СМИ было положено в преддверии выборов 1996 года или чуть раньше. Не в последнюю очередь благодаря активной поддержке телевидения и прессы рейтинг Ельцина с 5-6% за несколько месяцев вырос до 37%. Тогда СМИ на деле показали, что действительно являются силой, способной кардинально изменять настроения в обществе. Такую машину требовалось держать в узде, что и было сделано.
Медиа-олигархи были особо приближены к Кремлю и стали управлять собственностью под опекой и на радость власть предержащих. В случае неповиновения владельцы спешно покидали Родину, оставляя государству мощный (главный) пропагандистский инструмент. Новые медиа-холдинги создавались уже в глубокой спайке с властью, главные телеканалы страны возглавили элитные управленцы от государства, неудобные журналисты случайно погибали и исчезали.
В 2000-х приручение продолжилось. Сейчас мы: зрители, слушатели, читатели – имеем, по большей части, развлекательные СМИ. Телеканалы откровенно поглупели и «почернели». Оставшиеся немногочисленные умные передачи показывают ближе к 24 часам, а то и далеко за полночь. К тому же часто их формат предсказуем: приглашаются нужные люди, при всяком неудобном вопросе ведущие увиливают в сторону, уходят на рекламу, просто откровенно высмеивают или игнорируют человека. Газеты, даже уважаемые издания, желтеют, как листва по осени. Редко встретишь интересную и правдивую статью – чаще интервью со звездами и полуголые сенсации. Правда, довольно много появилось информационно-аналитических журналов, главным образом имеющих западные корни. Однако они дороги, малопонятны (преобладает узкоэкономическая аналитика), тираж их невелик: охватывает 10-15% населения, читатели – так называемые белые воротнички.
У независимых от государства СМИ, которых очень мало – менее 10%, эфир и передовицы заполняются в основном гневными высказываниями в адрес существующего строя – сплошным потоком льется критика. Получается, что нет в стране ни хорошего, ни плохого – все зависит от того, какую газету прочтешь и какой канал выберешь. Может быть, в очередной раз убедишься, как все замечательно развивается, а может – как разваливается. Никаких намеков на полутона, на правдиво изложенную информацию! Остальной эфир заполняют якобы в соответствии с запросами населения, которые выясняют аналитические центры, задавая нужные вопросы. Если так будет продолжаться дальше, то вскоре уже не потребуется опрашивать население: побольше шоу и крови, когда надо – удобных новостей.
Пока же народ не так глуп, как хотелось бы некоторым… Общество понимает: почему на протяжении четырех лет каждый день в новостях показывают президента, а затем обязательно премьера; почему перед выборами их меняют местами; почему внезапно начинают трубить про мэра-негодяя и его жену-воровку, про которых позавчера ведущие рассказывали только приятное; почему автомобильные аварии, в которых погибли люди и засветились олигарх и крупный чиновник, через несколько дней забываются журналистами и т.д. и т.п. Получается, что страна смотрит не новости – кино!
Такая однобокость в подаче информации существует во всем мире. Вспомним хотя бы, как одинаково, в один голос, западные СМИ сообщали о войне России с Грузией в 2008 году; как на одном известном телеканале затыкали рот девочке, решившей рассказать в прямом эфире правду. И все же наши «новости», особенно на главных каналах, отличаются редкой предсказуемостью.
К счастью, в стране еще остались пара десятков газет и журналов, один-два телеканала и несколько радиостанций, подающих новости и аналитику в непредвзятом виде, по крайней мере, хочется в это верить. В Интернете можно найти информацию, которая оказывается той правдивой ложкой дегтя, так необходимой обществу для трезвой оценки ситуации в стране и мире. Однако известно, как умеют властные структуры заставить замолчать не в меру умного блогера и, наоборот, подкинуть необходимой лжеинформации.
Сегодня весь день в новостях говорят о том, что канал «Культура» цензурировал выступление режиссера Кирилла Серебренникова. Кирилл в своей речи высказал свою солидарность с теми гражданскими процессами, которые происходят в стране, и за это был слегка кастрирован в ТВ-версии «Золотой Маски». Вы знаете, у меня возникает полное ощущение, что в ТВ-редактуре работают исключительно оппозиционно настроенные к сегодняшней власти люди. Потому что ничем другим объяснить этот бред нельзя. Если же эти редакторы, шеф-редакторы и остальные уважаемые «Джонни-ножницы» так искренне служат власти, то гони их, уважаемая власть, в шею, пока не поздно. Никто бы не обратил внимания на то, что сказал режиссер, если бы не эта злосчастная цензура. Я глубоко сомневаюсь в том, что власть услышала бы что-то новое от Кирилла. Что-то, чего она до сих пор не слышала и не видела.
