Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «традиц»
Славянская языческая свадьба 2013-05-29 11:43:59
... в некоторых локальных традициях значительно сократилась. В ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Вариант «Пара к моменту брака живёт отдельно». В стане невесты. 1) Девичник. Изготовление невестой и подружками венков для жениха, невесты (самые красивые) и для всех гостей. В русской средневековой свадьбе венок остался лишь у невесты как символ «девичьей красы» и часто заменялся украшенной ёлочкой. В древности цветами и венками из них маркировались все участники торжества, уборы жениха и невесты выделялись лишь более пышным декором, в условиях двоеверия свадебная «цветочная вакханалия», украшение участников растительными оберегами в некоторых локальных традициях значительно сократилась. В холодное время года возможны венки из перьев, украшенные лентами и прочим. Как оберег в венки вплетали лук и чеснок. Если невеста до встречи с женихом была девственницей или является ею к моменту бракосочетания, и находит возможным сообщить это миру, то современные язычники не могут не отметить этот не обязательный, но отрадный факт в особых ритуалах. Например, такую невесту, как особо охраняемый объект, перед поездкой на капище и с капища посажёный отец накрывает непрозрачным покрывалом, которое снимает на пиру посажёный отец или тысяцкий жениха (не голыми руками, а плёткой, стрелой, кием). В таких случаях свадьба справляется самым пышным образом, невесту наряжают во все оттенки красного, захваливают величаниями, без конца осыпают зерном, на пиру присутствует огромное количество блюд из курицы.2) Омовение. Производиться женщинами в любом укромном «месте Силы»: бане, под липой, берёзой, рябиной, на камне у реки и т.п.Вир, вир, вир, серебряна Водица,На Водице есть престол-столица,На престоле лепая девица –Шелковые волоса, ненаглядная краса,Руки золотые по рамена (предплечья),Ноги серебряны по колена! (4, т. 1. С. 44. Сербия. Другие варианты см. ниже).3) Чесание волос. Иногда этот обряд называется «расплетение косы», однако сакральным действием здесь является не столько расплетение, сколько чесание гребнем, тем более, что у большинства современных невест нет кос. Украшение невесты венком. При желании – ритуальное раскрашивание, например, точка на лбу или лице невесты у южных славян защищала её от сглаза (15. С. 125). Иногда ритуал чесания происходит после приезда жениха и дарения им гребня невесте. В этом случае после омовения невесту окончательно не причёсывают и головы не украшают, приговаривая: «Приедет Холя, привезёт гребень…».4) Ожидание жениха невестой. Тревожное, с пролитием слёз и жалобами. Замужние подруги утешают «подливая масло в огонь», расписывают трудности привыкания к совместному быту, к новым родственникам. Есть примета: сколько слёз прольёшь до свадьбы, столько их не выльется после.В стане жениха.1) Мальчишник. Жених и его дружина морально и физически готовятся к поездке в стан невесты. Напутственное слово бывалых под братину. Скабрезные намёки и подколки.2) Омовение. Производится пожилыми женщинами в любом укромном «месте Силы»: бане, под дубом, ясенем, под корнями упавшего дерева, на камне у реки и т.п.Шла бабушка с заморья, несла ведро здоровья,Тому-сему немножко, тебе на свадьбу – всё ведро! (Обрызгивание и окатывание) (4, т. 3. С. 63).Тебя моют дробны дождики,Тебя чешут ветры буйные! (4, т. 2. С. 387. Другие варианты см. ниже).3) Чесание волос.Что не белый сыр во масле рассыпается,Не румяно яблоко по блюдечку катается,То (имя жениха) жениться собирается.Его свашенька снаряжает,Государыня сподобляет,Частым гребнем кудри расчёсывает.Словесами ему наказывает:Ты поедешь, (имя жениха), жениться,Ко душеньке красной девице,Ко её честным родителям.