... проклятием для
общества. Это ... бесправных
женщин единственным действующим ...
Брак священен. Развод – тем более.
Авторский афоризм.Три слова - и развёлся! Пресловутый «талок» стал настоящим проклятием для таджикского общества. Это удивительное явление на стыке информационной эры и ислама: муж имеет право развестись с женой, трижды сказав ей заветное слово "талок". Простые таджикские дядьки дотумкали: гораздо безопаснее ляпнуть это заклинание по телефону (например, из России)..."Талок" стал настоящим бичом для таджикских семей - говорит председатель Конституционного Суда Таджикистана. - Количество разводов, особенно среди молодых семей, в Таджикистане имеет печальную тенденцию к росту. В этом году разводов больше; впрочем, растёт и рождаемость. В 2009 году было зарегистрировано рождение 175 345 детей, в 2010 – 189 187 детей.
Много жён – один законАктуальная для РТ тема сейчас активно обсуждается обществом – стоит ли узаконивать многожёнство? На практике это явление распространено повсеместно, оно подпитывается традициями и ментальностью. Однако на бумаге многожёнство запрещено. Как устранить это расхождение закона и реальности? Учитывая тот факт, что женщин во власти становится всё больше (статистика по РТ), вопрос надо решать быстрее!)
Мнение:Чем государство беднее и неразвитей, тем меньше женщина участвует в жизни страны. У неё нет права и возможности учиться, работать, выбирать. Если её превращают, как у нас часто бывает, в плодильный аппарат – тогда многожёнство распространено. Мужчины пользуются необразованностью, зависимостью женщин, внушая им, что многожёнство – это хорошо. Если в других странах женщина уже может выбирать, за кого ей выходить замуж, то у нас здесь только предпосылки раскрепощения. И сотни тысяч женщин остаются людьми второго сорта. Я против узаконивания многожёнства, потому что это прямой путь к консервативному монорелигиозному обществу. Кстати, соответствующую статью Уголовного Кодекса мы, юристы, между собой называем «мёртвой». Ей пользуются только тогда, когда надо кого-нибудь прижучить, испугать. За неуплату налогов, если лезет не в своё дело, если дорогу кому-то перешёл – на него заводят дело. А по факту она не работает.
Александр, практикующий юрист.
Мнение изнутри:То, что они все говорят – это попытка Таджикистана стать страной с просвещённым исламом. Многожёнство у нас в крови, это традиция и образ жизни, образ мышления, непонятный европейцу. Ладно, Советы всех чесали под одну гребёнку; но запрещать многожёнство в стране, где 90 процентов населения исповедует религию, его разрешающую… Это по меньшей мере противоречие. В Таджикистане нельзя сейчас искоренить многожёнство, да и незачем этого делать. Есть задачи гораздо важнее. А новый закон, чтобы его уважали, должен быть мудрым.
Мухаммад, 2 жены.
Как отметил председатель Конституционного суда РТ, господин Махмудов, непонятно, что делать с тысячами таких семей – всех пересажать? Тем более, учитывая специфику региона, если женщине уже за 30, она может рассчитывать только на роль второй или третьей жены. В сельской местности такие женщины обеспечить себя неспособны, и просто вынуждены искать мужа. Интересно: в России уголовной ответственности за многожёнство нет. Казалось бы, для какой страны этот вопрос актуальнее?
Помимо многожёнства, на конференции особо отметили: население страны до сих пор слабо понимает, что законным считается лишь брак, заключённый госорганами. И претендовать на алименты, на содержание детей после заключения лишь религиозного брака в мечети жена не может. И для множества
необразованных=бесправных таджикских женщин единственным действующим законом остаются семья и соседи. А брак с иностранцем теперь возможен только после того, как он прожил на территории РТ больше года. И, в любом случае, жена обязана заключить с ним материальный контракт.
Учитывая всю важность регулирования вопросов, касающихся семьи, Правительством Таджикистана рассматривается сейчас возможность создания семейных судов. Работает специальная коллегия, и Таджикистан может стать первым государством в Центральной Азии, где будет введена подобная практика.