Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
ЖИЗНЬ ЯКОБА ШТЕЙНА2013-10-24 10:21:22Окончание. Начало в № 9 (249) В августе среди вновь прибывших заключенных Яков Стеюк неожиданно ... + развернуть текст сохранённая копия Окончание. Начало в № 9 (249) В августе среди вновь прибывших заключенных Яков Стеюк неожиданно встретил работавшего с ним на нефтебазе в Тетиеве Марка Возного, арестованного за то, что до войны он состоял в компартии. Его бригаду ежедневно возили в город на строительные работы. Как-то Возного увидел проходящий мимо шофер фирмы Кудрицкий. Возному удалось переброситься [...] Тэги: 10/250, пути, судьбы Слово о Главном2013-10-24 04:52:33К 120-летию со дня рождения Михаила Гуревича Один из его рекордов так и остался непобитым. Только ... + развернуть текст сохранённая копия К 120-летию со дня рождения Михаила Гуревича Один из его рекордов так и остался непобитым. Только Михаилу Иосифовичу Гуревичу, автору легендарного МиГа, удалось стать шестикратным лауреатом Государственной премии. Будущий герой соцтруда родился 120 лет назад в деревне Рубанщина Курской губернии (там и сегодня не более полтораста жителей) в еврейской семье винокура-механика, занимавшегося наладкой оборудования на [...] Тэги: 10/250, жизнь, судьба Разведчик атомного века2013-10-22 18:14:13+ развернуть текст сохранённая копия В августе 1949 года в Стране Советов было успешно испытано «изделие С». Это событие имело свою предысторию, связанную с эффективной деятельностью советской научно-технической разведки. Непосредственным участником первых и последующих мероприятий по разработке атомной проблемы был полковник внешней разведки Владимир Борисович Барковский. Его имя стоит в одном ряду с именами таких легендарных разведчиков, как Рудольф Абель, Леонид Квасников, члены «Кембриджской пятёрки». Будущий Герой России, выдающийся разведчик 30-80-х годов прошлого столетия, один из руководителей научно-технической и внешней разведки, родился в русской чернозёмной полосе в городе Белгороде Курской губернии в 1913 году, 16 октября. После окончания средней школы с 1930 года работал слесарем на заводе и одновременно учился на вечернем рабфаке. Жизнь в рабочей среде для него была хорошей школой: вырабатывались уважение к труду, гордость своей профессией, дисциплина, осознание заинтересованности в добросовестном выполнении порученного дела. В 1934 году Владимир Борисович поступил в Московский станко-инструментальный институт. В студенческие годы активно занимался парашютным и планерным спортом по линии ОСОВИАХИМа в Московском студенческом аэроклубе. После его окончания был приписан как пилот запаса к истребительному полку ПВО Москвы. Страсть к небу он пронёс через всю жизнь, став неизменным участником соревнований по планеризму, а с возрастом – судьёй всесоюзной категории по этому виду спорта. Вспоминая те годы, Владимир Борисович подчёркивал: «Моему поколению молодёжи 30-х годов было нетрудно вписаться в круг требований, предъявлявшихся к разведчику, и найти своё место в разведке. К этому нас подводил сам образ жизни молодёжи тех лет… Страна стала походить на гигантскую стройку, а самоотверженный, напряжённый труд стал нормой жизни». Барковский ещё не окончил институт, как весной 1939 года по решению ЦК ВКП(б) был направлен на работу в органы госбезопасности и определён во внешнюю разведку. Так Владимир Борисович оказался в числе слушателей первых наборов в созданную за год до этого разведывательную Школу особого назначения. И узнал он об этом только в самой разведшколе. Как вспоминал Владимир Борисович, здесь ему сказали: «Отныне забудьте, что вы – инженер. Теперь вы только разведчик». «Моего согласия, – рассказывал он, – никто не спрашивал. Сказали – будешь разведчиком. Вот я и стал…». Но жизнь распорядилась так, что и инженером он тоже стал, когда начал работать по линии научно-технической разведки (НТР). Сокурсники его выпуска и других предвоенных наборов приняли на себя всю основную тяжесть работы в годы Великой Отечественной войны в десятках зарубежных резидентур и в тылу немецких войск: в подполье, спецпартизанских отрядах, разведывательно-диверсионных