Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «столыпину»
Петр Столыпин: «Господа, нужна вера…» (часть 1) 2011-09-16 19:52:41
... собственность рассматривалась Столыпиным как универсальный ... устроения, Столыпин фактически предложил ...
+ развернуть текст сохранённая копия
stoletie.ru/print.php?ID=100944 Продолжаем дискуссию о реформах премьер-министра Российской империи П.А. Столыпина Смущение умов продолжало нарастать в 1906 и в 1907 годах. Ожиданиями коренных изменений оказались проникнуты даже консервативные слои: крестьянство, духовенство, дворянство. Под привлекательными лозунгами всеобщего равенства и свобод русский народ призывали к сокрушению старого мира, к избавлению от «теней прошлого», к свержению самодержавия, «грабежу награбленного», к революционному насилию и террору. Первым человеком, кто публично на всю страну возвысил свой голос против такого безумия, к которому стали прислушиваться, и в которого стали верить, стал новый царский премьер П.А. Столыпин. Взамен грезам революции он предложил обществу путь черновой работы, исправления самих себя, путь всегда неудобный, предполагающий стояние в правде, но тот самый «узкий путь» через «тесные врата», к которому призывал Христос. «Первый путь, - напоминал Петр Аркадьевич евангельскую истину, - это ровная дорога и шествие по ней почти торжественное под всеобщее одобрение и аплодисменты, но дорога, к сожалению, в данном случае не приводящая никуда… Второй путь - путь тяжелый и тернистый, на котором под свист насмешек, под гул угроз, в конце концов все же выход к намеченной цели. Для лиц, стоящих у власти, нет, господа, греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности». Достойным ответом на революционные утопии стал новый правительственный курс. Его соавтор и ведущий проводник, первый министр империи - П.А. Столыпин, предложил иную линию развития страны, он призвал идти в будущее через соединение настоящего с прошлым, через синтез новых государственных идей с национальным опытом и традицией страны: в политике – интеграция самодержавной власти и нарождающихся демократических институтов, в экономике – многоукладное аграрное хозяйство, с государственно-рыночным механизмом перераспределения земли, в духовной жизни – возрождение православия и патриотизма в условиях национальной терпимости и религиозных свобод. По убеждению реформатора, беспочвенные преобразования, преобразования, органично не вплетенные в ткань народной жизни, неизбежно ведут к разрушению самой жизни, делают человека уязвимым и слабым в решении собственных социальных проблем. Камнем, поставленным царем и Столыпиным во главу угла обновления империи стал великий земельный проект. Правительственная аграрная реформа открыла дорогу новым социальным движениям, способствовала ускоренному процессу образования новых классов, традиций и интересов. Она запустила в действие трудовую энергию десятки миллионов крестьян, которым предстояло не только освоить земли, но в течение 20 лет «перемолотить» всю русскую действительность. «Все улучшения в местных распорядках в суде и администрации, - говорил П.А. Столыпин в программном выступлении перед третьей Государственной думой, - останутся поверхностными, не проникнут вглубь, пока не будет достигнуто поднятие благосостояния основного земледельческого класса». Реформу пришлось начинать в революционное время, и правительство не могло не опасаться, что запущенные ей социальные процессы станут неуправляемыми, что у власти, сосредоточившей свои усилия на усмирение волнений, не будет хватать знаний и сил вовремя и правильно решать возникающие проблемы. Наступил тот самый критический период в истории государства, который Столыпин назвал периодом «усиленного роста». Революция показала, как опасна задержка этого роста. Чтобы решиться на его стимулирование в условиях общественных потрясений, правительству необходима была не только сильная воля, но и крепкая вера в возможность преображения страны. «Господа, нужна вера, - обращался Столыпин в декабре 1908 г. к депутатам III Государственной думы. - Была минута, и минута эта недалека, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в эту минуту лишь вера Царя в силу русского пахаря и русского крестьянина». Новое аграрное дело волей неволей переводило центральную и местную администрацию в творческий режим работы, оно стало школой обучения, обкатыванием нового гражданско-гуманного подхода к народной жизни, фактически стало школой формирования креативной, ответственной, даже в какой-то степени демократической по стилю управления бюрократии. По словам землеустроителя А. Кофода, в течение многих лет исколесившего с ревизией все губернии, где проходило землеустройство, «пришли новые, сногсшибательные времена в замок спящей красавицы», под названием местная бюрократия. «Конечно, это дело (разверстание – Д.С.), – вспоминает землеустроитель, не пошло бы без коренных изменений в составе персонала. Изменений, начавшихся уже зимой 1907/08 года». Следует напомнить, что введение крестьянской поземельной собственности, как это ни парадоксально прозвучит, обусловило не разрушение общественного, а его развитие в старых и новых формах коллективизма. Часто употребляемое в научных исследованиях выражение «разрушение общины» не самая подходящая характеристика для сложных процессов, происходивших в деревне под влиянием аграрной реформы. Кстати, сам Столыпин редко его использует и не всегда в положительном смысле. В этом смысле вернее говорить о перестройке земельных отношений, понимая под перестройкой двусторонний процесс распада и созидания: община разделялась на жизнеспособные частные хозяйства, которые в свою очередь становились строительной основой для новых общественных союзов. Причем все это происходило не только без социально-экономических потерь, но сопровождалось стабильным развитием русской деревни. Явления социальных пустот, хаоса и энтропии, которые неизбежно вызывают процессы разрушения, фактически не наблюдались. Все протекало органично: нежизнеспособное старое постепенно умирало, а то, что от него отделялось, росло и занимало его место. Важным эволюционным элементом в аграрной реформе стало постепенное поэтапное вхождение крестьянина в права полного собственника. Сначала крестьянин мог укрепить за собой землю без выдела в натуре, потом размежевать ее как личную собственность и, наконец, заполучить свою землю в частную собственность с небольшими ограничениями в отношении адресата ее возможной продажи. Владение собственностью, по убеждению Петра Аркадьевича есть естественное право человека, определяющее его социальную и личную значимость. «Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты, - писал 23 октября 1907 г П.