2012-08-06 22:56:24
С созданием в середине 2010-го Таможенного союза российские бизнесмены потянулись в Казахстан. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
С созданием в середине 2010-го Таможенного союза российские бизнесмены потянулись в Казахстан. Только в прошлом году в соседнее государство переехало, по разным оценкам, от 500 до 1500 отечественных компаний. За пределами России предприниматели ищут низкую налоговую нагрузку, умеренные тарифы на электроэнергию, дешевую рабочую силу, адекватных чиновников. И вполне успешно находят. А благодаря созданию Таможенного союза они могут беспрепятственно ввозить произведенный в Казахстане товар на родину. Этот «исход» пока еще не принял библейских масштабов, однако российским властям определенно есть о чем задуматься..
Пищевая цепочка
В прошлом году в Казахстане зарегистрировалось порядка 500 компаний, имеющих российских учредителей, говорят в Торговопромышленной палате РФ. Минфин республики дает другую статистику. Если в 2010-м там работало 3500 фирм с российскими корнями, то в 2011-м их число выросло на 30–40%, приводит данные начальник управления косвенных налогов налогового комитета Минфина Казахстана Мурат Булгынов. То есть наших организаций, получивших казахстанскую прописку, стало на 1000–1500 больше.
«Как правило, «беглецы» – это предприятия из приграничных регионов, – вносит ясность председатель «Деловой России» Борис Титов. – По моим сведениям, только из Оренбургской области переехало 250 фирм, а есть еще Томская, Новосибирская...» По словам г-на Титова, меняют прописку прежде всего компании сельского хозяйства, пищевой промышленности, а также мелкие производственники. «Свою продукцию они потом ввозят в Россию и здесь продают. Чем им приглянулся Казахстан? Ниже налоги, дешевле электроэнергия и рабочая сила»,– резюмирует эксперт.
Впрочем, регистрируются в соседней республике чаще те, кто работает на два рынка – российский и казахстанский. Так, ООО «Карачинский источник» (минеральная вода «Карачинская» входит в пятерку самых продаваемых в России) создало компанию в Караганде. Через нее идет продукция на север и восток республики. Начальник отдела региональных продаж Дмитрий Попков считает, что у нового рынка большой потенциал. «Пока на Казахстан приходится менее 1% наших поставок, – говорит он. – Но мы зашли сюда всего год назад и видим определенные перспективы. Думаю, через три-пять лет нам удастся серьезно нарастить обороты». Оптимистично настроен и генеральный директор ООО «Сибирское масло» (Новосибирск) Владимир Хоркин. «С появлением Таможенного союза перед нашей отраслью открылись прекрасные виды на будущее, – рассказывает он. – В Казахстане очень плохо с собственной масложировой продукцией». Сейчас предприниматель ищет партнеров – других пищевиков, чтобы организовать торговый дом, зарегистрировать его на территории соседнего государства и через него экспортировать продукцию.
Не убегу, так поторгуюсь
В прошлом году томский завод ОАО «Сибэлектромотор» объявил о строительстве производственной площадки в соседней республике. К такому шагу предприятие подтолкнули два фактора: рост энерготарифов и увеличение с начала 2011-го ставки социальных взносов. Дело, правда, пока не пошло. «Нестабильная ситуация на финансовых рынках заставила нас ограничить сумму заимствований, направляемых на инвестиционные проекты, – объясняет генеральный директор «Сибэлектромотора» Константин Нотман. – Но мы по-прежнему считаем Казахстан хорошим вариантом для переноса производства. С начала прошлого года стоимость электроэнергии для нашего предприятия увеличилась более чем на треть, а всего за последние пять лет – в 3,5 раза».
