2016-11-01 17:19:18
... неделю праздника Суккот. После этого ... -гом. И после Суккота это состояние, подобно ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Автор: M. Bruk 01.11.2016 06:25
Мы строим сукку (ритуальный еврейский шалаш) и проводим в нем неделю праздника Суккот. После этого разбираем ее, и если она многоразовая, то прячем до следующего года.
В этом году, сидя в сукке в последний день праздника, я понял и прочувствовал важную вещь: на время праздника в сукке образуется особая атмосфера некоего присутствия. На высшем духовном языке можно сказать, что в сукке формируется Б-жественное присутствие (на иврите — Шхина). Это сложный концепт, но пока мы его примем в «первом чтении». После праздника Шхина как бы уходит из сукки, которая превращается просто во временное помещение, которое мы разбираем. Эта ситуация вызвала во мне несколько важных аналогий и идей.
Прежде всего, это напомнило мне ситуацию с разрушением Иерусалимского Храма. Сказано, что, когда враги разрушали Храм, в нем уже не было Б-жественного присутствия. Оно как бы ушло, и остались только пустые стены, которые разрушили враги. У меня возникло следующее размышление. Можно просто сказать, что Шхина ушла из стен сукки, но можно представить, что Шхина перешла из сукки в какое-то другое важное для нас место. Иными словами — на время Суккота происходит как бы выращивание Шхины внутри сукки, а потом мы Шхину как бы можем пересадить из сукки в другое место. Есть полезная аналогия — высаживание маленьких ростков в теплице. Эти ростки в тепличных условиях вырастают и крепнут, а потом их пересаживают из теплицы в большой мир, где они продолжают расти и радовать нас. Можно перенести эту аналогию в нашу сукку. Особая атмосфера отношений между нами и Б-гом была в сукке, а теперь она переходит в другие места. Это также напоминает описание разрушения Храма и уход евреев в диаспору. Сказано, что Шхина покинула Храм (еще перед его разрушением), а также что Шхина перешла в диаспору вместе с евреями.
Вернемся к нашей жизни. Шхина из сукки может быть как бы переселена в важные места, в которых мы проводим «качественное время» (quality time). Такое место — это наш дом. В Суккот мы выходим из дома в сукку, чтобы в ней, как в теплице, вырастить особое состояние отношений с Б-гом. И после Суккота это состояние, подобно подросшему в теплице ростку, мы пересаживаем в свой дом, в который возвращаемся с новым «достоянием» в виде аналога Шхины. Как это понять? Мы должны осознать, что после Суккота мы не просто возвратились в наш дом, а наш дом приобрел новый, более высокий статус, в нашем доме появился новый уровень Б-жественного присутствия. Если мы будем так рассматривать наш дом после Суккота, то по-настоящему ощутим эту трансформацию и приобретем новый уровень бытия в своем доме. Также мы можем рассмотреть эту аналогию по отношению к синагоге, в которую приходим, как в свой духовный дом. Синагога тоже приобретает для нас этот новый уровень Шхины.
А что делать тем, у кого не было в праздник своей сукки? Многие в этом случае ходили в гости к другим. В этом случае хозяева сукки не против поделиться Шхиной, и мы будем очень рады, если все, кто приходили в нашу сукку, тоже принесли как бы кусочек Шхины из нашей сукки к себе домой. Духовная Шхина может «отпочковываться» от главного места и быть «пересажена» к тем, кто заходил в сукку. Шхина от этого увеличивается: чем больше гостей побывало в нашей сукке, тем сильнее Шхина.
Итак, добро пожаловать в наш дом, в который из сукки перешло Б-жественное присутствие и благословение.
2016-10-19 17:07:22
... великий годовой праздник Суккот – праздник ... raquo;. Но, традиция Суккот – строить под ...
+ развернуть текстсохранённая копия
У иудеев нынче великий годовой праздник Суккот – праздник шалашей, кущей («сукка» на иврите – это шалаш, если что), праздник сбора урожая, конца странствий по пустыне, праздник веселья и надежды. "Пора нашей радости" говорят о нем евреи.
«Устанавливать шалаш» – одна из его основных заповедей, так предписывает Тора: «В кущах живите семь дней...». Но, традиция Суккот – строить под открытым небом шалаш, так чтобы были видны звезды, и жить в нем в течение недели – не только память об исходе еврейского народа из Египта и его сорокалетних странствиях по Аравийской пустыне, а еще и напоминание о том, что даже в достатке стоит не забывать о тех, кто живет бедно, без благ цивилизации.
