Как я не люблю технику мокрым-по-мокрому нужно показывать в лицах. Я физически не способна рисовать раскрепощенно, смело, легко и свободно. Для меня просто пытка видеть, как а листе расползается цветная клякса, а я не могу контролировать процесс этого расползания. Там, где нужно отпустить, я стою наготове с кучей салфеточек, сухих кисточек и банкой чистой воды, готовая ликвидировать катастрофу. А бесконтрольное растекание и смешивание мокрой краски на мокрой бумаге для меня ни что иное, как катастрофа перфекциониста. Но задание есть задание. Иногда полезно выйти за рамки, чтобы набраться опыта и в ужасе захлопнуть эту дверь навсегда : ) Чтобы было проще, я решила расчертить себе поле деятельности. Во-первых, потому что я люблю расчерчивать. Во-вторых, потому что работать на небольшой формате даже в самой пугающей технике значительно проще, чем сразу на огромном ватмане. Я просто решила смешивать все понравившиеся цвета, вливая их в лужу на бумаге. Лужа имела четкие рамки, размер кисти был минимальным, так что результат меня более чем устроил.
Кстати, я попробовала делать разводы солью. Вообще не понравилось, полный бред. Стоит ли говорить, что поваренную соль я раскидывала пинцетом? [смеется] У меня почему-то соль присохла, не дала нужного эффекта вообще - мне категорически не понравился мусор на рисунке.
Люди издревле интересовались возможностью измерять интеллект. Еще в древнем Китае в 7-ом веке чиновники проходили обязательное тестирование, которое позволяло выявить способность освоить конфуцианское учение. По результатом такого тестирования будущие чиновники попадали в 3 различных класса: чиновник общей службы (1 из 100 претендентов), мандарин (1 из 100 чиновников), инспектор (1 из 100 мандаринов).
Обширное внимание ученых тестирование как таковое начало получать с 30-ых годов прошлого века. В это время во Франции Альфред Бине начинает разрабатывать тестирование для школьников. Основной задачей которого было выявление возможных проблемных учеников. Бине не пытался создать тест по измерению IQ, он пытался выявить тех учеников у которых могли возникнуть трудности при дальнейшем обучении в школе. Он старался разработать тесты, которые подходили бы для всего класса целиком. Очень простые или очень сложные тесты не годились, т.к. либо весь класс с превосходством справлялся, либо всем скопом проваливал тестирование, поэтому приходилось каждый раз разрабатывать тесты индивидуально для каждого класса. Особенностью тестов Бине была не только классификация детей на способных и проблемных, но и возможность прогнозировать дальнейшую успеваемость в школе.
Исторически IQ был обозначен как отношение умственного развития к хронологическому возрасту помноженное на 100. Сегодня IQ измеряется другими способами но все по той же шкале в 100 баллов со стандартным отклонением в 16 единиц.
Тест IQ даже спас жизнь человеку. В США в 1916 заключенного приговорили к смертной казни. Перед казнью было решено предоставить ему возможность пройти тестирование. В результате его IQ был настолько низок, что суд постановил, что детский ум не позволяет ему отличать плохое и хорошее. И вместо электрического стула его отправили в санаторий на лечение. А с 1917 года IQ тестирование стали применять в армии для классификации солдат.
Развитие тестирования в США.
Американские ученые решили переработать тесты Альфреда Бине. Именно они решили измерять общий показатель интеллекта и разработали концепцию IQ со следующими представлениями IQ и о том что ни измеряют:
1. Эти тесты гораздо большее чем простые показатели успеваемости в школе. Они измеряют фундаментальные интеллектуальные способности.
2. В основе этих способностей лежит обобщенный фактор. Этот фактор - общее развитие интеллекта.
3. Общее развитие интеллекта передается генетически. Повторные измерения могут давать различные показатели из-за влияния случайных факторов (настроение, стресс, ошибки при тестировании...). Но теоретически абсолютно правильные изменения в одинаковых состояниях должны давать один и тот же результат.
4. Индивидуальные и групповые различия всегда четки и неизменны. Различия в учебном опыте могут показать на показатель измерения, но не на сам интеллект.
5. Интеллект - это не просто статистический показатель академических достижений, это их источник. Это объясняет почему ученики не достигают спрогнозированных результатов с помощью тестов IQ, скорее всего такие ученики просто работают не в полную силу.
Значение результатов IQ.
