...
Вот здесь кончалось все: обеды у Донона,
Интриги и чины, балет, текущий счет...
На ветхом цоколе -- дворянская корона
И ржавый ангелок сухие слезы льет...
(Анна Ахматова)
Нынче Струсов -- небольшое село в Тернопольской области, расположенное на трассе Тернополь-Ивано-Франковск (но сердцу моему милее старые названия этих западных городов Украины -- Тарнополь и Станислав).
А когда-то это старое поселение (первое упоминание в исторических источниках в 1434 году) на правом берегу речки Серет -- левом притоке Днестра -- было городом, дважды за свою историю существования получившего Магдебурское право.
Калиновские, Потоцкие, Лянцкоронские, Баворонские, Голуховские... известные родовые имена польской шляхты тесно связаны с этими землями. Время никого не пощадило, только костел Святого Антония, бывший дворец Голуховского, остатки земляных укреплений старого замка, да вот это старое польское кладбище у дороги в Струсове стигамами тех величавых годов.
Согласно переписи 1931 года, когда эти земли в очередной раз были под Польшей (1920-1939 годы), 46,2 % населения были поляками. А в 1939 году пришли "советы" и после окончательного закрепления западноураинских земель за УССР началось "великое переселение польского народа" : депортация, этнические чистки, репатриация.
По переписи 2001 года поляков на Тернопольщине всего 0,2%. Живых поляков.
А сколько их осталось лежать под землей?
На старом польском кладбище Струсова сохранились надгробные памятники, позаимствованные из городской мемориальной скульптуры, характерной для 20-30-х годов 20 века.
Фигуры святых, ангелов, молодых девушек и других символических персонажей с простыми, грубоватыми, упрощенными лицами выполнены из местного песчника.
Судя по всему, местными мастерами-самоучками, не знакомыми с законами анатомии человеческого тела, без надлежащего образования, инструмента, но с врожденным чувством материала умноженного на познание прекрасного через натруженные мозоли рук.
Что-то есть в них такое, что хочется остановиться и благоволеть.
с
Кровавые 1918-1919 годы. Братская могила?
С кладбищенской горы открывается хороший обзор на Струсов и его околицы.
Широка страна моя родная...
Как там писал Василий Лебедев-Кумач?
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек?