Посмотрел 16-серийный фильм режиссёра Андрея Кавуна. Хочу поделиться с вами некоторыми мыслями по поводу увиденного. Приключения великого сыщика – весьма экранизируемая вещь во всём мире. У нас уже есть одна версия, сейчас почти каноническая – Игоря Масленникова, считающаяся одной из лучших. Понимая, что конкуренцию не выдержать, Кавун со сценаристами прибегли к интересному приёму.
 
В новом сериале заявлено, что всё, что написано в рассказах – красивое враньё доктора Ватсона (фильме Кавуна он, кстати, Уотсон), а на самом деле, всё было совсем по-другому. Приукрасить действительность его, мол, заставил редактор (в исполнении Александра Адабашьяна, сыгравший у Масленникова Берримора в «Собаке Баксервилля»), дабы заинтересовать почтеннейшую публику.
Вай, как говорится, нот? Рассказы о Шерлоке Холмсе не догма, а руководство к действию и практически все режиссёры экранизаций, включая того же Масленникова, снимали и снимают по мотивам Конан Дойля, конструируя его героев на свой лад. Благо, Холмс появляется аж в 56 рассказах и 4 повестях британского писателя.
Какими только не представляли знаменитую пару именитые кинематографисты, и где только не происходили их приключения! Например, в американском сериале «Элементарно» (2012) – действие происходит в наши дни в Нью-Йорке, где британский детектив-пчеловод Шерлок Холмс, которого изображает Джонни Ли, живёт под наблюдением куратора трезвости доктора Джоан Ватсон, впоследствии становящейся ассистентом и напарницей сыщика. Её играет американская актриса китайского происхождения Люси Лью.
Надо сказать, что кинематографисты и ранее меняли пол персонажам Конан Дойля. Например, в лирической комедии Алексея Симонова «Мой нежно любимый детектив» (1986) женщинами стали и Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Точнее, перед зрителями предстали две сотрудницы детективного агентства: Шерли Холмс (в исполнении Екатерины Васильевой) и Джейн Ватсон (в исполнении Галины Щепетновой). Впрочем, инспектор Лестрейд – правда, именовавшийся в ленте Лестером – сохранил всё же свои мужские половые признаки и его роль сыграл Валентин Гафт.
Как говорится, «и так далее и тому подобное».
 
На этот раз акцент был сделан на докторе Ватсоне, или точнее, Уотсоне (как его упорно именуют в сериале). Он по-британски рассудителен, хладнокровен, хорошо стреляет, отлично боксирует и в отличие от Холмса, курит трубки. Эту роль исполнил трагически погибший в этом году Андрей Панин.
 
Шерлок Холмс у Кавуна – ничего вышеперечисленного не умеет, он, скорее, этакий гениальный учёный с элементами сумасбродства. Что-то типа сумасшедшего доктора Эммета Латропа Брауна (он же Док) из приключенческой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее» (1985-1990), изобретателя машины времени, которого сыграл американский актёр Кристофер Ллойд. Но при этом, истерик, постоянно получающий по морде лица от своего компаньона, который учит его боксу, заносчивый и эгоистичный молодой человек, которому ничего не стоит сказать девочке-сироте, отбирая у неё фотографию её погибшего отца, что если она не отдаст, её высекут. Главный мотив всех его действий – разгадать очередной ребус, который ему подкинули сценаристы. Судьба людей, на что ему постоянно пеняет Уотсон, его совершенно не интересует. Как говорил Паниковский, «жалкая ничтожная личность».
Петренко сильно сомневался, сможет ли он сыграть эту роль? Сомнения были не напрасны. Смотреть 16 серий про похождения, мягко говоря, неадекватного человека с сомнительными моральными достоинствами – на мой взгляд, утомительно. Такую роль мог бы вытянуть только талант Евгения Евстигнеева. Что уж говорить о Петренко? Ни обаяния ума, ни обаяния таланта...
 
Инспектор Лестрейд в исполнении Михаила Боярского – воплощение агрессивного и тупого полицейского, который по пять раз за одну серию сажает за решётку то Холмса, то Уотсона, то обоих вместе. На его фоне Лестрейд Борислава Брондукова вспоминается, как человек с почти аристократическими манерами. Инспектор Боярского даже не человек, а полицейский пёс, который не разговаривает, а постоянно рычит.
 
Помимо сыщиков от Лейстрейда-Боярского достаётся и его подчинённым. Он их бьёт по физиономии и даже убивает. В последнем случае ему охотно помогает и Уотсон. Но это касается только нехороших полицаев. Так сказать, оборотней в погонах. Правда, их что-то слишком много в фильме. Видимо, режиссёр-постановщик хотел показать, что проблема тотальной коррупции в правоохранительных органах была актуальна и для викторианской Англии.
 
Кстати, о стрельбе. В сериале постоянно палят, как будто бы дело происходит не на улицах Лондона, а в салуне Дикого Запада. Видимо, для зрелищности.
Что же касается сюжетной линии, то, руководствуясь принципом «всё было не так, как на самом деле», авторы фильма сделали из рассказов Конан Дойля эдакий «винегрет», добавив туда своих «ингредиентов».
 
Миссис Хадсон из милой старушки (Рина Зелёная) превратилась в даму средних лет в исполнении Ингеборги Дапкунайте, на которой, в итоге, женится доктор Уотсон.
 
Сам же Шерлок, оказывается, страстно влюблён в авантюристку Ирэн Адлер (в её роли красавица Лянка Грыу).
 
Зловещий профессор Мориарти в почему-то синих очках (Алексей Горбунов) стоит почти за каждым преступлением в сериале, причём, Шерлоку Холмсу так и не удаётся его убить в знаменитой сцене у Рейхенбахского водопада.
Капитан Шелто, которого играет Игорь Скляр (одна из лучших его ролей), предстаёт расистом и преступником, убивающего бывших сослуживцев-офицеров (в частности, его жертвой стал Питер Смол, который у Конан Дойля, напротив, охотился за Шелто). В его уста Кавун вложил страстный монолог о понаехавших с Востока. Он падёт от руки Уотсона.
 
Ну, а знаменитую собаку зовут Баскервиль и она всего-навсего любимая болонка королевы Виктории (Светлана Крючкова), которую она дарит в качестве подарка Холмсу за своё спасение от козней Мориарти.
Да и бог бы с этими «новациями». В новой ленте прекрасная операторская работа, отличная, проработанная массовка, неплохая компьютерная графика. Но, персонажи суетливы, сюжетные линии плохо проработаны, все истории слеплены в итоге, в один большой ком, в котором трудно разбираться по мере увеличения просмотренных серий. Актёры – сами по себе, режиссёр – сам по себе…
Фильм на один раз. Пересматривать его, как это получается с «Приключениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона» - не хочется.