А.Столыпин Л.Н.Толстому, - как то: чувство голода, половое чувство и т. п. и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею. Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному и, главное, к бедности». Эта социально-этическая защита частной собственности еще раз подтверждает, что для реформатора важно не только кому и как принадлежит земля, но и какие духовные, нравственные силы будут разбужены ее владением. «Собственность, - говорил он во II Государственной думе, - имела всегда своим основанием силу, за которой стояло и нравственное право». Укрепляя институт частной крестьянской собственности, Столыпин давал возможность самому крестьянину «свободно, без опеки располагать своими духовными силами». Иначе говоря, частная земельная собственность рассматривалась Столыпиным как универсальный элемент традиционного общества, который применительно к крестьянству сможет способствовать реализации его духовного потенциала. И в этом смысле межевая граница, беспрерывно проводимая землеустроителями по всей стране от Балтики до Дальнего Востока, вычерчивая границу групповой, единоличной и государственной земли, создавала русскому крестьянину то поле трудовой ответственности, на котором можно было взрастить и собрать не только зерновой, но и духовный урожай. Последнее было куда важнее первого. Ведь Столыпин понимал, что, укрепляя середняцкое хозяйство, сдерживая в процессе аграрной реформы образование фермерских и крупных товарных хозяйств, он волей-неволей замедляет развитие сельского хозяйства по интенсивному пути. Но экономический интерес уступил место соображениям высокого порядка. Будущее России заключено не в громадных, но не бездонных природных ресурсах, а в ресурсе духовном, по словам Столыпина, - в «сокровище неисчерпаемом, которое нерасточимо», в прикосновении к которому человек черпает силы и обретает удачу. Этот ресурс столыпинскому правительству удалось активизировать, опираясь на трудолюбие крестьян и их хозяйственную заботу о родной земле. Именно здесь находилась и точка возврата России к нормальной жизни, и начало ее пути к новым вершинам. «Здоровому человеку, - писал философ И. Ильин, - труд нужен, как воздух, как уважение к себе самому, как радость, как молитва… Тот, кто трудится, участвует в жизни богосозданной ткани мира: он содействует ее постижению, ее развитию и ее полному расцвету». И здесь уместно вспомнить, что во многих странах Запада разрушение общины оставило кровавый след в их исторической судьбе. Это и чудовищное огораживание в Англии, где людей предпочитали овцам, превращая общинные земли в скотоводческие латифундии, это и бессовестные спекуляция, и ростовщичество с землей, как во Франции, где мелкий крестьянин земли становился рабом банковского каптала. Наконец, это и «благополучная» Америка, где фермерство стало своего рода оккупацией индейского запада, сопровождаемое геноцидом аборигенов. Даже «идеальная» Пруссия заплатила за этот переход массовой пролетаризацией страны. По европейским часам Россия явно запаздывала с расставанием с общиной, но зато условия для земельной реформы здесь были свои – особенные. «Некапиталистый» помещичий класс, промышленники, еще слабо заинтересованные в земельной приватизации, бюрократия, не имевшая ни власти, ни большого интереса в решении местных земельных дел, наконец, сами крестьяне с их общинной психологией явно не собиравшиеся конкурировать друг с другом в борьбе за земельный ресурс, - все это неповторимое своеобразие русской действительности создавало реальную возможность провести земельную реформу в России спокойно, без крови, избегнув западных ошибок и преступлений. Столыпинская аграрная реформа стала достойным ответом и выходом не только на вызов революционного кризиса внутри страны, но и на вызов мировой экономики, где только инициативный хозяин, способный к хозяйственной смекалке и творчеству, готовый сопрягать свои деловые усилия с усилиями других предприимчивых земледельцев, имел реальные шансы на успех. Русская деревня из статичного, замкнутого и задавленного общиной мира превращалась в открытую, динамично развивающуюся систему, и, что самое замечательное, все эти преобразования проводились Столыпиным в формате национального самосознания, с опорой на базовые социальные институты: семью, трудовой коллектив и русский этнос, что в свою очередь делало русский опыт модернизации не только уникальным, но и выигрышным в мировом разделении труда. Столыпин знал русское крестьянство еще до революционного брожения, и не только по западному краю, но и по своим подмосковным и приволжским поместьям. Это знание было не продуктом изучения сухой экономической статистики, а взглядом изнутри, взглядом, способным многое понять и принять в жизни крестьянина. Известно, что во время хозяйственной инспекции в 1899 года поволжского имения супруги, он каждый раз сообщает в письмах домой о посещении церквей соседних с имением деревень, о беседах с местными священниками. Это было типично для Столыпина открывать и познавать деревенский мир в его духовной сердцевине. «Вы все, господа, и верующие, и неверующие, - обращался Столыпин к депутатам III Государственной думы, - бывали в нашей захолустной деревне, бывали в деревенской церкви. Вы видели, как истово молится наш русский народ. Вы не могли не осязать атмосферы накопившегося молитвенного чувства, вы не могли не сознавать, что раздающиеся в церкви слова для этого молящегося люда – слова божественные». Отсюда проистекала и главная ставка Столыпина в выборе движущей силы реформы - ставка на духовные силы народа. «Меня вынесла наверх волна событий – вероятно, на один миг! – писал он Л.