Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «травля»
Как меня травили в школе, и что я с этим сделала 2015-05-31 14:40:05
... почему происходит школьная травля" src="http ... избежание повторов травли сохранять доверительные ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В личке у меня было недавно обсуждение с матерью, которая столкнулась с травлей подростка в школе, что заставило вспомнить о личном опыте. Подумав, я решила, что его будет полезно обсудить с читателями. Не потому что я очень удачно разрешила проблему а как раз потому что я допустила промахи, и могла поступить лучше. Случилось это когда я была в девятом классе.Училась я довольно далеко от дома, приезжала домой раз в две недели, примерно. Связанно это было с отсутствием хороших школ в моем городе, из-за чего пришлось поступать на учёбу в другом месте. Так делали в то время многие "русские" девочки, которые приехав из какой нибудь страны в СНГ, часто попадали в очередной израильский городок на периферии и понимали что нормальный, качественный аттестат в местной школе не сделать. Набралась нас целая школа таких девочек, целая школа по израильским меркам это по два класса в 25 человек с седьмого по двенадцатый класс. Отдаление от дома многие выдерживали плохо и потому часто девочки уходили и лица в классе могли меняться из года в год. Каждый год все было по новому, заводились новые знакомства, и как и в любой школе девочки сбивались в компании по интересам и увлечениям. Я не такой человек который быстро и легко вливается в новую компанию, потому часто примыкала к компании когда все уже устаканивалось. Но в том году у меня словно открылся канал дружбы, просто появилась более сильная тяга к общению. Я стала стараться вести себя более дружелюбно, отзывчиво чем раньше. Помогала по заданиям, делилась вкусняшками и даже одалживала деньги которые по мелочи могли и не вернуть. Однако же я была по прежнему настойчива в том что было для меня важным, учёбе, вопросах нравственности и здоровом образе жизни. Не смотря на свои проявления доброжелательности я получила в ответ волну негатива. Тогда был как раз тот возраст когда отношения для девочек выходят на первую полосу, у многих уже были парни, я же была одна, и отношения с мальчиками заводить не спешила. Меня больше интересовала возможность поговорить с подружкам по душам, почитать книгу и все в этом роде. Ну и кроме того я была отличницей, и той самой хорошей девочкой которая своей правильностью раздражает определённых людей, завистливых. И вот, в один прекрасный день, я шла с учёбы на ужин, в столовую. По дороге мне встретилась компания одноклассниц, с девчонками этими мы друг друга взаимно "не переваривали". Одна из них, Соня (имя заменила), как бы в шутку принялась подразнить меня по поводу того что я не спешу отношения заводить, стала в шутливой форме приставать, корча из себя парня-девочку. Я сразу поняла что это троллинг, то-есть отбиваться было бесполезно и принялась подыгрывать, тоже в шутку. Обычно это меня спасало, простое правило "неборьбы" я усвоила когда меня впервые стали доставать песенкой про десять поросят, я поняла что если присоединиться то песня перестаёт злить. Так я поступила и тут, ожидая что это сведёт неприятную шутку на нет. Но не тут то было, слово за слово, пошли слухи, что в женском коллективе было делом простым. Забыла сказать что школа была исключительно женской гимназией. И это важно, потому что динамика в чисто женских группах другая, тоже жестокая, но по своему. Каким-то образом дошло до того, что меня в серьёз стали называть лесбиянкой, причём разговор уже шёл не о группе каких-то дурочек из класса а даже у тех с кем я была относительно дружна, и в определённом смысле ценила. По скольку школа была ещё и