«
Будущее, это всего лишь повторение прошлого… "
У. Д. Ганн (1878-1955)
Уже несколько десятилетий подряд вход в здание Нью-Йоркской Фондовой Биржи украшает портрет человека, который изображен в полный рост. Кто удостоился такой чести? Этот человек –
Вильям Делберт Ганн, один из наиболее талантливых и знаменитых трейдеров всех времен, жизнь которого пришлась на период с 1878 по 1955 год. Однако, мало кому известно, чем именно выделяется Ганн среди многих других трейдеров, сколотивших ничуть не меньшие состояния на поприще биржевой торговли. Он достиг успеха благодаря своим уникальным идеям, которые фактически сформулировали концепцию успеха в современном мире торговли. В основе этой концепции заложены
очень эффективные способы прогнозирования ситуации на рынке с помощью торговых и даже астрологических схем. Используя математические формулы, которые казались его современникам чем-то сверхъестественным, Ганн очень быстро снискал славу в мире трейдинга. В то же время, его взгляды на торговлю вышли далеко за пределы нумерологии и оказались чрезвычайно разнообразными.
Самый таинственный трейдер ХХ века
Мир биржевого трейдинга велик и трагичен, прост и сложен, справедлив и жесток. О героях этого мира однозначно можно сказать только то, что все они — люди неординарные и талантливые. Но даже на этом фоне есть «титаны», чья уникальность остается непостижимой для нескольких поколений рядовых трейдеров. Именно таким человеком является
Вильям Делберт Ганн — непревзойденный гений технического анализа XX века. Имя Ганна в теории трейдинга сравнимо с именами Сократа в философии, Менделеева в химии, Эйнштейна в физике.
Ганн до сих пор остался не до конца понятым, окруженным завесой домыслов и слухов…
Жизненный путь
Вильям Делберт Ганн родился на хлопковом ранчо в Техасе 6 июня 1878 года, близ города Люфкин. Он был первенцем в бедной баптистской семье. Впоследствии у него появилось еще десять братьев и сестер. Семья занималась по большей своей частью выращиванием хлопка, что был
основной источник дохода.
Семья Гана 13 человек размещались в двух маленьких домиках, где не было даже водопровода.
Мать Уильяма Сусанна Ребекка с баптистской неистовостью занималась детьми. Семья жила скромно, но их воспитанию и образованию — в том числе и по религиозным соображениям — уделялось особо большое внимание. Много позднее близкие и знакомые Уильяма Ганна отмечали, что его поведение отличалось правильностью на грани праведности. Он был убежденным баптистом, не пил, не курил, не играл в карты и даже не танцевал.
Ганн не позволял себе вольностей в одежде и был образцовым скупердяем.
Что отличало молодого Ганна, так это сила характера. Сызмальства ему хотелось знать все и вся. Но, естественно, обучать его премудростям науки на ферме было некому. Поэтому молодому Уилли приходилось пешком ходить в ближайшую школу в Люфкин (порядком 10 км). Правда, окончить ему удалось всего три класса. Как старший сын, он был необходим в хозяйстве, поэтому учебу пришлось оставить.
Уже в 16 лет Уильям устроился на свою первую работу — в поезде, курсирующем между городами
Texarkana и
Tyler, он продавал газеты, еду и т. п. При этом, поскольку семья его занималась выращиванием хлопка, было бы странно, если бы старший сын не интересовался спекулятивными скачками биржевых цен на этот товар.
В Texarkana в 1901 году ему удалось
работать в брокерской конторе. Этот момент можно считать началом его карьеры биржевика. Но должность мелкого клерка, которую он там занимал не вдохновляла амбициозного парня. Тем более что к этому времени он обзавелся семьей, и у него росла маленькая дочка. И вечерами он стал посещать местную бизнес-школу. Может, тогда он и понял, что единственным местом в мире, где могли реализоваться его амбиции, был Нью-Йорк.
