2017-03-28 11:54:08
Идет семинар Арахим, хорошо известный среди тех, кто интересуется Торой и хочет приобщиться к ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Идет семинар Арахим, хорошо известный среди тех, кто интересуется Торой и хочет приобщиться к соблюдению ее заповедей. Лектор привычно отвечает на самые разные вопросы аудитории. Один из слушателей активно участвует в дискуссии, демонстрируя своими вопросами и ответами чудесное знание и Танаха, и Талмуда, и приковывает таким образом особое внимание лектора.
Лекция на семинаре «Арахим»
После окончания уроков преподаватель подходит к молодому человеку, вызвавшему его неподдельный интерес, и спрашивает у юноши, откуда у него столь глубокое знание Торы.
Парень отвечает:
— Я учился в ешиве, но со временем бросил учебу и перестал соблюдать …
— Почему это случилось?
— Я заядлый курильщик, и мне было не по силам провести субботу, не выкурив сигарету. Тогда я подумал, чего стоят мои заповеди, если я не соблюдаю субботу?! Таким образом, я перестал соблюдать все заповеди Торы.
Грустный человекЧувствуя глубокую боль в голосе молодого человека, лектор с сочувствием посмотрел на него и сказал:
— Ты же учился в ешиве и знаешь, что каждый раз, когда куришь, помимо того, что, затягиваясь, ты совершаешь запрещенное в Шабат действие — разжигание огня, в то же время стряхивая пепел и гася сигарету, — ты нарушаешь дополнительный запрет на тушение огня. В том, что тебе тяжело сдержаться в субботу и не затягиваться, я не могу тебя оправдать, но я могу тебя понять. Но зачем тебе тушить сигарету?
— Какая разница! Сигарета уже зажжена… Шабат уже нарушен…
— Если ты не будешь ее тушить, ты будешь считаться в чем-то соблюдающим шабат!
— Это ничего не изменит.
Спорили они, спорили и решили обратиться за советом к великому знатоку Торы – раву Хаиму Каневскому, чтобы тот рассудил их, будет ли считаться соблюдение субботы, если закуривший решит не тушить огонь сигареты.
Рав Хаим Каневский встретил молодого человека, не поднимая глаз (его обычай таков, что на отступников от Торы он не смотрит)… Его спросили, будет ли считаться соблюдение субботы, если закуривший не станет хотя бы тушить огонь сигареты.
На удивление рав Хаим дал утвердительный ответ. Относительно этого действия будет считаться ….
Молодой человек был потрясен таким ответом и сразу же объявил, что принимает на себя обязательство впредь не тушить сигареты в субботу.
Рав Хаим поднял глаза, посмотрел на молодого человек и благословил его.
С этого момента молодой человек не гасил закуренную в шабат сигарету. Прошло время, и он подумал, что может выкурить на одну-две сигареты меньше, чем обычно, и таким образом будет считаться, что он соблюдает субботу относительно этих невыкуренных сигарет. С каждым разом он пытался сокращать количество выкуренных сигарет. Вскоре молодой человек обнаружил, что вполне справляется с заданием и курит все меньше. Через некоторое время он совершенно отказался от курения и вернулся к соблюдению Торы по-настоящему.
Есть немало людей, которые не справляются с выполнением всех заповедей и из-за этого оставляют и те заповеди, которые они могут выполнить. Их ошибка – в недопонимании огромной ценности любой, даже самой незначительной, на первой взгляд, заповеди, любого воздержания от греха, любого старания в исполнении воли нашего Создателя! автор текста: рав Реувен Куклин
2016-09-03 11:12:23
... , чтобы преподать нам тшуву» (Трактат « ... /> А идея тшувы-возвращения – основная ...
