2017-04-21 09:17:11
Когда-то не было интернета, а телевизор показывал три канала. Чем же занимались в те времена дети?< ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Когда-то не было интернета, а телевизор показывал три канала. Чем же занимались в те времена дети?
Вязали крючком.
Ходили в кружки моделирования.
Делали картинки из соломки.
Делали скворечники из пакетов молока.
Ходили в детскую библиотеку.
Ходили в кафе-мороженицу (2 шарика – 100 грамм).
Ходили в походы.
Занимались в музыкальной школе.
Играли в куклы по имени Зина, Оля…
В теплое время года не слезали с велосипедов (вместо наколенников использовался подорожник).
Не вылезали со двора.
Резиночка… (классики).
Занимались фигурным катанием.
Осуществляли шефство над стариками.
Смотрели «Кортик», «Бронзовая птица» и «Последнее лето детства».
2017-04-21 08:31:26
... В капиталистических странах переработкой отходов стали ... всей выпускаемой страной бумажной продукции ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Институт сбора вторсырья, существовавший в СССР, с его развалом переживал не лучшие времена. Поиск цветных металлов на долгое время оставался подконтрольным криминалитету. Сдача на переработку бумажных отходов и вовсе стала историй.
Оглядываясь на созданный советской машиной механизм сбора пригодного для дальнейшего использования мусора, в который были вовлечены все слои общества, закономерно появление вопросов о том, как функционировала система сбора и учета, кто был ее главной рабочей силой, и насколько эффективной она была.
Еще до революции в Российской Империи действовали старьевщики, скупавшие у населения ненужные жестяные вещи, обувь и прочую утварь. Однако настоящий сбор утиля в масштабах всей страны начался только в советское время. Инициатором этого стал В.И. Ленин. Как говорит история, узнав, что пролетарии предпочитают тратить бумагу на растопку печей, Вождь революции повелел открыть пункты приема макулатуры и, тем самым, сэкономить на бумажном производстве.
Пионеры смелые, ловкие, умелые
Как отмечают историки, сбор вторсырья на западе и в СССР имел в своей основе разные причины. В капиталистических странах переработкой отходов стали заниматься из-за экологических проблем и возможности сэкономить на добыче сырья.
В Советском Союзе потребительская культура была довольно низкой, а проблемы экологии никогда не были в числе приоритетных задач. Дефицитная экономика отразилась, в том числе, и на промышленно-сырьевой сфере. В стране все острее ощущался дефицит бумаги. Это касалось как товаров первой необходимости (например, туалетной бумаги), так и незаменимой в торговле обертки. Многие помнят, как для упаковки товаров в ход шли старые газеты, которые продавцы доставали из-за прилавка в отсутствии оберточной бумаги.
Сбором бумажных отходов занимались все от школьников до пенсионеров. Главным контролирующим звеном в организации добычи макулатуры становились школы. По всей стране в учебных заведениях каждый школьник обязан был собрать определенное количество утиля. В ход шли старые тетради, журналы, книги, обертка и пр.
Дважды в год, как правило, осенью и весной, пионеры выносили из собственных и соседских квартир килограммы старых журналов и всевозможного бумажного хлама. Собравший больше всех макулатуры пионер обычно поощрялся грамотой, реже путевкой в лагерь или еще каким-нибудь призом. Особенно ловкие пионеры загодя договаривались со знакомыми пенсионерами, чтобы те не выкидывали макулатуру, а отдавали им. Менее предприимчивые юные ленинцы сметали все бумажные изделия, до каких могли добраться. В ход шел и мусор, и старые картонные коробки, и даже домашняя библиотека. Очень часто в пунктах приема можно было кроме старинных книг, выброшенных в погоне за рекордом, поживиться еще и деньгами, которые советские люди традиционно прятали между страниц.