Уильям Делберт Ганн позволил себе
начать торговать на собственные деньги в 1902 году, когда ему было 24 года. Как он сам признавался, его ранняя торговля основывалась на "
надежде, страхе и жадности", которые как им позже было осознано, совершенно не могут быть совместимы
в успешной торговли. В следствии чего его
первая попытка самостоятельного выхода на рынок с треском провалилась.
В 1903 году в 25 лет он переехал в финансовую столицу мира. Здесь Ганн вновь устроился в брокерскую контору и благодаря полученным знаниям и накопленному опыту занял более или менее высокую должность. Со временем его авторитет в торговле возрастал.
Уже через пять лет после переезда в Нью-Йорк Ганн управлял собственной брокерской фирмой W.D. Gann & Co. Дела его шли в гору. Пробовал Уильям и играть на бирже самостоятельно, на свои средства. Вспоминая то время, он говорил: "
Я, как и большинство новичков, быстро понял, что для биржевых спекуляций нужны особые знания. Наподобие того, как знания определяют успех врача, успешная игра невозможна без понимания ситуации".
Этот вывод заставил Уильяма вновь обратиться к книгам. И в овладении магией рынка ему помогло величайшее упорство. Он изучал рынок днем и ночью, в своей конторе и дома, но не ограничивался этим. Многие месяцы он провел в Astor Library в Нью-Йорке и даже съездил за океан в лондонский British Museum. Здесь его интересовали в первую очередь
исторические котировки — в начале XX века он интересовался, как вели себя цены с начала XIX века. Как потом он сам подсчитал, на это ушло около десяти лет его жизни.
Упорство не позволяло ему останавливаться в самообучении до конца жизни. Временами он говорил: "
Покажите мне человека, который знает о рынке больше меня, и я докажу, что это не так". При этом книгой книг, как и положено баптисту, Уильям считал Библию. Эпоха Рузвельта стала для Ганна эпохой его наиболее удачных предсказаний. Согласно некоторым оценкам, она заработал за это время более $50 млн
По итогам этого самообучения Уильям открыл
секрет биржи, как он сам заявлял. Этот секрет так и оставался секретом для остальных. Когда Ганна просили расшифровать эти законы, он неизменно улыбался и говорил, что сам потратил десять лет на их изучение и учится до сих пор, соответственно, за 10 минут он никому свои знания не сможет объяснить.
Все его высказывания сводились к тому, что цены подвержены "вибрациям", а биржа — определенным "естественным законам". При этом другие объяснения, которые он давал, сводились к тому, что его методика основана на простейшей математике и геометрии. Ганн был приверженцем теории циклов и считал, что все колебания можно вычислить. Причем сам товар как таковой его не интересовал, равно как и другая информация (например, величина урожая и дивиденды на акции).
Время и
прошлые цены — вот все, что было ему нужно для прогноза.
Настоящую популярность принесли Ганну советы и прогнозы. Иногда он печатал их в своих рекомендациях по рынку, а иногда просто сообщал
о будущем изменении цен своим партнерам. Советы эти были простейшими и не раскрывали методику их составления.
Однажды его друг Уильям Гиллей перечислил ряд советов Ганна, которые помогли ему в его практике. Например, в 1908 году, когда акции Union Pacific стоили 168 и 1/8, Ганн сказал Гиллею, что до уровня 169 цены не дойдут, пока не произойдет хороший обвал. Они дошли до 152 и вернулись обратно, что позволило Гиллею увеличить вложенный капитал в 23 раза.
В декабре 1909 года журнал The Ticker and Investment Digest, позднее преобразованный в Wall Street Journal, попросил Уильяма дать читателям один из его знаменитых советов. Ганн тотчас заявил, что хлопок, который шел по $1,02, не опустится ниже 99 центов, а к весне подрастет до $1,45. Так и произошло.
