... и решает перехитрить
, уклониться от ... разрешить проблему, изменить
. Если сказано, ...
(предисловие к книге р. Матитьяу Глазерсона «Еврейская астрология»)
Тот, кто возьмет эту книгу, может испытать вначале большое удивление. Она не похожа на обычную астрологию, язык которой понятен всем людям, а указания столь конкретны. Что же нового может почерпнуть здесь читатель?
Прежде всего, подоплекой нееврейской астрологии, по сути своей, сугубо материалистической, является смесь неосознанных суеверий с верными наблюдениями. И отсюда исходит убеждение, что определяющим жизнь человека является материальная данность, обусловленная положением звезд и планет в момент рождения.
Первое, что предлагает обычная астрология — познать себя, свои особенности, возможности и судьбу, исходя из даты рождения. С другой стороны, астрология советует. За советами к ней и обращаются, и это заработок астрологов. Итак, они предсказывают будущее, выступая фактически как пророки, или подменяя пророков. Их предсказания основываются на той же данности, на соотношении особенностей человека или народа, как их понимает астрология, с расположением небесных тел в то или иное время.
Типичный образец предсказания, соответствующего представлениям идолопоклонников, например древних греков о "слепом роке", судьбе, которую не изменить, о будущем, которого не избежать, дает легенда о смерти вещего Олега.
Волхвы-чародеи говорят Олегу, что он "умрет от коня". Он понимает это, естественно, так, что беду ему может принести только живой конь, и решает перехитрить судьбу, уклониться от предсказанного хода событий. Однако выясняется, что конец изменить нельзя, он погибает именно так, как предсказано. Только смерть его наступает не совсем так, как он себе представлял – от укуса змеи, выползшей из черепа его умершего коня, с которым он расстался, услышав это предсказание. Аналогична этому и история царя Эдипа. (И, наверное, многие читатели не раз встречались с тем, как сбывается предсказание не только в литературе, но и в жизни.)
Характерно здесь двойственное отношение к предсказанию. С одной стороны, Олег верит волхвам и навсегда отсылает коня от себя. С другой стороны, если бы он верил волхвам до конца, ему не следовало бы ничего менять — "Что будет, то и будет" — все равно ничего изменить нельзя, от судьбы не уйдешь. Итак, здесь отношение к предсказанию можно определить как смесь веры с неверием или маловерие, "недоверие", что характерно для идолопоклонства, лишенного настоящей глубины понимания мира, настоящей серьезности в оценке происходящих событий. Олег не ставит вопроса, почему так должно произойти и за что ему такое, не пытается постичь нравственную основу событий, цель и смысл своей жизни, не думает менять что-то по существу, внутри себя. Этим и объясняется способ, которым он силится разрешить проблему, изменить судьбу. Если сказано, что смерть придет от коня, значит, извне, от материального предмета, который можно убрать, уничтожить. Так, фараон приказывает убивать всех новорожденных мальчиков, чтобы среди них оказался и тот, который, по предсказанию его астрологов, должен принести ему беду. Будущее Олега, Эдипа, фараона предречено, оно является неотъемлемым звеном неразрывной цепи причинно-следственных материальных отношений. Их попытки выхода лежат в той же материальной плоскости, и они обречены на провал, ведь им противостоят непреодолимые космические силы. Все в их жизни случайно, судьба слепа и неизменима.
Но существует и иное понимание мира и, соответственно, иное отношение к предсказанию, и оно позволяет изменить предначертанное. Ключ к этому подходу, который позволяет человеку действительно стать, в определенном смысле, хозяином своей судьбы, дает нам еврейская астрология.
Приведем примеры. В молитве святого Дня Искупления, когда Всемилостивый может отменить вынесенный человеку за его поступки приговор в ответ на чистосердечное раскаяние и клятву никогда больше так не поступать, когда Творец может предоставить людям возможность начать заново, продолжить, сделать что-то хорошее, в этот день читается книга Ионы. Там рассказывается, как пророк Иона пытается убежать от судьбы, от веления Всевышнего пророчествовать и предсказать "переворот" царства Нинве (Ниневии). Интересно, что и попытки Ионы уйти от своего избранничества (о чем так важно помнить, прежде всего, евреям) оказываются тщетными, и мы уже знаем почему, — его бегство чисто материально, это бегство в пространстве, которое все под контролем. И, конечно Владыка мира настигает его и на дне моря (в чреве рыбы). Там, во тьме, Иона обращается к своему Создателю, и Он возвращает его из тьмы к свету, к жизни, к исполнению его долга.