религиозная, то то что я просто оборвала общение со всеми ними, хотя это и значило полную изоляцию, решило пол проблемы. Со временем, слухи дошли уже до обучающего персонала и меня вызвали в кабинет директора. Намёками и обиняками мне предложили помощь школьного психолога. Я как-то инстинктивно понимала что спор, когда тебя окружают столь далеко идущие слухи, не поможет, и согласилась. По дороге в кабинет школьного психолога мне пришёл в голову план. Я поняла что делать, и как наказать обидчиц. А вот в остальном, он мне действительно помог. Мы сидели в его простеньком. не уютном кабинете и пили чай из пенопластовых стаканчиков, чай был довольно неприятный, дешёвенький, из тех что на языке оставляют горчащее неприятное послевкусие. Но я главным образом держала в руках тёплый стакан, чтобы было спокойнее. Он спросил меня прямиком, не столько о правоте слухов, а о том сижу ли я тут потому что сама хочу или потому, что сказали. Я ответила что не знаю, пришла потому что сказали, а сижу потому что сижу, но проблемы нужно решать не мои, а чужие, так что сомневаюсь что он поможет. Дальше я сказала ему, что слухи распустили намеренно, потому что я обидела друга одной из девочек и тот уговорил их надо мной поиздеваться, сказала что мне сказали что я докажу обратное только если поцелуюсь с ним. Это было довольно жестоко с моей стороны, сейчас бы я так не сделала, но тогда мне казалось это правомочным, ведь знаний благодаря религиозному обучению было много, а вот понимания, настоящего духовного приятия, почти не было. Так что я понимала что плохо поступаю, однако не думала что это будет разрушительно для меня самой. Психолог наверное и не поверил мне до конца, но ответ мой все равно дошёл до преподавателей, директора и остальных ответственных за наше образование и воспитание. Классный руководитель не называя имён отчитывала весь класс по поводу сплетен и злословия целый урок. Некоторые девочки извинились передо мной с глазу на глаз, мне было трудно их простить и какой-то осадок остался, но я понимала что они, были скорее не вольными участниками травли, просто не могли противостоять волне, хотя ничего особого не делали. Мне было важно избавиться от изоляции, а им от вины. Таким образом круг зачинщиц, имена которых я не называла никому, сам себя очертил. За ними стали пристальнее наблюдать, поймали конечно на мелких нарушениях школьных правил, курении, прогулах, и том что считалось в школе не подобающим, например нахождении в компании местных парней. Кого-то-то просто пожурили, для кого-то вызвали родителей, а кому-то сообщили что в следующем году нужно будет найти себе другую школу. Так что я действительно развалила их дружную компанию и отомстила. Но это лишило меня возможности по настоящему вырасти на почве травли, восстановить доверие к окружающим. Стала больше заниматься собой, меньше помогала по учёбе, одалживала только тем кто возвращал и даже стала записывать перестала делиться личными переживаниями даже с подругами. Меня стали считать холодным, отчуждённым человеком. Теперь будучи в компании, я не ощущала себя её частью, и это помогало мне очень мало есть. Я похудела, стала работать над внешним своим видом и гнаться за достижениями. Мне стало нравиться утирать им нос, вызывать зависть. По скольку мне важно было, во избежание повторов травли сохранять доверительные отношения с персоналом я продолжала ходить к психологу. Уже задним числом он помог мне поработать в положительном направлении, но не раньше, чем я начала по настоящему разрушать себя. Продолжение, о положительных действиях и о моих проблемах будет позже. Пока-что, те кто внимательно читал, могу попытаться предположить. Как я со своей стороны привела к этой травле и как нужно было решать проблему по настоящему.
