... 8195;
: в первый день ... культурных и религиозных
восточных славян. ...
Пасха всегда считалась праздников праздником. Ей предшествует последняя неделя Великого поста перед праздником Пасхи.
В эту неделю следует соблюдать особо строгий пост. Эта неделя установлена в память о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа. В течение Страстной недели проводилось множество обрядов очистительного и предохранительного характера. Так, во вторник полагалось до рассвета делать соченое молоко, т. е. смесь из растолченного конопляного или льняного семени, смешанного с водой, излечивавшего, по поверью, скот от всех болезней; в среду необходимо было делать лечебное пойло для скота из собранного по оврагам снега, смешанного с прошлогодней четверговой солью. Особыми же днями Страстной недели считается Великий (Чистый) четверг и Великая (Страстная) пятница (Воспоминание Святых спасительных Страстей).
Чистый четверг и Страстная пятница не относятся к великим праздникам, но почитаемы в народе. Каждому из этих дней присущи особые ритуалы.
ВЕЛИКИЙ (ЧИСТЫЙ) ЧЕТВЕРГ В этот день во время богослужений вспоминают одно из важнейших евангельских событий — Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию, на Тайной вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии — святого причастия.
Этот обряд признается всеми христианами — православными, католиками, лютеранами. Верующие вкушают вино и хлеб, подразумевая под ними Тело и Кровь Иисуса Христа. С Великого четверга и до Светлого Воскресенья во всех православных храмах церковные службы посвящаются воспоминаниям о земных страданиях Спасителя.
Обычаи этого дня С Великого четверга начинаются приготовления к Пасхе. Верующим необходимо прийти в храмы, исповедаться и причаститься. В Чистый четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться — символически очиститься от грехов и суеты.
В Чистый четверг очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: если в Чистый четверг вымоешься и все вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет.
После уборки, проведенной в Чистый четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу».
В Чистый четверг устраивалась большая стирка: перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на гороховине — гороховой соломе, которую расстилали на полу.
Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова радуются не только люди и природа, но и животные, и каждая вещь и предмет.
Бытовало также поверье, что снесенные курами в Чистый четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще в этот день готовили четверговую соль: крупную соль завертывали и перепекали в печи. Считалось, что такая соль очищена от скверны, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лечебное средство. В Чистый четверг, по обычаю, красили яйца, выпекали куличи, изготавливали из творога пасхи. Куличи надо было выпекать, по мнению крестьян, именно в четверг, так как в этот день Иисус Христос преломил хлеб и дал вкусить от него своим ученикам со словами «сие Тело Мое».
Приметы этого дня В этот день нужно пересчитать все деньги три раза, чтобы потом весь год жить не тужить.
Начиная с Чистого четверга и до Пасхи из дома не отдают и не выносят ничего.
СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА (ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ) Служба в Великую пятницу посвящена воспоминанию о смерти на кресте Спасителя, снятию с креста Его тела и погребению Его.
Обычаи этого дня В Страстную пятницу — день распятия Христа на кресте — были запрещены все работы. В некоторых местах существовал обычай в этот день закликать мороз, чтобы он не губил крестьянские посевы. Ритуал закликания мороза происходил утром. Хозяин или хозяйка выходили из дома с овсяным киселем, призывая мороз:
Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя.
После этого кисель отдавали морозу — выплескивали его в огород или на улицу.
В этот день обметали углы тряпкой. Согласно поверьям эта тряпка помогала избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя; этой же тряпкой вытирали ноги в бане после мытья, чтобы они не болели. Зола, взятая из печи в пятницу перед Пасхой, помогала вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.
Приметы этого дня Смотрят в окно, примечая, кого увидят. Если первым увидите мужчину, то это к благополучию на три месяца; если в эти три месяца человек заболеет, то быстро выздоровеет, любая проблема легко разрешится. Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудач и болезней. А если первой увидите женщину молодую, будете эти три месяца жить без проблем. Если первой перед глазами появится семья — это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре. Собаку увидеть — к тоске, кошку — к прибыли, птиц — к новому знакомству и приятным вестям, калеку — к смерти близкого человека.
Христос воскрес! Именно с этих слов для каждого истинно верующего человека начинается Светлое Воскресенье, именуемой Пасхой.
Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.
Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования.
Пасхальные обычаи Пасха празднуется семь дней. Во все дни Светлой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. В старину истинно верующие старались не пропустить ни одного такого праздничного богослужения.
После длительного семинедельного поста разговлялись освященными в церкви куличом, пасхой и яйцами.
Убранству стола и кушаньям в праздник Пасхи уделялось особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывала праздничные столы. Богатый пасхальный стол являлся и является символом небесной радости.
В домах еще до заутрени накрывали стол для розговин. Плох был тот хозяин, кто не выставит на стол поросенка, колбасу, пасху, куличи, крашеные яйца. По традиции крашеные яйца укладывали на деревянное блюдо среди проращенной зелени овса или пшеницы, перевязывали вышитым рушником и украшали цветами. Всего вдоволь! У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд — по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол разговляться, потом отдыхали.
Существовала традиция: в первый день Пасхи жены оставались дома, а мужья ходили в гости и поздравляли всех знакомых с праздником. У праздничного стола задерживались ненадолго и шли поздравлять следующих знакомых. Поздравление включало обмен пасхальными яйцами, дарение пасхальных куличей и, конечно же, троекратное лобызание, сопровождаемое поздравлением: «Христос воскрес!» — и отзывом: «Воистину воскрес!».
На следующий день уже мужья оставались дома, а в гости отправлялись жены.
Обязательным считалось посетить всех родственников, потом хороших знакомых, в особенности старших и пожилых. Какие-либо подарки в этот праздник дарить не полагалось.
Обычай дарить друг другу пасхальные яйца произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиберием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!», начиная свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины, мы теперь дарим на Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе.
Пасхальные приметы Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещицу или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.
Если девушка никак не может выйти замуж, то нужно полотенце, которым она вытиралась в Чистый четверг, отдать вместе с крашенками и куличом тем, кто просит милостыню. Тогда желанный брак должен быстро состояться.
На Пасху муж с женой при всех не христосуются — это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.
Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье» — выздоравливает даже, тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».
КРАСНАЯ ГОРКА Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели.
2015 19 апреля
Это один из народных праздников красной весны, с него начинались хороводные игры, на Красную горку играют свадьбы.
Красная горка — это значит красивая, радостная, связанная с весельем. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.
В этот день все девушки и молодые бабы собирались со съестными припасами на каком-нибудь излюбленном месте и пели песни-веснянки (закликали, или заигрывали, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка считалась девичьим праздником, и, так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, на игры приходили все девушки. Считалось дурной приметой, если какой- нибудь парень или девушка сидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, уродину, а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку; оба они, и парень и девушка, непременно умрут вскоре после свадьбы.
Народные обычаи и приметы. АПРЕЛЬ. 12 апреля. Иоанн Лествичник. Говорили, что на Иоанна Лествичника домовой бесится.
Чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зеленые ростки скорее поднимались, кланялись Лествичнику.
В этот день пекли в деревне обрядовое печенье — «лесенки». Укладывали из теста два катыша, один против другого. И клали поперек двенадцать «порожков» — по числу месяцев в году, тоже из теста. Каждому в семье хозяйка выпекала свою «лесенку», чтобы все были здоровыми. После выпекания смотрела, не обгорел ли какой-то «порожек» в именной «лесенке». Если обгорел, этот месяц грозит бедой тому, для кого «лесенка» выпекалась.
13 апреля. Огнище. Женщина, рожденная в этот день, несла в поле уголь, разводила огонь, через который крестьяне проносили сохи и бороны.
14 апреля. Марья Зажги Снега. Если в день Марьи вскроется вода, то будет большая трава и ранний покос. В этот день считалось, что можно есть только постные щи. Такой скромной трапезой почиталась память святой подвижницы Марии Египетской.
15 апреля. Тит-Поликарпов день. Этот день — начало бесхлебицы. Взламывается лед, вскрываются реки. Считалось, что, если вешний лед по озерам не тронется, а утонет, год будет тяжелым.
16 апреля. Никита Водопол. Просыпается водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму, ему нужно чем-нибудь поживиться, водяному зябко. Вот и приносили ему крестьяне кто хлеба краюшку, кто пшенной каши, кто куриные потроха.
