... :
Вспомогательный ...
5
1:44 │ 614МБ │ скачать в .mp3
Сообщить об ошибке
Кто написал последние слова в Торе?
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
... впоследствии увековечен в
под именем ... качестве даяна (судьи).
называет Шмуэля « ...
Шмуэль бар Аба (в Талмуде назван просто «Шмуэль»; 3940-4013/180-253/ гг.) — глава ешивы в Неардее; друг и неизменный оппонент Рава, а после его смерти — общепризнанный лидер мудрецов Вавилонии.
Родился в крупнейшем еврейском городе Вавилонии — Неардее, расположенном на берегу Евфрата. Происходил из рода коэнов — служителей Храма (Мегила 22а).
Изучал Тору с отцом — знаменитым ученым, который был впоследствии увековечен в Талмуде под именем Авуа дэШмуэль (отец Шмуэля), выражающем уважение к его великому сыну.
Уже в юности проявились уникальные способности Шмуэля, и отец изучал с ним Мишну, как со взрослым ученым, ставя перед ним сложнейшие проблемы, разрешение которых требовало изощренного эвристического анализа (ИТ Шабат 6:6; Зевахим 26а).
Затем Шмуэль переехал в Землю Израиля, чтобы учиться у самого составителя Мишны р. Йеуды Анаси (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора). И хотя р. Йеуда уже готов был предоставить ему смиху, обстоятельства сложились так, что Шмуэлю пришлось возвратиться в Неардею без смихи и связанного с ней титула раби (Бава меция 85б). Тем не менее, авторитет Шмуэля и его познания в Торе были столь велики, что отсутствие смихи не послужило препятствием: община Вавилонии приняла его в качестве даяна (судьи). Талмуд называет Шмуэля «судьей евреев изгнания» (Санхедрин 17б).
Шмуэль прославился также искусством врачевателя. Еще в Земле Израиля он излечил от тяжелой глазной болезни самого р. Йеуду Анаси (Седер адорот), а когда в 3979 (219) году в Вавилонию возвратился Рав (см.), Шмуэль поселил его в своем доме и сумел исцелить от опасной болезни внутренних органов (Шабат 108а).
С той поры Рав и Шмуэль стали близкими друзьями и сотрудниками в изучении законов Торы. Алахические дискуссии между ними легли в основу целого ряда разделов Талмуда: и хотя, в целом, Шмуэль признавал превосходство и законодательный авторитет своего старшего друга (Мегила 22а), тем не менее, во многих случаях закон был установлен именно в соответствии с точкой зрения Шмуэля. Так, в законах, касающихся имущественных споров, законодательное решение всегда принималось в соответствии с его мнением, поскольку он считался непревзойденным специалистом в этих вопросах (Бехорот 49б; Седер адорот).
Связь между Равом и Шмуэлем не прервалась и тогда, когда Рав, основав ешиву в Суре, покинул Неардею, а Шмуэль стал главой ешивы в Неардеи; два великих мудреца продолжали встречаться и вместе принимать решения по всем важнейшим вопросам (Послание рава Шриры Гаона).
После смерти Рава, последовавшей в 4007 (247) г., Шмуэль стал признанным главой мудрецов Вавилонии, а его ешива получила статус основного центра изучения Торы и еврейского просвещения в диаспоре (там же). Авторитет Шмуэля при дворе персидского царя Шабура I (еще в 3986 /226/ году персы вытеснили из Вавилонии ее прежних хозяев, парфян) способствовал тому, что еврейские общины сохраняли свое религиозное самоуправление и экономическую самостоятельность (Бава кама 96б, Седер адорот).
Сам Шмуэль, получивший значительное наследство от отца, был очень богат, и на его полях работало множество арендаторов (Хулин 105а).
Шмуэль обладал также обширными познаниями в философии — «мудрости греков» (Раавад, Седер акабала). Но особенно глубокими были его астрономические исследования: он вычислял орбиты небесных тел, необходимые для установления точного календаря (Рош ашана 20б). В Талмуде сказано, что Шмуэль «знал тропинки небес, как тропинки родной Неардеи» (Брахот 58б).