группах. В феврале 1941 года сотрудник внешней разведки Барковский прибыл в Лондон в качестве «разведчика общего профиля». Однако в силу базовой инженерной подготовки ему был выделен участок работы с учёными и техническими специалистами – их было более десяти. Но были и источники политической и военно-стратегической информации – они были крайне важны в условиях, когда угроза войны становилась для СССР неизбежной. И всё же профиль науки и техники в работе Барковского преобладал: он стал специализироваться на работе с теми источниками, которым было суждено положить практическое начало послевоенного направления во внешней разведке – научно-технического. Памятное воскресенье 22 июня, вспоминает Владимир Борисович, он встретил в загородной резиденции советского посольства, где подальше от немецких бомбёжек размещались семьи сотрудников. Известие о нападении Германии на Советский Союз прозвучало для разведчиков лондонской резидентуры приказом: немедленно приступить к выполнению того, что потребует Родина. Об этом времени Владимир Борисович говорил так: «Трудовой темп возрос настолько, что сейчас не без удивления вспоминаешь, как только успевал справляться… Но все трудности оттеснялись на второй план сознанием огромной опасности, нависшей над нашей страной, страстным стремлением, хотя и вдали от Родины, встать на её защиту всеми доступными средствами». Энергичная, импульсивная, но строго организованная натура Барковского, получившая жизненную закалку на заводе и рабфаке, в институте и аэроклубе, в разведшколе и центральном аппарате разведки, смогла быстро приспособиться к выполнению разведзадач в условиях военного времени. В среде ценных источников информации по линии НТР Барковский работал с докторами наук и квалифицированными инженерами по авиации, военной электронике, химии и атомной проблематике. В результате уже в первый год войны удалось получить немало важной информации: о конструктивных особенностях первых образцов английской радиолокационной аппаратуры, о цветных металлах, их сплавах и заменителях, о магнитной защите морских судов, а также по вопросам радиосвязи и о радиомаяках-целеуказателях для бомбардировочной авиации. Особое внимание Барковского было уделено атомной проблематике. Один из источников регулярно передавал разведке материалы, которые англичане получали от американцев до самого конца войны, причём главным образом по вопросам металлургии урана-235 и плутония. Расширение заданий по линии НТР вызвало острую необходимость в пополнении сети источников информации. Встал вопрос о выходе на них с помощью наводчиков, имеющих связи среди учёных и специалистов. Так, среди полезных источников у Барковского появился англичанин, имевший выход на централизованный учёт научных работников Британии. По воспоминаниям Владимира Борисовича, ценные источники в этой стране среди специалистов привлекались к работе с разведкой в основном на идейной основе, прежде всего это были антифашистские настроения. Разработка таких потенциальных источников проводилась в ускоренном режиме, фактически в форме прямого предложения. Это было связано с острой нехваткой времени у сотрудников резидентуры. Процессу привлечения к работе с советской разведкой способствовала, конечно, обстановка военного противостояния между Британией и Германией. Работать нашим разведчикам приходилось в условиях непрерывных бомбардировок Лондона, поэтому угроза со стороны нацистской Германии была для настроенных антифашистски англичан вполне реальна… Лишь в 1946 году Барковский возвратился на Родину. В центральном аппарате разведки он занимал руководящие должности, выезжал в командировки в США и страны Западной Европы. За годы работы за рубежом и в Центре Барковский прошёл путь от рядового разведчика и резидента до руководителя крупного подразделения – американского отдела. Работая по линии НТР за рубежом и в Центре, Барковский курировал знакомую ему проблематику по ядерной энергетике, в частности длительное время возглавлял группу сотрудников этого направления в нью-йоркской резидентуре. В кабинете истории внешней разведки в её штаб-квартире в Ясенево есть стенд с портретами