Водяных больше всего боялись мельники, рыбаки и пчеловоды.
Многие мельники носили при себе шерсть черного козла — животного, которое особенно любезно водяному черту. Осторожные и запасливые хозяева при постройке мельницы под бревно, где будет дверь, зарывали живым черного петуха и три стебля ржи, случайно выросшие с двумя колосьями. Позже бросали в воду лошадиный череп с особым приговором. На мельницах обычно бережно содержались все животные с черной шерстью или перьями (особенно петух и кошка).
Рыболовы привязывали себе на нательный крест траву Петров крест, чтобы злой дух не испортил рыбалки. Из первого улова часть его или первую рыбу бросали обратно в воду как дань и жертву водяному. Идя на рыбную ловлю, бывалый рыбак никогда не отвечал утвердительно на вопрос встречного, не идет ли он ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют их хранить. До сих пор у любителей рыбалки сохранилось немало оригинальных обычаев, направленных на задабривание водяного ради хорошего улова.
Пчеловоды прикармливали водяного свежим медом и одаривали воском, понемногу из каждого улья, накануне Спасова дня, ночью, до петухов. Первый рой пчеловод нес в пруд или болото и там его топил.
Но говорили, что водяные иногда бывают и полезны. Например, для того чтобы отыскать местонахождение тела утопленника, достаточно пустить на воду деревянную чашку с тремя восковыми свечами, прикрепленными по краям: погрузившись, она останавливается над тем местом, где лежит утопленник.
Если на Никиту лед не прошел, то лов рыбы будет плохой.
17 апреля. Иосиф Песнопевец. С этого дня слышатся голоса сверчков и впервые подает голос журавль.
В этот день устраивали ольховые смотрины — шли глядеть на деревню, как ольха цветет. Ольху в народе использовали с различными целями, настоем ольховых шишек лечили желудок, полоскали при простуде горло. Сруб колодезный тоже часто вырубали из ольхи.
Если ольха обильно цветет, это у пчеловодов верная примета, что пора ульи доставать.
Если слышно сверчка — время пахать под рожь.
18 апреля. День Федула Ветреника. Заговаривали оконницу беречь избу от гнилых ветров, от вытья нечистой силы. Говорили: кто оконницу раньше Федула отворил, тот ненастью угодил.
Накануне Федула появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки.
Пришел Федул — теплый ветер подул.
Федул губы надул (ненастье).
На Федула сверчки просыпаются.
19 апреля. Евтихий. Говорили: на Евтихия день тихий. Когда выдавался на Евтихия тихий день, то крестьяне считали, что это к урожаю ранних хлебов.
20 апреля. Акулина. В этот день, считали в народе, просыпаются русалки, из воды на белый свет поднимаются. Просят у людей холстины — укрыть нагое тело. Поэтому еще до зари приносили бабы ношеную чистую рубашку, полотенце или
отрез холстины, чтобы русалки остерегали от глубокой воды и крестьянина, и его детей.
Если на Акулину дождь — яровые плохие, калина хорошая.
21 апреля. Родион Ледолом. В этот день крестьяне ходили к реке, заговаривали духа водяного, чтобы не ревел в ночи, а добрыми всплесками разбудил бы низины, впустил бы рыбу на нерест.
Если на Родиона Ледолома ясный день, будет хорошее лето, ненастный — к плохому лету.
22 апреля. В этот день обходили родники и ключи. У каждой семьи был свой источник, который почитали, чистили, брали из него воду, умывались и пили.
23 апреля. Терентий Маревный. Если солнце в туманной дымке — будет год хлебородный, а если выкатится из-за гор как на ладонь; то придется землю перепахивать, заново сеять.
24 апреля. Антип Половод (Водопол). Когда Антип без воды, то крестьянам не зерна от поля ждать, а беды.
Вода в реке на Антипа не вскрылась — весна холодная накатилась.
25 апреля. Василий Парийский землю парит. Считается, что в этот день всякая зима кончается и медведь из берлоги выходит.
27 апреля. Мартын Лисогон. Считалось, что в этот день лисицы переселяются из старых в новые норы и в первые три дня и три ночи своего переселения бывают слепы и глухи.
28 апреля. Пуд. На святого Пуда достают пчел из-под спуда. На Пуда калина и рябина почки распускают.
