Автор: M. Bruk
После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и ...
Автор: M. Bruk
18.11.2014 10:28
После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и Ривки рождаются близнецы Эсав и Яаков. Б-г сообщает Ривке, что ее трудная беременность — это прелюдия к грядущему конфликту между потомками близнецов — Римом и Израилем. Эсав вышел первым из утробы матери, вслед за ним, держась за пятку брата, — Яаков. С возрастом разница между братьями становится все заметнее. В день похорон их деда Авраама Эсав бездумно продает свое первородство Яакову за приготовленное им траурное блюдо — чечевичную похлебку.
Прошли годы. Чувствуя приближение смерти, Ицхак призывает к себе Эсава, чтобы благословить его. Однако Ривка убеждает Яакова прийти к слепому отцу и, выдав себя за брата, получить это важное благословение. Разгневанный Эсав жалуется отцу на обман, вспоминая заодно и о проданном первородстве, но Ицхак понимает теперь, что Яаков больше ценит духовную миссию семьи, и подтверждает необратимость своих слов. Эсав грозит
убить Яакова, и Ривка отправляет младшего сына к своему брату Лавану в Падан-Арам, чтобы он переждал там гнев Эсава и заодно подыскал себе жену.
***
«И молился Ицхак Б-гу за свою жену (ленохах ишто)…» (25:21).
«Ленохах ишто» может означать также «напротив своей жены». Раши объясняет, что Ривка тоже молилась — в том же помещении, но у другой стены.
Анализируя эту лексическую особенность приведенного стиха, мудрецы Талмуда (трактат «Иевамот», 64) приходят к выводу, что они оба, Ривка и Ицхак, были бесплодны. Кстати, вспомним, что бесплодием страдали и две другие наши праматери — Сара и Рахель.
Мудрецы спрашивают: «Почему нашим праматерям и праотцам было трудно зачать детей?» И сами отвечают: «Потому что Б-г хочет, чтобы праведники молились ему».
В Книге псалмов («Теилим») сказано: «Желание боящихся Его исполняет Он, и вопль их слышит, и помогает им» (145:19). На первый взгляд, вторая часть этой фразы излишняя. Ведь если Б-г выполняет желания боящихся Его, то это значит также, что он наверняка услышит их призывы и поможет им. Первое включает в себя второе. Так зачем это уточнение?
Ответ такой. Истинно богобоязненный человек не испытывает никаких желаний и устремлений помимо того, что уже имеет. Для него все хорошо, чем наградил его Б-г, и он ничего у него не просит.
Однако, желая услышать молитвы праведников, Б-г сам пробуждает в них желания и стремления к чему-либо. Именно об этом говорится в приведенном стихе из «Теилим». Его первую часть можно интерпретировать и так: «Он создает желания у боящихся Его», и в результате они чувствуют необходимость молить Его об исполнении этих желаний. И уж затем: «Вопль их Он услышит и спасет их».
Плохой сосед по «общежитию»
«И толкались сыновья в утробе ее…» (25:22).
Характер, как известно, закладывается с детства — еврейская традиция утверждает, что еще в утробе матери. У Ривки, будущей матери близнецов Эсава и Яакова, была тяжелая беременность: «Толкались сыновья в утробе ее».
Раши объясняет, что еще не родившиеся младенцы проявляли разные склонности. Когда Ривка проходила мимо иешивы Шема и Эвера, старожилов из рода Авраама, на свет рвался Яаков, а когда приближалась к языческому капищу — беспокойно вел себя Эсав.
Мотив Эсава ясен. Близнецов вынашивала великая праведница Ривка, поэтому материнская утроба была для него, идолопоклонника от рождения, точнее от зачатия, не самым уютным местом. Но почему Яаков хотел побыстрее выйти на свет? Ведь Талмуд в трактате «Нида» сообщает, что во время беременности еврейской матери ангел учит ее ребенка всей Торе, которую он при родах забывает. (Поэтому мудрецы говорят, что при жизни мы не учим Тору и святой язык, а «вспоминаем» их.) Так неужели Яаков спешил расстаться со своим учителем-ангелом?
Ответ прост и поучителен: даже если у вас самый лучший в мире наставник, плохой сосед по «общежитию» может все испортить, сбить вас с пути истинного, и вам лучше немедленно покинуть «учебное заведение».
В нужное русло
Комментарий Раши на стих о толкающихся сыновьях вызывает еще один вопрос. Если характер закладывается в материнской утробе и дети рождаются с определенными чертами характера и личными склонностями, то как быть с принципом свободы выбора, краеугольным камнем еврейского мировоззрения? Выходит, что все совершенные Эсавом преступления можно оправдать: ведь он был так «запрограммирован». И почему праведник вознаграждается за те качества, которые он всосал не то что с молоком матери, а еще раньше — из плаценты? Ведь таким ему было суждено, предначертано быть. И в этом нет никакой его личной заслуги.
На самом деле те черты, с которыми родился Эсав, не вели его прямо на путь зла, равно как и Яакову не было суждено быть суперправедником. Они таковыми стали, что называется, по ходу жизни.