Мы сами себе противоречим. То у нас самые неудобные, не к месту вопросы на «Первом», то жесткая цензура на «Культуре». Как же объяснить уважаемым господам цензорам, что прогресс сегодня их слегка опередил. Если речь идет о прямом эфире на «Орбиту», то этот эфир обязательно кто-то записывает, и, как только проходит версия в усеченном виде, непременно это заметит. Как только вы цензурируете выступление любого публичного человека, его комментарий в социальных сетях тут же становится гораздо более значимой новостью, чем само событие, которое послужило поводом. Поймите же вы это уже, родненькие. Купите себе «Айфоны» и заведите аккаунты в соцсетях, чтобы понять, что медиа-контент уже не творится в закрытых кабинетах, а обновляется каждую секунду чаяниями граждан, которые гораздо активнее используют новые медиа, чем все ТВ-начальники вместе взятые.
Поэтому и радость по поводу создания общественного ТВ я пока никак разделить не могу. Потому что не понимаю, кто же эти таинственные люди, которые будут делать новое, прогрессивное, дискуссионное ТВ для граждан. Список руководителей и производящих компаний слишком ограничен, чтобы ждать имен и откровений. С одним свежим лицом уже продлили контракт на телеканале НТВ до 2016 года. О чем это говорит? Что в упряжке те же кони. А тут вдруг откуда не возьмись появится свежий табун и создаст принципиально новое ТВ, которое мы так и не смогли получить при старом. И что будет двигать людьми, которые, самоцензурируясь на одном канале и перейдя на общественное ТВ, вдруг резко перестанут это делать?
Когда я начинала делать программу с Димой Камикадзе, он искренне меня спросил, буду ли я вмешиваться в редакционную политику «Полета с Камикадзе». На что я ему ответила, что нет. Единственное, чего я требую от людей, работающих со мной, – использовать в дискурсе факты, а не руководствоваться собственным мнением и ощущениями. Если вы в чем-то обвиняете власть, то нужны не изыскания на тему, а аргументы и факты. Так разговаривайте фактами, а эмоциональных ярлыков и так везде хватает. А с фактами сегодня придется столкнуться и разбираться, потому что даже если вас трижды вырежут на ТВ, то вы со своего аккаунта все равно сможете войти в информационное поле легко и уверенно. Ведь сегодня уже абсолютно не важно, где точка входа. Важно, что вы хотите сказать, и вы это обязательно сделаете, даже если вас вырежут из всех федеральных каналов вместе взятых. Когда ТВ внутри себя будет хоть чуть-чуть честнее делать свою работу, надобность в общественном ТВ отпадет.
Президент подписал указ о создании общественного телевидения, работа над которым велась с декабря прошлого года.
Документ о создании нового телевидения глава государства подписал, открывая заседание рабочей группы по формированию «открытого правительства».
- Телевидение должно полноценно заработать с 1 января будущего года. Оно должно быть общественным, а не государственным. Финансирование будет идти через кредитную схему. Но потом будет фонд целевого капитала, чтобы государство больше не вмешивалось, - пояснил президент.
По словам Медведева, закон предусматривает прямой запрет на вхождение в совет при общественном телевидении государственных служащих, депутатов и членов Советов Федерации.
- Появится новый общероссийский канал, надеюсь, он будет интересным, - заметил глава государства.
Согласно подписанному указу, есть несколько вариантов, каким образом новый канал выйдет в эфир. Один из них - использование возможностей телеканала "Звезда".
- Эта возможность кажется наиболее простой, - отметил Медведев.
Напомним, начать разработку концепции российского общественного телевидения Дмитрий Медведев поручил еще в декабре прошлого года.
Самыми проблемными вопросами, которые предстояло решить законодателям, было формирование системы финансирования общественного телевидения и его контроля.
Первые предложения по решению этих вопросов были подготовлены к 1 марта, однако после их подробного рассмотрения и обсуждения Медведев отправил концепцию на доработку.
Основной план по созданию и развитию общественного телевидения в России подготовил Совет по правам человека. Его концепция предполагает создание фонда общественного ТВ и радио.
Деньги в эту организацию будут поступать сразу из нескольких источников: федерального бюджета, пожертвований и отчислений вещателей телеканалов.
Кроме того, предлагается создать попечительский совет, отвечающий за расходование средств и редакционную политику. В эту организацию на равноправных началах войдут кандидаты от Совета и Общественной палаты. Состав Совета должен утверждать глава государства.
Разработчики проекта уверены, что общественное телевидение может быть запущено уже в этом году, учитывая то, что его основой станет один из уже существующих федеральных каналов.
Даниил Дондурей
- Найдены компромиссные, более или менее взвешенные решения. Будет создано новое интересное вещание без участия государства, без рекламы и без абонентской платы, - заявил заместитель председателя Совета по правам человека Даниил Дондурей.
В свою очередь эксперты призывают не торопиться с созданием общественного телевидения, по их мнению, оно должно развиваться постепенно, вместе с гражданским обществом.