Тэги: вернусь, личное, подростки, психология, себя,, скоро., травля, ушла, школьная
Точка. Кибербуллинг 2015-03-30 12:06:19
+ развернуть текст сохранённая копия
В студии — директор службы маркетинга «Лаборатории Касперского» Александр Ерофеев
— психолог центра социальной адаптации «Опора» Анна Хасина слушать APPS-Блог http://apps.plushev.com/2015/03/30/3445/
Тэги: кибербуллинг, преследования, травля, троллинг
Инструкция: как не стать участником травли 2015-03-22 22:59:41
... активным» участникам травли, без сомнения, ... пассивным» участникам травли — ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Психотерапевт ЕКАТЕРИНА СИГИТОВА написала мануал не для жертв, а для инициаторов и участников травли. На какие роли делит людей преследование жертвы, как выяснить, в какой группе риска вы находитесь, распознать в себе не самые лучшие наклонности, и как дальше с ними работать. Существует множество статей и инструкций, касающихся важного вопроса — как не стать жертвой травли. Пишутся списки того, что нужно делать и чего не нужно делать; проводятся исследования «стимулов», на которые реагирует толпа, пишутся «рекомендации по избежанию...» и проч. и проч. Всё это прекрасно, и в таких материалах бывает много полезного. Только одно там лишнее. Фокус ответственности во всех подобных текстах — на жертве (чем не угодила, что не сделала, как ошиблась) и советы даются только жертве, остальных участников схемы — как будто бы вообще не существует. Между тем, жертва травли никогда сама не принимает решение о её начале. Даже если в её поведении есть виктимные элементы, даже если есть провокации. Травлю всегда начинает — и поддерживает — кто-то снаружи, в толпе. И я думаю, что нужно написать мануал для «толпы» — для всех ролей, на которые раскладывается группа при возникновении травли. Пусть он станет «рекомендацией по избежанию» — для тех, кто готов поместить фокус ответственности за свои поступки в правильную точку. На себя. Возможно — для тех, кто уже имел опыт участия в травле или наблюдения за травлей. А также, для тех, кто чувствует в себе «что-то не то», и хочет это поменять. Для тех, наконец, кто достаточно смел и устойчив, чтобы признать в себе это «не то», и хочет посмотреть в бездну, которая там, внутри. Вряд ли таких людей будет много, но мануал всё равно должен быть. Потому что так — правильно. Погружаемся? 1. Небольшой, но важный ликбез Слово «травля» в русском языке изначально было термином, относящимся к классической охоте, и обозначало это слово преследование зверя сворой собак. В дикой природе есть взаимодействия, которые тоже можно назвать травлей — это всегда акт или серия актов группы против одного. Да и в целом в этом явлении много «животного», поэтому его исследование проводится, в числе прочих специалистов, этологами. Изучение травли как явления в человеческих коллективах (хейзинга, моббинга, буллинга) началось довольно поздно, в 70-х гг., хотя само явление существовало, думаю, столетия. Поэтому накопленная база знаний не сказать, чтобы очень большая, и всё ещё происходят революционные открытия, ставящие ранее известные схемы с ног на голову. Определение травли в его современном понимании включает следующие обязательные признаки: — повторяемость; — умысел; — превышение количеством; — агрессию. Считается, что суть травли — в перераспределении власти, и целью её является вызывание у жертвы страха. Почитать и посмотреть по теме травли, художественное: — «Чучело», рассказ В. К. Железникова и фильм — «Бесконечная книга», Михаэль Энде — «Лужок Черного лебедя», Дэвид Митчелл, книга. — «Белый шарик Матроса Вильсона» и «Я больше не буду, или Пистолет капитана Сундуккера», Крапивин В. П — «Травля» (The hunted) — фильм, 1995 г. — «Класс», эстонский фильм — «Один против всех» — фильм, 2012 г. — «31 августа» — И. Лукьянова, книга — «Моральные домогательства» — М. Иригуайан, книга — «Исключение» (The exception) — К. Юргенсен, книга — «19 минут» — Д. Пиколт, книга — «Заморыш», В. Вартан, книга — «Кэрри» — С. Кинг, роман — «Мыши» — Г. Рис, книга — «Ученик» — А. Серёжкин, книга — «Прежде чем я упаду» — Л. Оливер, книга — «Верочка» — А. Богословский, книга — «Анна Д’арк» Мортен Санден — «Шоколадная война» Роберт Кормье — «Ямы» Луис Сашар — «Скоро тридцать», Майкл Гейл (фрагмент книги) Дополняйте! 