+ развернуть текстсохранённая копия
олигарх Бахматюк Олег Романович — часть 1. «И ты говори нам все, что будет говорить Вс-вышний,
Всесильный наш тебе, и будем слушать (понимать),
и будем делать. И услышал Вс-вышний голос их разговоров,
сказанных мне, и сказал Вс-вышний мне: «Услышал Я голос
разговоров народа этого, которые говорили тебе – хорошее
говорили. Кто бы дал и было бы их сердце трепетно передо Мной»
(Дварим, 5:24-26)
Главнейший из вопросов, возникающих при чтении этого отрывка: понимать перед делать?! И оценка, данная Вс-вышним этой невозможной перестановке – «хорошее говорили» и «кто бы дал в сердце их трепет предо Мной». Но ведь «наасе и нишма» – это уровень любви?! Причем здесь трепет?! Это явное понижение уровня выражено в женском роде обращения Исраэля к Моше: «ты – ат говори нам», хотя в оригинале, к которому мы и обращали свое недоумение (?!), в главе Йитро, где события передаются в «прямой трансляции», сказано всем известное. Отчего, излагая события Синайского Откровения через сорок лет, Моше изменяет, точнее – понижает, уровень происходившего? Нам известно общее объяснение рава Ґирша[1]: понижение – это приближение к нам, на земле находящимся. Но попробуем с помощью Савраньского ребе дать более конкретное объяснение.
Начнем с одобрения Творца осторожности евреев. Бааль ґаТурим, вслед за РаШИ объясняет женский род обращения к Моше: «голосом тихим, как женщина, чтобы мы могли вытерпеть. Гиматрия «ат тедабер» как гиматрия восемь – шмоне диброт – речений». Те самые восемь речений, которые по Устной традиции[2] «транслировались» через гортань Моше. У РаШИ: «вы ослабили мои руки, т.к. видел я, что вы боитесь приблизиться к Нему с любовью».
Ключевой фразой для понимания будет сказанное мудрецами: «не были евреи достойны промаха золотого тельца, а лишь для того, чтобы преподать нам тшуву» (Трактат «Авода зара», 4:2). И не случайно здесь же мудрецы вспоминают «промах» царя Давида и … первого человека. Собственно, мы сталкиваемся с одним и тем же сценарием: спуск Торы (Замысла Вс-вышнего) до самого духовного низа (наше поколение) этого мира.
Интересен мидраш на соседнюю с процитированной гмару: «Сказал Моше Израилю: «Неблагодарные вы, дети мои, неблагодарные (там же, пятый лист)» – надо было вам ответить Создателю на Его слова: «кто бы дал им в сердце трепет» – Ты дай!». Объясняет мидраш: «оттого неблагодарные, что не сказали: «Ты дай нам трепет», поскольку не хотели благодарить за подарок». Нежелание благодарить – движущая сила всех промахов – выбор – «трудное счастье – находка для нас» – реализация Замысла – спуск Торы – заполнение Ею всего Мира.
А идея тшувы-возвращения – основная в Мироздании[3].
Возможность соАвторства – сопричастности, это и есть возможность вернуться к Истине – тшува. И потому, нишма – понимание – Учеба – Устная Тора – путь к наасе – пророческому уровню – любви, Торе Письменной.
Теперь понятным становится одобрение Творца: хорошо – значит, соответствует Замыслу. Обращение к Моше в женском роде, ослабленность рук Моше – спуск с уровня «наасе и нишма» – с уровня любви – на уровень «нишма и наасе» – «боитесь приблизиться к Нему с любовью». Но «даже» уровень трепета для нас – это цель: «кто бы дал и было бы их сердце [полно] трепета передо Мной». Дальнейшее понижение, вплоть до нас, заложено в Творение. Отсюда «неблагодарность» евреев, их неготовность сказать «дай!» Создателю.
[1] Смотри «Путешествие по недельным главам книги Дварим», глава «Ваэтханан»
[2] Смотри «Знакомьтесь – еврейство!», часть ІІ
[3] Смотри «Охота на иллюзии», «Четырехбуквенная структура миров»