Н. Толстому в ответ на его обличения аграрной реформы. - Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую люблю, как любили ее в старину, как же я буду делать не то, что думаю и сознаю добром?» И продолжает далее: «А вы мне пишете, что я иду по дороге злых дел, дурной славы и, главное, греха. Поверьте, что, ощущая часто возможность близкой смерти, нельзя не задумываться над этими вопросами, и путь мой мне кажется прямым путем». Для Петра Аркадьевича вопрос воздействия земельной реформы на религиозную и нравственную жизнь русского крестьянина всегда оставался первостепенным. Без православия как духовной доминанты русского общества, по убеждению реформатора, немыслима одушевленность новообразующих социальных форм и отношений. Поэтому и земельные преобразования были направлены на раскрытие и «распрямление» религиозного потенциала крестьянства, зажатого и деформированного в сельской общине. Семя добра уже посеяно Богом в крестьянине, надо только помочь ему вырасти. К началу XX века община в значительной мере утратила функции социального амортизатора. В сельской местности находилась многомиллионная масса неустроенных крестьян, которые, по выражению Столыпина, легко могли расстаться «с привычным политическим мировоззрением», отодвинув «исторические инстинкты на задний план». К тому же промышленная модернизация, сопровождаемая массовыми сезонными миграциями трудового крестьянства в город, не только способствовала разрушению замкнутости общины, но, что особенно заметно в условиях экономических кризисов, создавала новые, нетрадиционные для русской деревни формы и методы социальной борьбы. Стихийно формируемая модернизацией эта революционная сеть вхождения деревни в город, так «расширяла» сознание крестьянства, что зачастую развращала их души, убивая веру в Бога и царя. Исторгая здоровые элементы крестьянства, уже в значительной мере зараженного революционным брожением общины, той самой общины, которая нанесла мощный разрушительный удар по частной собственности помещиков в 1902-1905 гг., удаляя эти элементы на изолированные от деревни хутора, столыпинское правительство тем самым выключало их из взаимодействия с духовно поврежденной человеческой средой. Чтобы спасти крестьян внутри их деревенского мира требовались годы и годы, пришлось бы растратить огромные силы часто в никуда и без толка, преодолевая косность, лень, пьянство, предвзятое отношение к священству, полиции, начальству, к земельной собственности и предпринимательству. Такое завязание в общинном болоте было опасно и гибельно для страны. Царское правительство решило, прежде всего, строить новый мир на новой земле, с новой школой, с новыми формами церковной и общественной жизни. Вот почему параллельно с хуторским строительством из европейской зоны, пораженной революционной радиацией, где во многих местах уже были свиты целые гнезда социализма и безбожия, миллионы крестьян переселяются в Сибирь и на Алтай. В этих малозаселенных краях, не отравленных бездуховным дурманом больших городов, и сельской земской школой, как на обетованной земле можно было все начать по-другому. В итоге организованный царем и Столыпиным массовый исход крестьянства из обжитого центра на далекие целинные земли Сибири и Алтая стал для крестьян своего рода нравственной закалкой и стимулом к росту живого религиозного чувства. Вера во Христа позитивно структурировала сознание переселенцев, пробуждала в них сверхсознательные мотивы в рискованном движении на Восток, в утомительной борьбе с природой, в терпении «суровой, однообразной» пуританской обстановки переселенческой жизни. «После страшной встряски Россия, несомненно, переживает сильный экономический и нравственный подъем… - докладывал Столыпин государю. - Сибирь растет сказочно: в безводных степях (Куландинска), которые два года тому назад признавались негодными для заселения, в несколько последних месяцев выросли не только поселки, но почти города. И прорывающийся из России в Сибирь смешанный поток богатых и бедных, сильных и слабых, зарегистрированных и самовольных переселенцев – в общем, чудный и сильный колонизационный элемент. Прибавлю, элемент – крепко монархический, с правильным, чистым, русским миросозерцанием. «Мы верим в Бога, верим в Государя, просим: дайте нам церковь, дайте школу» – вот общий крик всех сибирских переселенцев. В каждом селе нас встречали многолетием Вашему Величеству, везде просили передать царю-батюшке о любви народной…» Так из поземельной крестьянской собственности, из переселенческого участка зауральского новосела - из чувства хозяина родной земли, как из малого семени, постепенно вырастало и крепло здание новой России. Будущее величие страны создавалось не на песке отвлеченных экономических теорий, вне контекста нравственного состояния общества, а на камне веры – с опорой на духовный ресурс. Разрастание крестьянства землею осуществлялось в русском православном духе, посредством крестьянского трудолюбия, с ориентиром на общественные, семейные ценности и идеалы. Именно на этот традиционализм аграрной реформы указывал народным избранникам П.А. Столыпин в своей знаменитой речи. Не в мессианском и имперском смысле говорил он о великой России, но в контексте познания России самой себя, ее возвращения к родным истокам, к здравому смыслу, на собственный национальный путь. Основой такого возрождения, по мысли Столыпина, и должна была стать межевая черта, делавшая русского крестьянина хозяином своей земли. В этой способности видеть великое в малом заключено ещё одно уникальное качество Столыпина как выдающегося государственного деятеля. Из записки Столыпина царю о результатах инспекционной поездки в Сибирь и Поволжье. 1910 г.: «Если идея землеустройства не везде дала уже обильные всходы, то повсеместно брошены ее семена; если в крестьянском быту не произошло решительного переворота, то в нем уже совершается глубокий сдвиг; и если землеустройство немного еще дало, то оно многое сулит России». В расколотом революцией русском обществе христианская установка на дела милосердия и на помощь «всем нуждающимся и обремененным» являлась единственной возможностью избежать грядущей катастрофы. П.