2. Роли При травле коллектив «разбивается» на пять подгрупп, по ролям, которые люди принимают на себя. Число принявших на себя какую-то конкретную роль может быть неодинаковым. Для травли в её классическом понимании число групп 1+2+3 должно быть больше, чем 4+5. Инициаторы Помощники Наблюдатели Защитники Жертвы Если травля происходит не в стихийном коллективе, а в группе, которая имеет формальных лидеров (школа, институт, рабочие коллективы, форумы с модерацией и т. д.) — то эти лидеры, отрицающие проблему, считаются принадлежащими к группе 3 и «весят» в ней очень много, так много, что одним своим нахождением там — могут сильно изменить «распределение сил» (это работает и наоборот, в случае активного поведения лидеров в ролях 2 или 4). Итак, к «активным» участникам травли, без сомнения, относятся представители групп 1 и 2. К «пассивным» участникам травли — представители группы 3. Почему наблюдатели тоже считаются участниками? См. ниже. 3. Мануалы для каждой из ролей, с объяснениями и факторами риска попадания в эту роль А. Инициаторы Многие исследования выявили любопытный факт: частенько инициаторы, в общем-то, сами ничего и не делают. Они умело «заваривают кашу» и «подливают масла в огонь», а все действия и вся фактическая ответственность за них — у помощников (почему-то оказались подходящими кулинарные метафоры, и они жутковато звучат в контексте обсуждаемого явления). То есть, инициаторы, затеяв травлю — часто остаются в стороне от собственно её эпизодов, остаются «чистыми» (хотя и не всегда, и не все). Думаю, в связи с этим уместно будет разделить инициаторов на активно-агрессивных и пассивно-агрессивных. Типичные психологические черты: — высокая агрессивность (и своя, и большая терпимость к агрессивному поведению вообще) — большая потребность во власти и подчинении других — импульсивность, т. е. мгновенное действие в случае каких-то чувств или желаний, без обдумывания, осознавания и контроля — отсутствие сочувствия, жалости и эмпатии к людям, или сложности с этим — ценность «правды», «справедливости» или «возмездия» как высшей цели, оправдывающей средства. Раньше считалось, что инициаторы имеют пониженную самооценку и таким образом маскируют её. Однако, исследования последних лет это опровергли. Типичный инициатор имеет скорее высокую самооценку и вполне уверен в себе. Да и с импульсивностью всё не так просто: в значительной части исследований обнаружилось, что инициаторы травли действуют спокойно и осознанно, то есть, имеет место скорее жестокость и садизм, чем слабость самоконтроля. Вы в группе риска попадания в эту роль, если: — у вас уже был опыт участия в травле в этой роли — у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия — у вас бывают приступы сильной, «звериной» агрессии, с которой вам сложно или невозможно справиться — вам очень важно занимать лидирующую позицию в группе — вам доставляют удовольствие чужие страдания (т. е. есть садистический радикал) — у вас вызывают сильную злость люди, выделяющиеся из толпы и отличающиеся от вас — вы согласны с тем, что существуют действия, за которые травля является адекватным наказанием или реакцией. Б. Помощники Сюда относятся не только те, кто по свистку инициаторов бросается делать собственноручно всю «грязную работу»; но ещё и те, кто активно поддерживает инициаторов в целом — часто они не участвуют в травле, но и не критикуют её, будто её не существует — зато регулярно и добросовестно выражают одобрение и дают мощную поддержку инициаторам в каких-то других вопросах. Так что, тут тоже будет разделение на две группы: активные помощники и пассивные помощники. Типичные психологические черты: — страх перед группой (да-да, огромный процент добросовестных активных помощников занимается отведением агрессии от себя, и они все уверены, что чем лучше будут мучить других, тем безопаснее для них) — потребность в самоутверждении, при этом недостаток энергии для собственной инициативы в этом направлении — зависимость от мнения других (в частности, более