Другие лекции и статьи слушайте и читатйте на ...
וַיַּרְא עֵשָׂו כִּי בֵרַךְ יִצְחָק אֶת יַעֲקֹב וְשִׁלַּח אֹתוֹ פַּדֶּנָה אֲרָם לָקַחַת לוֹ מִשָּׁם ...
וַיַּרְא עֵשָׂו כִּי בֵרַךְ יִצְחָק אֶת יַעֲקֹב וְשִׁלַּח אֹתוֹ פַּדֶּנָה אֲרָם לָקַחַת לוֹ מִשָּׁם אִשָּׁה בְּבָרֲכוֹ אֹתוֹ וַיְצַו עָלָיו לֵאמֹר לֹא תִקַּח אִשָּׁה מִבְּנוֹת כְּנָעַן
וַיִּשְׁמַע יַעֲקֹב אֶל אָבִיו וְאֶל אִמּוֹ וַיֵּלֶךְ פַּדֶּנָה אֲרָם
וַיַּרְא עֵשָׂו כִּי רָעוֹת בְּנוֹת כְּנָעַן בְּעֵינֵי יִצְחָק אָבִיו
וַיֵּלֶךְ עֵשָׂו אֶל יִשְׁמָעֵאל וַיִּקַּח אֶת מַחֲלַת בַּת יִשְׁמָעֵאל בֶּן אַבְרָהָם אֲחוֹת נְבָיוֹת עַל נָשָׁיו לוֹ לְאִשָּׁה
И увидел Эсав, что благословил Ицхак Йаакова и отпустил его в Падан-Арам, чтобы взять ему оттуда жену, (и) благословляя его, повелел ему так: Не бери жены из дочерей Кенаана;
И (что) послушал Йааков отца своего и матери своей и пошел в Падан-Арам.
И увидел Эсав, что плохи дочери Кенаана в глазах Ицхака, его отца.
И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены.
В жизни детей Исаака происходит ряд удивительных событий. Отец хотел благословить первенца Исава, но, вместо этого, был благословлён Иаков, который обманом взял благословение. Казалось, Исаак должен исправить недоразумение, поступив справедливо, наказав лжеца, передать благословение законному претенденту. Но вместо этого происходит нечто особенное: Исаак еще раз благословляет Иакова, посылая его взять себе жену у Лавана арамеянина, брата Ривки. Иаков в послушании отцу покидает родительский дом, ничего не взяв с собой из имущества. Стоит отметить, что Исав и Иаков были уже взрослыми мужчинами - лет так под сорок. Почему же Исаак благословил Иакова? Этот вопрос наверняка интересует каждого, кто размышлял над этой историей. К сожалению, некоторые люди думали, что, используя хитрость и ложь, можно добиться Божьего благословения. Такой вывод не соответствует истине, поскольку рав. Шауль показывает мотивацию и стремление души Исава, объясняющие причину потери им благословения Авраама.
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. (Евр.12:15-17)
Лишение благодати – нежелание переменить мысли.
Первородство (первенство) давало возможность участвовать в призвании Божьем, став участником в служении. Исав был рожден в семье верующих и имел призвание совершать служение, но пренебрегает благодатью, дарованной от Господа. Наше покаяние и возможность служить в Божьем Царстве – это дарованная Всевышним благодать. Исав не хотел переменить своих мыслей, чтобы стремиться вникнуть и исполнить Б-е задание. Авраам был избран, чтобы заповедать сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; (Быт.18:19,20)
Призвание – изменить мысли.
Исав пренебрегал этим призванием. Он поспешил обзавестись хананейскими женами, игнорируя свое призвание и желание родителей – это, в свою очередь, ведет к тому, что родители уже не радуются жизни. Стоит вспомнить, что у Лавана было две дочери. Некоторые комментаторы считают, что, поскольку Исав не пошел Божьим путем, то Иаков должен был взять двух жен вместо одной. Верующий все свои поступки и действия сверяет с Божьим предназначением. Исав не стремился вернуть свое сердце к помышлениям о Божьем, чтобы стремиться к небесному. Ведь Тшува (покаяние) означает изменение образа мыслей. Каждый из нас имеет природу Исава, которая желает ходить своими путями, но если мы желаем вернуться к Господу, то мы будем смирять свои мысли. Истинное покаяние (тшува) означает изменение мышления из нечестивого (эгоистичного) состояния в праведное. Служение Йоханнана, призывавшего к покаянию (тшуве), непосредственно связано с изменением мышления.
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. (Лук.1:17)
Исав не готовил свое сердце для Господа и потому не мог воспринять ценность первородства и благословения. Благословение он больше расценивал как возможность земного процветания и первенства. Он был похож на человека, который никогда серьезно не воспринимал Божий путь. Можно ли такому человеку доверить дело Божье? Будет ли он трепетно относиться к призванию и святыням Божьим?
Исав вполне мог услышать от своего отца Исаака такие слова: «Сын, я не могу переменить свои мысли и благословить тебя, поскольку ты не желаешь переменить свои».
Кто для себя жить поспешит – благодати себя лишит.