«Слишком дорогая электроэнергия – главный бич томской промышленности», – соглашается президент НП «Межотраслевое производственное объединение работодателей Томской области» Кирилл Новожилов. Он приводит расчеты: электричество обходится российским региональным компаниям в 1,5 раза дороже, чем их «коллегам» в Китае, на 30% дороже, чем в Казахстане, и на 20% – чем в США. Но тут же оговаривается: частично отменив перекрестное субсидирование, власти области могут снизить стоимость электроэнергии для предприятий на 20-25%. Тогда и в Казахстан идти не придется.
«Возможно, предприятие еще и торгуется с региональными властями, – добавляет генеральный директор консалтинговой группы «Нексиа Пачоли» Светлана Романова. – У завода теперь есть лишний повод сказать местным чиновникам: «Сбежим, если не дадите льготу». Тем же ничего не останется, кроме как начать переговорный процесс: терять крупного налогоплательщика совсем не хочется».
Сэкономить на налогах
Далеко не все компании на самом деле переносят в Казахстан производство или хотя бы собираются это сделать. Многие «переезжают» только на бумаге – ради налоговой оптимизации. По отношению к России южный сосед вообще может играть роль своеобразного офшора, ведь, по данным рейтинга Paying Taxes 2012, подготовленного PricewaterhouseCoopers, Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком, фискальная нагрузка там – 28,6% против 46,9% у нас.
«Наших клиентов привлекает либеральное фискальное законодательство Казахстана, а также адекватное и хорошо организованное налоговое администрирование, – рассказывает Анна Александрова, партнер консалтинговой компании «Алпс энд Чейс», оказывающий услуги по регистрации российских юрлиц в Казахстане. – Во-первых, ниже нагрузка, во-вторых, меньше бюрократизма, налажен электронный документооборот, создан специализированный call-центр, куда реально дозвониться и получить разъяснения по налоговому законодательству».
Как именно происходит налоговая оптимизация? «Допустим, есть холдинг, который работает в России, а то и по всему СНГ. У нас в стране создаются структуры, аккумулирующие прибыль, – поясняет старший партнер казахстанской юридической компании UNIUS Евгений Порохов. – Как правило, это фирмы, оказывающие другим частям холдинга организационные или консультационные услуги. Здесь же можно создать управляющую компанию и выплачивать дивиденды из чистой прибыли: налог с них составляет всего 5% против 9% в России». Кстати, если владеть акциями или долями бизнеса более трех лет, то, по казахстанскому законодательству, ставка будет вовсе нулевой.
Впрочем, что касается аккумуляции прибыли, тут есть важный момент: даже те компании, которые создаются с целью налоговой оптимизации, обязательно должны вести какую-то деятельность на территории Казахстана, иначе они будут принудительно ликвидированы налоговиками. Вот почему вариант с переездом головной компании подходит лишь холдингам, на самом деле работающим в республике, а также определенным видам бизнеса. Ведь если в Казахстане у организации нет ни производства, ни подразделения, занимающегося реализацией товара, довольно сложно объяснить, почему консультационные услуги ей оказывает местная компания. Поэтому чаще в целях оптимизации налогов здесь регистрируются штаб-квартиры транспортных или IT-компаний.
Юрист российской компании «Налоговик» Марина Емельянцева указывает и на другой способ сэкономить. Еще до появления Таможенного союза Казахстан использовался для транзита товаров из Китая и Турции в Россию. «Раньше продукция шла через местных посредников, – поясняет она. – А сейчас россияне регистрируют собственные фирмы, за которыми и оставляют всю прибыль. Грубо говоря, пятикопеечный китайский товар казахстанская компания продает российской по рублю, а с разницы уплачивает налог на прибыль 15%. В России же он составляет 20%». Кстати, компании, поставляющие продукцию в Казахстан, тоже получают налоговый «бонус» – нулевую ставку НДС. Вот и выходит: с одной стороны, отсутствие экспортных пошлин, с другой – возможность возмещения налога из бюджета.
