... , президент Украины, подписал
, касающийся изменения границ ...
... после опубликования
№1400, действительно ... обязан
, которые ...
Двадцать лет нелегитимной Конституции России. Ельцинский вариант
В декабре 2013 года исполняется двадцать лет с момента «принятия» ныне действующей Конституции Российской Федерации. Юбилею посвящается серия масштабных мероприятий: ряд круглых столов конституционалистов в Государственной думе, научно-практические конференции в ведущих вузах страны, публикации в СМИ.
Двадцатилетнему юбилею была посвящена и встреча В. Путина с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин. «То, что у нас есть этот стабильный текст (Конституция РФ), к которому мы подходим очень аккуратно, – заявил В. Путин, – чрезвычайно важная вещь». Президент дал понять, что не видит необходимости менять текст Конституции РФ. Напротив, ряд ведущих специалистов по конституционному праву предлагают внести правки в большинство статей Конституции РФ.
Между тем главный недостаток действующей Конституции – ее политико-юридическая нелегитимность (то есть незаконность). Двадцать лет политико-экономические процессы в Российской Федерации протекают в конституционном поле, навязанном стране участниками государственного переворота сентября–октября 1993 года во главе с Б. Ельциным.
Хронология принятия ельцинской Конституции, да и в целом формирования политико-экономической системы ельцинизма, – это хронология произвола и беззакония, фальсификации и манипулирования. Одним из первых шагов на этом пути стал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», подписанный и опубликованный Б. Ельциным 21 сентября 1993 года, – это поистине трагическое событие не только для России, но и для всего советского народа.
Указ №1400, как объявил Б. Ельцин, «прервал осуществление законодательной, распорядительной, контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ». Из этого вытекает ряд принципиальных выводов, которые либо замалчиваются, либо искажаются неодемократами, российскими «свободными, независимыми и демократическими СМИ».
Вывод первый. Указом №1400, с точки зрения права, по концепции «правового государства», которым убаюкивали народ неодемократы, было нарушено 5 статей Конституции и совершено несколько преступлений по 4 статьям Уголовного кодекса РФ. Прерывая деятельность «законно избранных органов государственной власти» – Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, президент РФ нарушает статью 126.6 Конституции (Основного закона) Российской Федерации и закон от 9 октября 1992 г. «О защите конституционных органов в Российской Федерации», в соответствии с которыми «Полномочия Президента Российской Федерации... прекращаются немедленно». Другими словами, президент Б. Ельцин становился просто гражданином Б. Ельциным.
Вывод второй. Конституционный суд под председательством В. Зорькина в своем Заключении, принятом после опубликования Указа №1400, действительно квалифицировал решение президента РФ Б. Ельцина от 21 сентября 1993 года как неконституционное и как государственный переворот.
Заключение Конституционного суда означало: Б. Ельцин с момента подписания им Указа № 1400 и выступления по телевидению, то есть с 20.00 часов по московскому времени 21 сентября 1993 года строго юридически уже не являлся президентом Российской Федерации, поскольку его полномочия, как это зафиксировано в Конституции (Основном законе) РФ, «прекратились немедленно», автоматически.
И тем не менее с этого периода – сентября–октября 1993 года – Б. Ельцин, с молчаливого согласия российской общественности, юридического сообщества, безмолвствующего народа, не являясь президентом Российской Федерации, узурпировал государственную власть.
Важным этапом качественного оформления перманентности государственного переворота Указа №1400 и сентября–октября 1993 года стало принятие новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
***
Решение о подготовке проекта новой российской Конституции (Основного закона) принял первый Съезд народных депутатов РСФСР. 16 июня 1991 года Съездом была образована Конституционная комиссия. Ее председателем был утвержден Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин, секретарем – народный депутат РСФСР О.Г. Румянцев.
После того как VI Съезд народных депутатов России одобрил представленный съездовской Конституционной комиссией проект Конституции (Основного закона) и поручил Верховному Совету и Конституционной комиссии завершить доработку проекта, в том числе и с учетом предложений и замечаний президента РФ, касающихся статусов федеральной законодательной власти и президента, Б. Ельцин как председатель Конституционной комиссии, недовольный юридическим разграничением полномочий между президентом, парламентом и правительством, отказался сотрудничать с Конституционной комиссией и срочно секретно занялся легализацией своего проекта Конституции посредством созванного им из своих сторонников так называемого Конституционного совещания. Другими словами, все наработки съездовской Конституционной комиссии были отброшены как ненужный хлам. «Гарант Конституции» поручил подготовку своего проекта приближенным юристам С.С. Алексееву, С. Шахраю, А. Собчаку, Ю. Батурину. Подготовка ельцинского проекта Конституции была настолько засекречена, что даже глава администрации президента РФ Сергей Филатов «не знал об этом Конституционном совещании».