соратников Барковского – Квасникова Леонида Романовича, Феклисова Александра Семёновича, Яцкова Анатолия Антоновича и самого Владимира Борисовича. Он сообщает посетителям кабинета, что научно-техническая разведка – одно из главных направлений в деятельности советской внешней разведки. На стенде основными проблемами НТР называются атомная энергетика и атомное оружие (операция «Энормоз»), радиотехника и радиоэлектроника («Радуга»), авиационная и ракетная техника («Воздух»). Ко всем этим операциям с начала 1940-х по 1960-е годы имел отношение Барковский. Полученная лично Барковским и разведчиками руководимых им коллективов за рубежом и в Центре информация позволила не только усилить военный потенциал советской державы с помощью созданного атомного оружия, но и продвинуть атом в мирную жизнь. Ибо в 1954 году в СССР впервые в мире была запущена в эксплуатацию атомная электростанция. А уже к концу 1940-х годов стали доступны нашей армии, авиации и флоту радиолокационные системы. Реактивный истребитель МИГ-15 к этому времени встал на вооружение и в 1950 году завоевал господство в воздухе над американскими «сейбрами» во время корейской войны. 29 августа 1949 года стало днём рождения советской атомной бомбы. Именно в этот день Соединённые Штаты лишились монополии на ядерное оружие. К этому времени в американских военных планах намечалось ядерное нападение на СССР с датой 1 января 1950 года. Срыву этих планов предшествовала блестяще проведённая советской разведкой (госбезопасности и военной) операция по проникновению в американский «Манхэттенский проект», самой оберегаемой в Америке тайны. Это был триумф советских разведчиков, среди которых – Владимир Борисович Барковский. * * * Несколько поколений физиков-ядерщиков отмечали вместе с разведчиками пятидесятилетие первого взрыва отечественной атомной бомбы. Знающий не понаслышке, что такое ядерный взрыв, академик Евгений Велихов так определил государственную значимость этого события: «Мы благодаря работе над ядерным оружием сумели развить нашу науку, сделать её достижения конкурентоспособными на мировом рынке. Без атомной бомбы мы были бы второстепенной державой». Сам же Владимир Борисович, занимая активную позицию в продвижении мнения об эффективности деятельности НТР в интересах государства, многие годы публиковал статьи в специальной и открытой печати, выступал с лекциями в различных ведомствах, участвовал в симпозиумах и давал интервью прессе и на телевидении. Чаще всего вопрос касался вклада разведки в создание в СССР собственного ядерного оружия. Вот как определяет Владимир Борисович место разведки в этом процессе: «Разведка давала ценную сверхсекретную информацию, а наши учёные работали над проблемой. Каждый занимался своим делом. Но самая достоверная и перспективная научно-техническая информация становится полезной только тогда, когда попадает на благоприятную почву, когда понимается её значение. Так случилось и с информацией об атомном оружии». Это действительно так. Как признавал академик И.В. Курчатов, «вклад разведки неоспорим, многих тупиков и ошибок удалось избежать», академик А.Ф. Иоффе, в свою очередь, отмечал: «Я не встречал ни одного ложного указания». Рассказывая о послевоенных годах работы нашей разведки над проблемой ядерной энергетики, Владимир Борисович в своих выступлениях также подчёркивал, что «в 50-е годы была получена информация о мощных энергетических реакторах и реакторах для подводных лодок». Государственный образ мышления Барковского сказывается и в таком заявлении: «Реально оценивая вклад разведчиков в создание отечественного атомного оружия, НТР никогда не противопоставляла себя достижениям отечественных физиков, конструкторов и производственников, ибо разведчики не занимались расчётами, не проводили экспериментов, не вдавались в детали конструкции атомной бомбы». * * * «Боец невидимого фронта» Владимир Борисович Барковский в середине ХХ столетия являлся одним из активных руководящих работников важнейшего направления современной разведывательной деятельности, именуемым научно-технической разведкой. Многие десятилетия за рубежом, в штаб-квартире внешней