Ты умей со людьми слово молвить,Своим вежеством показаться! (3. №№ 3–9).4) Поезд к воротам невесты. С шумом, гамом, грозно. Возможно на «конях», то есть оседлав друг друга. Ритуальные препоны (запертые ворота, живая «стенка» и прочие). Пример: «Вдруг у ворот шум да крик. Музыка играет, кони ржут, кнуты щёлкают – это дружина Радослава за невестой приехала. Подружки бросили венки плести, перестали петь, плясать, к воротам бегут. И, как древний обычай велит, Радослава от ворот прогоняют. Не хотят Радуню отдавать. Дружки жениха за воротами поют: "Отворяйте-ка широкие ворота, на невесту нам взглянуть охота. Крепкие запоры отмыкайте. Жениху невесту отдавайте!" А подружки хором в ответ: "Замуж наша девица не хочет, пусть она в венке ещё походит, не пришла ещё её пора, уезжайте с нашего двора!" Опять дружки поют: "Лучше отворите, а не то мечом мы ворота мигом в щепки иссечём!" Радуня сидит одна в горнице. Слышит песни и улыбается. Знает: ворота не заперты, только палочкой заложены. Толкнётся конь мордой, они и распахнутся настежь. Въедет дружина жениха на двор с криком, с шумом, будто во вражеский замок ворвалась. А подружки переполошатся и с визгом к Радуне кинутся. Тут и венки раздавать пора. А венков наплели они с подружками – не счесть! Все стены увешаны. Самый красивый – калиновый. Золотой нитью перевитый, серебряными блёсточками усыпанный – для любимого жениха… Вбегают дружки в горницу с песней: "На конях борзых мы прискакали, мы ворота крепкие сломали, девице поклон от удальцов: наплела ли ты для нас венков?"» (Польская сказка. 16. С. 220 и далее. Стихотворные тексты в моём пересказе).I.3. Трудные задачи жениху.а) Найди невесту. Вломясь в шатёр, жених иносказательно требует выдачи невесты («куницы», «горностайки», «телушки»). Ему отвечают, мол, у нас их много, выбирай, какая твоя, и выводят несколько лиц женского пола, с головы до ног закрытых покрывалами. Жених должен найти суженую с трёх раз. Желательно спрятать под покрывалами старых и малых, чтобы при ошибке жениха было смешнее.б) Загадки. Загадывают подружки невесты. Отгадывает жених, молча указывая на предметы, показывает своё «вежество»:Нашёл ты свою суженую, видно, сердце подсказало, а вот как у тебя с умом-разумом дела обстоят? Загадаем загадочку, девичью перегудочку:Что у нас в светлой горнице красно словно Солнышко? («Красный угол», божница с Чурами.)Что у нас в светлой светлице кругло словно полный Месяц? (Каравай.)Кто в тереме словно часты Звёздочки? (Родня и подружки невесты.)I.4. Взаимное одаривание суженых. Важный ритуальный комплекс с эротической символикой, от которого в средневековой свадьбе остались лишь разрозненные осколки.а) Дарение гребня и других предметов ухода за собой (зеркальце, румяна) женихом невесте под одобрительные восклицания: «Приехал Холя, привёз гребень!». В дальнейшем именно этим гребнем производится совместное чесание молодых. Отныне они должны лелеять и холить друг друга.б) Дарение обуви. Жених подносит сидящей невесте пару новой обуви, ставит её, завёрнутую в рушник, на стол со словами:Не ходи боса, на дворе роса,Вот тебе на ножки новые сапожки,Окованы каблучки, под румяны пяточки! (3. № 91).Невеста принимает подарок с благодарностью, встаёт, берёт его со стола, садится и сама переобувается. Далее, в части III, происходит взаимное разувание. Обычно разутость ассоциируется с бедностью, однако в старину босые стопы считались и эротическим символом. Покровитель земной любви Ярило представлялся босоногим. Даря обувь невесте, жених делает свою избранницу богаче и заявляет права на её девическую сексуальность, которая отныне принадлежит только ему. В момент разувания у брачной постели эта сексуальность является миру во всей своей мощи.в) Дарение одежды. Таким же образом и с той же символикой ликвидации наготы и бедности, заявляя свои права на сексуальность и материальное положение партнёра путём прикрытия любимого человека одеждой-оберегом, изготовленной своими руками, невеста дарит жениху рубашку или пояс или иной предмет.I.5. Благословление караваем и чурами. Производится посажёнными родителями, пара стоит, опустив головы или преклонив колена.I.6. Поезд на капище. Обережные действия дружки, свахи, тысяцкого (щёлканье кнутом, метение, размахивание секирой и прочие). Караваи жениха и невесты стороны торжественно несут с собой.