Первый чартист
В 1919 году в 41 год Ганн покинул свою работу. Он успешно давал предсказания как относительно фондового рынка, так и товарного. Кроме текущей и прошлой цены, как уже говорилось, ему ничего не требовалось. Естественно, за свои советы он получал щедрое вознаграждение.
Сейчас его рекомендации по уровням поддержки и сопротивления смотрелись бы вполне нормально, но во времена Ганна
технический анализ полностью отсутствовал. Охотники за советами доверяли инсайдерам. Особым шиком считалось заполучить рекомендации от самого управляющего компанией. А написанные на бумаге цифры никакого энтузиазма у спекулянтов не вызывали. Но Ганн не сдавался. Остаток жизни он посвятил изданию собственных книг и прогнозов. Регулярно стали выходить его
ежедневные советы по товарному и фондовому рынкам, а также
годовые прогнозы. В 1924 году вышла его первая книга "
Правда биржевой ленты" (
Truth of the Stock Tape). Фактически это была
первая книга об изучении графиков. Она получила прекрасные отзывы в прессе и успешно продавалась годами, хотя, по мнению читателей, была написана тяжелым языком. Некоторые биржевики видели в этом прямую уловку. Ведь Ганн, кроме издательства, организовывал и семинары по трейдингу. Стоимость участия в них равнялась стоимости хорошего дома в Америке ($3 тыс.). Желающим
обучиться техническому анализу, однако, ничего не оставалось, как только идти к Ганну, поскольку книгу его они понять не могли. Вообще, в начале XX века многим трейдерам приходила в голову мысль изучать графики, но немногие были способны делать из них выводы о будущем.
Во все времена появлялись трейдеры, стремящиеся победить Wall Street. Все они проигрывали и потом с легкостью объясняли это по графикам. У Ганна был совсем другой подход. Он говорил, что произойдет с ценами за много месяца до фактического наступления указанного момента.
Важно было то, что все свои теории Ганн мог
подтвердить собственным опытом. В Нью-Йорке он дважды устраивал специальные "показательные выступления" — оба раза совершал сделки под пристальным вниманием прессы и всех желающих. Ни один удачливый биржевик того времени не мог себе этого позволить: каждый может запросто ошибиться. Но Ганн рискнул. В 1909 году в течение 25 торговых дней Ганн заключил 286 сделок, из них только 22 оказались убыточными — он
выигрывал в 92% случаев. Торговал он как с помощью простых покупок акций, так и с помощью продаж без покрытия.
В 1933 году Ганн заключил 479 сделок за год. В 422 из них он выиграл, а его стартовый капитал вырос на 4000%. Позднее он показал, как его $1 тыс. первоначальных инвестиций в акции компании US Steel, сделанных в 1915 году, увеличилась до $6,8 млн в 1935 году.
Мистика точного анализа
Все эти советы хоть и были чрезвычайно эффектны, оказались цветочками по сравнению с тем, что Уильям предсказывал потом. Свои предсказания Ганн в отличие от других аналитиков своего времени строил не на ценах, а на времени. Началось все с того, что он правильно предсказал время окончания первой мировой войны. Люди, вооруженные этим знанием, могли делать миллионы на рынке. Правда, очень немногие еще верили в прорицателя Ганна.
С того времени он с точностью до дня предсказывал все развороты рынка и в итоге предсказал начало Великой депрессии, ее ход, причины, а также конец. Соответствующий его доклад на тот знаменательный год до сих пор доступен для изучения. Точность указанных в нем данных поразительна.
Даже во времена Великой депрессии Ганн
выигрывал почти в 90% сделок. Да и саму депрессию Ганн предсказал с точностью до года.
Большинство пророчеств Ганн делал на год вперед. Он видел не только
фактические события в движении цен, но и их время с точностью до дня. Ганн иной раз предсказывал определенные дни паники на рынках.