Средним значением IQ является цифра 100. Она означает, что правильно решена половина задач за отведенное время. Теоретически правильное решение всех задач должно дать цифру в 200 единиц. Такого результата еще не выдавал никто. Средняя статистика IQ в мире примерно такова: 60% людей имеют показатель от 90-110. Всё, что ниже - является низким, а все, что выше, соответственно - высоким. Цифры больше 150 единиц считаются очень высокими. Причем в среднем IQ мужчин несколько выше, чем IQ женщин. Еще интересны различия IQ между расами. IQ европеоидов выше, чем у негроидов; монголоидная раса превосходит европеоидную. Внутри рас так же имеются различия. Считается, что евреи превосходят многие другие национальности. За опубликование подобной статистики в 90-ых прошлого века профессора подвергли публичному "остракизму" (осуждению) и заставили публично оправдываться и принести свои извинения. Несложно догадаться, дело было в США.
Размышление об интеллекте.
Как было отмечено одним ученым, в том как мы думаем об интеллекте есть примечательный парадокс. Допустим, некто строит прекрасный мост через реку, пользуясь полученными академическими знаниями. Часто такой виртуозный архитектор воспринимается нами как интеллектуал. Однако люди, которые преуспевают без спец. знаний, тоже считаются интеллектуалами. Таким образом мы приписываем наличие высокого интеллекта людям у которых знания есть и тем у которого его нет.
В любом случае на деле IQ не считается статичной величиной. Ученые заметили, что он склонен меняться вместе с развитием человека. Все зависит от его деятельности.
За последние более полувека существования теста IQ у него появилось не мало сторонников и противников. Главным аргументом противников является невозможность измерения интеллекта (чего-то сложного и неопознанного) достаточно простым тестом. К тому же существует очень много нареканий к результатам тестирования. Так повторное прохождение теста позволяет увеличить результат на 10-20 процентов, а количество интеллекта за это время просто не могло так увеличиться. По этой причине в последнее время наблюдается некий спад на IQ тестирование. Так же его отменили при приеме на работу. Многочисленными исследованиями уже неоднократно доказано, что показатель IQ не панацея. Его показатель не является гарантом успешности индивида. Среди успешных людей показатель IQ высокий и низкий разделен примерно поровну. Средний показатель IQ среди нобелевских лауреатов обычно не превышает 150.
Таким образом, если у вас высокий IQ - радуйтесь и старайтесь его увеличить, решая творческие задачки, а если IQ низкий - не огорчайтесь, его можно поднять, решая творческие задачки =)
И напоследок предлагаю скачать бесплатно IQ тесты. Если у вас есть еще, присылайте. Я добавлю их в архив.
Ну-с, покажу и расскажу свои упражнялки с акварелью. Больше всего мне понравился процесс отбора 20 цветов для тревел-набора из имеющихся 36. Когда в магазине я выбирала из общей палитры то, что мне нравится, оказалось, что я выбрала только синие оттенки и одну зеленую палеточку [синий период...?]. Дома я устроила глобальное бумагомарательство и все равно из 20 красок не оказалось ни одной конкретно красного цвета. Что-то лиловое, что-то вишневое, что-то откровенно розовое, но не красное. Почему-то я избегаю этого цвета...
Лессировка и смешивание цветов. Очень понравилось. особенно расчерчивать бумагу под будущую заливку. Я обожаю такие монотонные медитативные занятие, когда руки заняты предельно аккуратным и ювелирным делом, а в голове очаровательная легкость и пустота. Во время смешивания очень конкретно поняла, какие цвета мне нравятся больше всего - оливковая (727) и индиго (516). Идеально зеленый и идеально синий в моем понимании.
Цветовые растяжки наглядно продемонстрировали, как я боюсь цвета и постоянно барахтаюсь в разбавленных полутонах. Чтобы такого безобразия не было, пришлось оставить в палитре только те цвета, которые мне пипец ак нравятся и которые я готова использовать везде и всюду. Те цвета, которых я не боюсь и в которых мне комфортно. Собственно, так и выглядит мой нынешний тревел-наборчик. При необходимости из него можно намешать все, что угодно:
А вот здесь я в который раз убедилась, что смело и раскрепощенно мне никогда не рисовать. Я ужасно намучилась в упражнении с заливкой! Мне постоянно казалось, что я использую неоправданно большое количество краски, которая мне бы пригодилась на другие цели. Что большая толстая кисточка пачкает другие палеточки и вообще проще бревном махать, чем белкой №6. Я постоянно бегала менять воду, даже когда работала одним цветом. Очень неприятное занятие. Не говоря уже о наблюдении за "каплей", которая висит на листе в процессе заливки. Бр! Мокрая техника это очень,очень не мое.