И сегодня эта оценка не кажется преувеличенной. Например, в созвездии Плеяды, отстоящем от Земли на 420 световых лет, невооруженным глазом можно различить 8 звезд, и до эры телескопов астрономы так и считали. Однако Шмуэль утверждал (Брахот там же), что в этом созвездии около сотни звезд. Правоту его слов удалось подтвердить лишь с изобретением радиотелескопа.
Астрономические открытия Шмуэля были столь впечатляющи, что в Талмуде сказано: «В летописи поколений будет написано не “раби Шмуэль”, но “Шмуэль Астроном” (Бава меция 85б)».
Кабалисты раскрывают, что воплощением души Шмуэля в последующих поколениях стал великий кодификатор законов Торы Рамбам (см.) (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
... барайт, составивших основу
.
Происходил ... как утверждается в
(Хулин 141аб), ...
Раби Хия стал ближайшим сотрудником р. Йегуды в изучении Торы и постоянным оппонентом. Алахические дискуссии между ними приведены в целом ряде трактатов Талмуда
Раби Хия (в Иерусалимском Талмуде назван «раби Хия Агадоль») — ближайший ученик р. Йеуды Анаси; собиратель и редактор барайт, составивших основу Талмуда.
Происходил из рода Шимы, брата царя Давида (Ктубот 62б).
Родился в Вавилонии, недалеко от г. Суры (Санхедрин 5а). Переехал в Землю Израиляуже зрелым знатоком Торы, с женой и двумя взрослыми сыновьями (Седер адорот).
В Талмуде сказано: «В древности, когда Тора стала забываться в Земле Израиля, пришел Эзра из Вавилона и вознес ее на прежнюю высоту. Когда Тора снова стала забываться в народе, пришел Гилель из Вавилона и вознес ее на прежнюю высоту. Снова стала забываться — пришли раби Хия и его сыновья и подняли Тору на прежнюю высоту» (Сукка 20а).
Совершенствовался в постижении Торы вместе с р. Йеудой Анаси, главой Санхедрина. Раби Хия стал талмид-хавером р. Йеуды — его ближайшим сотрудником в изучении Торы и постоянным оппонентом: алахические дискуссии между ними приведены в целом ряде трактатов Талмуда (Нида 14б, ИТ Пеа 8:4; см. Седер адорот).
Раби Хия явился связующим звеном между двумя эпохами: он на равных спорил со своими старшими современниками — мудрецами Мишны (Бава меция 5а), и вместе с тем Талмуд приводит его законодательную полемику с мудрецами новой эпохи.
Раби Хия и его ученик р. Ошая (см.) собрали и отредактировали многочисленные барайты — законы, не вошедшие в кодекс Мишны, — и как утверждается в Талмуде (Хулин 141аб), абсолютным авторитетом и достоверностью обладают лишь те барайты, которые отредактированы ими. По ряду мнений (Рамбам, Предисловие к разделу Зераим; Абарбанель, Предисловие к Нахалат авот), р. Хия и р. Ошая завершили также составление Тосефты.
Ближайшим учеником р. Хии был Рав (см.), глава мудрецов Вавилонии (Хулин 110а). Талмуд говорит: «Раби был гигантом своего поколения, а раби Хия дорос до его плеча; раби Хия был гигантом своего поколения, а Рав дорос до его плеча» (Нида 24б).
В мидраше раби Хия назван «великим и святым человеком» (Берешит раба 33:3) — он был настолько праведен, что в течение многих лет ангел смерти не мог даже приблизиться к нему. В Талмуде рассказывается, что однажды ангел смерти облачился в покровы бедняка и, постучавшись в дверь р. Хии, жалобно попросил: «Вынеси мне хлеба!». Р. Хия поспешил выполнить его просьбу. Сказал ему ангел смерти: «Если ты уж так сострадателен к беднякам, почему ты не жалеешь меня — ведь я уже столько лет не могу выполнить свое поручение». И Р. Хия сжалился над ним (Моэд катан 28а).
Он похоронен в Тверии, у ворот старого города; в той же пещере, справа и слева от него, погребены его сыновья — Йеуда и Хизкия (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
... class="articletext">Лист
39:34 │ 469,7МБ │ скачать │ скачать в .mp3
Двое сопровождают убийцу и говорят с ним. С кем «с ним» и о чем?
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
... уроку:
Вспомогательный конспект ...
Вам нужны реальные свидетели двух преступлений? Сейчас организуем прямо в этом зале
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
см. другие уроки здесь...