Даже с точки зрения современного технического анализа это кажется невозможным. Хотя сам Ганн говорил, что не родился еще человек, способный понят секрет, который понял он. Вообще, все его догадки
сбывались с точностью до примерно 85%.Эти его догадки породили общее недоверие публики. Одни приписывали Ганну мистические способности, другие утверждали, что он угадывает котировки по звездам. Появилась даже
теория астрологического исследования рынка.
Однако самого Ганна это как будто не касалось. Его современники утверждают, что Ганн заработал на бирже более $50 млн. Но сам Ганн не давал советов своему партнеру по издательству книг под тем предлогом, что тот за них не платит. Вообще, вспоминая Уильяма Ганна, его партнеры говорили о его трудном характере. Богач ничего не делал бесплатно и ценил каждый доллар. Все свои начинания он обязательно доводил до финала и до конца жизни не переставал изучать биржевую игру.
В 1936 году, в расцвет своей популярности, Ганн заинтересовался недвижимостью в Майами.
Там он купил пару домов и магазинов, хотя основной источник дохода приносил ему несравненно большие деньги. Еще его интересовали самолеты. Уильям купил один под предлогом, что полеты помогают его предсказаниям.
Ганн даже выпустил книгу "
Путь в облака" (
Tunnel Thru The Air). Рассказ в ней велся скорее фантастический — о будущем и самолетах. Однако это не помешало дотошным читателям увидеть в ней предсказание нападения японцев на Перл-Харбор и найти пару интересных торговых тактик.
После второй мировой войны Ганн провернул еще одну удачную сделку. Он продал свой бизнес Джозефу Ледереру, своему бывшему ученику. Но тот и не подозревал, что авторские права на свои книги Ганн продаст своему бывшему партнеру Ламберту совсем за другую цену. Собственно, офис Ганна ничего не значил без его изданий.
В 1954 году у Ганна случился инфаркт, а в 1955 году у него обнаружили рак. Умер Ганн в июне 1955 года в возрасте 77 лет. Говорят, что после смерти весь его капитал вместе с домом оценили всего в $100 тыс. Напоследок Ганн оставил еще один секрет — тайну исчезновения его миллионов.
Некоторые факты из биографии:
- Ганн никогда не оканчивал высшую школу.
- В 1908, в возрасте 30 лет, Ганн торговал на двух счетах. Первый, открытый на $300, принес ему $25000 за три месяца. Второй, начатый с $130, принес $12000 почти за 30 дней. С этого времени за Ганном закрепилась репутация необычно талантливого трейдера.
- В начале 1914 Ганн предсказывает мировую войну и панику на рынках.
- В марте 1918 Ганн успешно предсказывает конец Первой Мировой и отречение Кайзера от престола. (а это уже либо мистика чистой воды, либо сверхчрезвычайная осведомленность в определенных кругах)
Его предсказания были опубликованы многими ведущими газетами того времени, включая и «New York Times». В 1919 он начал работать на себя. Он публикует «Supply and Demand Letter», где включает предсказания для фондового и товарных рынков.
- В 1927 Ганн пишет новеллу «Tunnel Thru the Air». Ганн написал ее как изложение собственных открытий. Эти открытия были скрыты в переплетениях сюжета книги. В «Tunnel Thru the Air» Ганн предсказывает Вторую Мировую Войну, в частности атаку Японии на США. Многие годы трейдеры пытаются раскрыть секреты этой книги, но мало достигают успеха.
- В 1928 Ганн успешно предсказывает вершину бычьего рынка 3 сентября 1929 года и последующую величайшую в истории панику.
- В 1940 Ганн пишет «Face Facts America». В этой книге он объясняет, почему Германия проиграет войну и почему Америка не должна вступать в войну. Он также подчеркивает большие проблемы, которые он видит в «Новом Курсе» Американского правительства и его последствия.
- Ганн умер в 18 июня 1955 года в возрасте 77 лет. Его похоронили в в масонской (что многих по сей день наводит на вполне осязаемые мысли о тайном мировом масонском правительстве.) секции кладбища «Greenwood» в Бруклине.