- Общественное телевидение со временем может появиться, когда возникнет общество. Пока нет гражданского общества, телевидение является фикцией, потому что оно производное от этого общества, - заявил Life News президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко. - Общественное телевидение должно начинаться с нескольких часов вещания, с постепенной разработки. У нас пока к нему не готов ни журналист, ни зритель.
Анатолий Лысенко
Специалист также отметил, что помимо вопросов финансирования и контроля над общественным телевидением есть и другие проблемы.
- Общественное телевидение предполагает отсутствие развлекательной составляющей и кино. Также не будет и рекламы, что скажется на бюджете телеканала, - уверен Анатолий Лысенко. - Финансирование будет ниже, чем у канала «Культура», так как он подпитывается внебюджетными средствами ВГТРК, тут такого не будет. Придется искать людей, которые будут работать за более низкие оклады.
Автор федерального закона "О СМИ" Михаил Федотов уверен, что общественное телевидение в России имеет большие перспективы.
- Общественное телевидение должно служить интересам общества и помогать ему решать общественные задачи. Да, это телевидение совсем не развлекательное, оно для людей умных, думающих, которые заботятся о своей стране, - заявил Life News Федотов. - Для людей, которым нужна модернизация и процветающая экономика, для тех, кто хочет строить демократию.
Эксперт соглашается, что общественное ТВ не понравится тем, кто влючает телевизор исключительно для просмотра боевиков и юмористических программ. Однако такая концепция телевидения поможет обществу быть "более здоровым".
- Это телевидение будет развиваться по мере формирования гражданского общества. Сначала общество развивает телевидение, потом телевидение помогает обществу, - рассказал один из создателей концепции Общественного телевидения, Михаил Федотов.
«В мире животных» — советская и российская телепередача, посвящённая зоологии и исследованиям животного мира, в частности повадкам и среде обитания его представителей.
Основателем и первым ведущим передачи был народный артист СССР и профессор ВГИКа режиссёр-документалист Александр Згуриди. 17 апреля 1968 года она впервые вышла в эфир.
В 1974 году передачу проиллюстрировали заставкой с летающей обезьянкой, бегущими страусами под волнующую музыку Ариэля Рамиреса «La peregrinación (Паломничество)» в адаптации оркестра Поля Мориа. Данная заставка просуществовала до 2010 года.
Выходила в эфир по субботам (позже по воскресеньям) на Первом канале советского (позднее — российского) телевидения в течение 37 лет.
Осенью 2005 года, после реформы сетки вещания на Первом канале программе не нашлось места в эфире, после чего руководство предложило модернизировать программу, сделать её более развлекательной, чем ведущий программы был недоволен. По этой причине в марте 2006 года передача стала транслироваться на телеканале «Домашний». После перерыва с января 2010 года, программа возобновила трансляцию с 21 августа 2010 на канале «Россия-2» в рамках канала «Моя планета». Также выходит на отдельном канале «Моя планета».
Ведущими передачи были:
с 1968 по 1975 год Александр Згуриди
с 1975 по 1990 год Василий Песков (с 1977 года по очереди с Николаем Дроздовым)
с 1977 по настоящее время Николай Дроздов.
Гостями передачи были, например, доктор биологических наук В. Е. Флинт, американский орнитолог, президент Международного союза по охране журавлей, доктор Д.Арчибальд (выпуск, посвященный журавлям), профессор Б.Гржимек, автор фильма «Белый медведь» Ю. Я. Ледин, академик В. Е. Соколов, писатель Б. С. Рябинин, ведущие советские ученые А. Г. Банников, М. П. Павлов, Д. В. Панфилов, В. М. Галушин, олимпийская чемпионка, кандидат биологических наук Е. В. Петушкова.
Интересные факты о передаче «В мире животных»
В заставке используется мелодия рождественской песни La Peregrinación («Паломничество») (1964) аргентинского композитора Ариеля Рамиреса, позже аранжированная и исполняемая под названием Alouette («Жаворонок») оркестром под управлением французского композитора Поля Мориа. В начале 2000-х годов минутную заставку стали урезать.
В 2005 г. московский DJ Нил (он же X-Mode) создал ремикс композиции под названием «Животные», жанра progressive house.
С 2006 года, когда передача стала выходить на канале «Домашний», используется заставка, урезанная до 22 секунд. В ней используется по-прежнему композиция Ариеля Рамиреса La Peregrinación, но в другой аранжировке. Эта же заставка использовалась в программе на Первом канале/ОРТ с 2000 до 2006 г.
Похожая музыка была использована в другой программе Николая Дроздова «В мире людей» в 2008 году.
Другой характерный элемент заставки, ажурные ворота с многочисленными фигурками животных, скопирован с декоративных ворот музея одного из известнейших заповедников — Воронежского Бобрового.
С 2010 года, после того, как программа переехала с «Домашнего» на «Россию-2» оригинальная заставка была заменена другой.