добавилась барная стойка, сделанная по спецзаказу. Сверху располагаются емкости для напитков. Снизу несколько полок, каждая из которых несет свою определенную функцию. На первой лежит медный поднос, на второй хранится посуда, причем эта посуда подогревается специальным устройством.
Ну и, конечно, телефон. Его все замечают сразу. Несколько лет назад жена Ольга подарила Дмитрию Nokia 6670, который после долгого и кропотливого труда превратился в настоящее произведение искусства.
«Металл экранирует сигнал, и больше всего мне пришлось повозиться с выводом антенны, — рассказывает мастер. — Но и эту проблему удалось решить. Результат поражает: каждая из кнопок рабочая, мы лично проверяли».
На каждом из изделий Дмитрий ставит именное клеймо и прикрепляет особую табличку с номером, в котором зашифровано сразу несколько важных для него параметров. Мастер тюнинговал холодильники, микроволновки, вытяжки, кофе-машины, телевизоры, мойки…
Очередным проектом мастера, работающего с медью, стала кофемашина.
— На создание этой машины я потратил два месяца и считаю, что это лучшая моя работа, — признается Дмитрий. — В первую очередь потому, что делал все по своему уму — товарищ, для которого этот проект создавался, в творческий процесс не вмешивался.
Как и в предыдущих работах Дмитрия, практически все элементы конструкции кофемашины рабочие. Каждый рычажок, вентиль и датчик функционален.