разведки и на преподавательском поприще в стенах кузницы кадров разведки он рассматривал её деятельность как особое социальное явление, глубоко коренящееся в потребностях обеспечения национальной безопасности и геополитических интересов нашей Родины. Ещё в 1949 году Барковский начал читать лекции в ВРШ – Высшей разведывательной школе, в 1954–1956 годах работал там на кафедре разведки в качестве заместителя начальника, коим был другой выдающийся разведчик – Иван Иванович Агаянц. После работы за рубежом и в центральном аппарате НТР он перешёл в 1969 году на работу в Краснознамённый институт. И снова на кафедру разведки, где до ухода в отставку в 1984 году трудился в должности профессора. Учебные, научные и публицистические работы Барковского представляют собой богатое наследие в виде лекций, практических пособий, учебников, методических материалов, монографий, диссертации и статей в спецсборниках, а после ухода в отставку – в отрытой печати. Его перу принадлежит даже работа по этике разведывательной деятельности. За 1949–2000 годы Владимир Борисович подготовил более 50 работ общим объёмом свыше 3.000 страниц. Активной научной работой Барковский начал заниматься после прихода в Краснознамённый институт – учебное заведение по подготовке кадров разведки. Но кроме теории и практики разведывательной деятельности, он остался неизменным и талантливым летописцем истории научно-технической разведки. Его глубоко обоснованные работы в этой области и сегодня оцениваются как примеры впечатляющих достижений в одном из разделов социальной истории отечественной науки и техники. Кредо разведчика, учёного и гражданина Барковского в оценке государственной значимости разведки предельно ясно: «Разведка нужна, чтобы руководство страны чётко знало планы и замыслы противоположной стороны… Ибо разведка имеет не постоянного противника, а постоянный интерес». Удовлетворению этого «постоянного интереса» Владимир Борисович отдал шесть десятков лет. Находясь в отставке, не устранился от работы, а принимал посильное участие в воспитании молодого поколения разведчиков, занимался исследовательской и публицистической деятельностью. Всю свою жизнь разведчик и ветеран госбезопасности Барковский исповедовал одну главную заповедь – верность Родине. Он оставил нам завет: «По моему глубокому убеждению, разведчику должны быть в полной мере присущи такие черты, как патриотизм, преданность делу, которому служишь, порядочность, полное подчинение интересам службы». Ветеран Барковский собрал обширный материал об истории научно-технической разведки – русской, советской, российской. Он стал членом авторского коллектива фундаментального шеститомника «Очерки истории российской разведки» и с момента создания – членом региональной общественной организации «Ветераны внешней разведки». Поэтому глубоко обоснованно решение учёного совета Академии внешней разведки от 20 марта 2001 года: «За внесение большого вклада в дело обеспечения безопасности нашей страны и активное участие в подготовке разведывательных кадров полковнику в отставке Барковскому Владимиру Борисовичу присвоено звание «Почётный профессор Академии внешней разведки». За достигнутые высокие результаты в деле обеспечения государственной безопасности нашего Отечества шестидесятилетний путь Владимира Борисовича Барковского в разведке отмечен государственными наградами. В военные и послевоенные годы он был удостоен ордена Красного Знамени, трёх орденов Трудового Красного Знамени, орденов Отечественной войны, Красной Звезды, «Знак Почёта» и многими медалями. Владимир Борисович – почётный сотрудник органов госбезопасности и награждён знаком «За службу разведке». 15 июня 1996 года Указом Президента Российской Федерации за выдающийся вклад в обеспечение государственной безопасности Отечества звание Героя России было присвоено сразу пятерым ветеранам Службы внешней разведки. Среди них полковник Барковский. Эта статья была подготовлена мной к его 90-летию. В феврале 2003 года Владимир Борисович прочитал её. Я рассчитывал опубликовать материал к его юбилею. Увы, талантливый и мужественный разведчик не дожил до него менее трёх месяцев и ушёл от нас 21 июля 2003 года… «Красная звезда» Анатолий МАКСИМОВ, капитан 1 ранга в отставке, ertata Тэги: атомной, биографии, биографии., бомбы, в.