По тогдашним нормативам выходило 15 кг макулатуры на одного пионера. Отсюда пошла шутка, что каждый пионер должен сдать государству 15 кг макулатуры и двух пионеров, не сделавших этого. Примерно со второй половины 1970-х годов шутка стала очень популярна. Ведь для того, чтобы население эффективнее вело сбор бумутиля, была введена система соревнования сначала внутри школы между классами, потом и между отдельными школами города. Что в конечном итоге выливалось в соревнования по области и дальше. Каждый школьник твердо знал, что 20 кг макулатуры спасают одно дерево. Школа за успешный сбор макулатуры получала от 2 до 20 копеек за один килограмм отходов.
Взрослое население власти тоже привлекли к сбору макулатуры. В этом случае поощрение должно было быть ощутимее благодарственного слова на профсобрании. Поэтому из-за жесткой нехватки товаров, власти решили награждать людей дефицитными вещами. Так за необходимые 20 кг бумажных отходов, можно было получить издание зарубежных авторов. В Союзе всегда была острая нехватка хорошей беллетристики, и заполучить в свою библиотеку Жюля Верна, Сименона или Фолкнера считалось большой удачей.
Охота за литературой длилась почти до самого падения Советского Союза. За время кампании по обмену макулатуры на книжные издания, государством было издано 117 наименований книг, тиражом более 130 млн копий. Изъято у населения в обмен на литературу 2,6 млн тонн отходов. Экономисты подсчитали, что за одну тонну бумажного утиля советскому человеку выплачивали 20 рублей и выдавали 50 экземпляров книг. Это было крайне выгодно для всех участников процесса. Одна тонна макулатуры позволяла выпустить тысячу книг.
Иногда в погоне за редким автором советские граждане шли на настоящее идеологическое преступление. Недостатка в пропагандистской литературе в СССР не было. Поэтому люди часто покупали собрание сочинений вождей и сдавали в утиль их. Подобные вольности не могли остаться незамеченными со стороны органов госбезопасности. Поэтому осторожные граждане отрывали корешки книг, заливали отдельные листы чернилами и делали нечитаемым текст. Если же литература не входила в перечень насущных товаров, тогда честно собранную макулатуру можно было обменять на другой редкий товар – туалетную бумагу. В ряде приемников за сданные отходы можно было приобрести другую продукцию с большой скидкой (мыло, порошок, консервы и пр.).
В результате экономический эффект от столь масштабных мероприятий по сбору отходов был достаточно ощутим. Так к концу 70-х годов порядка 20-22% от всей выпускаемой страной бумажной продукции возвращалось обратно государству через сборочные пункты. Это примерно 2,1 млн тонн в год. Почти 90% собранного вторсырья снова поступало потребителю уже в виде упаковочной и туалетной бумаги. А в Москве и Санкт-Петербурге появилась сеть пунктов приема вторсырья, которая не уступала аналогичным пунктам в крупных европейских городах. Собирали они 750 тыс. тонн макулатуры ежегодно.
Сбор вторсырья, если описать его поэтапно, был организован следующим образом: Как правило, при крупных магазинах в городах существовали пункты приема макулатуры, где она взвешивалась, и за нее можно было получить какой-либо товар на усмотрение сдавшего. Помимо магазинов существовали другие приемные пункты макулатуры, иногда они были объединены с приемом металлолома и располагались на окраине города, куда подъезжали целые грузовики, груженные бумажным мусором из учреждений. Дальше сырье отправлялось либо на металлургические заводы, либо на переработку на целлюлозно-бумажный комбинат.
Стеклотара и металлолом
Люди старшего поколения не без оснований предаются ностальгии, вспоминая, сколь чистыми были дворы во времена развитого социализма. В погоне за рекордами пионерия сметала не только бумажные отходы, но и весь металлолом.
В ход шли и старые батареи, и остовы детских колясок, и панцирные сетки от кроватей. В Советском Союзе металлолом собирали два предприятия – «Вторчермет» и «Вторцветмет». Такая ситуация продолжалось вплоть до конца 80-х годов.