Б. Ельцину нужна была собственная правовая база по основным вопросам функционирования государства, Конституция «с сильным президентом», наделенным неограниченными полномочиями, нужно было юридическое камуфлирование трагедии сентября–октября 1993 года, что и было обеспечено «высококлассными юристами».
Примечательно то, что в конце осеннего, последнего, заседания секретного Конституционного совещания Б. Ельцин предложил его участникам поставить свои подписи под текстом «согласованного совещанием проекта Конституции». Однако в подавляющей массе участники совещания отказались от этой «чести».
***
В ельцинском варианте Конституции президент не вошел ни в одну из трех ветвей власти, он возвышался отдельной политической фигурой, или, как любит бравировать С. Шахрай, конституционно обладал лишь «спящими» полномочиями: помилование, объявление чрезвычайного положения, представление премьера, генпрокурора, согласительные комиссии… Что получилось на практике, это народ испытал на своей шкуре.
Согласно действующему на тот период законодательству, принятие новой Конституции Российской Федерации могло быть осуществлено только на всероссийском референдуме в полном соответствии с федеральным законом «О референдуме РСФСР», который действовал и утратил силу лишь в 1995 году.
В соответствии со статьей 35 закона «О референдуме РСФСР», при проведении референдума «по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало больше половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме». При этом референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.
Тут и понадобилась очередная «загогулина» Б. Ельцина, подготовленная ему придворными юристами и помощниками С.С. Алексеевым, А. Собчаком, С. Шахраем, Ю. Батуриным, – специальные одноразовые правила голосования. Нарушая закон «О референдуме РСФСР», гражданин Б. Ельцин 15 октября 1993 года подписывает указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утверждает «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно «Положению…», новая Конституция считается одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Термин «всенародное голосование», а не «референдум» был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего на тот период закона «О референдуме РСФСР».
В юридическом поле возникла двусмысленность: действует закон «О референдуме РСФСР» и рядом ельцинское «Положение…», подписанное уже не президентом, а просто гражданином Б. Ельциным. И юридическое сообщество глотает эту пилюлю. Поэтому неудивительно, что Сергей Шахрай до настоящего времени всеми мерами пытается доказывать, что «действующая Конституция имеет огромный потенциал даже при существующих недостатках», что «Конституция 1993 года – это гордость юридической мысли».
Ельцинское «Положение...» фиксирует, что «на всенародное голосование выносится проект Конституции Российской Федерации, представленный Президентом Российской Федерации». Это означало, что никто другой не может представить свой проект Конституции, в том числе и Конституционная комиссия съезда, что свидетельствовало, кто в России хозяин.
Далее. Важной содержательной конституционной «загогулиной» Б. Ельцина и его клевретов-юристов является то, что если закон «О референдуме РСФСР» при проведении референдума по вопросам принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию устанавливал, что решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, внесенных в списки избирателей, то по одноразовым правилам гражданина Б. Ельцина Конституция считается принятой, если за нее проголосовали 50% избирателей, принявших участие в голосовании.
Приведем итоги «всенародного голосования» за новую «демократическую» Конституцию по официальным данным ЦИК. Всего избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации на декабрь 1993 года, было 106,1 млн человек. Приняли участие в голосовании по проекту Конституции 58 187 775 избирателей, или 54,8% активных избирателей. За новую Конституцию проголосовало 32,9 млн избирателей, против – 23,4 миллиона. Если считать по ельцинскому «Положению…», за проголосовало 56,6% от количества выданных бюллетеней. Если же вести подсчет по закону «О референдуме РСФСР», то за Конституцию проголосовало лишь 30,9% активных избирателей, против – 22%.
Для большей наглядности приведем данные по Республике Татарстан по данным ЦИК.
Как видим, в Республике Татарстан насчитывалось 2 638 575 человек, внесенных в списки избирателей. В голосовании за Конституцию приняло участие 367 088 человек, или 13,9% избирателей. Однако в официальном бюллетене ЦИК отражена радужная цифра – якобы 74,8% избирателей проголосовали за новую российскую Конституцию. В целом же в 14 регионах голосование за новую Конституцию провалилось.