Побеждать в госзакупках
В Казахстане наши компании довольно часто выигрывают тендеры в нефтегазовой сфере и конкурсы по госзакупкам. Больший, нежели у местных предприятий, масштаб бизнеса позволяет им сбивать цену. «Наше правительство приложило много усилий, чтобы сделать госзакупки более прозрачными, – убеждает партнер казахстанской юридической фирмы Advice House & Partners Талант Рамазанов. – А в честном бою российский бизнес обыгрывает казахстанский». В 2005-м южный сосед впервые опередил Россию в рейтинге по Индексу восприятия коррупции, который ежегодно готовит организация Transparency International. С тех пор положение не менялось. По итогам прошлого года Казахстан занял 120-ю строчку, а наша страна – 143-ю (всего 182). Хотя надевать розовые очки, конечно, не стоит. «Тендеры в Казахстане хорошие, – смеется предприниматель, попросивший не упоминать его имени. – Честные? А как же: в России тебе навяжут посредника под 15% от суммы заказа, а у них – всего под 5%».
На первый взгляд доля россиян в госзакупках невелика. По статистике, размещенной на сайте goszakup.gov.kz, при общем объеме 3,3 трлн тенге (приблизительно 750 млрд рублей) в 2011 году на всех зарубежных поставщиков пришлось лишь 44 млрд тенге (9,8 млрд рублей) – около 1,5%. Однако эта статистика не учитывает казахстанских «дочек» российских компаний. «По моему мнению, доля россиян составляет не менее пятой части всего сектора», – говорит генеральный директор «КазБизнес-Консалтинг» (специализируется на консалтинге в области госзакупок) Рамиз Аллахвердиев. А это уже сумма другого порядка – не меньше 145 млрд рублей.
«Мы работаем здесь с 2004 года: в рамках тендеров поставляем оборудование для нефтегазового сектора, – рассказывает начальник отдела реализации ООО «НПО «НТЭС» Алексей Антонов. – С появлением Таможенного союза упростилась процедура ввоза оборудования, а благодаря отмене пошлин снизилась и его стоимость. Сейчас на Казахстан приходится до 20–25% наших продаж». Российский бизнес мог бы откусить от казахстанского пирога еще больше, если бы не некоторые ограничения. Например, существует негласная установка: компании нефтегазового сектора должны приобретать оборудование, произведенное в республике. Импортные станки и машины могут составлять лишь 10% закупок.
Все не убегут?
«Регистрация отечественных компаний в Казахстане связана с деловым и инвестиционным климатом, который является более благоприятным, чем в России. И это важный сигнал для нашей власти, – подчеркивает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. – Если деловой климат в стране не будет улучшаться, переток компаний в Казахстан может продолжиться».
В рейтинге Doing Business 2012, составляемом Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком, Казахстан обосновался на 47-й строчке (Россия – на 120-й). На открытие бизнеса там уходит 57 дней (у нас – 111), на подключение к электросетям – 88 (у нас – 183 дня, что является худшим показателем в мире), а по механизмам защиты инвесторов Казахстан – 10-я страна в мире (Россия же – 110-я). Успехи видны невооруженным глазом: в 2011 году Казахстан получил от иностранцев 20 млрд долларов, а Россия – только 18 млрд, хотя наш ВВП в 10 раз больше.
Так ли велика проблема для российской экономики? В 2010-м фирмы с российским капиталом уплатили в бюджет Казахстана 42,8 млрд тенге (приблизительно 9,5 млрд рублей). В минувшем году, по словам Мурата Булгынова, платежи выросли в 1,6 раза. Получается почти 70 млрд тенге, или 15 млрд рублей – примерно 0,015% от собранных в России налогов (и около 1% от собранных в Казахстане). Цифра, мягко говоря, не впечатляющая. «Говорить, будто переезд какой-то части российского бизнеса в Казахстан угрожает экономике в целом, конечно, не стоит, – соглашается Алексей Портанский. – Еще раз подчеркну: здесь не следует усматривать опасную тенденцию, мы все-таки находимся в условиях Таможенного союза и ЕЭП, но сигнал для российской власти налицо. Нам пора что-то делать с нашей огромной коррупцией и неуменьшающимся давлением государства на бизнес».