Для постройки кошерного шалаша есть ряд условий. Например: «сукка» не должна располагаться ни под каким строением, она не может быть накрыта никаким навесом (только небо, только звезды!), ну, и ряд других требований, включая выбор природных строительных материалов типа соломы или листьев.
Это была присказка, а теперь, собственно, сказ с киевской перчинкой.
Жил когда-то в Киеве в историческо-еврейском районе – на Подолке (как порой писали в своих отчетах жандармы о Плоской слободе) купец Ицик-Янкель Гершкович Либерман. Какими уж делами он сколотил свой первичный капитал, история умалчивает, но известно, что в Киев он понаехал из города Василькова, купив в 1876 году усадьбочку на Нижнем Валу, 29 (каменный двухэтажный дом, флигель), в Василькове тоже осталась: несколько магазинов, домик там, домик сям…
Так что все пучком у Гершковича было, правда, пожить в Киеве довелось недолго, в 1882 году помер. Согласно завещанию все его имущество, оцененное в 100 тысяч рублей серебром, досталось единственному сыну Симхе.
Не зря говорят, что ген пальцем не раздавишь, Симха Ицкович оказался настоящим сыном своего отца, 100 тысяч не только сохранил, но и приумножил, переведя торговый капитал в промышленный – знамо дело того времени. По-простому, стал собственником 3 сахарных заводов. Конечно, не сахарный король Лазарь Бродский, у которого их было 16, но на жизнь безбедную хватало.
И на новый дом нашлось, и не где-нибудь, а на печерских Липках, рядом с двумя дворцами – Мариинским и Кловским. Ну, дом-то, стоит признаться, на момент покупки был не совсем новым, некоторое время в нем обитали Федоры Федоровичи Треповы, вначале старший, тот, в которого Верка Засулич стреляла, а после его смерти – младший, сын.
Но Симха все перестроил под себя, вышел новый дом, неоренессансный пряник.
Про него рассказывать можно долго, не один вечер, сегодня же я только вам сукку Либермановскую покажу, т.е. шалаш для праздника Суккот.
Комната находилась на втором этаже, на Симхиной половине, крыша в Суккот на семь дней разъезжалась и…
каков же шельмец, да? )
Ну, и печь уже заодно из той комнаты покажу. Они там все красавицы.
В течение трех четвертей часа наш учитель сидел и рассказывал мне нижеследующую историю.
Один из жителей города Бриск несколько раз обращался ко мне по следующему поводу. У него есть мать, очень старая, в местечке Рогаве, вдали от Бриска, и он чувствует, что не исполняет заповедь почитания матери подобающим образом. Ездить всякий раз в Рогаве ему совершенно невозможно, поскольку он трудится для своего пропитания в Бриске.
– Я спросил его, – сказал наш учитель, – чем могу ему помочь.
Тот человек ответил: «Я хочу, чтобы она переехала жить ко мне. Я прошу и умоляю ее об этом годами, но она стоит на своем и никоим образом не соглашается. Поэтому я прошу раби поговорить с ней; очень возможно, что если рав из Бриска даст ей указание, – она исполнит его».
Я сказал ему, что, по моему мнению, он прав, и предложил, чтобы в следующий раз, когда она приедет навестить его, они пришли ко мне. Так и случилось; она приехала навестить, и они пришли ко мне вместе. Я обратился к ней и сказал: «Ваш сын желает исполнять заповедь почитания матери. Это – большая заповедь, и у Вас есть огромная заслуга в том, что Вы можете помочь ему в этом. По моему мнению, Вы должны переехать сюда жить. Вам будет хорошо в материальном отношении, а ему – в духовном, благодаря тому, что он будет исполнять заповедь почитания матери самым лучшим образом».
Сказала мне эта старая женщина: «Раби! Вы можете просить меня обо всем, о чем хотите, кроме того, чтобы я оставила Рогаве. Этого я сделать не могу!»
Я спросил ее: почему она не может? Из-за чего ей будет так тяжело жить у хорошего сына, который желает о ней заботиться?
Она ответила: «Раби! Расскажу Вам историю. Мой дед был очень беден, но у него всегда было одно сильное желание: чтобы когда-нибудь один раз в его жизни у него был свой этрог». (В местечках Литвы царила бедность, и не у каждого был свой собственный этрог).
«Дед собирал деньги в течение всей своей жизни, чтобы когда-нибудь в старости он мог сам купить себе этрог. Эти деньги он увязывал в мешочек, и всякий раз, сэкономив на еде мелкую монету, добавлял ее в тот мешочек. Так он собирал монетку к монетке на протяжении десятков лет. Когда он уже был глубоким стариком, ему показалось, что у него уже есть достаточно денег на покупку этрога. Он взял мешочек и поехал вместе с женой в город Вильно к торговцу этрогами.
