2016-09-03 10:27:30
отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем», ...
+ развернуть текстсохранённая копия
отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем», Трактат Брахот 34 б
Уже четвертую неделю он в продаже. Московское издательство "Книжники".
До сих пор переводов этого трактата на русском языке не было. Ни Мишны, ни Гмары. Мы первые.
Осуществлен он теми же силами, что и перевод трактата Брахот (вышел весной этого года). И по той же схеме. Текст представляет собой пшат Гмары, то есть самое основное. Сделано так специально – ибо наш перевод предназначен для тех, кто лишь начинает изучать Талмуд. Не учебник-самоучитель, а книга-помощница. По ней человек входит в тематику Гмары. Или закрепляет то, что выслушал на еврейском уроке. Или готовится к новому уроку. А также повторяет пройденное давно или недавно.
Переведено каждое слово, комментарий дан для связки текста, главным образом – из Раши. В конце книги, как всегда дан справочный материла: словарь основных терминов, список талмудистов, имена которых приведены в трактате.
Наш перевод можно просто читать – и все будет понятно. Пусть не до захватывающих глубин. Ну так и нырять в океан учат, начиная с самой поверхности. Нырни на метр – затаи дыхание, научись дышать под водой, а дальше пойдет.
Талмуд – глубоководный океан. Практически у него нет дна. Надо освоить то, что нам по силам. Ориентироваться в нем, уметь в нем жить. Пусть он нас начнет звать и привлекать – это зависит от нас. Так, чтобы очень скоро было мучительно больно прожить хотя бы день своей жизни без диалогов наших мудрецов!
Только не спрашивайте, как этот том приобрести. Переводчик не знает!
Написано в книге Теилим от имени царя Давида: "Обрадовался я, когда мне сказали: в Храм Всевышнего идем". Наш трактат так толкует эти слова. Сказал царь Давид, обращаясь к Творцу: "Я слышал, как за моей спиной говорят люди: когда же наконец умрет этот старец и придет его сын Шломо, чтобы построить Иерусалимский храм, куда мы пойдем отметить праздник Торы! И обрадовался я тому, что люди хотят служить Тебе".
Всевышний сказал Давиду: "Один день в твоих дворах лучше тысячи". Эти слова тоже записаны в книге Теилим. Они означают: "Один день, когда ты, Давид, занят изучением Торы, Мне приятней, нежели тысяча жертв, которые в будущем принесет Мне на жертвеннике твой сын Шломо".
Один день изучения евреем Торы приятней Всевышнему, чем тысяча жертвоприношений в Иерусалимском храме! Такова сила и важность учения.
Изучая Тору и Талмуд, мы приближаем восстановление Третьего Иерусалимского храма. Да поможет Всевышний Своему народу на этом трудном и необходимом пути!
егэ по скайпу Цены и отзывы. Бесплатный подбор! * * * Раввин Бен Цион ЗИЛЬБЕР: Наша задача поддержать каждого человека, точно понять его и открыто ответить на любые его вопросы.
К участникам бесплатной программы «Талмуд онлайн» Тора приходит прямо домой. Для этого им достаточно иметь компьютер с программой Скайп и желание узнать побольше о еврейской традиции. О том, как стать участником программы и учить Тору, не выходя из дома, рассказывает рав Зеев Гершензон — руководитель этого проекта:
— Все очень просто. Вы заполняете анкету на сайте и отправляете заявку. Мы проверяем, является ли потенциальный ученик евреем по алахе. Потом я подбираю потенциальному ученику подходящего учителя. Удачный подбор преподавателя для каждого участника — одна из моих основных и самых непростых задач. Можно даже сказать, что я выступаю в роли сваха или шадхана. Соединяя пару для изучения Торы, обязательно учитываются индивидуальность ученика и его интеллектуальные потребности, чтобы в процессе совместного изучения еврейской традиции люди стали друзьями и единомышленниками. Это очень важно — теплые отношения делают учебу приятнее и привлекательнее, а это стимулирует желание учиться. Нашу программу курирует рав Бен Цион Зильбер. Он советует поддерживать каждого обратившегося к нам человека и открыто отвечать на любые его вопросы, думать, как именно сформулировать ответ, чтобы он привел нашего ученика к исполнению заповеди, а не наоборот.