Но есть и обратная сторона медали. «В соседнем государстве наш бизнес, как правило, создает высокопроизводительные рабочие места, – подчеркивает Борис Титов. – Просто потому, что закупается новое оборудование, применяются более современные технологии. Понятно, что основная часть ВВП России приходится на сырьевой сектор, поэтому пока ощутимых угроз со стороны Казахстана, который переманивает к себе обрабатывающую промышленность, нет. Но мы рискуем их почувствовать, если упадут цены на нефть и, соответственно, снизится доля сырьевого сектора в экономике».
Magazine.rbc.ru
Ваза из пластиковой бутылки - учись делать подарки родным и близким своими руками.
В период 16 июля по 14 октября этого года Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации вместе с таможенными структурами Северо-Западного таможенного управления проводит революционный эксперимент по использованию нового вида электронных пломб и спутниковой системы позиционирования для международных автомобильных перевозок транзитных грузов в районе Себежской таможни (таможенного поста в контрольно-пропускном пункте Бурачки, Овинковский ТП, Себежский ТП).Мероприятие проводится на основании приказа ФТС Российской Федерации от 5 июля 2012 за номером 154-р.
Эксперимент позволит на практике применить и опробовать современные технологии по созданию благоприятных условий для перемещения товаров на временное хранение на территорию Таможенного союза в близости от пунктов пропуска на внешней границе Таможенного Союза.
Для реализации этого эксперимента таможенное сообщество проделало огромнейшую работу: была создана правовая базы, которая полностью соответствует таможенному законодательству Таможенного Союза и России, разработаны конкретные рекомендации по техническому использованию электронных пломб и спутниковой системы позиционирования для перевозки грузов . Все таможенники, которые участвовали в эксперименте, прошли специальное обучение и инструкции. Особое внимание было уделено подготовке материально-технической базы.
В ходе эксперимента, становится вполне очевидным растущий спрос носителей на использование электронных пломб для перевозки товаров под таможенной процедурой таможенного транзита. В частности, это связано с тем, что их применение не требует книжки тира.
Устойчивый интерес к использованию электронных пломб со стороны участников внешнеэкономической деятельности говорит о перспективах этой технологии в перевозке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита по дороге из пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации до мест доставки в виде складов временного хранения, расположенных в непосредственной близости от государственной границы.
2012-08-03 14:56:26
... деятельности и таможне Леонид Лозбенко.< ... времени прохождения таможни при наличии ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Крупнейшие бизнес-ассоциации возмущены тем, что таможенники РФ, Белоруссии и Казахстана разработали без их участия изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза. По мнению бизнеса, поправки не совершенствуют таможенное администрирование, а, напротив, усложняют его и сулят лишь больше коррупции. В документе не учитываются утвержденные правительством планы по сокращению таможенного оформления до 15 минут при наличии финансовых гарантий
117 страниц разочарования
Проект поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) подготовлен таможенниками трех стран под руководством главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова. Его не планировалось обсуждать с бизнесом, но сделать это настояло Минэкономразвития. Недавно проект разослали в четыре крупнейшие бизнес-ассоциации. Свои отзывы на 117-страничный документ «Деловую Россию», «Опору России», Торгово-промышленную палату (ТПП) и Росcийский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) попросили подготовить в ближайшее время.
— Наше мнение никого не интересует: Минэкономразвития делает это для галочки, чтобы создать видимость консультаций с бизнесом, нас такая система работы не устраивает, — говорят в комитете РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО. — Такая ситуация сохраняется, несмотря на подписанное в 2011 году соглашение между Минэкономразвития и бизнес-ассоциациями, по которому все нормативные акты должны обсуждаться с бизнесом. Но этот механизм до сих пор не работает.
