... из центральной части
отправились в Актюбинскую ... 1974 году власти
объявили «вторую целину ...
«Так чествуют в целинном совхозе "Ленинский" передовиков жатвы» / Фото: Иосиф Будневич
16 августа 1956 года в СССР было принято постановление «Об орошении и освоении целинных земель». Больше полутора миллионов человек отправились в степи Казахстана, Поволжья, Сибири и на Урал. Освоение целины на цветных снимках из архива журнала «Огонек».
Освоение целинных земель началось еще в 1954 году, когда в СССР намечался дефицит зерна. 50 тыс. комсомольцев из центральной части страны отправились в Актюбинскую область (Казахская АССР) распахивать степь и высаживать хлебные культуры.
«По целине» / Фото: А. Гостев
За время программы по освоению целины было вспахано и засажено новыми культурами более 45 млн га земли: 25,5 млн га — в Казахстане, в Заволжье, Сибири и на Урале — 17 млн га.
«Лучшая свинарка Мария Рогачева со своим питомцем» / Фото: Яков Рюмкин
Рабочую силу для обеспечения новых земель привлекали из западной части СССР. Мобилизованным комсомольцам полагался бесплатный проезд, пособия около тысячи руб. Кроме того, на 10 лет им предоставляли льготный кредит на сумму 20 тыс. руб. на строительство жилья. За пять лет из госбюджета на эти цели выделили 20 млрд руб.
«Подруги-трактористки Мария Кипаренко (слева) и София Борщ приехали по комсомольской путевке осваивать целинные земли в Северный Казахстан» / Фото: Н. Драчинский
«Ночная уборка в совхозе "Восход" Северо-Казахстанской области» / Фото: Иосиф Будневич
«Молодые целинники - тракторист и повар бригады приехали на целину» / Фото: Б. Кузьмин
Всего в 1954–1959 годах в кампании по освоению новых сельхоз угодий участвовали 1,7 млн человек.
«Студент МВТУ имени Баумана работает на целине комбайнером» / Фото: Семен Фридлянд
«В 1956 году пробил звездный час целины. Урожай в степи был выращен богатейший: вместо обещанных 600 млн государству сдали 1 млрд пудов зерна»,— писал в книге «Целина» Леонид Брежнев.
«Хлеб целины» / Фото: Дмитрий Бальтерманц
1956 году в СССР был собран рекордный урожай в 125 млн тонн зерновых, половина из них была получена на целинных землях.
«Новоселы тракторной бригады: слева направо Михаил Антипов, тракторист Иван Занин и Николай Соловьев» / Фото: А. Гостев
«Людям приходится считаться с природными процессами и приспосабливаться к ним, противопоставляя свою выдумку дикой природе. Но что бы там ни случалось и несмотря на все трудности, целинный хлеб оставался самым дешевым»,— писал Никита Хрущев в своих мемуарах.
«Кинотеатр без адреса. Автобус-кинотеатр "Малютка"» / Фото: К. Касимов
В целинных районах организовывали привычный для молодежи досуг: клубы, кинотеатры, библиотеки.
«Второй год подряд держит первенство среди механизаторов совхоза "Ленин Жолы" Кокчетавской области семейное звено коммуниста Марата Мутагарова. Вместе с ним работают три родных брата - коммунисты Рафхат, Рашид и комсомолец Фарид» / Фото: Иосиф Будневич
Чтобы получить быстрый результат и высокий урожай, целинные земли удобряли химикатами. Их потребление, а соответственно, и производство в стране увеличилось вдвое
«Вот он, целинный хлеб» / Фото: В. Крупин
Специалисты игнорировали особенности климата степной зоны — активное использование удобрений привело к частым пыльным ураганам, эрозии и потере плодородности почвы.
