Автор: M. Bruk
В современном обществе, построенном на рациональном мышлении, слово «миф» воспринимается как почти ругательное или по крайней мере детское и несерьезное. По-еврейски это бы назвали «бобэ майсес», то есть «бабушкины сказки» — для детей.Миф означает множество разных объектов и часть из «мифологических» объектов является очень мощным и серьезным инструментом влияния на сознание и подсознание.
Каждый человек сталкивается впервые с мифом в раннем детском возрасте, и миф является аналогом слова «сказка».
У этой ситуации с мифом есть два ключевых момента.
Во-первых, маленький ребенок (до 7 лет примерно) не обладает критичностью по отношению к услышанному, поэтому он не может отличить реального персонажа от вымышленного и охотно верит в Деда Мороза и любой сказочный объект. Таким образом, родители могут населить вымышленный мир ребенка самыми экзотическими персонажами — от Бабы-яги до марсиан.
Во-вторых, миф и сказка могут иметь ценный назидательный эффект, обучая детей. При этом ребенка не заставляют впрямую поступать особым образом. Но, слушая сказку/миф, он запоминает сюжеты, и это участвует в формировании его оценок, подходов, действий и др.
В школьном возрасте ребенок приобретает критичность, и жанр мифа «выключается из игры», а ребенок учится мыслить рационально.
Миф во взрослом миреВажно осознавать, что тем же словом «миф» ученые называют тексты для влияния на взрослых. Часто человек не имеет доступа к реальному знанию, и миф играет роль формирователя знания в отсутствие прямых данных.
Приведем несколько примеров.
Антисемитизм в большинстве своем проявлялся в мире не из-за реальных плохих евреев, а из-за мифов (включая миф о маце, в которую якобы добавляют кровь христианских младенцев), которые распространялись в головах неевреев. Более того, сами евреи жили закрыто от окружающих народов. «Свято место пусто не бывает». Отсутствие ясного знания и понимания образа жизни и ценностей евреев компенсировалось мифами и предрассудками. И даже сейчас, в эпоху тотального доступа к знаниям, очень многие неевреи не знают, в чем суть еврейского образа жизни.
Второй пример — миф как оружие массового поражения.
Во время противостояний народов нередки случаи, когда одна из сторон сочиняет мифы о противнике и вбрасывает их через массмедиа в головы своих граждан. У этих мифов вполне прикладной смысл — например, обозлив своих граждан, можно усилить эффект военных действий. Противостояние России и Украины переполнено мифами, которые входят в стратегию «гибридной войны».
Мифы могут не только озлоблять, но и вдохновлять. Через миф влияет и эффект плацебо, когда человек верит в то, что данная ему таблетка поможет, и это укрепляет защитные силы самого организма.
Религия активно использует мифы в разных формах. При этом миф — это необязательно неправда, это скорее информация, принимаемая на веру, и это может быть полезная информация. Например, когда человеку говорят, что «Б-г в него верит», человек может воспрянуть духом, может выйти из депрессии, может совершить подвиг.
Миф может стать ценнейшим инструментом для взрослых, но может оказаться и опасным оружием. Это характерное сочетание для важных и взрослых ресурсов, в них сочетаются возможности и опасности.
На образном языке — возможности мифа обозначают словом «свет», а негативные аспекты словом «тень» или «тьма».
В преддверии Рош Хашана мы желаем читателям в следующем еврейском 5776 году больше света и меньше тени.