Когда они прибыли с тем мешочком к торговцу, тот сел и стал пересчитывать деньги, монету за монетой, – но того, что он насчитал, не хватало, чтобы купить даже одинэтрог.
Мои дед и бабушка чрезвычайно огорчились и ушли от торговца этрогами с пустыми руками. Когда они уже вышли, бабушка сказала: мы оба уже состарились. Мы всегда мечтали купить этрог, который был бы нашим, – и если не сейчас, то когда? У нас есть свой дом, – а зачем нам дом? Продадим его и снимем себе квартиру с одной комнатой в местечке, а на деньги, вырученные за дом, мы наверняка сможем купить этрог».
Они так и сделали. Продали дом, получили, сколько получили, и опять приехали к торговцу этрогами в Вильно. Торговец был удивлен суммой, которая была у них в руках, и сказал, что за те деньги, которые имеются сейчас у них в распоряжении, они получат не просто этрог, а такой, какого еще ни у кого не было. Он пообещал, что когда поедет покупать этроги, привезет моему деду нечто особенное. И действительно, он сдержал свое слово и привез им совершенно особенный этрог. Они очень обрадовались ему и поехали в свой дом, снятый в местечке.
Тем временем по местечку разнесся слух, что мой дед купил такой великолепныйэтрог, какого нет ни у кого. Евреям их местечка было очень любопытно увидеть его, и они приходили в маленький арендованный домик. Пока дед сидел над своей учебой, бабушка показывала им этрог на кухне. Он переходил из рук в руки и все любовались его красотой – пока он не упал и его питам обломился… и этрог сделался непригодным (для исполнения заповеди)!
Бабушка тут же упала в обморок. Придя в себя, она хотела сообщить о случившемся деду, но побоялась, что внезапное известие может повредить ему, и потому решила подготовить его к принятию столь тяжкой новости.
Она вошла в комнату, в которой сидел дед, и начала рассказывать ему истории и притчи. Он не понял, чего она от него хочет, и спросил, почему она рассказывает все эти истории, – не случилось ли что-нибудь? Не произошло ли какое-то несчастье? Может быть, кто-то из внуков умер? – спросил он.
Бабушке ничего не оставалось, как рассказать о случившемся.
Как только дед услышал о том, что произошло, он встал со своего места и сказал: «Когда нет (возможности) – свободны!» И добавил: «Тот самый Властелин мира, Который повелел брать этрог, сказал также, что запрещено гневаться».
Когда старая женщина закончила свой рассказ, – продолжал наш учитель, – она объяснила мне, почему она не хочет оставить Рогаве. – Каждый день, – сказала она, – я прохожу мимо того дома, который продали мои дед и бабушка, чтобы купить этрог, и наслаждение, которое я испытываю при этом, столь велико, что оно действительно оживляет меня. Поэтому я остаюсь в Рогаве, – потому, что от наслаждения этого я не могу отказаться. И пока я жива, я остаюсь возле дома моих деда и бабушки – дома, который был продан ради этрога.
Ясно, что после того, как я выслушал от нее этот рассказ, я уже не мог приказать ей оставить Рогаве».
2015-10-05 23:42:23
... всей земной жизни. Суккот напоминает о нашем ... . Во время праздника Суккот мы молим Всевышнего ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Убежище (обиталище) — Всесильный вечный, и ты под мышцами вечными. И Он изгонит врага пред тобою, и скажет: Истреби!
И будет жить Исраэль безопасно (обособленно), единствен источник Иакова, на земле хлеба и вина, и небеса его источать будут росу.
Счастлив ты, Исраэль! Кто сравнится с тобой, народ, спасаемый Господом; (Он) щит помощи тебе и меч величия твоего. И покорены будут тебе враги твои пред тобою,ты же высоты их будешь попирать.
Убежище должно стать обиталищем.
Часто мы воспринимаем покров Божьей защиты как убежище, куда вбегаем во времена трудностей и кризисов. Одно из мест Писания свидетельствует:
Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. (Прит.18:11)
Чем отличается убежище от постоянного места обитания?