Не дотянуть до выполнения плана по металлолому для школы или другой организации означало получить серьезные проблемы вплоть до лишений премий и выговоров. Поскольку металлургия была ведущей отраслью советской промышленности, к сбору металлолома относились очень серьезно.
Другой, любимой всеми советскими гражданами статьей домашней экономии, персональной наживы и примером рационального использования ресурсов, служила стеклянная тара. На сумму, вырученную от сдачи одной молочной бутылки, можно было купить булку хлеба, шоколадку или мороженное. Или, обменяв несколько пустых бутылок из-под газировки, получить одну полную.
Бутылка молока в то время стоила 28 копеек. Сдав ее, можно было выручить 15 копеек. Литровая тара стоила 20 копеек. Пивная бутылка могла обойтись в 37 копеек, если она была полная, и 12 копеек – если пустая. Чуть позже цена на пустую пивную тару поднялась до 20 копеек. Были еще банки из-под соков, фруктовых пюре, майонеза и сметаны, которые обычно не выкидывались, а бережно собирались для повторного похода в магазин (сметану раньше часто разливали прямо за прилавком из огромных бидонов) или для домашних заготовок.
Конечно, описываемые времена остались далеко в прошлом, но вопрос вторичных ресурсов сейчас в нашей стране даже более актуален в связи с совершенно другими вопросами. Здесь уже выходят на первый план и экология, и экономия природных ресурсов, и рациональное потребление. Мы черпаем опыт у других стран, перенимаем новые технологии по обращения с отходами. Но совершенно очевидно, что в нашей истории есть частичка такого опыта, связанного, в первую очередь, со сбором отходов, то есть извлечением сырья из жилого массива. И восстановление прежних масштабов кампании по поискам утиля, должно быть комплексным и задействовать все слои общества. В том числе, доступное и грамотное информирование будет способствовать формированию осознанного отношения населения к производству и переработке отходов в целом.
использован материал https://informupack.ru/article/3305/
Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот. Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве.
Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…
Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.
Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого ОґО№О±, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film — рулонная фото(кино)плёнка.
Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.
Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.
Диафильм – это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте. Диафильмы – неотъемлемая часть советского быта и культуры.
Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.
Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.
Диапроектор ФД-2
В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства. А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).
Волшебный фонарь
Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.
К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.
Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.
Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.
В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.
В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли» и проч.).
В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.
Начиная с конца 50-ых гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы – к безопасной «ацетатной» основе.
С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».
Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).
Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…
Это цитата сообщения ivangyngsti Оригинальное сообщение
Интоксик (Intoxic) реальные отзывы врачей и людей. Состав, инструкция. Цена? Можно ли купить в аптеке?
Intoxic — универсальное средство против паразитов
В мире существует огромное количество болезней, которые наносят серьёзный вред человеку, но не сразу определяются даже при комплексном анализе. На данный момент, одним из самых распространенных недугов является заражение гельминтами, или, проще говоря, глистами. Ещё в детстве, в школе, каждого из нас время от времени проверяли на наличие в организме такого рода червей, дабы вовремя предотвратить размножение, и полностью их удалить.
Заказ на сайте скидка 50%
Реальные отзывы врачей о Intoxic
«Сейчас препаратов для лечения от гельминтов довольно много, но найти качественное средство очень сложно. Я являюсь экспертом в области токсикологии, и часто имела дело с пациентами, у которых были глисты. Они приходили на прием, и хотели получить действительно исчерпывающую рекомендацию по поводу их проблемы. Однако, как правило, даже самые дорогие препараты не оказывали нужного влияния на очаг заболевания. Очень хорошо, что мои коллеги из другой поликлиники посоветовали мне обратить внимание на Intoxic. Я сначала скептично относилась к этому препарату, но потом решила назначить его своему пациенту — спустя две недели, анализы показали, что он полностью здоров, хотя раньше его организм просто был переполнен глистами. Это действительно чудо какое-то, и теперь я буду всем советовать этот продукт. Важный момент: препарат действительно эффективен, и поэтому недобросовестные личности стали его подделывать. Так что, необходимо приобретать Intoxic только на официальном сайте — в аптеке он не продается!»