А. Столыпин был убежден, что только таким путем духовной и социальной солидарности богатых и бедных, знатных и простых, сильных и слабых и можно исцелить настоящую и грядущую Россию от социализма и безбожия. "Нельзя укрепить больное тело, питая его вырезанными из него самого кусками мяса; - утверждал он во второй Государственной Думе, - надо дать толчок организму, создать прилив питательных соков к больному месту, и тогда организм осилит болезнь; в этом должно, несомненно, участвовать все государство,все части государства должны прийти на помощь той его части, которая в настоящее время является слабейшей. В этом смысл государственности, в этом оправдание государства, как одного социального целого». Таким образом, Столыпин распространяет высший принцип сострадательной любви на государственный организм. Сильные придут на помощь слабым не только по зову сердца, или в силу личной и корпоративной выгоды, но и в виду осознания себя частью единого гражданского. этнического и религиозного целого. В свою очередь это требовало от государства быть не просто социальным регулировщиком общественных потребностей и интересов, но и в соответствии с общенациональными ценностями и идеалами взращивать воспитывать сами эти потребности и интересы. Законы, налоговая и кредитная политика, народная «приватизация», социальные ссуды, школьное образование и миссионерско-просветительская активность Церкви – это те воспитательные средства и инструменты, с помощью которых государство собиралось воздействовать на идеальные и естественные человеческие потребности, воздействовать так, чтобы они в своем раскрытии и развитии не разделяли, а соединяли русских людей. Наряду с аграрными преобразованиями ключевым направлением правительственной работы стала модернизация монархической политической системы. С этой целью был осуществлен целый комплекс мер тактического и стратегического характера: от совершенствования работы местного самоуправления, распространения его на новые группы населения и территории, до укрепления административной вертикали и согласования работы исполнительных и законодательных учреждений. Модернизация монархии мыслилась Столыпиным не как ослабление монархии, а как перераспределение ее сил, ее прав и обязанностей с целью достижения лучшего управленческого эффекта и возвышения личного авторитета самого самодержца. По убеждению премьера самодержавие играет важнейшую роль в сбережении русской цивилизации. «Ведь Верховная власть, - напоминал Петр Аркадьевич забытые истины в стенах Государственной думы, - является хранительницей идеи русского государства, она олицетворяет собой ее силу и цельность, и если быть России, то лишь при усилии всех сынов ее охранять, оберегать эту Власть, сковавшую Россию и оберегающую ее от распада». Без монархии, - говорил Столыпин уже в частной беседе чиновнику МВД С.С. Онгирскому, - Россия «рассыплется как карточный домик». Из такого консервативного понимания государства и вытекало неприятие принципа парламентаризма, который, по убеждению Столыпина, ведет к утрате единоначалия в государственном управлении и возникновению параллельной власти, когда Дума и корона выступают как два разных носителя верховной власти и два независимых друг от друга источника ее трансляции в управленческие структуры. « ... государство, - утверждал Столыпин в ответ на подобные политические утопии, - есть один целый организм и что если между частями организма, частями государства начнется борьба,то государство неминуемо погибнет и превратится в “царство, разделившееся на ся”». Отвергая парламентаризм, как и вообще преклонение перед западным либеральным строем, Столыпин в то же время оставался бескомпромиссным противником пороков и беззаконий в национальной структуре управления, главным из которых по-прежнему оставался бюрократизм. Чтобы преодолеть это удручающее явление русской жизни председатель правительства обращается за помощью к представительным учреждениям. Как вспоминал бывший пермский губернатор И.Ф. Кошко. «Он (Столыпин. – Д.С.) высоко ценил контроль Государственной думы в области финансов и считал этот контроль единственным способом для целесообразного и по назначению расходования сбираемых с народа средств. Даже контроль над деятельностью администрации он считал необходимым, особенно у нас, где чувство законности еще так поверхностно; но он боролся против злоупотребления этим правом, когда оно делалось средством для партийной расправы с противником и когда факты извращались». Сама идея партийного способа принятия решений в парламентском режиме была глубоко чужда нравственной натуре Столыпина. Сохранилось письмо, написанное им супруге еще в период губернаторства в Саратове, где дается нелестная оценка складывающейся в России либеральной политической культуре: «У меня в кабинете, - писал он супруге Ольге Борисовне, - многие из них (партийных людей – Д.С.) хорошо настроены, но гипноз публики, властью царствующих идей, делает их людьми не свободными, а рабами. Если бы я был политическим деятелем, то боялся бы всего более тирании и деспотизма партии, так как трудно служить одновременно партии и правде». Укрепляя же в противовес парламентаризму самодержавное начало русской государственности, П.А. Столыпин пытался удержать русскую политику в нравственных координатах. Подтверждением к этому мнению могут служить и слова из обращения Столыпина к сельским жителям Саратовской губернии, опубликованного в губернских ведомостях накануне его министерского назначения: «Стремление Царя – правда и добро; - разъяснял в обращении к крестьянам губернатор, - В этом отношении Государь стоит вне и выше всех партий». Отвергая парламентаризм и конституционализм как чуждые исторической традиции принципы государственного устроения, Столыпин фактически предложил новую, но глубоко национальную модель государственного устройства, которую сам называл представительной монархией. Эта модель еще не была описана в теории, реформатор не раз подчеркивал, что она находится в процессе становления и в каких конкретных формах получит свое дальнейшее развитие, он сказать не может. Впрочем, неясность цели свидетельствовала не о слепоте правительства, а о творческом подходе в обновлении государственного строя. Причем важно заметить, что и методы, и принципы формирования новой политической системы были правительством четко обозначены, оно шло вперед с намеченной скоростью, не отрываясь далеко от берегов и в том направлении, на который указывал пройденный исторический путь. Укрепление монархии как ствола русской государственности осуществлялось различными путями Первое направление включало в себя модернизацию исполнительной власти, в ходе которой государственный аппарат самодержавия становился бы все более