Боржавська вузькоколійка в Закарпатті — остання з понад десятка, що вціліла з минулих часів. Попередні «померли» — хто в муках і повільно, а хто швидко і майже непомітно. Всі будувалися для господарських потреб, зокрема, для вивезення деревини з важкодоступних районів Закарпаття.
Історія цієї малої залізниці бере відлік від часів Австро-Угорщини: 23 грудня 1908 року на її відкриття приїхав міністр фінансів Угорщини. Запис про це зберігся в архівах. З того часу вона вірою і правдою слугує закарпатцям, хоча в останні два десятки років протяжність колій невпинно зменшується. На сьогоднішній день вона становить усього 62 кілометри, тобто скоротилася вдвічі.
Мало, кто знает, что коллайдер, суть комплекс для разгона частиц, есть не только в Швейцарии. Еще при советской власти, недалеко от города Протвино на базе Института физики высоких энергий стал строится Ускорительно-накопительный комплекс, сокращенно - УНК. Как и современный БАК, подмосковный ускоритель был построен под землей, однако длина его несколько меньше - всего 21 километр. Однако, УНК ни разу не был запущен, хотя на сегодняшний день работы по восстановлению кольца оживились.
Собственно говоря, в "коллайдер" я спускаюсь уже в четвертый раз. Красота и атмосферность объекта настолько неповторимы, что меня не останавливают ни 900км пути, ни адский холод внизу, ни неплохая охраняемость... И вот в этот раз, в компании tankizt.livejournal.com/, kiaramya.livejournal.com/ и vovas21, я, наскоро сделав ремонт машины, выдвинулся в сторону Москвы.
Сразу скажу, что в этот раз нам довелось пройти целиком все кольцо, пройдя самые охраняемые шахты, обойдя датчики и шебуршащихся рабочих. Однако всвязи со спешкой, большого количества фотографий сделать не удалось. Так, например, остался за кадром действующий синхронизатор У-70 и смонтированное оборудование самого кольца УНК.
Итак, начнем:
Уникальное для "коллайдера" место - развилка узкоколейного пути. Левый тоннель является обходным, прямо - зал для оборудования "Нептун".
Одна из действующих шахт. При съемке приходилось соблюдать гробовую тишину, так как охрана вполне могла находится на площадке над нами:
Тоннель в достроенной части. В отличии от стандартных метростроевских тюбингов, здесь стены покрыты металлоизоляцией:
Долгожданный свет в конце тоннеля:
На этом все, вскоре я все-таки смогу побороть лень и покажу читателям фотографии из поездки по Карелии..