В выводах экспертной группы при администрации президента (!) А. Собянина о масштабных фальсификациях при голосовании за Конституцию Российской Федерации утверждалось, что на самом деле в голосовании принимало участие не более 46% от списочного состава избирателей. То есть за новую Конституцию высказалось даже значительно меньше половины зарегистрированных избирателей! Конституция не получила поддержки более половины субъектов Российской Федерации. А значит, говоря юридически, якобы одобренная тогда и действующая ныне Конституция до настоящего времени является нелегитимной, не имеет юридической силы! Поэтому все разглагольствования нынешних либералов о святости и неприкосновенности столь незаконнорожденной Конституции ничего, кроме ироничной усмешки, у нормального человека вызвать не могут.
Не следует забывать и то, что якобы всенародно принятая ельцинская Конституция не является Основным законом, нормативным правовым актом высшей юридической силы, как это считается в мировой практике.
В Германии, например, конституция так и называется – «Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями от 20 октября 1997 г.)». Конституция СССР имела сущностное содержание как Конституция (Основной закон) СССР. Подобная законодательная суть государственности была заложена и в Конституции (Основном законе) РСФСР. Данный аспект имеет принципиальное значение для международной, а также внутриполитической и экономической стабильности.
В «новой» российской ельцинской Конституции название Конституция есть, а юридическое содержание полностью отсутствует. Поэтому, когда Сергей Шахрай или бывший глава администрации С. Филатов, защищая ельцинскую Конституцию, постоянно ведут речь о ней как об Основном законе, они просто искажают юридические факты, наводят тень на плетень.
Из того основополагающего юридического факта, что принятая 12 декабря 1993 года Конституция РФ не является Основным законом, следует, что записанное во втором разделе ельцинской Конституции констатирующее утверждение – «Одновременно прекращается действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года», с юридической точки зрения, – чистой воды юридическая фикция. Конституция без статуса Основного закона не может отменить Конституцию со статусом. Никогда не поверю, что этого не знали юридические «мудрецы» С.С. Алексеев, Ю. Батурин, А. Собчак, С. Шахрай. Или они действовали по принципу: был бы заказ, а юристы постараются. Не верю, что пособники-юристы не понимали, что их действия подпадали под действующие на тот период статьи УК РСФСР и подлежали суду. Не верю, что они до сих пор не понимают, что с их помощью, с их «юридического» согласия государство Российская Федерация со всеми ее ветвями власти и законами – пока фиктивное незаконное образование, что по всем международным правовым нормам в стране продолжают действовать Конституция (Основной закон) РСФСР, законы которой никто не отменял. (Не удивительно, что недавно первый вице-премьер правительства РФ А. Дворкович «вдруг» узнал, что в стране еще действуют нормативные правовые акты, подписанные в свое время В.И. Лениным.)
Назначенная гражданином Б. Ельциным Центральная избирательная комиссия (ЦИК) во главе с юристом-перевертышем Николаем Рябовым, закрыв глаза на огромные фальсификации и нарушения действующего законодательства, посчитала Конституцию принятой, и она после опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 года вступила в силу. Чтобы не быть уличенной в фальсификациях при голосовании за новую ельцинскую Конституцию, избирательные бюллетени вопреки действующему положению по личному распоряжению Николая Рябова были сразу же уничтожены.
В результате принятия ельцинской Конституции, как справедливо обобщил д.ю.н., профессор С. Бабурин, «сегодня мы имеем и конституционный тупик, и глобальный государственно-правовой и социально-экономический кризис российского общества».
***
Авторитарная ельцинская Конституция 1993 года по своим параметрам явилась огромным шагом назад по сравнению даже с правленой-переправленной действующей до 1993 года Конституцией Российской Федерации. Конституция сделала президента и правительство неподотчетными никому; она поставила под их контроль и Конституционный суд, тем самым положив конец независимости судебной системы. Парламент – Федеральное собрание – превратился в простую декорацию авторитарного режима, машину для голосования. Никакого баланса властей новая Конституция не ввела, демократия на основе «российской модели британской королевы» (по терминологии Шахрая) в еще большей степени обрела черты олигархичности и коррумпированности, провозглашенное правовое государство из-за «загогуленного» произвола стало лозунгом, а социально-экономические права граждан по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 года превратились в фикцию. Народу преподнесли еще один образчик танковой демократии.
Словом, не было в истории «тоталитарного режима», как любят ругать неодемократы воспитавший их советский строй, такой нелегитимной, мало кого устраивавшей Конституции. Двадцать лет страна живет в нелегитимном конституционном поле.