В «Деловой России» говорят, что были очень огорчены, увидев этот документ, поскольку декларируется одно, на практике получается совсем другое.
— Изначально и ФТС, и министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин объявляли, что эти поправки направлены на упрощение таможенного оформления, на сокращение времени, но ничего этого мы не увидели, — говорит эксперт комитета «Деловой России» по внешнеэкономической деятельности и таможенной политике Марина Лякишева. — Более того, в документе множество отсылочных норм на национальное законодательство, хотя главной идеей было их сокращение и максимальная унификация. В реальности наблюдается совершенно обратный процесс.
Околотаможенный бизнес попал в план
Лякишева добавляет, что поправки максимально расширяют возможности таможенного контроля.
— Расширяется обвинительная направленность деятельности таможенных органов в отношении участников ВЭД и физических лиц, — говорит Марина Лякишева. — Система управления рисками, которая применяется ФТС для контроля грузов, и сейчас вызывает много вопросов. Она непрозрачна, не работает автоматически, а зависит от решения того или иного инспектора. Поправки приведут к усилению коррупционной составляющей.
Так, согласно поправкам в ст. 127–129 ТК ТС, проверкам будут подвергать не только декларантов, но и участников околотаможенного бизнеса, предоставляющих услуги временного хранения, услуги оформления, представителей, а также физических лиц. Этот бизнес включен в число «объектов анализа рисков».
— На сегодняшний день система управления рисками, применяемая таможенниками, неэффективна, и неопределенность всех пугает, — согласен председатель комитета «Опоры России» по внешнеэкономической деятельности и таможне Леонид Лозбенко.
О 15 минутах можно не вспоминать
Вторая претензия бизнес-ассоциаций к документу — в том, что в нем совсем не учтены положения таможенной «дорожной карты», поправки никак не отражают решения руководства России по совершенствованию таможенного администрирования.
По словам президента РСПП Александра Шохина, в нынешних поправках есть целый ряд новелл, которые могут ухудшить ситуацию.
— Сейчас я бы притормозил продвижение поправок с целью применения в них положений принятой правительством «дорожной карты», — говорит Шохин. — И не в режиме эксперимента, а по принципиальному вопросу сокращения до 15 минут времени прохождения таможни при наличии гарантий финансовых институтов и банков. Эту тему сейчас «подвесили».
Как считает Шохин, главный недостаток документа в том, что он не проходил процедуру оценки регулирующего воздействия и готовился без участия бизнеса.
— Разработка Таможенного кодекса и национального закона о таможенном регулировании проходила с участием бизнеса, и то нам пришлось столкнуться с многочисленными попытками ввести в российское законодательство более жесткие нормы, нежели те, которые прописаны в ТК, — говорит Шохин.
Известия
Отзывы пользователей мобильных телефонов. Информация из первых уст.
2012-08-03 11:48:07
... деятельности и таможне Леонид Лозбенко.< ... времени прохождения таможни при наличии ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Крупнейшие бизнес-ассоциации возмущены тем, что таможенники РФ, Белоруссии и Казахстана разработали без их участия изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза. По мнению бизнеса, поправки не совершенствуют таможенное администрирование, а, напротив, усложняют его и сулят лишь больше коррупции. В документе не учитываются утвержденные правительством планы по сокращению таможенного оформления до 15 минут при наличии финансовых гарантий
117 страниц разочарования
Проект поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) подготовлен таможенниками трех стран под руководством главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова. Его не планировалось обсуждать с бизнесом, но сделать это настояло Минэкономразвития. Недавно проект разослали в четыре крупнейшие бизнес-ассоциации. Свои отзывы на 117-страничный документ «Деловую Россию», «Опору России», Торгово-промышленную палату (ТПП) и Росcийский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) попросили подготовить в ближайшее время.