В убежище мы не живем постоянно, а вбегаем в него во времена, когда возникает крайняя необходимость. Например, бомбоубежище. Никто там не желает жить постоянно, но во времена бомбардировки все ищут подобное укрытиее. Нечто подобное испытывает каждый верующий. Мы прибежали к Мессии, чтобы спастись от бесцельной, проклятой жизни, в которой царствует грех и его желания, отделяющей нас от Царства Божьего и ведущей к осуждению. Воззвав к имени Иешуа, мы получили милость начать строить взаимоотношения с Богом Израиля. Однако Мессия предложил не эпизодическое присутствие, а постоянное пребывание в Нем. Царь Давид так писал о пребывании в постоянном Божьем присутствии.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Господи! Ты испытал меня и знаешь.
2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью";
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. (Пс.138:1-14)
Выйдя из Египта, сыны Израиля поселились в шалашах и жили в них сорок лет, но на самом деле они поселились под суккой Божьего присутствия. Не осознавая своего пребывания в Божьей сукке, многие поступали неверно и безумно и из-за своего упорства погибали в пустыне. Насколько более славно осознавать и радоваться под шатром Божьей милости о подаренном спасении. Да, мы живем в домах и наши тела защищены от холодов и ветров, но Машиях распростер над нами шатер Своего присутствия, чтобы защитить наши души от ветров учений и раскаленных стрел лукавого.
Жить обособленно — жить особенно.
Жить обособленно — это жить свято, сохраняя благословение Иакова. В этом состоит безопасность для каждого верующего. Придя от Лавана, Иаков поселился в сукке, не заходя в близлежащие устроенные города. Иаков не смешался с братом Исавом или Хананеями, Ферезеями и Египтом. Всевышний вывел Свой народ, отделив от Египетской империи, для дарования завета. Чтобы не смешаться с миром, они, подобно Аврааму, Исааку и Иакову, странствовали, живя в шалашах. Мы призваны быть странниками и пришельцами в продолжении всей земной жизни. Суккот напоминает о нашем небесном призвании и временном земном пути. Господь хранит нас от смешения с миром, в котором нет любви к Отцу Небесному. Мы знаем, что весь мир лежит во зле, поскольку не живет через завет Царства Мессии. Рав. Кефа вдохновлял ранних мессианских верующих:
9 Но вы избранный народ, коганим Царя , святой народ, народ, принадлежащий Богу! Для какой цели? Чтобы возвещать хвалу о Призвавшем вас из тьмы в Свой чудесный свет.
10 Когда-то вы были не народом, но теперь вы Божий народ; вы не были помилованы прежде, но теперь помилованы.
11 Дорогие друзья, я призываю вас, как странников и временных жителей, не поддаваться желаниям вашего старого естества, которое продолжает противоборствовать вам;
12 но вести среди язычников такую добродетельную жизнь, чтобы они, даже если сейчас говорят о вас как о злодеях, увидев ваши добрые дела, воздали славу Богу в день Его пришествия. (Н.З. Д.Штерн 1Пет.2:9-12)
Сукка помогает нам осознавать свою временность, чтобы приобщиться к Божьей вечности. Как только временное становится целью нашей жизни, в тот самый момент наше старое естество начинает производить в нас разные недостойные желания. Поэтому рав. Шауль в этой связи говорил:
29 Я хочу сказать этим, братья, что времени осталось немного: отныне пусть тот, у кого есть жена, живёт так, словно у него её нет,
30 скорбящие пусть живут так, словно они не скорбят, радующиеся - так, словно они не радуются,
31 а занимающиеся мирскими делами - так, словно они не занимаются ими, поскольку существующее положение вещей в этом мире не продлится долго. (Н.З. Д.Штерн 1Кор.7:29-31)
Счастлив спасаемый.
Спасаемый народ есть от чего спасать. Плохо самодостаточному верующему, уверенному, что его не от чего спасать. Тора говорит нам, что мы - "народ спасаемый". Это значит — нас есть от чего спасать. Во время праздника Суккот мы молим Всевышнего о спасении, произнося традиционную молитву "Ошанна". Одна из частей молитвы звучит так: "Спаси нас ради Тебя Самого, Б-г наш, спаси нас!" Часто мы молим Бога спасти нас от проблем, страхов, трудностей, но важно обратить внимание на суть спасения души человеческой. В этой связи Рав. Шауль, восклицает:
24 Какое же я жалкое существо! Кто спасёт меня от этого тела, приговорённого к смерти?