эффективным, способным к решению масштабных социальных задач. Это должно было наглядно, в живую убедить общество, что русский царь - не иллюзия кажущейся справедливости, а действительно царь правды, отец нации и рачительный хозяин страны. Первостепенное место в управленческой модернизации занимал кадровый вопрос. И хотя здесь Столыпину не всегда везло все же в оценке его кадровых преобразований для нас сейчас более важен не результат, а их позитивная направленность, верность в пути поиска решения. Реформатор улучшал состав русской администрации последовательно и поэтапно, без массовых зачисток и репрессий, избегая нервозных встрясок и самоуспокоения в государственной работе. Фактически Столыпин предложил организацию взаимодополняющей многоуровневой системы местного самоуправления, предполагающей возможность двойного представительства и участие юридических лиц. Так, выборы в самую крупную единицу самоуправления - в земство предусматривали выдвижение гласных от городского самоуправления, сословных учреждений и религиозных учреждений. В то же время, желая упорядочить запутанную схему местной власти, Столыпин собирался положить правовые и финансовые ограничения влиянию земской корпорации. С этой целью из-под налоговой власти земства предстояло вывести крупные города, а, посредством поселковой и волостной реформы, создать новые, независимые от земства, ячейки самоуправления. Планируя создать в соответствии законопроектами о поселковом и волостном управлении более мелкие, дробные структуры местного самоуправления, неподведомственные земству и городам, Столыпин тем самым стремился стимулировать активность более консервативное сельское население. Эти новые структуры должны были получить право распоряжаться выдачей пособий на поддержание школ, церквей богаделен, больниц и приютов, а волостному собранию как самому крупному объединению сельских представителей предоставлялось право принимать решение об их устройстве, вместе «с правом самостоятельного заведования ими в хозяйственном отношении». Очевидно, что и поселковое и волостное самоуправление получили бы подобно западным земствам яркий консервативный окрас. Интегрирующим элементом здесь, как и на русском западе, могло стать православное духовенство. Отсюда и рекомендация ст. 3 «Положения о волостном управлении», «чтобы каждая волость совпадала, по возможности, с составом одного или нескольких церковных приходов». Причем в волостях с преобладающим русским или православным населением волостной старшина и не менее как один из его помощников «должен быть избираемы из лиц, русских по происхождению или принадлежащих к православной церкви». Таким образом, реформатор намечал создать гибкую и эффективную систему взаимосвязанных друг с другом органов управления и самоуправления (при строгом разграничении их функций и компетенций), обеспечив посредством ее взаимную поддержку власти и общества. Духовным соединением управленческой вертикали и самоуправленческой горизонтали должен был стать русский православный элемент. Расширение прав местного самоуправления предполагалось осуществлять параллельно с усилением административного контроля за его деятельностью. В Записке Министерства внутренних дел «Главные начала преобразования земских и городских общественных управлений», внесенной на рассмотрение премьером Совета министров 7 февраля 1907 г. намечалось предоставить министру внутренних дел права производить ревизию местных выборных учреждений по собственному почину, а не испрашивать в каждом случае, как это было ранее, Высочайшего повеления на ее производство. Министр внутренних дел получал право: распускать земское собрание или городскую думу и назначать, не позже, чем через шесть месяцев, новый выборы гласных; устранять одновременно с роспуском земского собрания избранные ими исполнительные органы, которые временно должны быть заменены административным управлением. Иначе говоря, игра в местную «демократию» была ограничена жесткими правилами, преграждавшими путь либеральной безответственности и политиканству, а в отдельных случаях и инородческому сепаратизму. Соответственно при всей развитости местного самоуправления губернатор оставался ключевой фигурой регионального управления. Разделение компетенций между губернской и местной властью не означало принципа разделения властей. Губернатор по-прежнему являлся для земств и городов вышестоящей властью, представителем Верховной власти, действующим от имени государя. Такая субординация взамен партнерских отношений в определенной степени соответствовала той модели, которую царь и Столыпин реализовывали на центральном уровне в отношении к Государственной думе. Расширяя полномочия губернатора, и в то же время, вводя их в определенный, очерченный законом круг компетенций, жестко подчиняя его решениям вышестоящих инстанций, правительство существенным образом меняла административный статус региональной власти. Из самовластного начальника губернии губернатор становился правительственным чиновником, легким проводником государственных интересов, не имеющим право играть собственную властную игру на вверенных ему Верховной властью просторах империи. А это значит, что решения царя и его правительства будут доставлены, переданы и утверждены губернаторами на места во всем задуманном объеме, без искажений и недосмотров. На этот результат и был нацелен Столыпин, он говорил своим помощникам, что усиление института губернаторов станет надежным средством «укрепления на долгие годы прочности монархического строя». Окончание следует В одном из московских издательств готовится к выходу в свет книга тульского историка Дмитрия Струкова «Петр Столыпин – С надеждой на Бога и царя», отрывки из которой предлагаются вниманию читателя. Дмитрий Струков 15.09.2011 | 17:25 Специально для Столетия
Тэги: бедствие, вера, демократия,свобода,права,правосудие, запад, история, крестьянский, либерализм, любознательный, мировой, монархия, наука, община, отношение, п.а.столыпин, п.а.столыпина, парламентаризм, партия, политика(видео, происшествие, реформа, россия, россия,ссср,русский, социо-гуманитарные, ссылка, тексты), царь, экономика, этносы,межэтнические, язык
Партия сказала: НАДО! 2011-09-15 17:59:20
... строительство памятника Петру Столыпину", - сообщает ... П.А. Столыпина, видного государственного ...
