В своем манифесте «Декларация независимости Европы 2083 года», опубликованном в интернете незадолго до теракта, Брейвик назвал «очень вдохновляющей» композицию Lux Aeterna, которая использовалась в батальных сценах фильма. Он также указал, что собирается слушать ее, когда будет стрелять.
«Я включу iPod на максимальную громкость, чтобы подавить страх, если мне это будет необходимо. Возможно, я поставлю Lux Aeterna на повтор, потому что это невероятно сильная песня», – пишет Брейвик в манифесте.
Как утверждает газета, выжившие говорят, что во время стрельбы Брейвик был в наушниках.
В личных вещах Андерса Брейвика нашли плеер, в котором были десятки его любимых композиций, отмечает Life News.
Главной из них стала музыка «Вечный свет» композитора Клинта Манселла. Кроме того, очень часто Брейвик слушал саундтреки к фильму «Властелин колец», в которых были крики и вопли.
В картине музыка сопровождала сцены массовых битв и кровопролития. Сам Брейвик признавался в том, что очень любил слушать именно такие композиции.
Lux Aeterna была первоначально написана композитором Клинтом Манселом, как саундтрек к фильму Дарена Аронофски "Реквием по мечте". Позже Мансел перезаписал трек с оркестром и хоровым ансамблем, после чего музыка была использована в трейлере второй части знаменитой трилогии "Властелин колец". Композиция была названа "Реквием по башне" (Requiem for a Tower) и записана специально для трейлера, пишет РИА «Новости».
В настоящее время в отношении 32-летнего Андерса Беринга Брейвика, арестованного за организацию двух терактов в Норвегии, унесших жизни 86 человек, может быть выдвинуто новое обвинение - в преступлении против человечности, высшая мера по которому составляет 30 лет лишения свободы, сообщает ИТАР-ТАСС.
В минувшую субботу Брейвику были предъявлены обвинения по статье 147 норвежского Уголовного кодекса "Терроризм и террористическая деятельность". Пока по этой статье за взрыв в центре Осло и кровавую бойню в молодежном лагере Народной партии на острове Утойя Брейвику грозит не более 21 года тюрьмы.
Между тем, адвокат обвиняемого заявил во вторник, что его подопечный сообщил о двух сообщниках в Норвегии, и нескольких — за рубежом.
В ходе пресс-конференции, адвокат Брейвика сообщил журналистам, что его подопечный был очень «расстроен» решением суда провести слушание по его делу в закрытом режиме. В настоящее время, по словам адвоката, Брейвик постоянно спит и очень изнеможен.
Кроме этого, как стало известно со слов стороны защиты, Брейвик употреблял некоторые препараты, для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме.
Адвокат также упомянул, что Брейвик посещал столицу Великобритании в 2011 году, однако не уточнил целей и подробностей его визита.
Иосиф Линдер, президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации, по просьбе «Известий» анализирует норвежский теракт и его возможные последствия
фото: Reuters
— Иосиф Борисович, сейчас многие удивляются, как Брейвику удалось убить столько людей на острове?
— Для специалистов, которые занимаются подготовкой подразделений специального назначения, ничего удивительного нет: ограниченная территория, автоматическое оружие, большой запас боеприпасов, толпа подростков, которые шалеют при виде убитых товарищей. В такой ситуации неподготовленные люди сначала впадают в ступор, потом — в панику.
— Кажется странным, что из 600 молодых человек никто не бросился на Брейвика, не попытался обезоружить.
— Нельзя исключать версию о сообщнике Брейвика. Но скорее дело в инфантильности европейской молодежи. У нас бы Брейвик мог убить несколько человек, а потом его порвали бы на куски. На Западе, когда стреляют — все разбегаются, а у нас сбегаются, чтобы посмотреть. Различные реакции на сходные раздражители.
— Звучит много упреков к местной полиции. Долго не могли попасть на остров, лодка утонула, вертолет не нашли.
— Все решения принимались медленно. Полицейский — это тот же чиновник, только в форме, который идет работать из-за пенсии, льгот и госдотаций. И никто не хочет воевать. Когда все рассосалось, приехали и стали в черные целлофановые пакеты паковать трупы.
— Вы согласны, что двойной теракт — это провал?