Каждый из нас рождается с определенным складом характера и склонностью к определенному типу поведения, но при этом свободно выбирает направление своего развития — в сторону добра или зла. Мы не созданы одинаковыми. Каждый сам решает, что ему делать с теми качествами, которыми наделил его Б-г.
У Эсава были некоторые врожденные черты, которые создавали предрасположенность к плохому поведению. Стоявшая перед ним задача — стать хорошим человеком, достойным своего великого отца Ицхака, — была трудна, и он с ней не справился. Человек, с детства испытывающий тягу к кровопролитию, может стать разбойником или даже убийцей. Но эту склонность можно направить и в позитивное русло — выбрать себе профессию резника, или моэля (специалиста по обрезанию), или хирурга. И тогда он будет приносить людям пользу, а не зло.
Музей слепых
«И он (Ицхак) подошел, и поцеловал его (Яакова), и почувствовал (Ицхак) запах одежды его, и благословил его, и сказал: «Смотри, запах сына моего — как запах поля, которое благословил Господь» (27:27).
В Израиле есть Музей слепых. Это уникальный музей. Тебя ведут через его залы в полной темноте. Ничего не видя вокруг себя, ты вынужден полагаться на свои другие чувства: слух, осязание и обоняние. Именно здесь начинаешь понимать, что такое быть слепым. И тогда благословение: «Благословен Ты, Господь Б-г наш, дарующий зрение слепым», которое произносят по утрам верующие евреи, приобретает особый смысл.
Слепота занимает центральное место в этом недельном разделе. Ослепший Ицхак не видит, что он благословляет Яакова вместо Эсава. Однако в глубине души он безошибочно «разглядел», кому должны быть предназначены его благословения. В специфическом запахе козьих шкурок, которыми Яаков покрыл свои руки, Ицхак уловил аромат райского сада, который сопровождал Яакова, когда он вошел в комнату отца.
Гиды, которые ведут тебя через Музей слепых, сами лишены зрения. Но они сумели предельно развить свои другие чувства и ведут тебя через залы музея легко и непринужденно, как будто действительно видят их.
Наш мир похож на этот музей. Живя в нем, мы думаем, что видим его полностью, не подозревая, что в нем больше того, что скрыто от наших глазах, нежели того, что открыто.
Если бы мы действительно видели все, то наглядно убедились бы, что в пятницу на заходе солнца мир преображается, что на землю спускается иная, субботняя атмосфера. И тогда мы испытали бы ни с чем не сравнимый восторг и одновременно страх нарушить шаббат. Потому что мы увидели бы, что, например, зажечь свет в этот святой день никак нельзя — такое действие может стоить тебе жизни. Обычным зрением этого, конечно, не увидишь.
Хотя большинство людей не обладают таким духовным зрением, есть все же немногие, кто сумел развить в себе способность четко видеть ту запредельную реальность. Это выдающие знатоки и подвижники Торы. Они всегда были среди нас, во всех поколениях. Именно они уверенно и безошибочно ведут нас уже многие столетия через лабиринт «Музея слепых», которым можно назвать наш мир.
автор текста: Меир Брук - http://meirbruk.net
... .html","pageTitle":"гл.
. Зеница ока. Быт ...
וַיֹּאמֶר עֵשָׂו אֶל יַעֲקֹב הַלְעִיטֵנִי נָא מִן הָאָדֹם הָאָדֹם הַזֶּה כִּי עָיֵף אָנֹכִי עַל כֵּן קָרָא שְׁמוֹ אֱדוֹם
וַיֹּאמֶר יַעֲקֹב מִכְרָה כַיּוֹם אֶת בְּכֹרָתְךָ לִי
וַיֹּאמֶר עֵשָׂו הִנֵּה אָנֹכִי הוֹלֵךְ לָמוּת וְלָמָּה זֶּה לִי בְּכֹרָה
וַיֹּאמֶר יַעֲקֹב הִשָּׁבְעָה לִּי כַּיּוֹם וַיִּשָּׁבַע לוֹ וַיִּמְכֹּר אֶת בְּכֹרָתוֹ לְיַעֲקֹב
וְיַעֲקֹב נָתַן לְעֵשָׂו לֶחֶם וּנְזִיד עֲדָשִׁים וַיֹּאכַל וַיֵּשְׁתְּ וַיָּקָם וַיֵּלַךְ וַיִּבֶז עֵשָׂו אֶת הַבְּכֹרָה
И сказал Эсав Йаакову: Дай же мне глотнуть от этого красного, красного, ибо устал я. Потому нарек ему имя Эдом.
И сказал Йааков: Продай, как сей день (ясен), твое первородство мне.
И сказал Эсав: Вот я близок к смерти, для чего же мне первородство?
- Высококачественная бескаркасная мебель по этой ссылке с уникальным дизайном. Мы ждем Вас!
И сказал Йааков: Поклянись мне, как сей день (ясен). И поклялся ему и продал свое первородст
во Йаакову.