+ развернуть текст сохранённая копия
- Комсомол ответил "Есть!" "Премьер-министр России Владимир Путин предложил членам правительства пожертвовать личные средства на строительство памятника Петру Столыпину", - сообщает "Интерфакс" Так вот. Путину нужна идеология, поэтому повсеместно началось обожествление П.А. Столыпина, видного государственного деятеля царской России. Когда я услышала эту новость, то сразу поняла кого конкретно в Краснодаре данное заявление Вовы привело в полнейший экстаз. И я не ошиблась. Этот кто-то Юрченко Виктор Михайлович - бывший секретарь первичной парторганизации Краснодарского горисполкома - ныне верный путинист-едроссист, поливающий советское прошлое желудочным соком. А еще он является проректором по воспитательной части и заведующим кафедрой политологии и политического управления Кубанского государственного университета. Когда мы были студентами и учились на кафедре у Юрченко, то на каждой лекции он нам в обязательном порядке устраивал "пятиминутку" о Столыпине, "пятиминутку" о своем маленьком внуке, а все остальное время латентно вербовал в "Партию Жуликов и Воров" . Знаний он нам не давал, зато избирательно относился к студентам. В фаворе были те, кто регулярно "отбивал порог" его кабинета и посещал сходки ПЖВ. Юрченко - страшный фанат Столыпина, во всех своих кабинетах и даже дома (рассказывали) развесил портреты своего кумира, так что я не удивилась, когда узнала, что памятник уже появился перед зданием моего "Альма-Матер". И, разумеется, главный лоббист установки бронзового говна монумента, господин-проректор КубГУ. P.S. Против Столыпина ничего не имею, но, выражаясь словами А. Лебедева, протестую против возрождения худших традиций советской монументальной художественно-графической пропаганды.
Тэги: report, краснодар, кубгу, столыпин, юрченко
История и современность: Что кроется под "добродетелью гражданина"? 2011-08-22 17:18:17
... /> Даже Столыпин, ставший популярным за ... в конечном итоге Столыпин стал "политическим ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Герман, вс, 2011-08-21 23:26 Здравствуйте! В блоге "История и современность" мы будем говорить о том, какой видят историю России наши современники: историки, писатели, журналисты. Какие мифы создаются сегодня на наших глазах? Какие книги продаются в магазинах? Что говорят об истории политические деятели? Эти и многие другие вопросы мы постараемся рассмотреть в блоге "История и современность". Сегодняшняя тема связана с изданной 5 лет назад книгой "Выбирая свою историю", представляющей, на наш взгляд, классический пример "либероидного" подхода к истории России. Цитата: "Казенная" история, история "допущенных и рекомендованных" учебников, не знает сослагательного наклонения. По существу это предыстория торжествующего на данный момент "проекта будущего". Ее задача - воспитать гордость "героическими деяниями предков". Овладение этой историей - главная добродетель верноподданного, готового малодушно передоверить власти строительство будущего. Понимать обстоятельства и мотивы выбора предков (нередко совершавших деяния, гордиться которыми затруднительно) - добродетель гражданина, готового действовать сознательно и свободно".
Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Выбирая свою историю. "Развилки" на пути России: от рюриковичей до олигархов. М.: КоЛибри, 2006. С. 11-12. Переписать историю можно разными способами. Можно издать указ, предписывающий проведение тотальной десталинизации сознания. Можно переименовывать улицы и площади городов. А можно делать маленькие, еле заметные шаги по внушению гражданам нашей страны презрения к своей истории. И всё это под красивым соусом рассуждений о свободе исторического выбора. Такую цель преследует книга трех историков Ирины Карацубы, Игоря Курукина и Никиты Соколова, вышедшая в 2006 году в издании с символичным названием "КоЛибри". Авторы, естественно, не говорят ни слова о ненависти или презрении. Для них "урок истории - это урок свободы" (с. 10). Они попытались написать историю свободы в России, вернее, историю того, как Россия всякий раз не выбирала эту самую свободу, начиная с призвания на новгородское княжение Рюрика и заканчивая избранием В.В. Путина президентом в 2000 году. Каждая дата и каждая "развилка" - это выбор несвободы, а стало быть, невыученный урок. Среди ключевых моментов русской истории мы не увидим грандиозных и страшных войн, когда само наше существование было на волоске от гибели. Но это не интересно авторам. Порой создается впечатление ироничного, даже пренебрежительного отношения к военным событиям: Цитата: "Сотворение мифа об эпохальном сражении на Неве <...> было завершено послушными борзописцами от истории сталинской эпохи, опусы которых должны были подготовить советский народ к борьбе с германским фашизмом". (С. 59) Так читателю и представляется советский народ, которого подкармливают "опусами о Невской битве" в целях натравить его на германский фашизм. Выбор дат и событий не классический, однако связан он не только с желанием написать "антиучебник" и обратить внимание на второстепенные детали, но и с дегероизацией истории. Ведь для нас такие даты, как 1242, 1721, 1812, 1861, 1945 годы, символичны и связаны с великими событиями. А здесь же, даже когда речь идет о тех же событиях, даты намеренно смещены. Таким образом, значимость великих событий падает, нивелируется. Подобный подход неизбежно порождает, не говоря о поверхностных выводах, и фактические ошибки. Их можно наблюдать даже в заголовке книги, где фамилия династии Рюриковичей написана с маленькой, строчной буквы. А некоторые выводы авторов вообще не имеют под собой научного основания: Цитата: "Сама формула Уварова ("Православие, самодержавие, народность". - Прим.) была создана как своего рода полемический ответ на знаменитый лозунг Великой французской революции "Свобода, равенство, братство": вместо свободы Уваров предлагал православие как подлинную свободу (не в человеческом, а в божественном смысле), равенству противопоставлял самодержавие, а вместо космополитического братства выдвигал народность, т.е. национальную идею". (С. 16) В каком журнальном или газетном пасквиле была выдвинута подобная гипотеза, остается загадкой. Если, конечно, она не придумана одним из трех авторов этой книги. Узость подхода, вычленение лишь "истории свободы" из всего русского пути легко объяснимы, если узнать, кто спонсировал издание этой книги: Цитата: "Идея этой книги родилась в ходе обсуждения исторических сюжетов с участниками семинаров "Клуба региональной журналистики" и слушателями "Школ публичной политики", проводимых Межрегиональной общественной организацией "Открытая Россия" под председательством М.