— Наше мнение никого не интересует: Минэкономразвития делает это для галочки, чтобы создать видимость консультаций с бизнесом, нас такая система работы не устраивает, — говорят в комитете РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО. — Такая ситуация сохраняется, несмотря на подписанное в 2011 году соглашение между Минэкономразвития и бизнес-ассоциациями, по которому все нормативные акты должны обсуждаться с бизнесом. Но этот механизм до сих пор не работает.
В «Деловой России» говорят, что были очень огорчены, увидев этот документ, поскольку декларируется одно, на практике получается совсем другое.
— Изначально и ФТС, и министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин объявляли, что эти поправки направлены на упрощение таможенного оформления, на сокращение времени, но ничего этого мы не увидели, — говорит эксперт комитета «Деловой России» по внешнеэкономической деятельности и таможенной политике Марина Лякишева. — Более того, в документе множество отсылочных норм на национальное законодательство, хотя главной идеей было их сокращение и максимальная унификация. В реальности наблюдается совершенно обратный процесс.
Околотаможенный бизнес попал в план
Лякишева добавляет, что поправки максимально расширяют возможности таможенного контроля.
— Расширяется обвинительная направленность деятельности таможенных органов в отношении участников ВЭД и физических лиц, — говорит Марина Лякишева. — Система управления рисками, которая применяется ФТС для контроля грузов, и сейчас вызывает много вопросов. Она непрозрачна, не работает автоматически, а зависит от решения того или иного инспектора. Поправки приведут к усилению коррупционной составляющей.
Так, согласно поправкам в ст. 127–129 ТК ТС, проверкам будут подвергать не только декларантов, но и участников околотаможенного бизнеса, предоставляющих услуги временного хранения, услуги оформления, представителей, а также физических лиц. Этот бизнес включен в число «объектов анализа рисков».
— На сегодняшний день система управления рисками, применяемая таможенниками, неэффективна, и неопределенность всех пугает, — согласен председатель комитета «Опоры России» по внешнеэкономической деятельности и таможне Леонид Лозбенко.
О 15 минутах можно не вспоминать
Вторая претензия бизнес-ассоциаций к документу — в том, что в нем совсем не учтены положения таможенной «дорожной карты», поправки никак не отражают решения руководства России по совершенствованию таможенного администрирования.
По словам президента РСПП Александра Шохина, в нынешних поправках есть целый ряд новелл, которые могут ухудшить ситуацию.
— Сейчас я бы притормозил продвижение поправок с целью применения в них положений принятой правительством «дорожной карты», — говорит Шохин. — И не в режиме эксперимента, а по принципиальному вопросу сокращения до 15 минут времени прохождения таможни при наличии гарантий финансовых институтов и банков. Эту тему сейчас «подвесили».
Как считает Шохин, главный недостаток документа в том, что он не проходил процедуру оценки регулирующего воздействия и готовился без участия бизнеса.
— Разработка Таможенного кодекса и национального закона о таможенном регулировании проходила с участием бизнеса, и то нам пришлось столкнуться с многочисленными попытками ввести в российское законодательство более жесткие нормы, нежели те, которые прописаны в ТК, — говорит Шохин.
Известия
Отзывы пользователей мобильных телефонов. Информация из первых уст.
После череды большого количества положительных оценок Таможенного союза критические выводы научно-исследовательского института «Центр развития» Высшей школы экономики, кажется удивительными.
По данным исследования «Влияние Таможенного союза на развитие региональной торговли еще не проявился в полной мере,» цифры товарооборота ТС находятся на вполне низком уровне 2005 года, но а если учесть изменение стоимости топлива в целом товарооборот снижается.
Министерство экономического развития подтвердило выводы исследователей, но и отрицательные результаты работы ТС не спешит принимать за основу. В оправдание этого мнения ставятся маленькая скорость развития ТС и влияние мирового экономического кризиса, изменения в структуре торговли и механизме работы, перечень товаров. Министерство предложило рассмотреть только показатели по России, поскольку, по данным министерства, есть основания для оптимизма.