... исследованию эффективности торговой
методами математической статистики ...
Запад никогда не думал становиться «благородным противником». Ему больше по душе клевета, подлость, ...
... , и теория относительности,
и тактика, феномен ...
... реалистичную военно-морскую
(хотя они вполне ...
Интересно, насколько общая структура рецензии зависит от духа игры. Не от жанра, а именно от духа, подхода разработчиков. К примеру, если речь идет о чем-то до отвращения мейнстримовом, то пишешь: "Это RTS" (ну, к примеру) – а дальше остается лишь найти те немногочисленные отличия, которые выделяют игру из колоссальной массы прочих мейнстримовых RTS. А вот если речь идет о каком-то абсолютно леворезьбовом инди-проекте, то приходится не столько давать оценки, сколько шаг за шагом описывать геймплей, иначе станет непонятно, что в игре вообще надо делать.
Что же касается Gulf of Aden – Task Force Somalia, то здесь нужен третий путь. Наш текст больше всего будет похож на неприкрытую рекламу. Нет-нет, не поймите неправильно: GoA – вовсе не шедевр всех времен и народов. Но это очень добротная, крепко сработанная вещица, которая почему-то остается совершенно незамеченной. Весьма характерно, что игра вышла уже полтора месяца назад, но отзывы на нее в магазине оставили всего пять человек. И все пять отзывов положительные. Что также характерно.
А потому мы просто должны восстановить справедливость. Во имя Вселенского Равновесия.
Сейчас тема современных сомалийских пиратов подзабылась, но лет шесть назад она была у всех на слуху: чуть ли не каждую неделю нас радовали новостями о том, что очередные негры с "калашами" опять захватили какой-нибудь танкер и требуют выкуп. В народе начиналось не слишком сильное бурление: большинство требовало вешать и расстреливать, меньшинство задавалось вопросом, как сомалийцы дошли до жизни такой, ну вы и сами помните. Однако здесь срабатывал типично африканский эффект под названием "unevent" – "несобытие". Если коротко, суть его в том, что любые новости из Африки держатся в мозгу средневзвешенного белого не более 360 секунд. То есть, если этому белому сообщить, что в 1994 году в Руанде в течение примерно 100 дней было убито – по некоторым оценкам – до миллиона человек, то белый ужаснется, но ужасаться будет только 360 секунд, а то и меньше, после чего начнет думать о чем-то другом. И дело вовсе не в том, что подобные мысли ужасают или вызывают отвращение. Просто это типичный африканский unevent – африканское "несобытие".
А потому тема сомалийских пиратов как-то прошла и мимо литературы, и мимо кинематографа (ну, почти прошла – не придирайтесь), а об игрострое и речь не шла. А когда этот пробел оказался заполнен, результат – пять отзывов на Steam. Положительных.
Однако, наше лирическое отступление затянулось. Перейдем к делу.
RTS+TDИменно так характеризуют свою игру сами разработчики, и это довольно точное определение. Группу ваших юнитов вполне можно обвести рамкой и послать куда положено правым мышекликом – чем не real-time strategy? Но при этом вам всегда нужно не допустить прорыва врагов к некоему объекту (иногда это просто край карты – "не дай им уйти"). А враги никогда не атакуют ваши юниты, стремясь лишь проскочить мимо них (что вполне правдоподобно – не кидаться же каким-то паршивым моторкам на эсминец). Кроме того, эти самые моторки куда более шустрые и верткие, чем ваши боевые единицы, а значит, гоняться за ними не имеет смысла; гораздо важнее заранее правильно расставить ваши силы так, чтобы противник, пытаясь добраться до своей цели, всегда напарывался на шквальный огонь. Несложно видеть, что перед нами полный набор всех признаков классической tower defense.
Рассуждения о сути реализмаТут важно отметить вот что. Пусть вас не вводят в заблуждение характерные хищные силуэты корветов, фрегатов и эсминцев и палубные вертолеты, имеющие явное портретное сходство с SH-60 "Сихок". Никаким реализмом здесь и не пахнет. Во всяком случае, по моим сведениям, в мире еще не начали строить боевые корабли, на которых прямо в пылу сражения можно снять все артустановки и мгновенно заменить их вертолетными площадками, с каковых тут же поднимаются вертолеты. Не стоит и говорить про мгновенный апгрейд упомянутых установок: тяжелые пулеметы становятся спаренными, спаренные – счетверенными, а их дальнобойность заметно растет.
Начиная примерно с седьмой миссии мы уже можем сами выбирать состав своей группы. Любопытно, что ограничение здесь идет по количеству не кораблей, а точек установки оружия. Если их четыре (как здесь), то мы можем взять один эсминец и корвет (3+1). Или же два фрегата (2+2)
Но надо обязательно отметить и другое. В компьютерных играх, претендующих на изображение чего-то действительно существующего встречаются два типа нереалистичности. Нереалистичность первого типа: разработчик не знает и знать не хочет, как оно там в жизни. Иногда ему даже лень заглянуть в Википедию. Хотя бы для того, чтобы посмотреть картинки (о тексте статьи и речь не идет – его ж ЧИТАТЬ надо). Кроме шуток: я видел игры "про авиацию", в которых самолеты просто непохожи на оригиналы.
Но иногда, не слишком часто, попадается и нереалистичность второго типа. В этом случае хорошо видно, что авторы очень даже в теме и прекрасно себе представляют, как оно все делается IRL. Но тем не менее, творят свой собственный геймплей, заменяя реалистичные элементы всевозможными условностями. Причины могут быть разными. Чаще всего, разработчики опасаются напугать пользователя до икоты, показав ему пару десятков кнопок и приборных шкал. Или оставив один на один с чудовищным, неразрешимым вопросом: почему шхуна идет крутым бейдевиндом лучше, чем бриг? Но иногда автор, хоть и будучи в теме, отступает от реализма просто потому что ему так захотелось. Как мне кажется, команде BlewScreen просто захотелось создать не реалистичную военно-морскую стратегию (хотя они вполне могли бы изобразить нечто вполне правдоподобное) а именно вот такую не слишком серьезную смесь RTS и TD. Правильно, здесь можно вспомнить Кровавый Варгейминг, который вместо того, чтобы наворотить ультрареализма (а мог бы) организовал "веселые покатушки на танках". И ведь отлично организовал, что бы там ни говорили некоторые.
С Gulf of Aden примерно та же история. И да, у них тоже хорошо получилось.
Все, что надо делатьИгра преподносит вам сюрприз сразу, в первой же миссии. Ее невозможно выиграть. Причем это вовсе не скриптовый баг. Именно таким образом авторы доводят до вас простую мысль о том, что нелетальное оружие: ослепляющие лазеры (пиратские катера замедляют ход) и слезоточивый газ (пиратские катера начинают бегать кругами) в данном случае штука бестолковая. Охраняемый танкер оказывается захвачен и в следующей миссии его приходится освобождать (для такого вам уже выдадут нормальные пушки и пулеметы). Такой тонкий ход разработчиков я оценил не сразу и потратил довольно много времени, пытаясь объять необъятное. Считайте это моим предупреждением.
Пусть вас не смущает бумажный кораблик на заднем плане. Игровое поле Gulf of Aden - это забавный гибрид между реальной морской гладью и картой на столе в БИЦ -- боевом информационном центре. Такое дизайнерское решение весьма удачно позволило сделать модельки кораблей довольно схематичными: они же все равно не настоящие, это просто обозначения на карте
Ну, а потом уже пойдут и плавучие мины (кто сказал "запрещены"?), и прожектора, и радары. И палубные вертолеты, как и было сказано.
Что вы будете делать, когда вам представиться возможность взгромоздить на ваш фрегат вертолетную площадку?
Спасать пиратов!
Я ничуть не шучу. В игре есть три типа вертолетов. Во-первых, ударные (понятно, что они делают с пиратскими лоханками). Во-вторых, спецназовские. Если негры добрались-таки до очередного танкера или нефтяной платформы, то специальный индикатор, указывающий "степень захвата" начинает постепенно заливаться красным. Этот процесс можно обратить вспять, вовремя высадив куда надо спецназ с вертолета.
Ну, а в-третьих, это спасательные вертолеты. И спасать они будут именно что пиратов. Когда вы пустите на дно очередной скифф или доу, пираты останутся бултыхаться в воде. И тогда за ними вылетит вертолет. Если он у вас есть. Между прочим, за потопленную сомалийскую посудину вам дадут ровно одну единицу местной валюты (здесь она называется merit). А вот за успешное спасение пиратов с этой посудины таких единиц вы получите целых три. Для сравнения, пулеметная установка в базовой комплектации стоит 4 merit'а.
Правильно, на все эти красные крестики можно направить спасательный вертолет. И заработать merit. После чего потратить заработанное на апгрейд оружия, дабы наделать еще больше красных крестиков. Хотя если честно, необходимость в этом возникает не слишком часто. Часто в начале миссии прокачанная пулеметная утсановка оказывается важнее вертолетной площадки. А ближе к завершению вам не так уж и нужны апгрейды
"О! О! Вот она, политкорректность! Вот они, европейские ценности!" – воскликнете вы. И будете неправы. Точнее, правы, но лишь отчасти.
Полная картина торжества европейских ценностей складывается, когда вам начинают поручать миссии по эскорту круизных лайнеров. Вообще, ваши подопечные могут прилично отличаться по степени своей уязвимости. Всякие контейнеровозы и танкеры захватываются медленно и мучительно: доу высаживает порцию пиратов – мы высаживаем порцию спецназа – все по новой. А вот яхты захватываются мгновенно и минимальными пиратскими силами: подобралась одна моторка – и порядок, mission failed.