«Тракторы "Казахстанец" на отгрузочной площадке Павлодарского тракторного завода» / Фото: Иосиф Будневич
«Широко известны в республике достижения старшего чабана Луговского конезавода Джамбульской области, делегата XXVI съезда КПСС, Героя Социалистического Труда, первоцелинника Надира Бегазиева» / Фото: Иосиф Будневич
«На центральном току» / Фото: Иосиф Будневич
«Прицепщицы Люба Гравшина (слева) и Галя Казакова» / Фото: А. Гостев
Резкий отток рабочей силы из центральной части СССР негативно отразился на показателях сельскохозяйственного производства в этих районах. В 1974 году власти страны объявили «вторую целину» — на этот раз в нечерноземной европейской части России.
«Животноводство - вторая целина Казахстана. Животноводческий откормочный комплекс на 30 тысяч голов овец в Уйгурском районе Алма-Атинской области» / Фото: Иосиф Будневич
Распашка гигантских земель в Казахстане привела к сокращению пастбищ и сенокосных полей. Это отразилось на традиционной отрасли сельского хозяйства в регионе — животноводстве, которое оказалось в начале 1960-х годов в кризисе.
«Работница элеватора Айман Сейткасимова» / Фото: Олег Кнорринг
«Двадцать третью страду провела за штурвалом комбайна первоцелинница Майра Хасенова. Перед выходом в поле. Майра Хасенова, муж Сайлубек и сын Москва (сын назван в честь столицы)» / Фото: Иосиф Будневич
«Учетчица-заправщица Назарьевской машинно-тракторной станции Алтайского края Любовь Серова» / Фото: Галина Санько
«Вода канала Иртыш — Караганда успешно используется на полях совхозов Павлодарской и Карагандинской областей» / Фото: Иосиф Будневич
«Хлеб Казахстана» / Фото: Олег Кнорринг
Целинная эпопея настолько захватила Советский Союз, что в 1961 году город Акмолинск в Казахстане переименовали в Целиноград (сейчас это столица республики — Астана), в 1963 году Усть-Уйский район Курганской области был переименован в Целинный.
«Еще недавно тракторист Леонид Панов был шахтером, а теперь поднимает на Алтае, в Кулундинской степи, целину» / Фото: А. Гостев
Около 4 тыс. целинников награждены орденами и медалями, пятеро из них получили звание Героев Социалистического Труда.
«Целина обжитая. На улице дождь» / Фото: Исаак Тункель
«Веселая минутка» / Фото: А. Гостев При всех успехах целинной программы первопроходцы не остались жить на освоенных землях. С 1965 по 2000 годы только из 10 целинных районов Оренбургской области выехали 280 тыс. жителей. Это в четыре раза больше, чем количество приехавших в регион на сельхозработы.
Источник: http://www.perunica.ru/sssr/8954-zvezdnyy-chas-celiny.html
Подборка фото с типичными убранствами в квартирах и домах во времена СССР. Да что уж греха таить, ...
... Уже сегодня граждане
Азии занимают первое ... онлайн-торговли азиатских
бьют рекорды appeared ...
... детей стали в
первой ступенью ... решениях. В
успешно функционировало более ...
В СССР образование было не только бесплатным, но и на очень высоком уровне! Советский Союз занимал 3 место по уровню образования!
В советское время учеба в стране сложилась в систему народного образования – структуру, непохожую ни на одну из мировых педагогических систем. Система образования в СССР привязывалась к воспитанию и формированию определенных личностных качеств. В Союзе на всех этапах обучения нужно было решать не только общеобразовательные вопросы во время передачи ученикам знаний о законах развития окружающей природы, мышления и общества, прививать навыки полезного труда, но и формировать на этом базисе взгляды, лежащие в одной плоскости с мнением коммунистической партии.
Дошкольное
Малыши в советском детском саду
Дошкольные организации для детей стали в стране первой ступенью государственной программы народного образования. Открывать садики были призваны руководители исполкомов всех уровней, а нардепы давали разрешения на строительство помещений для системы дошкольного образования в СССР промпредприятиям, колхозам, кооперативам и другим советским организациям.
