Памятные записки А.В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины Второй. — СПб.: Университетская тип., 1862.С. 30 19 Мая. Приятен ночлег при Каменном Мосте и экзерциция Донских Козаков. «Се la fait naitre de reflexions.»
20—. Нe дают покою Граф Фалькенштейн и Граф Ангальт; рано очень встают и в 6 часов утра они уже прохаживались.— Приехали ночевать в Бахчисарай.
21—. Говорено с жаром о Тавриде:
«Приобретение сие важно; предки дорого бы заплатили за то; но есть люди мнения противного, которые жалеют еще о бородах, Петром I-м выбритых. А. М. Дмитриев-Мамонов молод, и не знает тех выгод, кои чрез несколько лет явны будут. Граф Фалькенштейн видит другими глазами. Фиц-Герберт следует Английским правилам, которые довели Великобританию до нынешнего ее худого состояния.
Граф Сегюр понимает, сколь сильна Россия; но Министерство, обманутое своими эмисерами, тому не верит и воображает мнимую силу Порты. Полезнее бы для Франции было не интриговать. Сегюр, кроме здешнего Двора, нигде Министром быть не хочет.
22—. В Инкермане, смотря на флот, стоящий на рейде, пито здоровье лучшего друга, Императора. Ночевали в Севастополе или бывшем Ахтияре.
23 Мая. Питие здоровья исключено из Журнала. Показываны стихи, начатые в Бахчисарае.
24—. Проезжали чрез долину Байдарскую и ночевали в Бахчисарае.
25—. День отдохновения, похвала Албанцам и долине Байдарской; их до 600 выходит с ружьем.
26—. Обедали в Симферополе, что была Ахмечеть; ночевали в Карасу-Базаре.
27—. Приехали ночевать в Старый Крым. Татары спрашивали, зачем Иловайский в своей одежде, и когда им сказано, что такой обычай у Козаков, то отозвались, что «равным образом и из Татар древние обычаи выходить будут золотниками».
28—. Письма к великим Князьям, с похвалою Тавриды, Севастопольской гавани и климата; в доказательство привязанности Татар сказывали, что в Бахчисарае молились целую ночь о благополучном совершении путешествия. — Переписал стихи, начатые в Бахчисарае, в похвалу Князя Потемкина.—Обедали в бывшей Кафе или Феодосии.
29—. Говорено о переписке стихов и есть ли у меня копии? Есть черная. «Где она?» Дома; тем кончилось. Сие было поутру, в Старом Крыме, откуда приехали обедать и ночевать в Карасу-Базар.
30—. Вышло произвождение в Бабасане; на ночлеге: Попову чин, орден и шляпа от Министерства. Указы отмечены выданными в Карасу-Базаре.
31—. Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир» (1787 года). В Тавриде Татар 33 000, новопосел. 7 000.
Граф Фалькенштейн сказывал, что имеет несчастие не вразумляться в дело, когда не сам читает, или читающему пред ним несколько раз повторять должно.
1 Июня. Он же говорил, что в баталии стрельба ружейная сильнее пушечной и всегда решительнее. — Великий человек познается при выигрыше и потерь баталии. В пример тому представлен покойной Король Прусский, Фредерик II.
С 1-го на 2-е Июня. Ночевали в Кизикермени; или Бериславе. — Вымыта голова за внесение похвальных войскам Рескриптов от слова до слова в Журнал.
4—. После обеда возвратились в Кременчуг: на воротах надписано: «Возродительнице сих стран.»
5—. Три дни была сердита, да и нельзя не быть. — Письма к Великим Князьям.
6 —. Судя по Турецкой ноте, тамошнее Министерство не на нашей стороне, да и их дела не в хорошем положении.
7—. Приехали обедать в Полтаву.
8—. Был маневр; Князю прибавлено именование Таврического; Князь Юрий Владимирович Долгоруков пожалован в Подполковники Преображенские.
9—. Приехали, после обеда, в Константиноград, что была Белевская крепость. Письма к Великим Князьям.
10—. Прибыли в Харьков, в 8-м часу вечера.
11—. Из Харькова писано к Великим Князьям, в Москву, с Капитаном Гвардии Гр. Толстым. А. М. Дмитриев-Мамонов в Преображенские Премьер-Майоры.
12—. Были в Белгороде.
13—. Писано к Великой Княжне Александре Павловне. Яко в день воскресный, подходил к ручке; говорено ласково и с удовольствием; читан в Московских Газетах «Вояж из Херсона до Бахчисарая.» Тут сделано замечание, что ехали благополучно, быв окружены Татарами. Граф Фалькенштейн при сем случае сказал, что в предприятии того больше смелости духа, нежели в настоящем совершении.
14—. Приехали в Курск.
Из Записок Александра Васильевича Храповицкого (1749 – 1801), бывшего десять лет статс-секретарем при императрице Екатерине II
![](http://s14.rimg.info/bc983c5a35f0ce22b7cbe37ca72961f9.gif)
ertata