В связи с академосрачем обратил внимание что многие, в том числе высокообразованные люди, в том числе иногда сами не чуждые естествопытательских штудий, очень плохо понимают, что такое наука и кто такие ученые.
Очень многие путают науку с разгадыванием головоломок, и занятия наукой - с чемпионатом по шахматам. Это, что характерно, не так.
Наука - это систематическая деятельность по добыче нового знания о природе. Ученые - это люди, которые профессионально занимаются таковой деятельностью. Это определяющие их признаки. Что из них следует?
*) Новое знание о природе вовсе не обязано быть сенсационным или быть особо хитроумным образом спрятанным, чтобы быть предметом науки. Тектоническая карта Евразии не содержит в себе ровным счетом ничего сенсационного или загадочного - но количество затраченного на нее научного труда многократно больше, чем на любую из громких теорем теории чисел.
*) Человек, занимающийся добычей нового знания вовсе не обязательно должен быть обладателем гениального интеллекта, ни даже особо крутого образования. И наоборот - наличие крутого интеллекта или образования не делает человека ученым. Шерлок Холмс, разгадывающий преступления профессора Мориарти или майор Пронин, противостоящий козням Джеймса Бонда - не ученые, несмотря на то что и образованию, и интеллекту их могут позавидовать большинство МНСов. С другой стороны времен царя Петра Алексеевича приказной подьячий с двумя классами церковно-приходской школы и возом пробирок, тупо останавливающийся у каждого ручья, чтобы взять пробу воды - научный работник, ученый, при всей своей личной убогости.
*) Наука, как и любая систематическая деятельность в наши дни, опирается не столько на личные таланты, сколько на организацию и средства производства. Есть области (ядерная физика, космические исследования) где без оборудования ценою в средних размеров город просто нечего делать. Другие науки поскромнее, но большинство наук требует капитального оборудования (не обязательно экзотического,это может быть например, транспорт), приводимого в движение согласованными действиями множества людей. Дисциплины, в которых орудуют ученые-одиночки, вооруженные столом, стулом, пером и бумагой (современный вариант - ноутбуком)- составляют ничтожное меньшинство. Несмотря на то, что в многочисленных рассуждениях "о судьбах российской науки" политиков и чиновников всех направлений в качестве типичного ученого неизменно присутствуют именно они.
*)Результатом научной деятельности являются добытые новые знания о природе. Различного рода рейтинги, индексы, международный престиж и "научная экспертиза" таким результатом не являются. Эффективность науки определяется ценностью и востребованностью свежеприобретенных знаний (как хозяйством/бизнесом, так и другими областями той же науки). Из этого имеется множество нетривиальных следствий, которые я (в силу их нетривиальности) пока опущу.
Comments