Но есть и третий вариант. Круизные лайнеры. Вокруг круизного лайнера очерчивается запретная зона. Пираты не должны даже попасть в эту зону, не то что влезть на борт.
Потому что если какой-нибудь белый господин, выйдя поутру на променад-палубу с пачкой своих гламурных кис, вдруг обнаружит в пределах прямой видимости от себя кучку каких-то сраных негров, то и господин, и его кисы огорчатся настолько, что вашей боевой группе немедля засчитают провал боевого задания.
И вы обязаны уберечь их от подобных огорчений. А потому слепите пиратов лазерами! Выжигайте им глаза слезоточивым газом! Режьте их из счетверенных пулеметов! Долбите по ним из автоматических пушек! Рвите их на куски ракетами с ударных вертолетов!
Тут годится все, сами понимаете.
А вообще?А вообще, все идет довольно бодро. Это характерная черта всех хороших игр жанра Tower Defense: уровни и задания на редкость однообразны, но игра почему-то не надоедает. Я с большим удовольствием пробежал Gulf of Aden с начала и до конца за 11 часов и ничуть не жалею о потраченном времени. Более того, когда все кончилось, у меня даже возникло желание перепройти кое-какие миссии, чтобы отработать по пиратам более эффективно.
Ночная миссия: дальность обнаружения целей и точность огня снижены. Крайне желательно закупить хотя бы один радар и прожектор. Еще здесь можно увидеть тот самый круизный лайнер с очерченной запретной зоной. Кстати, все это безобразие не так уж далеко от реальной жизни: 5 декабря 2008 года нападение на немецкий круизный лайнер "Астор" действительно было отражено пулеметным огнем немецкого же фрегата "Мекленбург-Форпоммерн"
Недостатки у этой вещи, конечно, есть. В первую очередь, недоработанный пользовательский интерфейс. Я уже успел убедиться, что масса мелких, неприятных и очень легко исправляемых недочетов именно в этой области – весьма частая проблема небольших инди-проектов. Вероятно, дело в малочисленности коллектива разработчиков и тестеров: глаз быстро замыливается, редко когда появляется кто-то новый, глянет на игру свежим взглядом и скажет: парни, это ужасно.
Ну да. Очень скупая постановка задачи, из которой даже примерно непонятно, как компоновать свои силы (в результате, многие миссии приходится проходить с двух раз – первый раз чисто для ознакомления с тем, как вообще выглядит этот кусок Аденского залива и где по нему поползет наш подшефный. Лайфбары пиратских суденышек почти невидимы. И кое-какие моменты в RTS-управлении можно было сделать и получше.
И немного недобалансировано оружие. Скажем, пушки оказываются не нужны вообще – это понимаешь, только завершив игру.
Если короткоС Gulf of Aden – Somalia Task Force ситуация примерно та же, что и со многими другими инди-играми. Не шедевр, но вполне стоит того, чтобы купить. Даже за полную стоимость – 289 рублей. Если же на нее когда-нибудь объявят скидку, то тут и думать особо нечего.
И потом, будем помнить, что вы не просто покупаете хорошую игру. Вы еще и совершаете Акт Восстановления Вселенского Равновесия.
================================
Выдержка вот из этой записи:
Поймите меня правильно: я не собираюсь ставить никаких условий. Вероятно, здесь была бы уместна аналогия с уличным музыкантом. Билеты на свое выступление он не продает. И если вы не положите ему ничего материального в открытый скрипичный футляр, играть он не перестанет. Но если все же положите, то, во-первых, это просто будет очень мило с вашей стороны, а во-вторых, вы добавите ему вдохновения для дальнейшей игры.
Замечу также, что много и не требуется. Всерьез зарабатывать надо по-другому. Если бы я всего лишь имел возможность регулярно знакомиться с новыми интересными проектами в раннем доступе -- это уже было бы замечательно.
Ну да ладно. Одним словом:
Мой Яндекс-кошелек:
41001973442959Виртуальная карта ЯД-кошелька:
MasterCard 5483 8741 8427 3939Мой кошелек WebMoney:
R170437059232Почтовый адрес для PayPal:
hornett-ac собачка
mail.ruИ яндекс-кнопка, чтоб далеко не ходить:
И, на всякий случай, мой ник в Steam --
SunburnNN. Если вы заглянете в мой "Список желаемого", то сможете поддержать меня даже лучше, чем простым денежным пожертвованием.
Заранее большое спасибо. Постараюсь вас не разочаровывать.
Добавить блог во френды
... буквально пестрит заманчивыми
, основанными на ... бы, эти
доступны каждому. Однако ...