Можно сказать, что каждый участник «Талмуд онлайн» — это нота, и все вместе мы создаем прекрасную симфонию, посвященную Торе. Хорошо, когда в хевруте ноты звучат в унисон. Именно ради этого я трачу много времени на индивидуальный подбор пары для занятий Торой. Например, недавно я познакомился с доктором математики из Москвы. Этот интеллектуал делает свои первые шаги в еврейской традиции. Ему нужно найти соответствующего учителя, способного говорить о законах Торы с точки зрения строгой логики, чтобы показать их математически точную выверенность и красоту. Предположительно, для учебы с ним могут подойти только пятеро из наших преподавателей. Я общаюсь с ними, думаю. Этот непростой шидух в процессе.
А какому-то другому человеку подойдет преподаватель совсем другого типа, способный эмоционально и тепло говорить о Торе и заповедях. Именно такой сможет раскрыть для него приятный вкус еврейской традиции и привести к соблюдению законов.
— Все преподаватели «Талмуд онлайн» работают по единой программе?
— Нет, каждый учитель работает индивидуально. Сам разрабатывает программу в соответствии с интересами его учеников. Ведь каждому человеку нужно что-то особенное. Есть люди, которые только вчера узнали, что они евреи. У них нет никаких базовых знаний, нужно начинать с нуля. А другие годами ходят в синагогу, являются членами еврейских общин, но не продвигаются по разным личным причинам. С ними нужно работать совсем по-другому.
— Зеев,расскажите несколько историй о ваших учениках, пожалуйста.
— Одна из самых интересных историй о нашем пятидесятилетнем ученике, который стал религиозным евреем благодаря нашей программе. Он сделал обрезание, надевает тфилин, соблюдает другие заповеди Торы. Год назад приезжал в Иерусалим, был моим гостем в Песах. До этого мы общались только по Скайпу. В какой-то момент я, просматривая свои контакты в Скайпе, не смог его найти. Оказалось, он поменял аватарку. Теперь с фотографии в Скайпе на меня смотрит религиозный еврей — белая рубашка, черная кипа. Еле-еле узнал его. Вот что значит, человек пережил переломный момент самоидентификации. Выяснилось, что для него есть подходящая еврейская женщина... — настоящий шидух. Мы этим тоже занимаемся. Он пару месяцев общался с ней по телефону и Скайпу, потом приехал на Песах, остался в Израиле сначала на месяц, а потом и насовсем. Планирует жениться в ближайшее время.
— Ваша программа соединяет онлайн реальность с настоящей жизнью, Зеев?.
— У меня много историй о том, как благодаря программе «Талмуд онлайн» происходит еврейская самоидентификация, и человек по-настоящему реализует себя внутри еврейской традиции. Мы работаем именно ради этого.
С одним из моих учеников я познакомился в социальной сети ВКонтакте. Ему тогда было 20 лет. Он жил и учился в университете в Дании. Я начал с ним заниматься. Он очень продвинулся — сделал обрезание, начал надевать тфилин, стал соблюдать некоторые законы субботы. Например, просил соседа в университетском общежитии выключать свет и готовить чай в шабат. В какой-то момент стало понятно, что ему нужна учеба на более высоком уровне. Сначала этот парень поехал учиться в подмосковную ешиву «Торат Хаим». А сейчас он живет в Израиле, продолжает изучение еврейской традиции. В синагоге стал бааль койре — читает Тору для всей общины.
— А по какой причине еврей, ничего не знавший о Торе, вдруг может заинтересоваться традицией?
— Бывает по-разному. Один из моих учеников рассказал, что начал учиться, потому что ему понравилась дочка раввина в еврейской общине его города. Сначала мы с ним учили Тору по Скайпу. Сейчас он учится в израильской ешиве. Стал по-настоящему соблюдать заповеди. Сегодня я с ним встречаюсь, кстати. Очень хочется узнать, как у него дела с той дочкой раввина.