Глядя на Иакова, можно увидеть человека, который родился вторым, но всегда стремился знать Господа и исполнить Его волю. Об этом свидетельствует Господь, встретивший его в Вефиле. Иаков был покорен родителям, ожидая правильного времени для женитьбы. Он не спешит жить для себя, а стремится жить для Господа. И потому, подобно Иешуа Мессии, он был в послушании у родителей. Всеми своими действиями он стремился утвердить Божье призвание. Рав. Кефа говорит о важности верного мышления и поступков в контексте служения в общине, которые утверждают наше призвание и избрание.
3. Божья сила предоставила нам всё необходимое для жизни и благочестия, благодаря познанию нами Того, Кто призвал нас в Свою славу и добродетель,
4. посредством которых Он дал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы благодаря им вы смогли стать сопричастными сущности Бога и избежать разложения, внесённого в мир нечестивыми желаниями.
5. По этой причине, прилагайте все силы к тому, чтобы наполнить свою веру добродетелью, добродетель - знаниями,
6. знания - воздержанностью, воздержанность - стойкостью, стойкость - благочестием,
7. благочестие - братской привязанностью, братскую привязанность - любовью.
8. Так как если вы в избытке обладаете этими качествами, они не позволят вам остаться безуспешными и бесплодными в познании нашего Господа Мессии Йешуа.
9. Действительно, не обладающий ими слеп, столь близорук, что забывает о том, что его прежние грехи омыты.
10. Поэтому, братья, прилагайте ещё больше усилий к тому, чтобы ваше призвание и избрание стали очевидными. И если вы будете поступать так, то никогда не споткнётесь.
11. И, таким образом, вы будете в избытке обеспечены всем необходимым для вхождения в вечное Царство нашего Господа и Избавителя, Мессии Йешуа. (2Пет.1:10,11)
Исав и Иаков были воспитаны в общине верующих, рождены от замечательных родителей, но пути братьев кардинально отличаются. Исав пренебрег призвание Божье, хотя был рожден первым, а Иаков ценил его больше своей жизни. В чем же была разница? Иаков посвящал себя тому, что Господь дал ему. Подобно своему отцу Исааку, он ждет правильного времени для женитьбы, хотя ему уже под сорок лет. Он жаждет первородства – возможности служить и нести ответственность перед Господом. Будем ценить возможности посвящать себя Божьему призванию. Каждая из таких возможностей исцеляет наше мышление и спасительна для души. Иешуа для того умер и воскрес, чтобы пригласить нас в Его труд, в Его общину, для совершения Его дел.
Вопросы для размышления:
Почему Исаак повторно благословил Иакова?
В чем выразилось посвящение Иакова Б-ему призванию?
Как выражается твое посвящение?
... на недельную главу
. Проверьте свои знания ... на недельную главу
«И сказал Яаков отцу своему: Я – Эйсав, первенец твой…» (Берешит 27:19)
Честность
Честность — одно из самых ценных человеческих качеств. Сказали мудрецы (Талмуд, Шабат 55 а): «Печать Всевышнего — истина». Мудрецы прилагали огромные усилия, чтобы не отступить ни на миллиметр от истины. Если так, нам следует понять, почему же праведники иногда прибегали к обману, понять поведение праотца Яакова, которому не раз приходилось лгать.
«Наш» вопрос о лжи задала Яакову его жена, Рахель. Приводится в Талмуде (Мегила 13 б): Яаков спросил Рахель: «Ты хочешь выйти за меня?». Ответила ему: «Да, но отец мой мошенник, и тебе не удастся добиться своего». Сказал ей Яаков: «Брат я его в мошенничестве». Спросила его Рахель: «Разве праведники могут лгать?».Ответил Яков: «Да, как сказано (Шмуэль II 22, 27): “С чистым поступаешь Ты чисто, а со строптивым — строптиво”». Т. е. с честным и чистым человеком следует вести себя честно, а с хитрецом — по-хитрому. Здесь имеется в виду, что с обманщиком запрещено вести себя доверчиво, говорить ему всю правду: ведь кривое не выпрямится, если не перегнуть его в другую сторону, — так и обман останется обманом, если вести себя с обманщиком доверчиво и открыто.
Но даже тогда, когда человеку необходимо сказать неправду, следует приложить усилия, чтобы ложь была минимальной. Это мы видим из комментария Раши на недельную главу. Раши поясняет, что Яаков, отвечая отцу, выбрал именно такие слова(«Я – твой первенец Эйсав»), которые возможно было также понять и следующим образом: «Я (- Яаков), (а) Эйсав — твой первенец», и они не были полной ложью.
Это предписание мы видим в словах великого еврейского мудреца рабби Йеуды а-Хасида. Он пишет в своей знаменитой книге «Сефер а-Хасидим», что для того, чтобы не обидеть ближнего, разрешается при необходимости сказать и неправду. Однако, пишет рабби Йеуда, даже в этом случае следует стараться сказать таким образом, чтобы его слова был двусмысленными и была возможность вложить в них дополнительное понимание, которое не шло бы в разрез с истиной. Таким образом, человек связан с истиной и никогда с ней не расстаётся.
Этот материал был опубликован на сайте»Беерот Ицхак».