сильных — инициаторов), недостаточная индивидуализация ценностей и поведения — склонность к снятию с себя ответственности («она спровоцировала», «меня разозлили») — дефицит ментализации, то есть способности устанавливать сложные связи между чувствами, мыслями, поступками и их последствиями — низкая способность к эмпатии, сочувствию, жалости (как вариант — садистический радикал, как и у инициаторов) Вы в группе риска попадания в эту роль, если: — у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы! Это важно) — у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия — вам важно быть признаваемым(ой), популярным(ой) в группе — вы легко «заражаетесь» чужими эмоциями и состояниями — вам комфортно в роли управляемого(ой) и вы любите подчиняться правилам — вам нравится культ «агрессивной маскулинности» (для мужчин) или идея «клубка целующихся змей», «змеиного гнезда» (для женщин) В. Наблюдатели Как я уже упоминала выше, наблюдение за травлей — это, к сожалению, вовсе не равнодушие и не выражение позиции «я такое не поддерживаю». Травля относится к группе явлений, при которых нейтральная позиция попросту невозможна, и если она кажется таковой, если кажется, что это работает против травли — это иллюзия, способ психологической защиты. При этом, для ролей 1 и 2 молчаливое наблюдение, фактически, является разрешительным: «мне достаточно комфортно от происходящего, чтобы я оставался безучастным». Кроме того, наблюдатели никогда не бывают по-настоящему равнодушны внутри: наблюдая унижение и страдание члена группы, они испытывают гамму сильных чувств. По этим чувствам я бы тоже разделила наблюдателей на две группы: потенциальные помощники, и потенциальные защитники. Типичные психологические черты: — страх предъявляться группе (иногда — страх предъявляться в контакте вообще) — обесценивание, как ведущая психологическая защита (снижают «вес» и хорошего, и плохого) — высокая терпимость к собственному дискомфорту — типичная реакция на стресс в форме «замри» (а не «бей» или «беги») Вы в группе риска попадания в эту роль, если — у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы! Это важно)- — у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия — вы убеждены, что защита жертвы травли всегда приводит к обращению травли на защитника — вы нашли у себя что-то из перечня психологических черт Инициатора или Помощника, но вам тяжело это признать — вы «тихоня» и стараетесь особо не высовываться — в идеале, никогда Вот, собственно, это и есть мануал. Осталась совсем небольшая часть — а что, собственно делать тем, кто у себя что-то из перечисленного нашёл, признал, и хочет этим заняться? А вот что. В мире не так уж много работающих программ профилактики и снижения вреда от травли. Одна из них реализована в Норвегии на уровне государства, у неё очень хорошие результаты (гуглить «программа Ольвеуса»). Её фокус — уменьшение «наград», получаемых активными участниками травли. Это одно из главных, действительно эффективных направлений профилактики. Поэтому,1) ищите выгоды, которые вы получаете, находясь в ролях 1, 2, 3. И ищите способы получать их по-другому, или отказаться от них. Часто помощники или наблюдатели сами в прошлом были жертвами травли или насилия. (Инициаторы — крайне редко) С этим связано их поведение, они напряжённо пытаются пережить непроработанный травматический опыт иначе, не так, как тогда. Закрытие гештальта подобного плана крайне желательно делать у специалиста, так как простой повтор сценариев с другими ролями — малоэффективен. Поэтому, 2) идите на контакт со своими травмами и непережитым опытом, в кабинете у психотерапевта. Это поможет вам и в целом, причем, гораздо больше, чем потенциальным жертвам вашей возможной травли. Наше поведение может быть следствием неосознаваемых или отрицаемых личностных черт. Например, признать у себя садистический радикал удаётся очень и очень немногим. Это не значит, что он мало у кого есть — наоборот, иногда возникает ощущение, что буквально у каждого второго, но согласиться с его наличием настолько страшно, стыдно, и так сильно нарушает «образ Я»... К сожалению, от подавления и отрицания ничего не