Пространственное размещение средств и предметов труда на всей площади рабочего места называется его планированием. Условно планировку мест работы делят на следующие элементы:
· Общую – в целом цех, склад, подразделение;
· Частную – каждое рабочее место индивидуально;
· Внутреннюю – расположение инструментов, инвентаря, оснастки на полках и в ящиках.
Правильная организация места работы оказывает прямое влияние на производительность
труда, уровень утомляемости сотрудника, условия в которых он выполняет свои функции.
Кроме того, планировка воздействует на такие показатели как:
· Количество перемещений работника;
· Удобство приемов и методов труда, позу работника;
· Размер занимаемой им территории;
· Безопасность труда.
В процессе проектирования необходимо принимать во внимание:
· Потребность в сокращении лишних перемещений и движений в процессе производства;
· Соблюдение правил техники безопасности;
· Удобное положение тела сотрудника;
· Рациональное использование площади помещения.
Анализ передвижений проводится на основе схем, графиков на схожих участках работы, с замером расстояния, веса переносимого груза. В результате проведенного исследования, устраняются нерациональные перемещения и перенос грузов по "лишним" маршрутам. Необходимо обеспечивать беспрепятственное перемещение внутри рабочего помещения, в ящиках и на полках должны присутствовать все нужные для работы инструменты. Анализ предшествует процессу проектирования. В 70-х годах в СССР применялись типовые проекты рабочих мест, таким образом, достигалась некая унификация, и на предприятии знали, как оборудовать рабочее место без дополнительных исследований.
Сейчас для предварительного анализа рабочего места используются должностные инструкции, анкетирование сотрудников, данные фотографии рабочего дня, экспертные оценки непосредственных руководителей, прямое наблюдение за процессом.
Важным элементом проектирования места выполнения трудовых функций выступает так называемая рабочая зона. В советской методической литературе под ней понимался участок трехмерного пространства ограниченный пределами досягаемости рук работников, как по высоте, так и по ширине. Внутри нее выделяют:
· Зона максимальной досягаемости – определяется дугой, которая описывается кончиками пальцев вытянутых обеих рук;
· Зона оптимальной досягаемости - дуга описываемая кончиками пальцев при опущенных плечах и свободном вращении локтевого сустава.
Оба этих параметра в значительной мере определяются позой, в которой выполняет свои обязанности работник.
Требования к проектированию рабочих мест
Ключевые принципы расположения предметов внутри зоны досягаемости:
· Все, что берется правой рукой- должно лежать справа;
· Левой – слева,
· Часто используемые инструменты должны быть ближе;
· Редко используемые предметы труда располагаются дальше.
Исходя из сложившейся еще в СССР практики, для позы сидя, максимальный вес груза – 5 килограммов, при этом расстояние перемещения не должно превышать 600 миллиметров, для меняющейся позиции сидя - стоя от 5 до 10 килограммов, при том же расстоянии, для позиции стоя – 10-15 килограммов с расстоянием от 750 миллиметров и более.
Должен обеспечиваться хороший угол обзора:
· По горизонтали – 120 градусов;
· По вертикали – 86 , из них вниз 47, вверх 39 градусов.
· При повороте головы по горизонтали – 220 градусов, по вертикали - 125-135.
Походы к процессу проектирования
После того, как проведен анализ трудового процесса, перечень необходимых инструментов и стоящие перед работником задачи, можно приступать к проектированию рабочего места.
Различают несколько подходов к проектированию:
· Рациональный - он основан на четком, доскональном планировании всего рабочего процесса. Предполагает тщательное изучение всех элементов выполняемой работы, наличие у сотрудника должной квалификации, выполнении всех задач наиболее оптимальными способами, использование материального стимулирования для достижения лучшего результата.