Ну и круг Иттена. Про него нечего сказать. Разве что, я в который раз убедилась, что обожаю сине-серые оттенки и отдаю предпочтение оранжевым, вместо красного.
Частенько приходилось слышать, что моя акварель "слишком графичная". Там, где нужно лить воду и рисовать смелыми точными мазками, я уходила в глухую многослойность и вырисовку линий, линий и еще раз линий. Боязнь все испортить модифицировалась в маниакальное желание контролировать в принципе очень текучий и легкий материал. Собственно, это создало своеобразный конфликт в моей голове: вроде и нравится рисовать акварелью, но словно еду на велосипеде с квадратными колесами. Чтобы добиться идеального исполнения, к которому я стремлюсь, нужно научиться контролировать краску, воду и то, как они ведут себя на бумаге. Научиться быть шустрым и достаточно смелым, чтобы делать все одним мазком. И в то же время - научиться не спешить, давая просохнуть всем слоям перед последующими этапами.
На мой взгляд, лучший урок для познания "акварельной самости" - техника мокрым по мокрому или A la Prima. Хотя я нахожу работы, выполненные исключительно таким способом не самыми привлекательными. Смелые авторы так щедро льют краску и воду, что получается откровенная мазня, которой противится перфекционист внутри меня. Вместе с тем это прекрасная практика владения цветом и создания фона.
A la Prima - это живопись по-сырому. Рисунок создается максимально быстро и за один сеанс. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается неповторимыми разводами, переливами и размытиями, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Именно поэтому рисунки, выполненные в такой технике, практически невозможно скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Используя разнообразные цветовые комбинации, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность рисунка, которой так славится акварель.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
❖ Для рисования мокрым по мокрому необходимо хорошенько смочить акварельный лист. Можно сделать это кисточкой, губкой или прямо из пульверизатора, если позволяет формат бумаги. Затем влажной кисточкой набрать необходимое количество краски и смело наносить прямо в воду. В зависимости от влажности, цветовое пятно может пойти мягким градиентом или сочными кляксами.
❖ Просачивание воды в заливку - метод от обратного. В данном случае в уже имеющееся цветовое пятно или полную заливку добавляется небольшой объем воды чистой кистью. Вода медленно проникает в структуру краски, высветляя отдельные участки. Этот эффект можно сравнить с облаками. Самое сложное во вливании воды - угадать момент, когда краска уже схватилась с бумагой и проникла в фактуру, но еще не окончательно высохла.
❖ Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда он смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных:
Видео с мастер-класса Константина Куземы как раз по этой технике:
Одним из самых тяжелых моментов работы в мокрой технике - это понимание, когда остановиться. Очень сложно получить хорошие детали с первого раза, особенно если вы никогда не рисовали до этого в мокрой технике. Во время работы над предыдущими размывками очень легко увлечься смешиваниемцветов, в результате чего они могут стать мутными, грязными или слишком прозрачными. Именно поэтому я считаю, что подобная техника хорошо подходит для пленеров и быстрых набросков, где важно схватить суть цвета и композиции, а не передать детали. Техника акварели мокрым по мокрому иногда разочаровывает, но всегда захватывает. Даже тренировочные упражнения дают массу необычных ощущений, когда краска расплывается и смешивается на мокрой бумаге.
Я смотрела довольно много видео-уроков и мастер-классов этой технике, но, признаться, они меня совершенно не вдохновили и даже вызвали некоторое отторжение тем безобразием, которое творилось на бумаге. Так что предлагаю посмотреть три видео из тех, что мне понравились: маки акварелью, яблочко и лесной пейзаж.
Несколько примеров "мокрой" техники:
Напоминаю, что у нас есть группа Марафона в контакте, где можно выкладывать свои работы и следить за новыми заданиями. И местечко, посвященное исключительно вдохновению.
2014-07-08 09:48:37
Вначале закономерный вопрос: нужно ли это, быть известным? Не всем и не всегда. Все мы уникальны, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вначале закономерный вопрос: нужно ли это, быть известным? Не всем и не всегда. Все мы уникальны, имеем разные потребности и находимся в различных обстоятельствах. Но вообще, сама профессия (подчеркну, профессия, не увлечение) художника предполагает наличие зрителей. Как и профессия актера, музыканта и так далее… Зрители - это возможность получить обратную связь от мира, понять, хорошо ли […]