Б. Ходорковского. Авторы глубоко признательны "Открытой России" за эффективную и увлекательную "обкатку" многих идей и подходов, нашедших отражение в этой книге, а также за большую помощь в подготовке и издании этой книги". (С. 2) Кто платит, тот и заказывает музыку. Именно поэтому мы услышали гимн свободе, а также советы по преподаванию истории в школе. Ведь даже школьники, по мнению авторов, должны уметь каяться за ошибки предков. Только вот с какой травмированной психикой они вырастут после этого, нам не говорят: Цитата: "Если немецких школьников водят на экскурсии в музей бывшего концлагеря Дахау, где они учатся каяться и не забывать, а следовательно и не повторять ошибок предков, то наших водят в Оружейную палату - любоваться золотом и блеском алмазов. Обязательного посещения музея "Петровский пыточный застенок" и экскурсий в "Сталинский лагерь" в Отечестве нашем не заведено". (С. 12) Какими же должен видеть известных деятелей русской истории истинный "добродетельный гражданин"? Александр Невский - "благоверный прагматик", главной целью которого была личная власть. Именно поэтому он активно боролся со шведами и ливонцами: Цитата: "Союз с Западом неизбежно усилил бы позиции городов, поскольку города Западной Европы уже давно освободились от власти феодальных сеньоров. Русь неизбежно втягивалась в систему европейского права, способствовавшего укреплению модели власти, связанной с договорными отношениями автономных сторон. А вот система правления, принятая в монгольских улусах, устраивала Александра Ярославича вполне". (С. 62) Борьба за личную власть, по мнению авторов, побудила князя в 1252 г. призвать на Русь войско монгольского царевича Неврюя (известное по летописям как "неврюева рать"), и именно после этого события, а не после батыева нашествия, на Руси устанавливается ордынское иго (с. 41). Согласно этой логике, монгольское иго - это следствие политики Александра Невского. Петр I, внесший вклад в европеизацию России и приобщению своих подданных к западной культуре, также не является героем. Из-за его политики мы получили активное государственное вмешательство в экономику и усиление крепостничества, что в итоге привело к "прогрессировавшему экономического отставанию России с начала XIX в." и слабости российской буржуазии. Профессионализм государственного аппарата упал, коррупция усилилась, укрепилась "вера во всемогущество верховной власти и государственного принуждения". Мало того, эта верховная власть стала напоминать сталинский режим! Цитата: "Убежденный сторонник преобразований Иван Посошков в своем экономическом трактате призывал "страхованием" заставлять детей учиться, шире вводить фискальную службу и доносы, принуждать работать нищих и "тюремных сидельцев" и даже называл сумму предполагаемого дохода в 200 тыс. руб. от труда заключенных - эта идея зародилась задолго до ее реализации в XX в.". (С. 194) Даже Столыпин, ставший популярным за последние годы в либеральном общественном сознании, является "честолюбивым премьером", карьерный взлет которого "отчасти объясняется его обширными родственными связями, отчасти - произведшими на Николая II большое впечатление изобретательностью и отвагой, проявленными Столыпиным в борьбе с революционными выступлениями и "аграрными беспорядками" в Саратовской губернии" (с. 446). Он разогнал II Государственную Думу и фальсифицировал выборы в следующую Думу, ввел чрезвычайное положение практически во всех губерниях страны, его аграрная реформа была провалена как в своей экономической, так и в политической составляющей, и в конечном итоге Столыпин стал "политическим трупом", нашедшим последнее прибежище в оголтелом национализме, ущемлении прав национальных меньшинств. Кто же нравится авторам книги, если даже среди декабристов и руководителей перестройки (в т.ч. Горбачева) они не смогли найти своих героев? Они дали ответ на этот вопрос. В течение веков рядом с Московской Россией существовала реальная альтернатива, более свободная, чем мы. Это польско-литовское государство. Цитата: "В течение нескольких столетий оно успешно вело тяжелую борьбу на два фронта против ордена и против Орды, которую наши официальные историографы объявили "безнадежной" и "бессмысленной". И победило. К концу XIV столетия великий литовский князь Витовт назначал своей волей ордынских ханов, в 1381 г. решал, посадить ли ему "во Орде на царствие царя его Тохтамыша", а в 1410 г., по существу, покончил с Тевтонским орденом". (С. 63) Цитата: "В Литве взаимоотношения власти и подданных были иными, намного более либеральными. В противовес жесткой московской централизации и унификации Литва была рыхлой федерацией княжеств, земель и владений магнатов под властью отдельных князей - потомков Гедимина". (С. 70) Цитата: "Было создано своего рода правовое государство - но его полноправными гражданами были только шляхтичи, владеющие собственным имением". (С. 83) Так характеризуют польско-литовский путь развития авторы "Развилок". Это, конечно, была не полноценная демократия. Но она была гораздо лучше московского самодержавия. Авторы, правда, умалчивают о том, что сословно-представительная монархия, успешно сложившаяся в Речи Посполитой, довела эту страну в XVIII в. до состояния перманентного политического кризиса, парализовав любые действия центральных органов власти. В конечном итоге беспомощное государство оказалось растерзано тремя державами Европы. В других же европейских государствах сословное представительство также ушло в небытие, сменившись абсолютизмом, а затем и революционными потрясениями. Современная же европейская демократия родилась благодаря этим самым революционным потрясениям. Впрочем, авторы считают, что сладкое слово "res publica" ("Речь Посполитая") гораздо более ценно, чем суверенитет страны. В 1610 г., в разгар Смуты, представители московской знати и польский гетман Станислав Жолкевский подписали договор, согласно которому на русский престол приглашался польский королевич Владислав. Цитата: "Некоторые историки полагают, что эти договоры, как и "крестоцеловальная запись" Шуйского, могли стать началом выхода из Смуты и являлись шагом от самодержавия к правовому государству. Приглашение иностранного, но "законного" и "природного" принца на престол, как и ограничение его прав при избрании, скорее всего, было возможно. Несомненным было и стремление правящей элиты гарантировать себя от повторения опричных казней. Можно полагать, что были бы обеспечены свободные контакты между государствами и подданными, что сделало бы русское общество доступным для польско-литовского влияния". (С. 136) Как видите, всё сказано открытым текстом. У авторов и издателей книги стоит поучиться: она издана в твердом переплете, хорошо оформлена, написана интересным научно-популярным языком. Всё бы ничего, если бы не содержание, которое без лишней истерики, спокойно и планомерно пытается донести до нас мысль о том, что история России - это ложный путь, путь ошибок и недоразумений, неправильный выбор русской культурной матрицы.