— Действительно, интересно. Ваша программа способна практически помочь человеку? По Скайпу квалифицированный преподаватель может рассказать теорию. А потом еврею нужно что-то сделать в реале. Например, он уже хочет молиться, где взять сидур или тфилин?
— Мы стараемся помогать, насколько возможно. Ищем варианты. Были случаи, когда передавали тфилины, сидуры, участвовали в организации обрезания и кошеровании кухни. В общем, стараемся за руку привести еврея к чему-то настоящему, ценному и правильному. Помогаем до тех пор, пока не поймем, что он прочно стоит на ногах в мире еврейской традиции.
Например, у нас есть один ученик, который живет в Таиланде. Там почти нет еврейской жизни. Мы помогаем ему буквально всем, чем только можно.
Другой участник программы «Талмуд онлайн» живет в небольшом городке на Дальнем востоке. Он уехал туда из Израиля после развода с женой. На Дальнем Востоке с ним произошла удивительная история. Все как в книжке. Этот еврей увлекался йогой, очень продвинулся и дорос до встречи с их верховным гуру. Во время аудиенции главный йог узнал о еврейском происхождении адепта. После этого гуру посоветовал ему оставить занятия йогой и начать изучение Торы. Наш еврейский йог был потрясен. Он нашел наш сайт и стал студентом программы. Очень продвинулся. Даже организовал еврейскую общину в своем дальневосточном городке. Мы и сейчас поддерживаем его и помогаем этой далекой общине, в которой буквально несколько пенсионеров. Интересно, что, живя в Израиле, этот человек вообще не знал о существовании мира Торы, общества религиозных евреев.
— Вы с таким удовольствием рассказываете о вашей работе! Кажется, что вы любите каждого вашего ученика.
— У меня, конечно, очень личное отношение к нашим студентам, я знаю всех их и интересуюсь продвижением каждого. Наша работа, безо всяких сомнений, дает результат, и я чувствую огромное счастье от того, что наша программа оправдала себя.
Я начал работать в «Талмуд онлайн» в 2012 году. Тогда это было только мужская программа, в рамках которой приблизительно 20 пар или хеврут изучали Тору по Скайпу. Работало всего 10 преподавателей. Уже в апреле 2013 года число хеврут выросло до 55-ти. Еще через год стало 90. Сейчас в программе учатся 138 хеврут, из них 70 женских. Работает 45 преподавателей. За последний год участники программы занимались Торой 4 111 часов.
Вот, смотрите, ко мне в Скайп прямо сейчас обратился незнакомый человек. Видите? Его зовут Алекс. Подождите секундочку, я напишу ему, что скоро с ним свяжусь.
— Много сумасшедших к вам обращается?
— Есть, конечно.
— Какие люди, как правило, становятся участниками программы?
— В основном, это евреи, которые живут далеко от центров еврейской жизни, но, не смотря на это, хотят продвигаться в изучении Торы. Среди наших учеников есть и желающие учить Талмуд. Мы также помогаем им найти подходящего авреха-преподавателя.
Женскими занятиями по программе «Талмуд онлайн» руководит Амина Сухобок. Квалифицированных преподавательниц для женщин подбирает Хава Романов под руководством рава Бен Циона Зильбера и его сестры рабанит Хавы Куперман.
— Мы получаем очень много обращений, — рассказывает Амина Сухобок. — Приблизительно пять заявок с анкетами в день. Но не все подходят, так как принимаются только еврейки по алахе. Мы проверяем это. Женщины сами выбирают темы еврейской традиции для изучения. Учат не только недельные главы Торы и законы, но еврейскую этику и мировоззрение. Часто оказывается психологическая поддержка. Женщинам это необходимо. Обычно я организовываю первую встречу, а дальше преподавательница занимается со студенткой самостоятельно. Я стараюсь контролировать ход учебы на первых порах, проверять, подходит ли учительница, все ли устраивает женщину в занятиях.