б.барковский, интересное., история, история., люди, люди,, манхэттенский, назад, наука, непознанное., новости., нтр, организации., проект, разведка, разведки, российской, свр, события., создание, спецслужбы, спецслужбы., ссср, ссср., судьбы, судьбы,, тайные, техника. Сибирский магнитоплан.2013-10-21 19:01:23+ развернуть текст сохранённая копия В США презентован «транспорт будущего» по проекту российского инженера О гениальном российском ученом и изобретателе Борисе Вейнберге на его родине почти никто не помнит, неизвестно даже место его захоронения, в то время как его труды до сих пор востребованы в мире. Мировые средства массовой информации, в том числе и российское телевидение, с придыханием сообщили недавно о сенсации: супертоннель, по которому пассажиры будут передвигаться в специальных капсулах соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско - 640 километров можно будет преодолевать всего за полчаса. Среди восторгов по этому поводу как-то незаметно и «в скобках» прозвучали слова о том, что оригинальная идея этого сверхбыстрого транспорта, которую реализуют сегодня американцы, на самом деле принадлежит российскому инженеру Борису Вейнбергу, не только обнародовавшему ее ровно сто лет назад, но и построившему миниатюрную модель «вакуумного поезда». Представленный американским инженером, предпринимателем и основателем компании SpaceX Элоном Маском проект сверхскоростного поезда Hyperloop разработан на основе прототипа, придуманного томским профессором еще в 1913 году, утверждают в Томском политехническом университете (ТПУ). Новый поезд отличается от прототипа воздушной подушкой, диаметром туннеля, наличием кресел и числом мест. Маск презентовал проект нового сверхскоростного транспорта — Hyperloop 12 августа, однако заявил, что пока не планирует реализацию проекта. Изобретатель выложил проектную документацию в интернет, предлагая реализовать свою идею другим. Он предложил проложить первую ветку между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско — это позволит преодолевать более 640 километров между городами за полчаса. Сигаровидные капсулы, в каждую из которых помещается 28 человек, будут выталкиваться в трубу с сильно разреженным воздухом и двигаться за счет двигателя и магнитных полей со скоростью до 1,2 тысячи километров в час. Первый прототип Между тем, как заявили в ТПУ, идею создания сверхзвукового поезда придумал еще сто лет назад профессор этого вуза Борис Вейнберг. Американцы, по большому счету, только доработали предложения ученого. Сотрудница музея истории ТПУ рассказала РИА Новости, что Вейнберг был приглашен в вуз, тогда носивший имя Томского технологического института, в 1909 году и проработал там последующие 15 лет. "Вейнберг был ученым многогранным: изучал, в частности, движения арктических льдов, магнитное поле Земли, исследовал способы получения энергии от солнца <…> В 1911-1913 годах он разработал проект "поезда", который должен был двигаться в магнитном туннеле с воздухом, разряженным настолько же, как в верхних слоях стратосферы", — рассказала сотрудница музея. Она отметила, что до настоящего времени от первого "вакуумного" поезда сохранились только чертежи из брошюры, изданной по материалам публичной лекции, которую в 1914 году Вейнберг прочитал в Петербурге. Экспериментальная установка — труба диаметром 32 сантиметра и длиной 6,5 метра — разобрана. "Вскоре после работ Вейнберга началась Первая мировая война, и медь, из которой была собрана установка, требовалась очень сильно. И он пожертвовал свою установку на нужды страны. А сам Вейнберг уехал в Америку на два года. Потом уже он к этой теме (проекту поезда) не возвращался", — сообщила собеседница агентства. "Жюльверновский" поезд В брошюре "Движение без трения" по лекции 1914 года Вейнберг называет свой поезд "жюльверновским или уэлссовским" — проект хоть и встречен восторженно, но выглядит фантастическим. В частности из-за дороговизны — строительство одной версты обошлось бы в баснословные