29 апреля. Ирина (Арина) Рассадница, Разрой Снега, Урви Берега. Накануне 29 апреля лед в реках и озерах, по народным приметам, начинает таять у берегов. Отсюда — Ирина Урви Берега. Сеют капусту в рассадниках. Ольха цветом обвисает.
30 апреля. Зосима Пчельник. В день святого Зосимы, когда на пчельник выставлялись ульи, крестьяне-пчеловоды служили молебны пчелиному богу. Богатые приглашали духовенство служить молебен на пчельнике, чтобы сам батюшка окропил ульи святой водой. Бедные молились в церкви, а затем сами кропили пчельники крещенской водой. В этот же день приносили в церковь мед и почти повсеместно кормили пчел благовещенской просфорой.
Ставили стол посреди пасеки, накрывали чистой скатертью, клали на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу. Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили пасеку освященной водой.
«Копилка народной мудрости» - книга о культурных и религиозных традициях восточных славян.
ertata
... не отражают интересов
. Частный момент: ... представителей одной-единственной
Кто бы мне подарил женские часы Oddo ? - oddo.com.ua Может мужу сказать, он может...
Простые тезисы:
1) Для ищущего сакральной иерархии и стяжающего духовной самореализации идея "нации" и современные государства являются недостаточными и слишком профанными.
Они не отражают интересов Традиции. Частный момент: консервативный поворот в России является театральной постановкой, которая выливается в недалекое мракобесие, и может увлечь лишь слабых духом представителей одной-единственной традиции.
2) Либералы желают полностью освободить себя от всего "сверху": Бог, государство, любая идентичность.
Левый дискурс в его разнообразии тоже является недостаточным, материалистическим либо анти-иерархическим.
Правый дискурс в его многообразии может притягивать стремлением к иерархии, красоте и даже к Божественным манифестациям. Но сегодня правый дискурс на одной стороне вырядился в лево-либеральные шкуры (окончательно деградировал), с другой - подписался под обслуживание либо отстаивание интересов государств, которые не выражают традиционных сакральных принципов.
Эта проблема кроется в самом генезисе национализма - в буржуазной революции третьего сословия.
3) Ультра-правый традиционалист сегодня не может поддерживать какое-либо государство или нацию, если оно не выражает принципов его традиции, либо не создает условия для мирного существования и процветания его традиции в добром соседстве с иными верованиями.
4) В таких радикально-неблагоприятных условиях традиционалист остается один на один с Божественным и своими сородичами и соратниками.
Иерархия отныне выстраивается в рамках семьи, общины или сообщества и между Божественным и адептом, семьей, общиной и сообществом, минуя гнилые ступени государств.
5) С такой позиции все политические и геополитические события и принципы не отрицаются, но перетолковываются с иной точки зрения.
Весь мир - пустыня профанного, с небольшими оазисами еще живого Сакрального. Все страны, континенты, их борьба и конфликты, создают узор мироздания который дает возможности, плюсы и минусы для духовной практики и самореализации.
А так же плюсы и минусы для жизненного отрезка на этой земле.
6) Ультра-правый традиционалист занимает только одну сторону - это сторона Божественного.
В любых других конфликтах, ситуациях и т.п. он занимает ту сторону, которую захочет.
В Вальгалле нет идеологий, у богов их тоже нет.
7) В мирской жизни Своими являются те, кто разделяет с тобой сторону Божественного (твоей традиции), друзья из иных традиций и достойные добрые люди.
Традиционалист не становится в ярую оппозицию всем, кто по разным причинам продолжает оставаться на прежних ступенях идей государственности и нации.
8) Для иных людей, и людей традиций креационизма, озвученные тезисы могут быть неприемлемы и сравнены с позицией "врага" - это их проблемы. Мы может только пожелать им скорее преодолеть собственные заблуждения.
Тезис "ничто не истинно, все дозволено" нам абсолютно чужд.
9) Отрицать современный мир (Модерн) с позиций традиций креационизма - это подобно отрицанию истоком реки, которая из него вытекает.
10) Все истинно, все дозволено.
11) Слава богам!
...
...
Бондарное ремесло возникло в Древней Греции, но история самой бочки началась существенно раньше. ...