Проблему нелегитимности Конституции РФ и нелегитимности государственной власти в стране не следует упрощать. Она содержит в себе бомбу замедленного действия, заряд такой мощности, который может разнести Россию как суверенное государство.
Недавно Республика Татарстан, которая в числе 14 субъектов Российской Федерации не проголосовала 12 декабря 1993 года за ельцинскую Конституцию, приняла новую концепцию национальной политики, в соответствии с которой Татарстан более «не является правовым государственным образованием в составе России». Республика провозглашена духовным центром всего татарского народа. Выводы каждый сможет сделать сам.
Нелегитимность Конституции РФ объективно ставит нелегитимность политической власти, нелегитимность преемников Б. Ельцина и преемников его преемников, указ номер два президента В.В. Путина о беспрецедентных гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи, гарантиях юридических, социальных, экономических, политических, о награждении 12 июня 2001 года Б. Ельцина орденом «За заслуги перед Отечеством I степени», решений об увековечивании памяти главного расстрельщика парламента, клятвопреступника, узурпатора и деспота, присвоении его имени государственным учреждениям, вместо того чтобы разоблачить и судить фальсификатора и политического самозванца.
***
Не менее важен международный аспект фальсификации законности Конституции РФ и легитимности российской власти. С 90-х годов прошлого столетия Запад при Б. Ельцине сполна получил от России множество благ и преференций на будущее, что позволило США и странам НАТО безбедно просуществовать за счет населения нашей страны и даже создать себе задел на будущие времена. И любые отклонения от этой внешнеполитической линии чреваты непредсказуемыми последствиями.
Более активную позицию в вопросе легитимизации Конституции Российской Федерации должен был бы занять Конституционный суд как орган конституционного правосудия. Именно Конституционный суд был вправе и был обязан указать на неконституционность указов, которые команда Ельцина пекла как блины в целях проталкивания новой Конституции.
Между тем с момента принятия ельцинской Конституции Конституционный суд использует в качестве критерия своей деятельности нелегитимную Конституцию, безропотно наблюдает, как «совершенствуется, углубляется» ущербная «демократия» по-российски при откровенном попустительстве гаранта конституционного правосудия, избрание депутатов осуществляется «большинством» из числа принявших участие в голосовании, то есть любым, каким угодно фактическим меньшинством избирателей, пришедших на выборы, российская «демократия» докатилась до выборов по партийным спискам, ликвидируя персональное голосование по одномандатным округам, формируя различные угодные власти фильтры.
Ни Конституционный суд, ни российское юридическое сообщество даже не пытаются ставить вопрос о нелегитимности Конституции Российской Федерации. Уважаемые юристы спокойно закрыли глаза и приняли как должное результаты государственного переворота сентября–октября 1993 года.
Следовательно, в повестку дня остро встает вопрос о восстановлении легитимности Конституции Российской Федерации со всеми вытекающими из этого политическими и социально-экономическими условиями.
Прежде всего, принимая во внимание нелегитимность Конституции РФ, не являющейся к тому же Основным законом страны, первоочередной политической задачей становится необходимость немедленной разработки закона и созыва Конституционного собрания. В статье 135-й новой Конституции РФ указано, что должен быть принят федеральный конституционный закон о Конституционном собрании, однако такой закон до сих пор не принят. Такова двадцатилетняя стабильность «демократичного» «Основного закона». Есть чем гордиться!
Принятие федерального закона и созыв Конституционного собрания позволят разрешить противоречия нелегитимности конституционного поля в Российской Федерации, провести в мягкой форме назревшую конституционную реформу, без которой невозможно реанимировать нашу политическую систему, сделать ее эффективной, а правящий режим – демократическим, добиться легитимизации высших органов государственной власти, особенно необходимых для внешнеполитической деятельности. Давно назрело устранение дисбаланса полномочий среди высших государственных органов федеральной власти, особенно в соотношении «президент–председатель правительства – парламент».
Реализация выдвинутой концепции вывода Российской Федерации из нынешнего нелегитимного конституционного поля могла бы стать первоочередной тактической и политической задачей не только всех левых оппозиционных сил, но и всех патриотов России.
Юрий Воронин. Советская Россия
ertata
В столичном Днепровском районе планируют открыть новый сквер. Это будет зеленая зона на Левом берегу ...
Национальная виза D, выдаваемая консульскими учреждениями Италии за рубежом для въезда в страну ...