на самом деле не читая, а пока слушая, но так она мне нравится.."Цитадель"
***
Отец говорил мне так: -- Заставь их строить башню, и они почувствуют себя братьями. Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно. И еще говорил мне отец: -- Плоды их трудов -- вот моя забота. Жатва их ручейками должна стекаться ко мне в житницу. Житница для них -- я. И пусть они служат моей славе, обмолачивая зерно в ореоле золотой пыли. Только так попечение о хлебе насущном можно сделать духовным песнопением. И тогда не жаль тех, кто сгибается под тяжестью мешка по дороге на мельницу. Или идет с мельницы, поседев от мучной пыли. Тяжелый мешок с зерном возвышает душу точно так же, как молитва. Посмотри, как они счастливы, стоя со снопом в руках, похожим на свечу, мерцающую золотом колосьев. Облагораживает взыскательность, а не сытость. Что же до зерна, то конечно же они получат его и съедят. Но пища для человека не самое насущное. Душа жива не тем, что получено от зерна, -- тем, что было ему отдано. И я повторяю вновь и вновь: племена, что довольствуются чужими сказаниями, едят чужой хлеб и нанимают за деньги архитекторов, желая построить себе город, достойны презрения. Я называю их стоячим болотом. И не вижу над ними золотящегося ореола пылинок, поднимающихся при молотьбе. Разумеется, отдавая, я и получаю тоже. Иначе что я буду отдавать? Благословен нескончаемый обмен отданного и полученного, благодаря ему можно отдавать все больше и больше, полученное укрепляет тело, душу питает отданное. Я смотрел на танцовщиц, которые танцуют. Танец придуман, станцован. Кто может воспользоваться им, унести и превратить в припас на будущее? Он миновал, как пожар. Но я назову благородным народ, танцующий свои танцы, хоть нет для них ни закромов, ни житниц. А тех, кто расставляет по полкам прекраснейшие творения чужих рук, несмотря на умение восхищаться, я назову варваром. Мой отец говорил: -- Человек -- это тот, кто творит. Сотворчество превращает людей в братьев. Живущему не принесет покоя сделанный им запас. Моему отцу возразили: -- Ты говоришь о творчестве, что ты имеешь в виду? Немногие способны создать что-то выдающееся. Ты, стало быть, обращаешься к немногим. А остальные? Что делать им? Отец ответил:
-- Творить -- значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении.
Слепец, отойди на несколько шагов. Посмотри издалека на суетливый город. Что ты видишь, кроме усердия и золотистого ореола пыли над занятыми работой? Как тут различить, кто ошибся? Народ занят, и мало-помалу возникают дворцы, водоемы и висячие сады. Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их, потому как, подумай, можно ли расчленить человека? И если спасать только великих ваятелей, можно остаться без ваятелей вообще. Кому достанет безумства избрать себе ремесло, сулящее так мало шансов выжить? Великие ваятели поднимаются на черноземе плохих. Они для них вместо лестницы и поднимают вверх ступенька за ступенькой. Прекрасный танец рождается из желания танцевать. Когда хочется, танцуют все, даже те, кто танцует плохо. А что остается, если пропадает желание? Мертвая выучка, бессмысленное зрелище. Историк судит об ошибках, он смотрит в прошлое. Но кто упрекнет кедр за то, что он еще семечко, росток или растет не так, как надо? Его дело расти. Ошибка за ошибкой, и поднимается кедровый лес, благоухающий в ветреный день птицами. -- Я тебе уже говорил, -- добавил отец, -- неудача одного, успех другого, -- не утруждай себя, не дели. Плодотворно лишь сотрудничество всех благодаря каждому. Любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведет к цели и того, кто промахнулся, они идут к ней рука об руку. Нашедший Бога находит Его для всех. Царство мое подобно храму, я бужу и побуждаю людей. Я созываю их возводить его стены. И вот уже это их храм. Воздвигнутый храм возвышает людей в собственных глазах. И они придумывают позолоту. Все вместе, и тот, кто искал и не нашел, тоже. Потому что замысел позолоты рожден всеобщим усердием. В другой раз отец сказал мне: -- Не желай государства, где царило бы совершенство. Безупречный вкус -- добродетель хранителя в музее. Неоткуда ждать картин, садов, замков и танцев, если презирать дурной вкус. Боязнь черной работы и грязной земли рождает снобов. Праздное совершенство оставит тебя ни с чем. Заботься о государстве, где все было бы проникнуто усердием
Это цитата сообщения komrik Оригинальное сообщениеИСТОРИЯ РОМАНСА "ВАМ ДЕВЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ" БОРИСА ПРОЗОРОВСКОГО
«Вам 19 лет» — романс композитора Бориса Прозоровского на стихи Елизаветы Белогорской.