— И полиция, и спецслужбы оказались абсолютно не готовы с точки зрения оперативного контроля, опережающей информации. В Норвегии, разумеется, есть подразделения, которые работают по терроризму и экстремизму, — они немногочисленные в государстве с 5 млн населения, но они есть. Держать такие структуры, как у нас, американцев или китайцев, в Норвегии нет финансовой возможности, да и необходимости не было. Норвежцы больше боролись с европейской рыбной мафией и нашими судами, которые ловят рыбу в спорных водах.
— Как признаются норвежские политики, удара они ждали от «Аль-Каиды», а не с другой стороны.
— В Скандинавии тоже были свои «звоночки». В Норвегии поджигал церкви националист Варг Викернес, в Швеции в супермаркете зарезали министра, хотя с ней было два охранника. Были неоднократные предложения по совершенствованию системы безопасности политиков определенного уровня, но все, как обычно, отмахнулись: мы страны мирные, ничего не надо. Надо учитывать тот факт, что общество давно расслоилось. До последнего времени Швеция и Норвегия были самыми «чистыми» европейскими странами — до 98% коренного населения, а сейчас — примерно 75%. Психология норвежского крестьянина местечковая, чужаков очень не любят. Там очень серьезный внутренний раскол — и в силовых ведомствах есть люди, которые поддерживают крайне правые позиции.
— Вы бывали во многих странах, общались с офицерами. Насколько широко в военных кругах поддерживают националистические идеи?
— Если раньше в подобные движения вступали люди определенного психологического склада — скинхеды, футбольные фанаты, то сейчас — военный и политический истеблишмент, а также средний класс и интеллигенция. Какая причина? Система «единого котла» провалилась и в Израиле, и в Европе. Политики, которые позволили приехать в Норвегию огромному числу иностранного населения, не ассимилируя их, создали внутренние анклавы. Это очаги конфликтов с местным населением. Рано или поздно либо одни, либо другие начнут резать, стрелять или взрывать — это закон любого социума.
— Что могло насторожить спецслужбы?
— Давно существуют программы, позволяющие отследить любое «юзание» на радикальных и экстремистских сайтах. Есть система блокировки сайтов, подключений к пользователям, которые постоянно там «чатятся». Потом эту «группу риска» надо сортировать — шизоиды, люди с нестабильной психикой, религиозные фанаты, владельцы огнестрельного оружия — и плотно работать с ними. Конечно, одиночку всегда тяжело найти. В случае с Брейвиком соответствующие службы вели полевую работу недостаточно интенсивно — не было должных специалистов или политической воли. Представители элиты достаточно пассивны, они боятся просачивания в прессу обвинений в тоталитаризме.
— Какие выводы будут сделаны норвежскими спецслужбами?
— Будет проведено расследование. Найдены крайние. Возможно, увеличат штат подразделений, которые будут контролировать интернет и работать с внутренней оппозицией — группой недовольных и экстремистов. Возможно, увеличат принудительную депортацию ряда категорий, но фундаментально, конечно, никто ничего не сделает. Психология норвежского общества не позволяет применять жесткие тоталитарные методы. А нетоталитарными — демократическими — методами такие «болезни» просто не лечатся.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в понедельник в суде Осло прошли слушанияо мере пресечения Брейвику. Заседание было закрытым для публики и прессы. По его итогам арест обвиняемого был продлен на восемь недель. Сам Брейвик не признал себя виновным в терроризме, заявив, что его целью было «не убить как можно больше людей, а подать четкий сигнал» для других.
На суде Брейвик признал, что сотрудничал с двумя террористическими ячейками. Однако норвежская прокуратура не подтвердила эту информацию.
Перед зданием суда на авто с Брейвиком напала разъяренная толпа.
Полиция Норвегии в понедельник пересмотрела данные о жертвах стрельбы на острове Утойа, число погибших сократилось с 86 до 68 человек, общее число жертв двух терактов достигло 76.
Свои идеологические воззрения Брейвик опубликовал за несколько часов перед терактом, выложив в Интернет 1,5 тыс. страниц записей и видеоролик, изображающий крестоносцев.
Некоторые абзацы «манифеста» Брейвика скопированы с первых страниц аналогичного «манифеста» Качинского, который в 90-х годах прошлого века отправлял заминированные посылки в американские университеты и офисы авиакомпаний.
Напомним, в пятницу произошел взрыв у комплекса правительственных зданий в центре Осло, где размещаются канцелярия премьер-министра, а также министерства энергетики, промышленности и юстиции.
Через несколько часов мужчина в полицейской форме открыл стрельбу в молодежном лагере правящей Трудовой партии на острове близ норвежской столицы.