Е. Комарова, врач-токсиколог, стаж 14 лет, Москва, Россия
«Наверняка каждому из вас известно, что инфекции, вызванные паразитами, очень частое явление. Однако, несмотря на всё это, на данный момент существует очень мало действительно качественных препаратов, которые помогают избавиться от гельминтов, и разного рода паразитов. Среди них отличается Интоксик — средство, позволяющее не только удалить из организма гельминты, но и очистить кишечник, предотвратив дальнейшее их появление. Мне посоветовали этот препарат не коллеги, а мама одного пациента, которому я до этого назначил дорогостоящее лекарство — впрочем, как вы уже могли догадаться, оно ему никак не помогло. И вот, мама ребенка решила поспрашивать у знакомы какие-нибудь аналоги. Узнала об Intoxic и купила его. Результаты превзошли даже самые смелые ожидания — спустя три недели, мальчик был полностью здоров!»
Воронов, врач-токсиколог, стаж 12 лет, Киев, Украина
Отзывы людей
«Не так давно, моему сыну поставили неутешительный диагноз — глисты. Врач назначил очень дорогой препарат, курс лечения которым составлял около месяца. Однако, после этого промежутка времени, мы сделали повторный анализ, и поняли что проблема как была, так и осталась. В отчаянии, я решила поспрашивать у своих знакомых, и мне подсказали другой продукт — Интоксик. После двух недель лечения им, мой ребенок полностью выздоровел. Однако, вы должны помнить, что приобретать Intoxiс можно только на официальном сайте, потому как есть очень много подделок этого препарата.»
Екатерина, 26 лет, Минск, Белоруссия
«Проблем со здоровьем почти никогда не было, и тут, я понял, что у меня куда-то пропал аппетит, и резко упал вес. Кроме этого, я стал каким-то нервозным, и буквально срывался на окружающих по каждому поводу. Анализы показали, что у меня глисты — я был просто в шоке, откуда они могли взяться? Впрочем, в печали я был очень недолго, ведь назначенный врачом препарат, Intoxic, за две недели решил все мои проблемы — повторные анализы подтвердили, что я полностью здоров!»
2017-04-20 10:49:14
... высших учебных заведений страны, готовившее молодых специалистов ... в полутора десятках стран мира (без ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Никола́й Фёдорович Мака́ров (9 [22] мая 1914 — 13 мая 1988) — советский конструктор оружия. Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Сталинской премии.Им были разработаны и приняты на вооружение 9-мм пистолет ПМ, авиационная пушка АМ-23 и ряд других образцов авиационного вооружения. При его активном участии на основе новейших джостижений науки и техники разработаны, освоены в серийном производстве и сданы на вооружение высокоэффекитвные противотанковые ракетные комплексы «Фагот», «Конкурс».
Николай Макаров родился 9 мая 1914 года. Отцу, Федору Васильевичу, небольшое жалованье машиниста паровоза не позволяло прокормить многодетную семью, в которой Николай – четвертый ребенок (всего у Макаровых было шестеро детей). Колю было решено отдать на воспитание деду. Детство мальчика прошло в деревне. К родителям он вернулся только в 1927 году, чтобы продолжить учебу в семилетке.
В возрасте 22 лет Макаров экстерном сдал экзамены за курс рабфака и подал заявление в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Но для зачисления не хватило одного балла, и его направили на учебу в Тульский механический институт, одно из основных высших учебных заведений страны, готовившее молодых специалистов для оборонной промышленности. Здесь Макаров освоил уже не новую для него специальность оружейника.