И здесь же мы встречаемся с иным отношением к пророчеству. Услышав от Ионы, что "Нинве должен быть перевернут", царь Нинве и весь его народ принимают это как абсолютную истину. Однако и здесь можно вести себя по-разному. Можно сосредоточить свое внимание на том, что жизнь коротка, "живем как мухи", остается только использовать для наслаждений этот краткий миг, взять от него все, что можно, успеть нагуляться вдоволь, пуститься во все тяжкие, устроить пир во время чумы, пока не явилась костлявая с косой. Это сугубо материальный подход: "Жизнь есть способ существования белковых тел", и когда белок протух, все закончилось, так же бесцельно и бессмысленно, как возникло – «из вонючей капли».
Но не так понимает жизнь народ Нинве: "И начал Иона ходить по городу (сколько можно) пройти в один день и провозглашал: "Еще сорок дней — и Нинве будет перевернут!" И поверили жители Нинве Б-гу, и объявили пост, и оделись в мешковину — от самого большего из них до малого. И дошло это слово до царя Нинве, и встал он с престола своего, и снял с себя (царское) облачение свое, и покрылся вретищем, и сел на пепел. И (повелел) провозгласить, и сказать в Нинве от имени царя и вельмож: чтобы ни люди, ни животные, ни крупный, ни мелкий скот не ели ничего, не ходили на пастбища, и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем и воззвали к Б-гу со всей силы. И чтобы отвратился каждый от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще смилуется Б-г и отвратит ярость гнева Своего, и мы не погибнем! И увидел Б-г дела их, что они отвратились от злого пути своего, и пожалел Б-г о бедствии, о котором сказал, что наведет на них – и не навел".
Вот еще пример из второй книги Царей. "В те дни смертельно заболел Хизкиягу. И пришел к нему пророк Йешаягу, сын Амоца, и сказал: Так сказал Г-сподь: "Сделай завещание дому твоему, ибо ты умрешь, и не будешь жить". И повернулся он (Хизкиягу) лицом к стене (Храма) и молился Г-споду, говоря: Молю Тебя, Г-споди, вспомни ныне, что я ходил перед Тобою верно и всем сердцем, и делал я то, что угодно Тебе. И горько заплакал Хизкиягу. И было, Йешаягу (еще) не вышел из среднего двора, как было к нему слово Г-сподне такое: Возвратись и скажи Хизкиягу, властелину народа Моего: "Так сказал Г-сподь, Б-г Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцеляю тебя: на третий день взойдешь ты в дом Г-сподень; и прибавлю Я к дням твоим пятнадцать лет, и спасу тебя и город этот ради Себя и ради Давида, раба Моего".
Итак, еврейский взгляд на мир, сосредоточенный в Библии и Талмуде, и многотысячелетний опыт жизни еврейского народа однозначно показывают, что у мира есть Творец и Повелитель, и Он решает, жить человеку или умереть и что произойдет на земле. Судьба человека зависит от того, насколько он понимает и исполняет волю Владыки, готов ли он отказаться от зла и пойти по Его пути, совершая добро. Но если так, при чем здесь астрология? И как вообще может существовать еврейская астрология? Разве в этом сочетании нет внутреннего противоречия?
Ответ заключается в том, что действительно так создал Всевышний мир и так Он им управляет: есть влияние небесных тел на судьбу человека, и время неоднородно, и есть времена благоприятные и неблагоприятные для одних дел или для других. И это нужно помнить и важно знать, чтобы жить хорошо и достигать максимального успеха, радуясь жизни и исполняя волю Творца.
И есть еще одно отличие еврейской астрологии, и оно в том, что жизнь каждого из евреев неразрывно связана с его народом. И то, что предписано всему народу в тот или иной период времени, будь-то радость или раскаяние или память о неизбывных страданиях, это должен он разделить со своим народом, чтобы пришло благословение и к нему, и к детям его. И поэтому еврейская астрология обращена не только к отдельному человеку, но и ко всему народу, обращенному ко всем народам мира, чтобы принести им живое знание Б-га и привести их вслед за собой к Нему.
© Gedalia Spinadel