· Бихеоврестический (поведенческий) - предполагает использование творческого потенциала работника в трудовом процессе. Он основывается на описании конкретной рабочей должности, рабочее место создается под требования к ней. Такой подход тесно связан с системами грейдирования и оценки позиций, определения сложности работи требуемой квалификацей.
Пример проектирования рабочего места офисного работника
Предположим, нам необходимо спроектировать рабочие места расчетного отдела бухгалтерии. Изучив должностные инструкции, нам удалось выяснить, что сотрудники занимаются:
· Регистрацией документов базе данных;
· Проведением расчетов;
· Выдачей справок и формирование отчетов;
· Организацией хранения и обеспечением сохранности документов;
· Ответами на телефонные звонки сотрудников.
Для размещения трех сотрудников выделено помещение 7 х 3,5 метра. Определимся с требованиями к организации подобных рабочих мест, ведь они будут определять условия труда сотрудников. Сразу отметим, что для работы им потребуется компьютер и офисная техника.
Для начала обратимся к санитарно – гигиеническим требованиям:
· Для совмещенного освещения показатель КЕО е_н - 0,6 %;
· Площадь на одно рабочее место с «плоским» LED-монитором – 4,5 кв.м.;
· Освещение не должно создавать бликов на поверхностях;
· Расстояние от одного монитора до другого – 2 метра;
· Экран должен находиться от пользователя на расстоянии 600 – 700 миллиметров;
· Высота стола -725 миллиметров;
· Есть требования к месту для ног ( не менее 500 мм места под столом) и конструкции кресел.
Предположим, нам удалось добиться соответствия всем требованиям, посредством покупки качественного, эргономичного офисного оборудования. Список мебели следующий;
· Стол со встроенной тумбой – 3 шт;
· Кресло – 3 шт;
· Шкаф для бумаг – шт;
· Вешалка для одежды – 1шт;
· Стулья – 3 шт.
Кроме того, для выполнения стоящих перед сотрудником задач ему необходимо иметь на рабочем месте:
· Письменные принадлежности;
· Средства связи (интернет, телефон);
· Место для хранения текущих документов (ящики стола, лоток для бумаг);
· Калькулятор.
После тщательного анализа выполняемых функций, размеров помещений, необходимого оборудования и инвентаря, возникает общий план рабочих мест расчетного отдела, он получил следующий вид:
На рисунке цифрами обозначено: 1 – шкаф для бумаг; 2 – стол;
3 - клавиатура; 4 – монитор; 5 – лотки для бумаг; 6 – вешалка;
7 – канцелярский набор (ручки, карандаши скрепки и пр.); 8 – телефон; 9 –калькулятор, 10 – стулья для посетителей; 11 – принтер.
Помимо перечисленного, на рисунке есть 3 кресла, поскольку пишем мы правой рукой - канцелярия, калькулятор и лоток для бумаг справа, телефон удобнее брать левой рукой - он слева. Также слева, под столом стоит системный блок. Справа в столах есть три выдвижных ящика. Стрелками обозначены пути движения работника, как видим, никаких помех для перемещений нет. На окнах используются жалюзи для предотвращения бликов от солнца.
Теперь посмотрим индивидуальную планировку и проверим зоны досягаемости:
Как видим - все неплохо, ширина стола – 800 мм, длина, пусть будет 1400 мм. Получается, чтобы печатать текст, сотруднику достаточно не меняя позы поднять руки, согнув их в локте. Вытянутыми руками бухгалтер достает до любой точки рабочей поверхности, может взять нужный документ, воспользоваться телефоном или калькулятором. Все, будем считать, задача решена, всем успехов. Ниже приведен список использованных источников.
Источники:
Павлова Г.В., Смирнова ЛК., Барныч Ю.О., Макарова Л.Н. - НОТ и нормирование труда в полиграфии – учебное пособие вузов, МОСКВА «КНИГА», 1986 год.
Черняк Т.В. Проектирование рабочих мест служащих. Новосибирск, 2003. 108 c
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий»,
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»