по тем временам деньги — 150-220 тысяч рублей. Однако устройство и поезда и туннеля ученый продумал досконально. "Меня поразила заброшенность второй части первого закона Ньютона <…> "Каждое тело упорствует в своем состоянии покоя или линейного равномерного движения, пока приложенными к нему силами оно не будет принуждено поменять свое состояние" — поразило отсутствие попыток использовать это упорство в сохранении постоянства величин и направления скорости", — писал Вейнберг во вступительной части брошюры. Ученый предложил использовать "трубу с пустотою" (вакуумом), чтобы поезд не встречал ни малейшего сопротивления среды, не преодолевал силу трения и, как следствие, мог разогнаться до 800 километров в час. Однако в верхней части трубы требовалось установить магниты, чтобы вагоны поезда — сигаровидные герметичные металлические капсулы — не касались дна тоннеля под воздействием силы тяжести. "Вагон должен иметь соответствующие приспособления, как то: мягкие тюфяки, электрические лампочки с аккумуляторами для них, снаряды для поглощения углекислоты и запас кислорода", — говорится в брошюре. Ученый уточнял, что из-за магнитов, установленных через некоторые промежутки, капсулы будут двигаться по синусоиде. И хотя чем большую скорость разовьет вагон, тем меньше будет отклоняться от прямой траектории, на нем необходимо установить выпирающие колеса с шариковыми подшипниками на рессорах — чтобы смягчить возможные столкновения со стенками трубы. Повороты, подъемы и спуски поезда также предлагалось осуществлять за счет магнитов. На поворотах они должны были работать только до середины вагона, а потом отключаться, чтобы капсула могла правильно войти в вираж. Сам тоннель должен представлять собой герметичную трубу диаметром 90 сантиметров — людям в вагонах предлагалось лежать. Труба должна состоять из отдельных звеньев, соединенных между собой "гармоникообразными соединениями вроде тех, которые применяются в гибких паровых котлах", чтобы блоки могли изменять длину при охлаждении и нагревании. Кроме того, через каждые один-два километра должны быть установлены выдвижные заслонки, чтобы герметично перекрыть какой-либо участок тоннеля при непредвиденной остановке вагона или аварии на дороге. Также предлагалось оснастить трубу насосами, поддерживающими разреженный воздух. Запускать вагоны Вейнберг предполагал по принципу "электрической пушки Беркеланда": установить ряд магнитов, которые включаются, когда к ним подходит нос вагона, и выключаются, когда под ними его середина. Таким образом, капсула бы набирала скорость и "выстреливалась" в тоннель. На станции прибытия предлагалось запускать магниты над серединой капсулы, а выключать, когда она его уже пройдет. "Мне хочется верить, что и в вопросе ускорения движения вещественных тел слово переходит теперь к эфиру (вакуумной среде) — и что в результате споров между землею, водою, воздухом и эфиром последнее слово останется за эфиром", — закончил свою лекцию в Петербурге в 1914 году Вейнберг. Сто лет спустя Идея Вейнберга бурно обсуждалась и в России, и за рубежом. В частности, его современники-американцы подсчитали, что новый транспорт позволит добираться от Сан-Франциско до Нью-Йорка всего за полдня. В течение всего 20 века к идее возвращались, но реализовать ее никто не брался. И только ровно 100 лет спустя Маск предложил реальный, "подогнанный" под современные реалии проект подобного транспорта. Проект получил название Hyperloop (гиперпетля). Как следует из материалов на сайте компании SpaceX, американский ученый не отошел от идеи "трубы с пустотой" — рабочее давление в туннеле около 100 паскалей, как в верхних слоях стратосферы. Однако он изменил способ движения капсул. Вагоны Hyperloop предполагается запускать с помощью магнитных роторов, которые, как и задумывал томский профессор, будут "выстреливать" капсулу в тоннель. Однако касаться стенок она не будет за счет воздушной подушки — этот способ гораздо дешевле, чем магнитная левитация, которую предлагал Вейнберг. Благодаря новым технологиям также отпадает надобность в колесах. Обеспечивать энергией систему, по проекту Маска, будут солнечные