За советский период в стране удалось сложить весьма разветвленную схему дошкольных учреждений, куда принимались дети с рождения и до семи лет:
В ясли матери несли малышей в 2 месяца и там они находились до трех лет;
Детсад принимал трехлеток и воспитывал их до первого класса, учеба в котором стартовала в 7 лет;
Ясли-садики объединяли оба предыдущих варианта, и там дети росли с младенчества до школы.
Дошкольное воспитание было обязано решать насущные задачи в социальной сфере:
Оказывать семье всестороннюю помощь в «подъеме» ребенка;
Создавать женщине-матери приемлемые условия для ее активной жизненной позиции.
Все малыши, принятые в ясли и детские сады, обеспечивались грамотным воспитанием, способствующим их природному и гармоничному росту. В дошкольных учреждениях за детьми следили опытные воспитатели и няни, малыши обеспечивались питанием и возможностью для дневного сна. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и правительства, на что особое внимание обращала вся система образования в СССР.
Школьное
Ученики советской начальной школы
В основах законодательства о народном образовании утверждалось, что средняя школа является единственной трудовой и обязательно политехнической, то есть основной школой. Со временем были разработаны еще два пути получения «усредненного», как шутили люди, образования. Это профтехучилища для одновременного получения знаний и овладений рабочей специальностью. Еще одним выходом стало поступление в специальные структуры, где ученики «среднеобразовывались» и приобретали навыки, позволявшие занимать должности среднего и младшего персонала в педагогике, технике, медицине и других отраслях хозяйства.
Система школьного образования в СССР предусмотрела ступни обретения среднего образования. Все зависело от условий местности проживания учащихся. Помимо десятилеток, образованием занимались:
Начальные школы для 1 - 3 класса;
Восьмилетние – для 1 - 8 класса.
В тех же основах законодательства подчеркнута необходимость преемственности меж всех существующих школ. Количество начальных школ планомерно сокращалось, а мелкие заведения увеличивали свою деятельность, в результате чего значительно повышался уровень учебной и воспитательной работы – школы наполнялись кадрами, устанавливалось новейшее оборудование и штамповались наглядные материалы. Одновременно расширялось строительство интернатов, в которых дети могли пребывать полную рабочую неделю.
У общеобразовательной десятилетки с дневной формой обучения имелись разновидности, определяемые особенностями жизненных условий учеников и направленностью их интересов. Так, для расширения возможностей социального воспитания с целью создания благоприятной основы для всеохватного развития школьников и оказания помощи многодетным появились школы-интернаты и «продленки». Благодаря группам продленного дня родители оставались спокойными за своих чад, поскольку те до 8 класса находились под присмотром преподавателей, ели и делали уроки, а не бесцельно шатались во дворах.
Высшее
Студенты советского вуза на лекции
Вузовское образование служило важнейшим звеном в цельной системе народного образования. «Вышка» значительно влияла на темпы технических и научных достижений советов, организовывала выпуск высококлассных и всесторонне развитых специалистов для каждой сферы народного хозяйства. Система высшего образования в СССР базировалась на постановлениях компартии, Кабмина и на союзных законодательных решениях. В стране успешно функционировало более восьми сотен университетов и институтов:
Политехнические.
Сельскохозяйственные.
Педагогические.
Медицинские.
Юридические.
Экономические.
Заведения искусств и прочие специализированные структуры.
Если институты готовили работников технических отраслей, то университеты в основном занимались обучением будущих учителей и специалистов гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Вузы не только подготавливали грамотных специалистов – они являлись базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, и велась разработка новых машин для производства и бытовых приборов для нужд народа. Студенты также активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, присуждавшаяся на основании экзаменационных оценок и по результатам работы на общественной ниве.
Для обеспечения доступности образования всем слоям населения, СССР первой в мире наладил систему заочного образования, сочетавшую в себе очную учебу и процесс самообучения. На первой стадии учащийся накапливал теоретические знания из литературы, а второй фазой становилась проверка его знаний во время сессии.
http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/sovetskaya.html