Женскую программу «Талмуд онлайн» курирует рабанит Хава Куперман. По ее мнению, этот проект очень важен для тех женщин, кто по разным причинам не может найти никакой информации о еврейской традиции.
— Наши преподаватели дают людям возможность узнать о Торе и заповедях, прикоснуться к этому огромному духовному миру, — говорит рабанит Хава Куперман. — Я советую в первую очередь объяснять ученицам разницу между уровнями в еврейской традиции, говорить о том, что существуют заповеди Торы — деорайта, есть постановления мудрецов — мирабонан, а также много обычаев, причем в каждой общине они разные. Человеку важно понимание приоритетов. А строить занятия лучше, следуя классическому порядку Хумаша — по недельным главам. Так делал мой папа рав Ицхак Зильбер. Это классический подход.
Женская программа «Талмуд онлайн» работает с июня 2014 года. Сейчас занимается около 70 женщин. Каждая учится примерно по часу в неделю.
Программа «Талмуд онлайн» рассчитана не на полностью религиозных, а на начинающих евреев. Ее реклама на сайте: http://toldot.ru/limud/talmud/.
в двух томах. Издательство "Книжники", город Москва.
На эту тему есть ворт. Услышал его от одного близкого мне рава. И хоть тот ворт был сказан в мой адрес как благословение на издание перевода – мне кажется, тут есть нечто новое и нужное, что полезно знать всем.
В нескольких местах Хумаша говорится о Большом Судном дне, который настанет в будущем.
פעמים רבות מוזכר בתורה 'יום הדין הגדול' שעתיד להתקיים לעתיד לבוא.
Об этом дне написано у пророка (Малахи 3:23): "Вот, Я посылаю вам пророка Элияу, который придет перед большим и страшным днем Всевышнего".
על יום זה נאמר (מלאכי ג ,כג): הנה אנוכי שולח לכם את אליה הנביא לפני בוא יום ה' הגדול והנורא.
Рамбан поясняет: есть три срока для суда:
הרמב"ן (בשער הגמול) מבאר, שיש שלושה מועדים כלליים של דין ומשפט.
1) В этом мире – в виде суда на Рош-Ашана, когда каждому человеку выносится приговор на будущий год.
א. בעולם הזה, כמו המשפט שיש בכל ראש-השנה, שבו נידונים חיי האדם בעולם הזה.
2) В грядущем мире – в виде суда, когда выносится приговор душе, покинувшей тело.
ב. בעולם הבא, שזהו הדין שנידונה בו הנשמה לאחר צאתה מהגוף.
3) В будущем. И это есть Большой Судный день.
ג. לעתיד לבוא, והוא 'יום הדין הגדול.
Речь идет о Суде, которым будут судиться люди на исходе человеческой истории.
Об этом сказано у того же пророка (Малахи 3:19): "Вот приходит день, пылающий, как печь. И станут все злоумышленники и все преступники соломой – и сожжет их этот грядущий день".
על יום זה נאמר גם-כן (מלאכי ג,יט): הנה היום בא בוער כתנור, והיו כל זדים וכל עושי רשעה קש ולהט אותם היום הבא.
И сказано в следующем стихе: "А для вас, боящихся Всевышнего, засияет солнце спасения, исцеление от Его крыл".
וזרחה לכם יראי שמי שמש צדקה ומרפא בכנפיה.
Мудрецы Талмуда (в трактате Недарим 8б) дают толкование: "Всевышний достанет Солнце из футляра; праведники излечатся им, злодеи будут судимы им".
פירשו זאת, שלעתיד לבוא הקב"ה מוציא חמה מנרתיקה – צדקים מתרפאין בה ורשעים נידונין בה.
Сказано в Мехильте: если будете соблюдать субботу, спасетесь от трех бед: ужаса войны Гога, несчастий дней Машиаха и Большого Судного дна.
כך גם נאמר במכילתא (בשלח ויסע פרשה ד): אם תזכו לשמור את השבת, תינצלו משלוש פורענויות מיומו של גוג, ומחבלו של משיח, ומיום דין הגדול.