исчезает, наоборот, может приобретать сильно неприятные формы. Поэтому 3) не старайтесь «убирать» некрасивые части из себя путём отрицания и подавления, а инвестируйте в то, чтобы быть с ними в диалоге, в контакте, в мире. Чтобы вывести их из «серой зоны» и уметь с ними обращаться. Наилучший способ для этого — психотерапия, но помогает и просто самоисследование и честность с собой. Наши действия никогда не самопроизвольны, обычно это связка «импульс — чувство — действие», или «чувство — мысль — действие». Многие люди привычно проскакивают эти звенья сразу до последнего, и действуют прежде, чем успели подумать или почувствовать. Магия тут в том, что иногда остановка на предыдущем звене цепи делает само действие и вовсе ненужным! Потому что оно, например, направлено на избегание встречи с чувством, а если встреча состоялась, то и избегать больше не требуется. Поэтому 4) замедляйтесь между импульсом и действием, между чувством и действием, между мыслью и действием. Пробуйте там остановиться и побыть, пробуйте понять, зачем вам это действие, какой процесс в вашей психической реальности оно обслуживает. И пусть результаты вас удивят! * * * А вместо заключения я напишу, зачем появился этот текст. Вопрос не праздный — ведь обычно агрессоры не только не хотят ничего менять, но и вообще отказываются осознавать и признавать происходящее, даже в мелочах. Поэтому такой текст может вызвать разве что злость, но никак не результат. Так почему? Я отвечу. Я верю в людей. В терапию, как ни странно, приходят не только жертвы (хотя, жертвы чаще). Но всё же приходят и агрессоры тоже, и бывшие инициаторы буллинга, и люди с опытом участия в травле. Даже бывшие преступники, в общем-то, приходят. Приходят они не просто так. Они хотят что-то поменять, и они готовы для этого что-то делать — удивительно, но они могут это делать, и делают. Они меняются сами, и меняют среду вокруг себя на более здоровую. Другой человек становится для них ценным, они начинают чувствовать стыд и признавать ущерб, и могут делать экологичные, безопасные выборы в дальнейшем. Это не массовое явление, но оно существует. Я верю в то, что его масштабы будут расти с ростом осознанности у людей. А также верю в то, что если человек действительно захотел измениться — те пятна, которые он на себя успел поставить в прошлом, уже не сделают его полностью чёрным. Да, травлю никогда не получится полностью преодолеть — это невозможно. Речь лишь о повышении осознанности в нас самих, о понимании и признании чего-то в себе. Как известно, гораздо более опасно неосознаваемое, потому что оно становится таким хвостом, который виляет собакой. Можно сказать, я этим текстом предлагаю всем читателям обернуться, и посмотреть на свой хвост. Может быть, он обычный, а может быть, такой, что его обладатели имеют повышенный риск попасть в свору. Мне хочется, чтобы люди, зная особенности своего хвоста, могли принять решение — быть в своре или нет. Если хотя бы на одно решение «нет» станет в мире больше — этот текст написан не зря. источник
Тэги: вернусь, психология, себя,, скоро., травля, участие, ушла
Осторожно: интернет. Люди, которых затравили насмерть 2015-03-05 11:34:54
В интернете можно найти друзей или врагов. А еще тут можно найти людей, которым, в общем-то на тебя ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В интернете можно найти друзей или врагов. А еще тут можно найти людей, которым, в общем-то на тебя наплевать, но они с Читать далее : Осторожно: интернет. Люди, которых затравили ...
Тэги: инетрнет, интернет, культура, психология, травля
Мою дочь травит и выживает из школы …директор… 2014-11-24 17:18:09
Что делать? Люди мои, проблема очень серьезная. Подскажите, как лучше поступить? Рассказываю. В ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Что делать? Люди мои, проблема очень серьезная. Подскажите, как лучше поступить? Рассказываю. В прошлую пятницу (аккурат после родительского собрания, на котором я задавала Завучу весьма неудобные вопросы), моя дочь (14 ...
Тэги: директор, культура, образование, травля
Главная / Главные темы / Тэг «травля»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|