25 Благодарю Бога, Он спасёт! - через Мессию Йешуа, нашего Господа! Подводя итог: умом я раб Божьей Торы, но своим старым естеством я раб торы греха. (Н.З. Д.Штерн Рим.7:24,25)
Каждого человека необходимо спасти от самого себя, т. е. от ветхого человека, сохраняющего природу бунта и амбиций Адама. Поэтому спасение возможно только через Мессию. Он спасает нас Собой и ради Себя. Когда мы начинаем это осознавать, то великое счастье наполняет нашу душу, поскольку Господь помогает совершить наше спасение ради Него Самого. Мы начинаем смотреть на испытания и трудности, как на необходимые условия для приобретения Божьей жизни с избытком, а это осчастливливает. Вспомним старуху у разбитого корыта. Она жаждала спасения от разбитого корыта, потом - от бедной жизни, затем - от низкого статуса, но чем больше она получала ответов на свои нужды, тем несчастней она становилась. Наш основной ответ — это живой Машиях Иешуа, живущий в нас, а все остальное — приятные дополнения. Господь разбирается с сутью нашего мучения, показав пример жизни и страданий Мессии, чтобы, видя путь нашего Царя, мы не унывали, ропща на жизнь и обстоятельства.
2015-09-30 19:35:52
... Законы полупраздничных дней Суккот. ... class="articletext natl">Суккот – праздник ...
+ развернуть текстсохранённая копия
1. Почему мы «живем» в сукке (шалаше)?
2. Каков минимальный размер сукки?
3. Сколько хлеба надо съесть в сукке в первую ночь праздника?
4. Должны ли женщины произносить благословение на пребывание в сукке?
5. С какого возраста надо приучать детей к выполнению заповеди «жить в сукке»?
6. Что можно есть и пить вне сукки?
7. Что делать, если начал есть и забыл произнести благословение «…Повелевший нам жить в сукке»?
8. Нужно ли вешать мезузу на сукку?
9. Когда нужно звать «ушпизин»?
10. Видел сукку, которую сделали на грузовике, такая сукка кошерна?
Отвечает Рав Яков Шуб
1. Почему мы «живем» в сукке (шалаше)?
Всевышний повелел нам «жить» в сукке в память о выходе из Египта и в память об облаках Славы, которые окружали тогда еврейский народ и защищали от солнца и жары. Изначально необходимо иметь это в виду, когда мы находимся в сукке.
2. Каков минимальный размер сукки?
Высота — 98,2 см., длина и ширина — 68,74 см. на 68,74 см. В крайнем случае — высота — 80 см., длина и ширина 56 см. на 56 см.
3. Сколько хлеба надо съесть в сукке в первую ночь праздника?
В первую ночь праздника необходимо течении 2-4 минут съесть как минимум 33 см.³ хлеба, а изначально лучше съесть 100 см.³ хлеба. За пределами Земли Израиля необходимо сделать это и во второй день праздника.
4. Должны ли женщины произносить благословение на пребывание в сукке?
У ашкеназских женщин принято произносить это благословение, хотя заповедь «жить» в сукке связана со временем и женщины не обязаны ее выполнять. У сефардских женщин не принято произносить это благословение.
5. С какого возраста надо приучать детей к выполнению заповеди «жить в сукке»?
Ребенка 5-6 лет, который может обходиться ночью без матери, начинают приучать выполнять заповедь «жить в сукке».
6. Что можно есть и пить вне сукки?
Вне сукки можно перекусить, а именно — съесть хлеба или другой «выпечки» в количестве «не больше яйца» (по объёму) — ке-бейца (в данном случае необходимо устрожить соблюдение закона: принять в расчет размер современного яйца — приблизительно 45 мл.). Фрукты, овощи и напитки можно есть и пить без ограничения. Не стоит пить более 86 мл. вина вне сукки, тем более, если собираются пить вино в компании. Мясо и рыбу можно также есть вне сукки, кроме тех случаев, когда они составляют полноценную трапезу, например, обед, даже если их едят без хлеба, тогда желательно их кушать в сукке.
7. Что делать, если начал есть и забыл произнести благословение «…Повелевший нам жить в сукке»?
Если забыли, то пока не произнесли благословение после еды, можно во время трапезы сказать «…Повелевший нам жить в сукке» и после этого немного поесть. Но даже, если уже произнесли благословении после еды, благословение на сукку все еще можно сказать.
8. Нужно ли вешать мезузу на сукку?
Поскольку сукка является временным жилищем, она не нуждается в мезузе.
9. Когда нужно звать «ушпизин»?
Ушпизин надо звать все семь дней, каждый раз, когда человек садится есть.
10. Видел сукку, которую сделали на грузовике, такая сукка кошерна?
Такая сукка является кошерной при условии, что она выдерживает порывы ветра обычной для этой местности силы (в это время года).