Тэги: "антиучебник", александр, гражданин, дегероизация, добродетель, запад, история, любознательный, мировой, наука, невский, п.столыпин, патриотизм, петр, россия,ссср,русский, свобода, современность, социо-гуманитарные, ссылка, урок, учебник, язык
Путин, Столыпин и День Бастилии 2011-07-14 15:34:20
... министрам оплатить памятник Столыпину ... Мне ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В День взятия Бастилии В.В. Путин предложил министрам оплатить памятник Столыпину ... Мне мерещится нечто мистическое.
Тэги: бастилии, памятник, путин, столыпин
На памятник Петру Столыпину скинутся всем правительством 2011-07-14 10:06:40
... реформатору Петру Столыпину может быть ... Установка памятника Столыпину - это только одно ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Памятник российскому реформатору Петру Столыпину может быть возведен в Москве на личные средства членов правительства и парламентариев. На сегодняшнем заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 150-летия выдающегося политика премьер Владимир Путин предложил собравшимся принять участие в финансировании строительства монумента. Кроме того, именем Столыпина будет названа улица в столице, Московский университет управления и один из кораблей военно-морского флота. На территории, прилегающей к Дому правительства, членов правительства обычно не встретить. Из машин министры сразу направляются в свои кабинеты. Но сегодня - особенный случай. Установка памятника Столыпину - это только одно из событий, готовящихся в связи со 150-летием со дня его рождения. Одной моральной поддержки со стороны министров, дал понять Путин, недостаточно. Нужная финансовая. "Мы говорили о финансировании памятника, такие высказывания здесь прочитал сейчас: "Думаю, что правительство должно бы, как минимум члены правительства, месячную зарплату правительства перечислит на создание памятника". "Правительство в России - ответчик за все, даже за то, что делает сама страна внутри себя, в недрах своей духовной и экономической жизни. Пьянство, озорничество, безделье, бездельничество, разврат царят чуть ли не на каждом шагу - виновато в этом правительство. Или оно довело, или не умеет обуздать и направить на здоровый путь. Начнет правительство принимать меры, призывать к труду, к порядку - новые вопли: тирания, попрание свобод", - процитировал Владимир Путин слова Петра Столыпина. Киев, 1 сентября 1911 года. 21 час 30 минут. Убийство Столыпина. 2 выстрела, которые изменили ход нашей истории. Но прежде его изменил сам Столыпин - реформатор, усилиями которого страна стала развиваться и богатеть невиданными темпами. При нем Россия обогнала ведущие мировые державы в производстве зерна, население ежегодно увеличивалось на три миллиона человек, началось масштабное освоение Сибири. Все это результат реформ, в первую очередь, аграрной, которая позволила крестьянам иметь в собственности землю. И в адрес противников частной собственности на землю Столыпин произнес, пожалуй, самые знаменитые свои слова: "Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия". Финал доклада, который Столыпин читал в стенах Государственной думы. "Может быть, есть смысл подумать о том, чтобы возникло некое движение, Внутри Народного фронта нужно создать Столыпинское движение, которое может объединить огромное количество людей. Это нужно подумать, как это делать, но в любом случае, так или иначе, это тот самый здоровый русский консерватизм, который, мне кажется, является и будет являться еще довольно долго, основой, так сказать, нашей государственности и жизни и менталитета человека, живущего в России", - предложил народный артист России, режиссер Никита Михалков. Крайний либерал в реформах, Столыпин одновременно и жесткий государственник. Не только экономические успехи, но и репрессии сократили к 1909 году количество терактов в тысячу раз. Сам бесстрашный премьер пережил 10 покушений. Одиннадцатое стало фатальным. "Если реформы в России будут продолжаться к середине столетия она обойдет по всем экономическим показателям любую европейскую державу", - выдержка из доклада французской комиссии Эдмона Тэри. Прогнозу так и не суждено было сбыться. "Настоящий патриот и мудрый политик, он понимал, что для страны одинаково опасно как разного рода радикализма, так и стояние на месте, отказ от образования, от необходимых реформ. Что только сильная, дееспособная государственная власть, опирающаяся на деловую гражданскую инициативу миллионов людей способна обеспечить развитие, гарантировать спокойствие и стабильность огромной многонациональной державы, гарантировать нерушимость ее границ", - оценил роль Столыпина в развитии страны Владимир Путин. Выставки, конференции, выпуск документального фильма - всего шесть десятков мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения Столыпина - состоятся в следующем году.
Тэги: 150, лет, новость, памятник, политинформация, реформатор, столыпин
Главная / Главные темы / Тэг «столыпину»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|