батареи, установленные на протяжении всего пути. Кроме того, конструктор предложил увеличить высоту тоннеля до 1,35 метра. Таким образом, в капсулах будут помещаться не тюфяки, как предлагалось век назад, а 28 кресел, в которых пассажиры будут полулежать. Как и у Вейнберга, капсулы Hyperloop будут герметичны, воздухом пассажиров обеспечат специальные насосные устройства. При этом стоимость строительства "Гиперпетли" между двумя крупнейшими городами Калифорнии, по оценке SpaceX, составит 6 миллиардов долларов — всего одну десятую от стоимости аналогичной скоростной железной дороги. Предполагается, что капсулы смогут отправляться от станции каждые 30 секунд. Вейнберг в своих расчетах допускал, что по его тоннелям можно будет оправлять до 12 вагонов в минуту. РИА Новости Родился великий изобретатель в Петергофе в 1871 году. Окончил гимназию в Петербурге, где сразу заинтересовался физикой. А затем поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Стал одним из инициаторов открытия в столице высших женских курсов, но в 1909 году переехал в Томск, заведовал кафедрой в технологическом институте и одновременно читал лекции в местном университете. Круг интересов молодого энергичного ученого не ограничивался одной только физикой. В 1909 году Борис Вейнберг вместе с группой единомышленников предложил создать в институте кафедру воздухоплавания. А потому обратился в томскую городскую думу с просьбой выделить участок земли под строительство аэротехнической лаборатории и аэродрома на окраине города. В думе - а тогда в Томске самолетов еще почти никто не видел - удивились, но участок все-таки выделили. Однако в Петербурге, куда он отправил свой проект, ему отказали в финансировании, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. Может быть потому, что Вейнберг отправил его в министерство народного просвещения, в ведомстве которого сам трудился: министерства авиации тогда еще попросту не существовало. Но отказ бюрократов не обескуражил смелого изобретателя: в 1910 году в Томске был создан второй в России - первым это сделал в Москве знаменитый Николай Жуковский - аэротехнический кружок. Там энтузиасты строили летательные аппараты собственной конструкции. В 1911 году первый такой аппарат в Сибири поднялся в воздух. В работах участвовали будущие знаменитые потом в СССР конструкторы Николай Камов и Михаил Миль. Вейнберг поддерживал связи с лучшими авиаторами того времени: американцами братьями Райт, французом Блерио и другими. В 1913 году в этом кружке была создана первая в мире действующая установка электрической дороги на магнитной подушке. А чуть позже ученый выступил в Петербурге с докладом о «безвоздушной дороге», в котором предложил проект вакуумного транспорта на магнитном подвесе, чем поразил присутствующих. В своей работе «Движение без трения» он рассказал о вагонах, которые силой электромагнитного поля движутся по медной трубе безо всякой опоры с громадной скоростью. Яков Перельман в своей знаменитой книге «Занимательная физика» так описывал это изобретение: «В железной дороге, которую предлагал устроить проф. Б.П. Вейнберг, вагоны будут совершенно невесомы; их вес уничтожается электромагнитным притяжением. Вы не удивитесь поэтому, если узнаете, что согласно проекту вагоны катятся не по рельсам, не плавают на воде, даже не скользят в воздухе - они летят без всякой опоры, не прикасаясь ни к чему, вися на невидимых нитях могучих магнитных сил… Вагоны движутся внутри медной трубы, из которой выкачан воздух, чтобы его сопротивление не мешало движению вагонов. Подхватываемый все время электромагнитами, вагон мчится без трения, без толчков, в пустоте, как планета в мировом пространстве…». В опытах Бориса Вейнберга десятикилограммовый вагончик, выполненный из железной трубы с колесами впереди и сзади, двигался внутри медной трубы, изготовленной в виде кольца диаметром 6,5 метра. В таких условиях вагончик достигал скорости 6 километров в час. Весть об удивительном открытии сибирского ученого облетела весь мир. В 1914 году в Россию специально приехала группа американских кинематографистов, которая сняла фильм «Сибирское чудо» о профессоре