Ну вот кончился период когда музыка была неуместна из-за траура сфират а-омер. Так что я опять могу побаловать вас пятничной песней, чем нибудь новеньким из израильского. Песня о поиске жаркой любви с одним единственным человеком, что ещё нужно нам ведь да?
Но поговорить я захочу пожалуй о другом, о том, почему от Песаха до Шавуота евреи не стригутся и не слушают музыку. Это признаки траура, траура по 24 тысячам учеников рабби Акивы которые погибли от эпидемии в период от Песаха до лаг-ба-омера. Говорится, что Бог наказал учеников и мудрецов Торы за неуважение друг к другу. Конечно же, речь шла не о банальном неуважении, когда люди оскорбляют и унижают друг друга. Грех их состоял в том, что углубляясь в свои книги они забывали поздороваться друг с другом, "всего лишь"?
После постов (а для меня не слушать музыку в разы сложнее чем не есть, тем более когда это длительный период) очень часто находишься на каком-то подъёме, словно в отрыве от окружающего мира. И это плохой подъём, неправильный, в нем нет истинной святости, он исключает других людей, творения, и влияние на внешний мир, такой полёт души пуст. Со временем крылья души устают и ты больно ударяешься о землю. Всем кто занимается духовными практиками важно помнить об этом.
После эпидемии у Рабби Акивы осталось всего пятеро учеников, среди них Рабби Шимон Бар Йохай и его сын рабби Элазар бен Шимон. Как мы помним, эти двое написали Зоар, и говорится что Рабби Шимон в своё время по знаниям был один из младших учеников рабби Акивы. Мы можем только попытаться представить что рассказали бы нам, какие книги написали бы остальные 25 тысяч, как они изменили бы мир. Но Тора не зиждется на знаниях, истинная духовность не может довольствоваться отрывом головы от тела, ей нужно сердце. Ей нужна любовь к окружающим, чтобы распространяться, чтобы заполнять собой все. Мудрости, нужна любовь, чтобы развиваться и расти. потому песня, ещё одна, про любовь.
Отрицательное мнение которое создают об Израиле палестинцы и их приспешники с одной стороны неприятно, с другой побуждает к действию. В принципе, как с одной так и с другой стороны тут действуют те же механизмы которые задействовал и старый добрый антисемитизм от средневековья до современности. Евреев ненавидят, создают разные ложные слухи о них, в ответ евреи пытаются показать что все совсем не так и на самом деле они белые и пушистые, но антисемиты продолжают гнуть свою палку а евреи продолжают доказывать себя улучшая свои показатели и расширяя возможности. В этом смысле Израиль, это такой международный еврей.
Вот например движение за Бойкот старается привести к разрыву отношений между учёными и университетами в мире, с израильскими вузами и институтами. в ответ Израильские вузы набирают обороты в стиле посмотрите, какие мы хорошие. Ну и в очередной раз пытаясь завоевать общее признание борются за лучшие места под светилом науки, техники и т.д. Под этим соусом Технион проектирует свой кампус под эко-кампус сливающийся с природой, заботящийся об экологии, людях и науку вперёд продвигать не забывающий.
Ну и конечно куда нам в этой констелляции без всяких-там мировых тенденций. Вот например зелёные крыши. Правда в Технионе их только будут проектировать. а вот в Хайфском университете ведут пробные исследования на то как это осуществлять в нашем климате. В понедельник, мы ездили на эти попытки посмотреть. Самое сердце исследования я вам не покажу. В эстетическом смысле та фотография никакого интереса не представляет, там все сухое, так как уже лето и полив не осуществляется специально.
Покажу только поливаемый участок, который как раз неплохо гармонирует с "Лесом".
Недавно я принесла домой мороженое – очень вкусное, шоколадное. «Я съем его потом», – сказал сын. Ему девять лет, и еще недавно слова «мороженое» и «потом» не могли встретиться в его речи в одном предложении. «Потом», – сказал он и поставил в раковину пустую тарелку от куриного бульона. Я не сразу осознала связь между двумя этими событиями, но осознав – была поражена. Он выдерживает промежуток между мясным и молочным!
Итак, вот краткая история нашей семьи и нашего мальчика. Муж начал соблюдать, когда сыну было три года. У него всё началось всерьез и с максимально высоко задранной планкой – он тогда взял на себя все известные ему на тот момент устрожения, даже молоко в доме должно было быть только с экшером.