Талантливый музыкант Борис Алексеевич Прозоровский (1891, 1886 или 1889[2] — 1937) — автор многих романсов. Но он трагически не совпал со временем. Его тонкая интеллигентная музыка оказалась не просто не нужной, но и была признана враждебной в постреволюционное время, требовавшее бравурных маршей.
После октябрьского переворота 1917 года отец композитора помог ему перебраться из голодного и холодного Петербурга в Тифлис (Тбилиси), а там в местной консерватории обучалась студентка, в то время 19-летняя Тамара Церетели. Они познакомились, и начался их творческий союз, перешедший в семейный.
Стихи Елизаветы Белогорской попали к композитору как раз в это время, когда Тамаре Церетели было 19 лет — хотя поэтесса-певица наверняка писала о чем-то своем. Но такое совпадение привело к созданию романса. Композитора наверняка привлекло лишь название стихов: стихи Е.Белогорской грустны и повествуют о несчастной любви, а в жизни Бориса Прозоровского и Тамары Церетели всё тогда складывалось счастливо. В итоге начинающая певица решила забросить учебу в консерватории и начать выступления с сольными концертами — к этому времени Борис Прозоровский уже создал ей определенный репертуар из собственных романсов.
В первом же концерте, прошедшем в 1920 году, выступая с произведениями Бориса Прозоровского, Тамара Церетели впервые исполнила романс «Вам 19 лет». Концерт прошел с огромным успехом — как и все последующие. В 1923 году они порознь, еще не будучи семьей, переехали в Москву, где продолжили выступления.
Однако счастье оказалось недолгим. Музыка композитора была признана «мещанской», а сам он в 1925 году был на три года выслан из Москвы (хотя и в ссылке продолжал сочинять романсы); приехал в Москву в 1928 году. Казалось, что на этом беды закончены. Тамара Церетели продолжала выступления с произведениями Б. Прозоровского. В 1929 году она записала — среди прочих песней своего репертуара — романс «Вам 19 лет» на пластинку.
Романс «Вам 19 лет» оказался настолько популярен, что другой композитор, Борис Фомин, с которым тоже сотрудничала Тамара Церетели как певица, создал на стихи Я. Каштановой свой ответный романс, получивший название «Нежданным ураганом».
В 1933 году Борис Прозоровский снова был арестован и отправлен на Беломорско-Балтийский канал. И всё это — за сочинение романсов. В итоге композитор всего пережил три ареста. Уже и так репрессированный человек был в связи с новым указом признан «социально опасным элементом <…>, способным к активным действиям», в ноябре 1937 года он был расстрелян. Романсы Бориса Прозорвского были запрещены к исполнению. Реабилитирован Борис Алексеевич Прозоровский был в 1957 году или, по другим данным, 29 сентября 1989 г..
Трагически сложилась и жизнь Елизаветы Белогорской.
Выступала на эстраде с исполнением лирических песен. Она работала вместе с Вадимом Козиным в гастрольно-концертном объединении. Ей постоянно аккомпанировал известный эстрадный композитор Борис Иванович Фомин. Кстати, "Дорогой длинною" он написал специально для нее.
Романс "Дорогой длинною..." в исполнении Тамары Церетели
В программе Козина было несколько номеров на стихи Белогорской: "Ну улыбнись, мой милый", "Вам 19 лет", "В лучах луны". И вот она показала Козину – "Осень, прозрачное утро…" Его сразу же пленило лирическое настроение этих строк, но мелодия пришла не сразу. Несколько дней спустя он распахнул утром окно и увидел ту самую "даль из тонов перламутра". Так родилось это танго...