Тэги: красота, русь, традиция
Индонезийская лапша в стиле хэнд-мэйд 2013-05-28 02:06:40
В Индонезии лапша занимает в стране второе место по популярности, после риса. И далеко не всегда ее ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В Индонезии лапша занимает в стране второе место по популярности, после риса. И далеко не всегда ее производят на современных линиях. Сегодня мы побываем на семейной фабрике Ясира Фери по производству лапши, основанной его дедом. Здесь не слышали о роботах и упаковочных автоматах, а муку делают с помощью однотонного каменного цилиндра, приводящегося в движение с [...]
Тэги: деликатес, индонезия, лапша, мир, мука, народ, производство, путешествие, рецепт, технология, традиция
Фестиваль тюльпанов на Елагином острове (Санкт-Петербург, 18-26.05.13) 2013-05-28 01:39:08
... парк возрождает европейские традиции садово-паркового искусства ...
+ развернуть текст сохранённая копия
art ma-zaika | Цветочное изобилиЕ | Жителям Петербурга не обязательно ехать в Голландию, чтобы насладиться цветением тюльпанов. Елагиноостровский парк возрождает европейские традиции садово-паркового искусства. В расцвет весны Елагин остров заиграл всеми мыслимыми и немыслимыми красками. Садовники постарались и высадили более 40 000 луковиц, 40 сортов! Подобный фестиваль проводился впервые. В день открытия фестиваля гостям парка предлагали не только полюбоваться и сфотографироваться с главными героями праздника - тюльпанами, но и насладиться цветочными композициями флористов — участников конкурса "Голландские мотивы". Фото: © Copyright Екатерина Тамм
Тэги: голландский, елагин, животный, композиция, мотив, остров, питер, растение, регион, россии, санкт-петербург, традиция, тюльпан, фестиваль, флора, цветок, цветочный, цветы
'Деревня викингов' (Санкт-Петербург, 24-26.05.13) 2013-05-27 00:33:17
... узнать больше о традициях викингов.
+ развернуть текст сохранённая копия
art ma-zaika | В Петропавловской крепостИ | В рамках фестиваля "Легенды норвежских викингов" 24-26 мая прошли показательные сражения воинских дружин. В этом году их собралось более сорока - из России, Белоруссии, Украины и Норвегии. Фестиваль проходит уже в четвертый раз и предоставляет уникальную возможность познакомиться с культурой и бытом древней Скандинавии в формате живой истории и узнать больше о традициях викингов. Помимо показательных боев гости смогли побывать и в "деревне" викингов с лавками скандинавских и русских купцов, расположенных на торговой улице.