А Йааков дал Эсаву хлеб и похлебку чечевичную и тот ел и пил, и поднялся и пошел и пренебрег Эсав первородством.
Испытание призвания.
Иаков испытывает отношение Исава к Божьему призванию. Господь тоже испытывает наше избрание через людей. Господь испытывал избрание Саула через Самуила, Иова через жену и друзей, Самуила через Илия и его детей. Через разных людей испытывается наше сердце. Всевышний позволяет плевелам расти вместе с пшеницей. Вспомним, как об этом говорил Иешуа:
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. (Матф.13:24-30)
Пшеница отличается от плевел тем, что она приносит плод, который хочет видеть земледелец. Пшеница растет по воле хозяина поля, принося угодный ему плод. Пшеница не перестает быть пшеницей из-за того, что рядом растут плевелы. Утверждаясь в принесении Божьего плода в повседневной жизни, мы укореняемся в нашем небесном призвании. Плоды Божьи проявляются с течением времени. Для возрастания любого плода нужно время и терпение.
Когда время работает в нашу пользу.
Все, что у нас есть, — это время и возможность принимать решения, которые утверждают нас в Божьем или в земном. Когда принято Божье решение, время работает на возрастание Божьего призвания. Когда принято не Божье решение, тогда время работает против Божьего призвания. Пренебрежение первородством — это моменты, когда своими действиями человек отказывается от Божьего призвания. Каждый рожденный призван быть ребенком Божьим, но одни своими действиями утверждаются в Господе, а другие отрекаются от Него. Наши решения показывают то, что мы избираем на самом деле. Рав Шауль так говорил об этом:
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина!
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога. (Рим.2:6-11)
К чему призвал тебя Господь.
Каждый человек должен знать свое призвание. Если он его не знает, то он подобен кораблю без руля. В призвании есть разные составляющие. Если человек не видит, что послужит исполнению Божьего призвания в его повседневной жизни, то он разрушает свое Божье призвание. Например, для Авраама было очень важно странствовать по Ханаану, ходить непорочно перед Господом, в терпении ожидать наследника и т.д. Есть занятия в нашей жизни, которые созидают и раскрывают призвание, а есть те, которые уводят твою душу от исполнения благой, угодной и совершенной воли Божьей. Например, если бы Ной решил, что не строительство ковчега, а выращивание огурцов приближает его призвание, то как бы исполнилось через него то дело, которое Господь открыл ему? Бог сотворил нас и оживил, и поэтому, сердцевина жизни человека заключена в том деле для которого образовал нас Отец Небесный. Писание говорит о том, что важно более всего хранить сердце.
23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
24 Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
25 Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
27 Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, (Прит.4:23-27)
Призвание — это зеница ока сердца человека.
Необходимо обдумать путь для ноги, т.е. то направление, в котором Господь призывает тебя идти. Для другого человека — это может быть призванием, но важно, чтобы ты сам определился. Для чего Господь образовал тебя? В какую общину поместил и для чего? В чем Он хочет, чтобы ты проявлял твердость? Каким путем ты должен идти, чтобы Божий план через тебя исполнился?
Может быть, Иаков был неправ в методах, но он твердо знал свое призвание. Он хотел быть наследником Исаака и продолжателем призвания Авраама. Он не был первым по рождению, но его сердце жаждало быть слугой Божьим. Ради утверждения в призвании Божьем он был готов даже потерять свое достоинство. Поэтому Бог не стыдится его.
Иешуа сказал очень важные слова, которые касаются нашего призвания:
23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
(Лук.11:23)
Что желает собирать Иешуа? Чо желает собирать Иешуа через тебя и вместе с тобой?
Что было бы с Авраамом, если бы он уклонился от земли странствия и сказал Господу: Зачем мне идти в Ханаан, если мне нравится Харран? Призвание Авраама было напрямую связано с тем местом, где он жил. Призвание Иешуа было связано с Его народом, к которому Он был послан. Он четко это знал и, поэтому, не уклонялся от этого призвания. Многие язычники жаждали Его служения, но Он говорил: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. (Матф.15:24). Говоря так Иешуа, испытывал сердца язычников, чтобы они проявили свое стремление к Небесному. Как и Ноеминь испытывала сердце Руфи, чтобы знать, где ее место. Призвание Моше было напрямую связано с тем, что он должен был вернуться к своему народу в Египет и служить ему.
Господь помещает нас в обстоятельства, где должно раскрываться наше призвание. Даниил должен был учиться при дворе царя; Самуил должен был служить под руководством Илия; Давид должен был пасти овец, а далее служить Саулу; Иосиф должен был служить Потифару и начальнику тюрьмы, а затем народу Египта ит.д. Нам важно замечать Божье направление в нашей жизни и на каждом месте проявлять верность Господу и ближнему.
К чему призваны мы? К чему призван ты?
Каждый верующий призван быть и называться ребенком Божьим.
Мы призваны быть царями и священниками Господу.
Мы призваны быть Его телом на этой земле.
Будем помнить о том, что если мы не будем увлечены тем, что созидает наше Небесное призвание, то мы обязательно увлечемся тем, что разрушает его.