[Это ничего, что я привожу тексты на святом языке?]
Когда наступит этот Судный день? Все сходятся на том, что он придет не в дни Машиаха, а в начале эпохи "оживления мертвых".
מתי יהיה יום הדין הזה? מדברי כל המפרשים עולה, שזמנו של יום הדין אינו בימות המשיח אלא בתחילת תקופת תחיית המתים.
Слова Рамбана: "Наступят дни Машиаха… а в конце будет Суд и "оживление мертвых".
כך אומר הרמב"ן: אחרי כן יבואו ימי המשיח... ובסופן יהיה הדין ותחיית המתים.
Согласно этому мнению, в день Суда будет решаться вопрос, готовы ли тело и душа данного человека к оживлению.
לדבריו, בדין זה יישפט האדם אם ראוי לתחיית המתים ולנועם הגוף והנפש באותו זמן.
Об этом написано у пророка (Даниэль 12:2): "И поднимутся многие из спящих в земле, одни для вечной жизни, другие для вечного позора".
על כך נאמר בדניאל (יב ,ב): ורבים מישני אדמת עפר יקיצו, אלה לחיי עולם, ואלה לחרפות לדראון עולם.
Вот и все, что нам надо знать, чтобы приступить к обещанному ворту.
Хотя, если кто хочет знать больше о дне того Суда, прочтите на святом языке:
מי יהיה נידון בדין הזה? לדעת הרמב"ן, הדין יחול על הכול. כל אדם יישפט מחדש על-פי מעשיו, כדי לקבוע באיזו מידה הוא ראוי לשכר הגדול של ימי התחייה. עם זה, מאחר שזה יהיה לאחר ימות המשיח, שיתקן את העולם כולו, ולאחר ביאת אליהו הנביא (שמופיע "לפני בוא יום ה' הגדול והנורא"), שישיב "לב אבות על בנים", הרי אז כבר ישובו הכול בתשובה ויתקיים מה שהבטיח הקב"ה "לא יידח ממנו נידח", וכל ישראל יהיו בחזקת צדיקים וראויים לתחיית המתים. כך נאמר במדרש שמואל (תחילת מס' אבות): "בהכרח יהיו כולם צדיקים, לפי שהוא יתברך חשב מחשבות לבלתי יידח ממנו נידח."
Итак, возникает вопрос: зачем нужен один большой день Суда, если для каждого человека есть личный суд в конце его жизни?
Существует множество ответов. Некоторые мудрецы (Аризаль, Абарбанэль и др.) указывают, что судится будут все евреи как народ, а также другие племена и народы.
Но вот есть очень интересное мнение. Да, каждого из нас после смерти ждет его личный суд. Но он не окончательный, потому что у дел, совершенных данном человеком, еще не окончен "срок действия". Своими делами мы влияем на других. Если влияем в положительную сторону – это зачтется нам в заслугу. Если – в сторону отрицательную, то такое влияние приведет к дополнительному наказанию.
Т.е. смерть человека – еще не итог жизни. Внук совершает хороший поступок, потому что помнит, что так поступал его дед-праведник, – деду за это полагается награда. Другой призывал людей к плохим делам, например, к отступлению от веры, – наказание злодея не будет исчерпано рамками его земного существования, оно будет нарастать по мере того, как зловредный призыв тянется за ним шлейфом в поступках других людей.
Это и есть то, о чем сказал мой раввин. Написав полезную для евреев книгу – вы обеспечены наградой все время, пока ее читают и по ней учатся.
Научив людей правильному поведению по Торе, вы обеспечили себя наградой за каждый их правильный поступок, который они совершат, благодаря вашим наставлениям и примеру.
Вывод. Мы не только ведем себя согласно Торе или (ндБ) вопреки ей. Мы еще и влияем на окружение, близких и иногда далеких. Итог нашей жизни будет известен лишь в конце человеческой истории – в Большой Судный день.
Это надо учесть каждому, кто живет не на необитаемом острове. Успехов вам!