Сначала я изо всех сил старалась соответствовать, но надолго меня не хватило: я устраивала революции на отдельно взятой кухне, плакала, возмущалась и покупала себе без экшера, но гораздо более вкусное молоко. С сыном всё было сложнее: он интроверт, он гораздо глубже и продуманней. Он довольно долго соблюдал все правила, пока не сказал однажды, что «он не такой, как остальные евреи», что ему стыдно быть евреем, что он не чувствует никакой принадлежности к сообществу мальчиков в кипах, и больше всего на свете ему бы хотелось никогда не бывать на еврейских праздниках и в синагоге. Потому что ему там невыразимо скучно. Ему было тогда лет пять.
Муж горевал открыто, я дергалась про себя: в моих планах было воспитать пусть и не ортодоксального, но всё же еврейского мальчика. После многих дней и недель обсуждений решили отстать от сына глобально и навсегда: никакого давления, никаких установок для него, он ребенок, ему всё можно. И несколько лет он с большим удовольствием пользовался этой полученной свободой. И вдруг он сам, без малейших усилий с нашей стороны разделяет мясное и молочное. Не выходит из дома без головного убора, соблюдает по мере своих девятилетних сил шаббат, начинает интересоваться традициями. Удивительно, как это проросло в нем?
В самом начале пути муж говорил, что если не контролировать, если не ограничивать, то ни один нормальный ребенок никогда не станет ничего соблюдать: ведь жить в некошерном мире гораздо проще и приятней. Я отвечала, что ведь он же сам по какой-то причине стал соблюдать. Хотя и взрослому тоже в некошерном мире и проще, и чаще всего приятней.
Меня поражает сложность человеческой натуры и невероятные пути, которыми следуют наши разум и сердце. И какими удивительными путями в них проникают вера и Б-г. Вот, например, у меня есть подруга. Она вышла замуж за араба и приняла ислам. Казалось бы, ничего удивительного, банальная история. Но там всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Муж моей подруги был революционер, анархист, талантливый альтернативный художник, принципиальный атеист, на дух не переносящий всё, что хоть сколько-нибудь связано с любой религией. Он также был и радикальным феминистом. Поэтому однажды, когда в их квартире сломался шкаф, он сказал: «Мария, у тебя есть две руки, два высших образования и отличная голова. Уверен, ты можешь починить его не хуже меня!»
Моя подруга ужасно обиделась, шкаф, естественно, собрать не смогла и поделилась историей с коллегой-мусульманкой. Та возмутилась, всплеснула руками, кинула клич по знакомым – и назавтра из местной мечети в гости к подруге пришли несколько крепких ребят, которые быстро справились со шкафом. А спустя несколько дней девушка вместе с той коллегой уже сама пришла в мечеть – на лекцию. Так они с мужем и развелись –на почве непримиримых религиозных и идейных разногласий. Он не смог смириться с платком на ее голове, скромной одеждой и молитвами. А она – с его всем.
Сейчас она замужем за правоверным мусульманином, соблюдает, счастлива. Удивительно, как изменилась история ее жизни, а также жизнь ее будущих детей и внуков из-за какого-то, черт побери, шкафа.
Еще одна моя знакомая жила в небольшой литовской общине, старательно соблюдала и была бесконечно далека от хасидизма. Пока однажды весной из какого-то случайного подъезда навстречу ей не вышел высокий парень с огненно-рыжей, не знавшей ножниц бородой, переливавшейся в лучах солнца. И через полгода девушка уже стояла под хупой с руководителем одной из хасидских общин.
Удивительными путями мы ходим! Совершенно непредсказуемыми. Видя начало пути, никогда нельзя предугадать его конечную точку. Например, у меня были два знакомых брата – «евреи по бабушке». Старший –отличник и умница, серьезный мальчик, самостоятельно в четырнадцать лет уехал учиться в ешиву и стал одним из лучших учеников. Младший – крещеный панк, веселый бабник и хулиган, не верящий ни в черта, ни в Б-га. Как вы думаете, кто из них сейчас живет в Бней-Браке с женой, семью детьми и бородой до пояса, а кто путешествует автостопом по Индии, совершенствуясь в медитациях? Если предположили логичный и очевидный ответ, то не угадали. Не знаю, почему так получилось, но уверена, что старший брат с его ешивой, шляпами и соблюдением послужил неким катализатором для младшего.
Половина из моих друзей, закончивших еврейские школы, стали очень соблюдающими. Вторую половину трясет от любого упоминания о религии. Иногда это происходит даже в рамках одной семьи: моя подруга и ее брат, погодки. Он –раввин, а она даже замуж принципиально выходила за не еврея. Одни и те же стартовые условияи такой фантастически разный результат. Мне кажется, что внутренние традиции и тяга к поиску Б-га сидит в каждом еврее, а дальше происходит, как с родителями: мы либо боремся с их голосами в наших головах, либо слушаемся их. Игнорировать ни у кого еще не получалось.Я видела массу невероятных историй, где катализаторами выступали совершенно невообразимые вещи.