Лето 1941 года Николай Макаров встретил на преддипломной практике. Он уверенно шел на золотую медаль, и преподаватели уже не скрывали своих намерений видеть талантливого студента в аспирантуре. Но в эти планы вмешалась война: Макарову досрочно присвоили звание инженера и направили в Загорск, где был развернут завод по производству ППШ (пистолет-пулемета Шпагина). С легендарным конструктором Шпагиным сменный мастер Макаров встречался неоднократно. Более того, очень внимательно присматривался к его работе…
В 1943 году Макарову в числе немногих талантливых студентов инженерных вузов дали возможность написать и защитить диплом. Николай изменил свою прежнюю тему диплома и начал проектировать… автомат. Тем более что в том же году был принят так называемый промежуточный патрон.
Экзаменационная комиссия приняла проект Макарова на «ура». Но в это время уже началось производство пистолет-пулемета Судаева (ППС). Так что автомат Николая Федоровича был отложен на дальнюю полку с тем, чтобы вернуться к нему чуть позже. Не вернулись…
После войны дипломированный конструктор-оружейник Николай Макаров возвратился в Тулу для работы в конструкторском бюро ЦКБ-14. В это время перед конструкторами-оружейниками среди других задач стояла и проблема усовершенствования короткоствольного оружия.
В 1945 г. в СССР был объявлен конкурс на разработку нового армейского пистолета. В конкурсе приняли участие такие корифеи, как Ф.В. Токарев, С.Г. Симонов, С.А. Коровин, П.В. Воеводин, И.И. Раков. Свои образцы представил и молодой конструктор тульского ЦКБ-14 Николай Федорович Макаров. В октябре 1945 г. были проведены испытания опытных образцов, а также пистолетов ТТ, Beretta 1943, Valther PP, Mauser HSC, Browning 1922, Sauer 38H. По результатам этих испытаний был определен калибр нового пистолета – он должен был стать 9-мм, а после повторных испытаний доработанных образцов лучшим был признан пистолет, разработанный Н.Ф. Макаровым. В 1951 г. он был принят на вооружение под наименованием «9-мм пистолет Макарова (ПМ)». Серийное производство пистолет Макарова было на Ижевском механическом заводе, там же, где изготавливался пистолет ТТ. В новом пистолете использовалась схема автоматики с инерционным запиранием, он имел так называемы «свободный затвор» не связанный жесток со стволом в момент выстрела. Другим принципиальным отличием от ТТ был ударно-спусковой механизм двойного действия, обеспечивавший возможность стрельбы в двух режимах – с предварительно взведенным курком и самовзводном, чем обеспечивается повышенная боеготовность оружия.
Более пятидесяти лет пистолет Николая Федоровича находился на вооружении не только служащих Советской Армии, им была вооружена милиция, штурмовые отряды спецназа, МЧС и другие охранные подразделения. Любопытно, но в начале эры космических полетов все первые космические корабли имели в своей аварийной укладке этот пистолет. В марте 1965-го года космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов совершили аварийную посадку в глубокой тайге. Их поиски продолжались двое суток и лишь благодаря выстрелам из «Макарова» поисковая группа смогла определить местонахождение космонавтов. На базе первоначальной конструкции было создано целое семейство новых пистолетов: газовых (популярнейший ИЖ-79), служебных (ИЖ-71 и МР-448 «Скиф»), для экспорта (Байкал МР-442). «Макарова» удалось даже переделать в газобаллонный МР-654К и газовый ИЖ-79-9Т или «Макарыч», стреляющий травматическими патронами.Находится или находился на вооружении более чем в полутора десятках стран мира (без учета государств, ранее входивших в состав СССР), и служба пистолета Макарова продолжается.
Скончался 13 мая 1988 года в результате остановки сердца (после седьмого инфаркта). Похоронен в Туле на 1-м Городском кладбище.