2017-01-09 14:42:58
... определялись брачными традициями и укладом ... По старинной русской традиции невеста переходила жить ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Оригинал взят у stalist в Свекровь или тёща: кого на Руси боялись больше?
Взаимоотношения с новыми родственниками – тещами и свекровями – на Руси определялись брачными традициями и укладом жизни вообще. Русское общество многие века отличалось крайней степенью патриархальности. Мужчина испокон веков считался не просто главой семьи, а пастырем своей жены и детей. Женщину в семьях воспринимали как неразумный «придаток» мужа.Это положение русской женщины ярко отражено в «Домострое». Муж обязан был воспитывать свою жену, наставлять ее на истинный путь как словом, так и «делом», т.е. побоями. Такое незавидное положение девушки проецировалось и на ее отношения со старшими родственниками – свекром и свекровью.
Слово «свекровь» произошло от праславянского корня и буквально обозначает «всем кровь», т.е. родная всем по крови. По старинной русской традиции невеста переходила жить в дом к мужу. Автоматически она приходила в семью и к своим свекрам, поскольку сыновья на Руси редко обосабливались от родителей. Все поколения предпочитали жить вместе. Так легче и землю обрабатывать, и все остальное хозяйство поднимать.
Вчерашняя ненаглядная невеста, ступив на порог мужнина дома, превращалась в самое бесправное существо в семье. Во-первых, она была бесправной потому, что была женщиной, по древнерусским понятиям «существом второго сорта». Во-вторых, она была бесправной, поскольку была младшей женщиной да еще и жила «в приймах» (в чужом доме, куда ее приняли).
Невестка обязана была беспрекословно подчиняться всем: своему мужу, его отцу, деду (если тот был жив), матери мужа. Свекрови зачастую использовали своих невесток в качестве бесплатной рабсилы. Молодые женщины очень сильно страдали от произвола, который нередко учиняли над ними матери мужей. Хуже всего то, что они не смели перечить, жаловаться, практически не имели шансов развестись и вернуться в семью своих родителей.
С тещами дело обстояло прямо противоположным образом. Хоть слово «теща» и произошло от праславянского корня, который обозначает всего лишь «тетя», «тетка», отношения у тещ с зятьями были куда лучше, чем у свекровей - с невестками. Матери жен лучше относились к их мужьями хотя бы уже потому, что те были мужчинами и априори заслуживали этим уважение. Зятья были кормильцами для их дочерей и детей, рожденных в браке.
Некоторые тещи, имевшие много дочерей, готовы были дорогому зятьку в ноги кланяться за то, что забрал из их дома «лишний рот». Уважительное отношение к зятьям нашло отражение в старой русской традиции ходить к теще на блины на Масленицу. Если и были какие-то разногласия у женщин со своими зятьями, они могли наладить отношения на этот праздник. Несмотря на то, что теща – это все лишь посторонняя «тетя», она была более дружна с зятем, чем свекровь – с невесткой.
С чем отождествляются у нас Святки? С толпами ряженых молодых людей, кочующих из одного дома в другой, с катанием на санках, с румяными лицами от крепкого морозца, смешными и веселыми щедровками и колядками, различными вкусными подарками и конечно же с гоголевской «Ночью перед Рождеством». Наши предки умели развлекаться и радовать себя и других в большие праздники. Так что же такое Святки?
Святки отмечаются 12 дней подряд, с 7 января по 19 января (с 25 декабря по 6 января по старому стилю).
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».
Н. Гоголь.
«Святки» — в православной церкви всегда были праздничными, завершился большой Рождественский пост, народ на Руси начинал разговляться, все работы в хозяйстве завершены и наступал период рождественского веселья. Молодежь в деревнях и городах устраивала веселые игрища и пляски. Девушки гадали на «суженного ряженого». Церковь как правило на все эти забавы смотрела снисходительно.
Само празднование святок представляло собой смесь старых языческих и православных христианских обрядов, так как православные праздники как бы случайно совпадали со старыми языческими верованиями и обрядами, которые в эти же дни отмечали зимний солнцеворот. Святки праздник молодежи, но посильную помощь оказывали все. Для забав и игрищ девушки и парубки заранее готовили маски различных зверей и птиц, и всевозможные шутовские одежды. Рядились по вечерам и с щедровками и колядками обходили дома, выпрашивая подарки и угощенья, при очень щедрых подаяниях исполняли шуточные величальные песни, плясали и поздравляли хозяев.
Главная цель колядок – пожелание богатства и счастья, большого и обильного урожая. На Руси колядки предназначались всей большой семье. Так, например, в некоторых центральных губерниях России исполняли вот такую святочную колядку, с пожеланиями хозяевам богатого и сказочного урожая:
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Маслину головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!