Соблюдающий ученый,физик с мировым именем, которого впервые пригласили на праздник в еврейский дом во время учебы в Швейцарии. Студент ожидал веселой вечеринки, красивых девушек, развлечений и вкусной еды, а вместо этого почти до утра просидел за пустым столом, подчиняясь странному медленному ритуалу –тот праздник оказался Пейсахом. В общем, еле ноги унес! Однако, вернувшись домой, парень через некоторое время неожиданно стал соблюдать шаббат и искать еврейскую девушку для брака.
Я знаю, например, одного «еврея по папе», который пошел проходить гиюр только потому, что однажды его выцепили на улице благодаря специфической внешности, спросили, не еврей ли он, и, услышав положительный ответ, попросили вместе пройти в синагогу на общественную молитву. Но, расспросив по дороге подробнее о родителях, извинились и ушли искать другого, настоящего еврея. Что для моего знакомого оказалось как-то неожиданно и очень обидно.
Еще знаю одного ныне влиятельного раввина, который подростком начал ходить в синагогу в крошечном украинском городке, потому что это было единственное место, где он мог поесть.
Никто в мире не может предугадать, какие процессы происходят внутри человеческой души, как внешние события переплетутся в его сознании и каким результатом обернутся в итоге. Что послужит триггером для первого (или последнего) шага. Но, так или иначе, стоит приглашать на праздники еврейских мальчиков и девочек и кормить их там вкусно, красиво расчесывать свои бороды, чтобы они восхитительно сияли на солнце, а также чинить шкафы всем попавшим в трудную ситуацию девушкам. Кто его знает, какой наш поступок и как отразится на жизни окружающих, поэтому на всякий случай надо быть лучшей версией себя.
Я, кстати, спросила сына, почему он без всякого нашего участия начал вдруг соблюдать? Надеялась, что он сможет объяснить этот удивительный механизм трансформации. А он ответил: «Я подумал, что это было бы правильно». Ну что с него взять? Он технарь и интроверт, от него слова лишнего не дождешься.
В очередной раз столкнулась с тем, что многие люди уверенны в том что в еврейском мире, особенно в ультра-ортодоксальном,идеалом считается полное отсутствие сексуального влечение, лишённая страсти супружеская жизнь и тому подобное.
Однако же в этом убеждении не больше истины и соответствия реальности чем в россказнях о сексе через простынку, уж простите за грубость. Идеал торы говорит о том, что обладая двумя началами хорошим и плохим, человек должен делать так чтобы главным в споре двух начал было хорошее, однако оно не уничтожить плохое начало должно, а воцариться и управлять человеком,порою выслушивая советы плохого начала, но принимая решения через свой фильтр добра.
Вопросы сексуального влечения, не только не являются темой табу, но на них преимущественно и обсуждается вопрос совмещения дурного и хорошего начал в поведении человека. Например, нельзя вожделеть жену ближнего, и даже нельзя рассматривать ее с целью получить удовольствие от этого вожделения в мыслях. Но вожделение по отношению к собственной жене не только не запретно, но оно как раз и является эталоном. талон этот состоит в том, что человек проявляет свою тягу к соитию по отношению к женщине с которой был освящён для этого под хупой, во время брачного обряда. Таким образом плохое начало, действует в рамках отведённых ему хорошим, и это и есть идеал чистоты и святости перед богом.
Именно с этого начинается самая первая установленная писанием молитва Шма Исраэль.
"Возлюби господа бога своего всей душой и обеими началами своими, и всеми своими силами" -именно обеими началами а не убей одно, а потом возлюби. Тот кто отрешается от того что ему было дано как составляющая души, ничем не лучше того кто сбросил все ограничения и погряз в страстях.
Завершу как водится притчей.
Однажды мудрецы решили отменить злое начало. Через три дня им понадобилось яйцо для излечения больного, но не смогли они найти ни одного свежего яйца, ибо в те три дня что злое начало было отменено даже куры не несли яйца,а коровы не давали молока. И тогда они вновь взмолились и вернули все на круги своя.
2015-05-16 13:49:35
Традиционно пиццу принято готовить на особом плотном дрожжевом или бездрожжевом тесте, которое ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Традиционно пиццу принято готовить на особом плотном дрожжевом или бездрожжевом тесте, которое раскатывается в тоненький пласт. Но не менее вкусной получается пицца из слоеного бездрожжевого теста. Конечно, с приготовлением такого теста в домашних условиях придется повозиться. Но решить проблему можно, купив заготовку в магазине: это еще больше упростит и без того несложный рецепт, вам останется [...]