Вейнберге и феноменальном безрельсовом поезде, окрестив его «сибирским магнитопланом». Только через много лет японцы запустили первый скоростной поезд на магнитной подвеске. А теперь в США презентовали проект «Гиперлуп» – «Гиперпетля» - транспорта будущего, представляющего из себя вакуумный туннель, по которому почти со скоростью звука будут передвигаться капсулы с пассажирами. «Если проект удастся построить, и этому не помешают вопросы экологии, политики и огромных затрат, то это будет фантастический скачок вперед, который откроет абсолютно новый рынок и предоставит невиданные по сей день возможности для пассажиров», - уверен президент компании-разработчика. А ведь если бы эта идея нашла свое воплощение там, где она возникла, то это мы сегодня могли бы добираться из Москвы в Санкт-Петербург или обратно именно за те же тридцать минут. Не такими ли удивительными отечественными проектами и должны заниматься наши «сколковцы»? В самом деле, зачем мы покупаем сегодня немецкие «Сапсаны», чтобы добираться из Москвы до Санкт-Петербурга за 4,5 часа, если изобретение отечественного инженера, сделанное век назад, позволяет преодолеть этот путь быстрее, чем реактивный самолет? Ну, а самому изобретателю чудо-транспорта, увы, так и не удалось увидеть воплощения своей смелой идеи в жизнь. Грянула Первая мировая война, а затем революция, и в России быстро забыли о гениальных предложениях русского ученого. Несмотря ни на что, он не покинул страну, а продолжал работать уже не в Российской империи, а в СССР. Стал автором учебников по физике, по которым учились многие поколения студентов. В 1923 году Борис Вейнберг создал и возглавил Институт изучения Сибири. Позднее стал членом Главной геофизической лаборатории в Санкт-Петербурге, а в 1940 году - руководителем отдела в Научно-исследовательском институте земного магнетизма. Этой теме посвящены 65 его научных работ. Был редактором журнала «Природа в школе», стал автором одного из лучших проектов солнечного двигателя. Вейнберг изучал также арктические ледники, создал в Сибири метеорологическую станцию, руководил экспедициями по изучению ледников Алтая и Средней Азии. Наверное, именно поэтому в энциклопедиях он назван «известным гляциологом». Во время блокады Ленинграда ученого привлекли - как «специалиста по льдам» - к строительству знаменитой «Дороги жизни» по льду Ладожского озера, которая спасла жизни десятков тысяч горожан. Но лишения и страдания ленинградцев не обошли стороной изобретателя – Борис Вейнберг умер в осажденном городе от голода. Его обледенелое тело сбросили где-то на окраине города в общую могилу. Владимир Малышев ertata Тэги: hyperloop, биографии, биографии., борис, вейнберг, изобретатели, интересное., история, история., культура, люди, люди,, наука, непознанное., новости., поезд, россии, россии., россия, русские, сверхскоростной, сделано, события., судьбы, судьбы,, техника, техника., ученые Россия в цвете.2013-10-19 19:08:08Документальный фильм Владимира Мелетина "Россия в цвете" посвящён одному из основателей цветной ... + развернуть текст сохранённая копия Документальный фильм Владимира Мелетина "Россия в цвете" посвящён одному из основателей цветной фотографии в России Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. Зрители имеют уникальную возможность увидеть Россию столетней давности в цвете. Еще в первом десятилетии 20 века он совершил несколько масштабных экспедиций по Российской империи. У Прокудина-Гродского была идея - запечатлеть в цветных фотографиях Россию, ее культуру, ее историю. В 20-е годы вся эта коллекция была перевезена во Францию, а в 48-м году была продана в библиотеку Конгресса США, где хранится и по сегодняшний день. ertata Тэги: биографии, биографии., видео, документальное, империя, интересное., историческая, история, история., кино, культура, культурное, люди, люди,, наследие, непознанное., обои., онлайн, россии, россии., российская, россия, с.м.прокудин-горский, сделано, смотреть, судьбы, судьбы,, фото., фотографии, фотография., цвете
Главная / Главные темы / Тэг «судьба»
|
Категория «Природа»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|