А хозяйки в обязательном порядке старались щедро одарить своих гостей специально припасенными по этому случаю сладостями и выпечкой.
Особой популярностью среди ряженых пользовались персонажи: цыган, нищих, барыни и служанки, а среди сказочных Баба-Яга, черт, смерть с косой и различные звероподобные маски. Во время празднования как бы опускались обычные нормы поведения, и все веселились кто как горазд, но смертоубийства и других членовредительств как правило не допускали. Почти повсеместно водили «козу» в сопровождении «цыгана», «деда» и других персонажей.
Как правило празднующие держали в руках пшеничный или ржаной сноп – символизирующий собой август месяц срок окончания жатвы, соломенную куклу – март и июнь, маски тура – январь, коня – апрель, медведя – март. Но при этом был очень интересный обряд. Все, кто в период праздника носил маску обязаны были искупаться в проруби что бы смыть с себя грех преображения в сказочных чудищ.
Во время святок православный христианский мир, в определенном смысле менял свою устойчивую конструкцию Господь Бог как бы становился беспомощным младенцем, явь и навь сливались вместе, в это время приоткрывалось будущее, и чудеса, которые могли случиться только в сказке и седых преданиях становились явью. Реки, в Рождественскую ночь, приходили в сказочное движение и при всем при этом превращались в вино. Звери и домашние животные приобретали способность разговаривать человеческими голосами. Так как святки считали разгулом всякой нечисти, то на всех домах и деревьях ставили мелом кресты, и старались что бы нечисть не вошла в самого человека.
Ну и конечно же самым любимым, и популярным атрибутом молодых и незамужних девушек считались святочные гадания: каков будет «суженый-ряженый», какое житье-бытье ожидает с мужем. Вот как описывал крещенские гадания В.А.Жуковский:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Применяли самые различные способы гадания, самый популярный наверно был такой: снимали башмачок или валенок и бросали в сторону ворот, если падал носком к ним – то выйти замуж в этом году не судьба, ну а если в обратную сторону, то пора готовиться к свадьбе. Гадали и на воске: воск вначале растапливали, а затем выливали в миску с наполненной водой, и по различным фигурам, которые выливались гадали. Если колечко- к замужеству, а всякая неразбериха – к худому. Или у первого встречного прохожего спрашивали имя, то так и будут звать будущего жениха.
А еще, ясной ночью брали в пригоршню снег и бросали его на землю, если падал быстро и было слышно его падение, то значит и муж будет молодым и здоровым, если упадет тихо – будет старым и злым. Снимали с насеста курей и приносили в избу, где в различных местах были приготовлены хлеб, вода и медные, серебряные и золотые кольца. Если курица подойдет к воде и начнет ее пить, то и муж будет пьяницей, если к хлебу – будет бедняком, ну а если к кольцам, то медное -нищий, серебряное – середняк и золотое – богач.
Гадания в святки совершались во весь период празднеств, но наиболее значимыми всегда считались в канун Нового года, Рождества и Крещения, последнее наиболее популярно.
Умели веселиться на Руси, как говорится в старинных пословицах и поговорках: «Всякая душа празднику рада», «Лето для старания, а зима для гуляния»
Скажите, как можно ли отвлечь ребенка от празднования «русского» Нового года с его Дедами Морозами, Сантами и др.?
В статье «Новогодняя ёлка. Разрешается евреям?» я писал о том, насколько отдаляет еврея от его еврейства празднование нееврейских праздников. Поэтому, несомненно, следует приложить все усилия, чтобы отдалить ребёнка от празднования нееврейского нового года.
Как это сделать?
Подготовительную работу следует начать задолго до нового года. Важно сформировать у ребёнка еврейскую идентичность, а перед нееврейским новым годом следует лишь объяснить ему, что это нееврейский праздник с языческими корнями.
Несомненно, что если Вы сделаете особый акцент на праздновании субботы и еврейских праздников, это доставит большое удовольствие Вашим детям, удовлетворит их жажду праздника (которая существует у каждого человека) и поможет им отдалиться от всевозможных нееврейских праздников. источник: www.imrey.org
2016-12-07 09:40:03
Дьявол или чёрт (Крампус) — легендарная фигура в фольклоре альпийского региона. И самый главный ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Честит Никулден. Праздник Св. Николая в Варне. Здравствуйте, дорогие друзья! Ну вот опять наша встреча на Чудных мостах сорвалась в связи с приходом праздника св. Николая, который широко отмечается в Болгарии. Сегодня еще день Банкира, но увы… Мы — не они, а вот Св. Николая почитаем. В России день Св. Николая отмечают 19 декабря, а в Болгарии 6 […]