Тэги: видео,, викинг, воинский, деревня, дружина, запись, клип, крепость, лавка, легенда, норвежский, обзор, петропавловский, показательный, регион, репортаж, ролик, россии, событие, сражение, торговый, традиция, улица
Архангельский музей «Малые Корелы» 2013-05-25 21:37:15
... представляет архитектурные традиции и особенности ... сохранялись особые традиции строительства, ведь ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Уникальный музей под открытым небом находится в 25 километрах от Архангельска. Это самое большое в мире собрание деревянной русской архитектуры XVI-XIX веков, самобытного зодчества жителей сурового северного края. С 1983 года Малые Корелы вошли в Ассоциацию европейских музеев под открытым небом, а в 1996-м президентским указом были включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Музей появился благодаря воистину титанической работе художников, архитекторов, реставраторов и этнографов, которые задались целью сохранить национальное достояние. Открытие музея состоялось в 1973 году. Сюда привезли здания, которые стояли в отдаленных поселениях Архангельской области, в старинных деревнях и селах. Чтобы осмотреть их все, пришлось бы предпринять большое путешествие по огромной территории. Теперь же несколько веков истории и архитектуры Русского Севера можно увидеть во время приятной прогулки по живописной местности. «Серебряные» купола на церкви Вознесения Господня Как и все здание, они сделаны из дерева, но сверкают на солнце, словно серебряные. Дело в том, что деревянные черепицы, которыми покрыты купола, изготовлены из осины. Именно она со временем приобретает такую «блестящую» особенность. Несмотря на дурную славу (осина считалась деревом Иуды), без этой древесины северные архитекторы не могли обойтись из-за его высокой влагостойкости. Аналогичные музеи есть в России (самый известный – Кижи), в Норвегии, Швеции, Финляндии, но Малые Корелы – один из самых впечатляющих: здесь собрано более 120 построек, наиболее старинные относятся к XVI веку. Музей разделен на сектора, каждый из которых представляет архитектурные традиции и особенности быта определенного района. В настоящий момент открыты Каргопольско-Онежский, Мезенский, Северо-Двинский и Пинежский сектора, ведется работа по созданию Важского и Поморского. В богатой коллекции есть колокольни, часовни и церкви, обетные кресты, крестьянские хозяйственные постройки – амбары, бани, колодцы, ледники, гумна и овины, кузницы, избы охотников и рыбаков. Музей особенно гордится собранием мельниц, а также коллекцией из 17 поморских судов. В Малых Корелах – самое крупное собрание мельниц на территории России. Есть даже одна действующая, та, что была привезена из деревни Калгачиха Онежского района в 1902 году. Мастера решили «оживить» именно ее благодаря несложной конструкции механизма и хорошо сохранившимся деталям. Реставрация осуществлялась в рамках российско-голландского проекта. В 2006 году на мельнице закончили работы и смололи первое зерно. С тех пор она исправно служит людям и даже участвует в ежегодном Празднике Хлеба в Малых Корелах. Поиск архитектурных жемчужин не прекращается и сегодня. Перенос памятников – кропотливое дело. Для этого сотрудники музея разработали особую систему. Каждое бревно и элемент постройки нумеруют и маркируют, затем здание аккуратно разбирают и снова собирают на новом месте. Правда, перевозить его нелегко: не во все отдаленные поселки края ведут хорошие дороги, порой приходится ждать санного пути или прибегать к помощи авиации. Уникальность древнерусской деревянной архитектуры давно признана во всем мире. Русские мастера достигли исключительных высот в сооружении построек из самого доступного для них материала. К сожалению, дерево недолговечно, именно поэтому до нас дошло так мало деревянных зданий. Собрать и отреставрировать лучшие образчики – единственный шанс их спасти. В северном краю сохранялись особые традиции строительства, ведь в этой области издавна жили люди мужественные и гордые. Сюда уходили несогласные, те, кто не хотел подчиняться ни княжеской, ни патриаршей воле. Поэтому, например, здесь сохранились образцы традиционных русских шатровых (а не луковичных) церквей, запрещенных после церковной реформы XVI века. Живущие среди густых вековых лесов по берегам Печоры, Двины и Онеги поморы не испытывали нехватки строительного материала. Дерева тут в изобилии, и на каждую постройку шло свое, особое. На церкви и колокольни годились двадцатиметровые