... прокладки и тестирования
подводного кабеля FASTER ...
... через создание
Партнерства. ... составу участников
партнерства, ...
Пекин сумел убедить страны-члены АТЭС согласиться на создание в регионе зоны свободной торговли. Таким образом, предложение США о экономической интеграции регионе без участия Китая и России было отвергнуто На прошедшем саммите АТЭС у журналистов было много работы. Стороны обсуждали различные вопросы - украинский кризис, перипетии борьбы с ИГ, экономические вопросы. Однако даже, казалось бы, самые яркие темы (такие как подписание Москвой и Пекином соглашения о новом маршруте поставок российского газа или начавшийся процесс потепления между Японией и Китаем) затмили американо-китайские переговоры, которые еще раз подчеркнули конфликтный характер отношений между двумя странами.
Да, Пекин и Вашингтон на саммите подписали ряд важных соглашений. В частности, выработали механизм уведомления противоположной стороны о крупных военных мероприятиях (например, совместных учениях с третьими государствами), а также установили некий набор правил поведения при столкновениях принадлежащих друг другу объектов в море и воздухе. «Крайне важно, чтобы мы избежали непреднамеренной эскалации возможных конфликтов или столкнулись с ситуацией, когда случайное обстоятельство приведет к чему-либо, что могло бы усилить конфликт», - поясняет заместитель советника по национальной безопасности США Бен Родс. Механизм уведомлений и выработка правил поведения окажет «существенное влияние и значение для продвижения в деле построения стратегического доверия между Китаем и США и построения нового типа военных отношений», - вторят ему в министерстве обороны Китая. Также стороны подписали соглашение о снижении тарифов на целый ряд технологических продуктов (общий объем товарооборота которых составляет почти 1 трлн. долларов). Однако эти важные, но все же тактические договоренности меркли перед соревнованием между Бараком Обамой и Си Цзиньпинем в вопросе определения рамок будущей системы международных отношений в Восточной Азии.
Не секрет, что Соединенные Штаты обозначили регион Восточной Азии как наиболее важный для них в XXI веке. И главной задачей Вашингтона там является создание системы сдерживания Китая. «Величайший вызов глобальному миру и процветанию в ближайшие десятилетия будет исходить не от банды убийц в Сирии, а от роста Китая и того влияния, которое этот рост окажет на процесс изменения геополитической конфигурации в Азии и на всем земном шаре. Если Вашингтон сможет обеспечить азиатские государства балансом сил, внушить им спокойствие за их будущее, то он создаст гарантии того, что континент не превратится в очаг новой холодной войны», - пишет американский политолог Фарид Закария. Реализовать схему сдерживания США хотят через создание Транстихоокеанского Партнерства. В эту группировку должны войти 12 стран, в совокупности обладающие 40% мирового ВВП (США, Канада, Австралия, Япония, Чили, Мексика, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Новая Зеландия, Перу и Бруней), а в перспективе к ней, по плану Вашингтона, присоединятся другие страны АСЕАН а также Южная Корея. Формально это экономическое объединение (по плану американцев эти страны не только снизят торговые барьеры между собой, но и откроют рынки друг для друга), однако де-факто речь идет о создании блока, который будет противостоять китайскому экономическому давлению в регионе.
Проблема в том, что пока этот блок как-то не складывается. Американцы провели с 11 странами уже около 20 раундов переговоров о создании Партнерства, и так до сих пор и не пришли к компромиссу. Причиной неудач является не только несогласие по техническим моментам (например, в вопросе сохранения интеллектуальных прав или протекционизме отдельных стран по отдельным видам продукции), но и осторожность самих будущих участников блока. И дело даже не в том, что для последних возможность попасть под горячую руку Пекина перевешивает предлагаемые Вашингтоном «пряники» - китайцы просто ведут себя более последовательно и предсказуемо, чем американцы. Даже американские союзники уже не уверены, что готовы ради геополитических авантюр Вашингтона рисковать экономическими связями с Пекином (Китай уже стал крупнейшим торговым партнером Южной Кореи, Японии и Австралии).
В свою очередь Китай предложил свое видение будущего региона - так называемую Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли. Во главе, понятно, с Китаем. Си Цзиньпин вообще видит «Азию для азиатов», и считает, что лидеры Восточной Азии должны решать региональные проблемы своими силами, без участия внешних стран. Он продвигает идею Зоны и предлагает остальным странам «запрыгнуть на поезд китайского экономического развития».
И в итоге страны решили все-таки запрыгнуть - участники АТЭС поддержали китайское предложение, и в итоговой декларации заявили о намерении создать такую зону за два года. В приложении к документу говорится о том, что «АТЭС будет поощрять одностороннюю торгово-инвестиционную либерализацию, а также проведение реформ на национальном уровне, продолжит играть роль инкубатора идей для Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, а также обеспечивать руководство и интеллектуальный вклад в ее создание».
Теоретически, конечно, России ближе китайское видение региональной системы международных отношений, нежели американское. Хотя бы потому, что в американском видении, судя по составу участников Транстихоокеанского партнерства, места для Москвы нет. Однако попытки Китая выключить из процесса восточноазиатской интеграции Соединенные Штаты не соответствуют российским национальным интересам. Кремлю не нужна Восточная Азия с китайским доминированием. Россия хочет диверсифицировать российские торгово-экономические связи, развивать взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами региона, а не только с Китаем или через Китай. Поэтому в российских же интересах сохранение в Восточной Азии некоего противовеса Китаю. Япония на эту роль на годится по целому ряду причин (хотя бы из-за ее сложных отношений с рядом государств региона), и единственным возможным противовесом являются Штаты. Поэтому Москва хотела бы целостное развитие региона в рамках структуры, объединяющей как сами страны Восточной Азии, так и заинтересованных в регионе внешних акторов. По словам Владимира Путина, страны АТР «не должны разделяться на отдельные, конкурирующие между собой объединения».
Геворг Мирзаян. «Expert Online»
ertata