Во время Второй мировой войны Белогорская и Церетели вместе поехали на Кавказ. Белогорская задержалась в Пятигорске, и в это время город заняли немцы, выехать оттуда стало невозможно. Елизавета Белогорская покончила с собой.
Тамара Церетели оставалась на эстраде до 1960 года, много выступала с пианистом Зиновием Наумовичем Китаевым (у них сложились и личные отношения, хотя и не закончившиеся браком), но ее репертуар был сильно ограничен. Она скончалась 3 апреля 1968 года.
Романс «Вам 19 лет» пережил своих авторов. Он широко известен и входит в репертуар многих современных певцов.
Источник романса, конечно, поэзия. Но инициатива создания романса чаще всего принадлежит композитору. Именно композитор находит хорошие поэтические тексты и сочиняет к ним музыку, соответствующую характеру и содержанию поэзии. Поэтому обычно пишут: «Романс такого-то на слова такого-то». Бывает, правда, что один из соавторов, а то и оба, не известны. Романс живет, он звучал «на ребрах», с магнитофонов,в пародиях (так С.Образцов, сам большой знаток и любитель романсов "протаскивал" их на голубой экран), а имена его создателей оказались стертыми временем или тяжкими обстоятельствами.
Борис Алексеевич Прозоровский написал свыше 60-ти замечательнейших романсов, среди них очень известные : "Вам 19 лет", "Караван",
"Мы только знакомы",
"Прощай, мой табор", «Вернись, я все прощу», «Мы никогда друг друга не любили», «Плачет рояль», «Газовая косынка», «Огни заката», «Левкои» и другие. Часто они обозначены, как романсы "неизвестных авторов". Вполне возможно потому, что это имя многим неизвестно. Композитор прожил короткую и трагическую жизнь. Даже год рождения в разных источниках разный. Даже дата и место смерти тоже точно не известны. То, что мы знаем о Борисе Прозоровском, мы знаем, в основном, благодаря Владимиру Дмитриевичу Абрамову, ветерану Великой Отечественной войны, коллекционеру музыки, человеку, преданному искусству, и страстному поклоннику русского романса.
Тамара Церетели обладала сильным и красивым голосом и очаровательной внешностью, ей в это время было 19 лет, а Борису по меньшей мере 28.
С ней и начал готовить концертную программу Прозоровский, в это же время возникла их взаимная любовь, любовь с первого взгляда, драматическая с самого начала. В 1920 году они уже вместе выступают в домах тифлисской интеллигенции, в небольших концертных залах и ресторанах Тифлиса. Их принимают доброжелательно и очень тепло.
Именно Тамара Церетели дала жизнь на эстраде таким классическим впоследствии вещам, как «Вам девятнадцать лет», «Вернись!», «Летний сад», «Кольца», «Мы только знакомы», «Плачет рояль» и, конечно, знаменитый «Караван». Много позже Тамара Семеновна в одном из интервью скажет: «Всю мою деятельность обусловил Борис Прозоровский, этот замечательный человек и музыкант».
2016-01-04 19:12:45
Аромат свежеиспеченных имбирных пряников с медом и специями буквально витает в воздухе еще с начала ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Аромат свежеиспеченных имбирных пряников с медом и специями буквально витает в воздухе еще с начала декабря, усиливаясь к Рождеству и Новому году. Сейчас буквально каждая хозяйка пытается удивить родных и знакомых своими кулинарными пряничными шедеврами. Она не только печет, но и украшает пряники,...
Хотите знать детали? Подробности на сайте "Посидим-поговорим".
2015-12-31 19:15:05
Tweet{lang: 'ru'} Отличный ролик в преддверии нового года! Чтобы напомнить всем о своих родных! О ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Tweet{lang: 'ru'} Отличный ролик в преддверии нового года! Чтобы напомнить всем о своих родных! О своих родителях, возможо уже стареньких телом, но таких же молодых душой! Душа человека, это бескрайние просторы, наполненные миром, любовью и покоем. Как часто мы обращаемся к ней? Или все наше время занято делами и обслугой телесных нужд? Я не против […]