трехвековые сосны. Из каждого такого ствола топорами тесали не более двух досок. Мастера-поморы при помощи достаточно скудного арсенала инструментов (главный, конечно же, топор) умудрялись возводить высокие, удивительно прочные здания. Кстати, знаменитые постройки возводили без гвоздей не из-за нехватки или дороговизны железа, а из-за климата. В снежном суровом краю металл ржавеет, быстро разрушается, дерево начинает гнить, и здание теряет устойчивость. А хорошо подогнанные целиком деревянные дома были теплыми, прочными, зима им не страшна. Особенность северных русских изб – разнообразие форм. Двух одинаковых не найдешь, каждый хозяин хотел выделиться. В этом нетрудно убедиться, сравнив крестьянские и купеческие избы, которых очень много перевезли в Малые Корелы. Другая характерная черта северных домов – их размеры: избы монументальные, похожие на небольшие замки, высокие и просторные. Иногда две избы соединяли в одну так, чтобы и разросшаяся семья, и вся скотина находились под одной крышей. В такой избе легче пережить долгую суровую зиму. Поморы знали, что лучше сохраняется подготовленная особым способом древесина: они смолили деревья на корню, давали несколько лет простоять и только потом срубали. В первую очередь учитывались свойства дерева. Крепкая сосна и лиственница шли на стены, легкая ель или осина – на крышу. Для того, чтобы не терялось тепло во время долгой северной зимы, все жилые постройки часто возводили под общей крышей: изба, хлев, зернохранилище объединяли в одно здание, разделенное внутри перегородками и переходами. Поморы были крепкими хозяевами, отважными охотниками и рыбаками. Они доходили на своих кораблях (кочах) даже до Шпицбергена. Практически всем обеспечивали себя сами: были у них гончары, судостроители, резчики по кости, художники и зодчие. И смолу курили, и пиво варили, и соль добывали. Что необходимо сделать в "Малых Карелах": Отправиться на обзорную экскурсию «Северная деревня», которая проводится по трем секторам музея (Мезенскому, Двинскому и Каргопольско-Онежскому). Вы посетите действующую Вознесенскую церковь, усадьбу каргопольского крестьянина, познакомитесь с поморской культурой, узнаете секреты деревянного строительства, а также увидите промысловые суда поморов. Экскурсии в Малых Корелах проводят гиды в народных костюмах русских северных областей. Сходить на экскурсию «Путешествие по Каргополью», во время которой вы не только узнаете об особенностях архитектуры края, но и посетите курную избу, увидите старинные предметы крестьянского быта, сельскохозяйственные орудия. «Свадьба в северной деревне» станет настоящим открытием: вы услышите свадебные колокольные звоны, покатаетесь на лошадях, поучаствуете в обрядах и получите свадебную грамоту. Стоит обратить внимание на этнографическую коллекцию музея: ручные прялки, кухонная утварь, мебель, охотничьи и рыболовные принадлежности, инструменты, а также лодки, сани и колокола. Напоследок зайдите в Амбарный городок в Пинежском секторе: амбары раньше ставили на высоких столбах для защиты от грызунов. Может быть, это и есть те самые сказочные «курьи ножки»? На фото из личного архива художника И.Я. Билибина – традиционный шатровый храм и комплекс построек. Самые ранние примеры подобного деревянного зодчества на территории Русского Севера датируются XVI-XVII вв. Шатровые деревянные храмы органично вписаны в холодную и строгую природу Северного края. Форма их завершения – «шатер» – призвана заменить купола, которые технически очень сложно создать из дерева. И.Я. Билибин, Гапсельга Повенецкого уезда Олонецкой губернии, иллюстрация для журнала «Мир искусства», 1904 Мотивы русских народных сказок, традиции и русская старина были центральными темами в творчестве И.Я. Билибина. Архитектура Русского Севера служила художнику постоянным источником вдохновения. И.Я. Билибин, «Русский Север», иллюстрация для журнала «Мир искусства», 1904 И.Я. Билибин графически переосмыслил архитектурные образы Русского Севера и соотнес их с неповторимым ландшафтом. Здесь - иллюстрация к статье «Народное творчество Русского Севера» для «Мира искусства». Портал культурного наследия России
ertata
Тэги: архангельск, архитектура, архитектура., интересный, история, история., карелы, культура, культурный, малый, музей, наследие, непознанный, памятник, путешествие, разный, россии, россии., россия, русский, север, традиция, чудеса
Главная / Главные темы / Тэг «традиц»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|