Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «урочише»
УРОЧИЩЕ КУРИЛОВО 2015-02-20 09:06:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Кирпичная церковь Рождества Богородицы с Никольским приделом (также известная как церковь Никольская Николо-Пустопольского погоста) находится на Пустопольском погосте, который также фигурирует на старинных картах как Никольский погост. Первое документальное упоминание о нем относится к 1628 году - в окладных книгах упоминалась "Церковь великого Чудотворца Николы в пустом полена погосте". Известно также, что в 1774 году на погосте была построена новая деревянная церковь. А каменный храм, останки которого можно видеть сегодня, был заложен в 1832 году (по противоречивым сведениям старая церковь сгорела). В целом он представлял собой достаточно типичную постройку в стиле позднего классицизма - одноглавую, одноапсидную, восьмерик на четверике, с пристроенной с запада трапезной и двухъярусной колокольней. Недалеко от церкви располагались деревни: Курилово (600 м), Баженово (600 м), Спиридово (2.2 км). Урочище Курилово известно среди путешествующих людей благодаря находящейся на пути в него из Северной Гривы Богородице-Рождественской церкви на Никольском погосте, закрытой властями в 1938 году. В данный момент церковь полуразрушенная, однако стены и колокольня в относительной сохранности. В 1953-м году все находящиеся в этих лесах деревни были уничтожены, а гражданское население переселено в другие места по причине формирования военного полигона. В настоящее время в этом огромном лесном массиве нет ни деревень, ни полигона, именно поэтому это местечко особенно привлекают ценителей нетронутой природы и искателей приключений. Далее небольшой экскурс в историю с сайта petushki.33rus.ru.В 1832 году вместо деревянной церкви была начата постройка каменного храма с величественной колокольней. Престолов в храме было три: главный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В серебряных позолоченных окладах находились иконы Христа Спасителя, Казанской Божией Матери, Рождества Пресвятой Богородицы, а также крест напрестольный серебряный вызолоченный с частицами святых мощей, серебряный ковчег 1793 года для хранения святых даров, серебряные с позолотой сосуды и другая богатейшая утварь... В церковной библиотеке хранилась Триодь постная с надписью 1720 года: «Владимирского уезда польской волости и церкви Николая Чудотворца приложили все прихожане той церкви попе Максиме Игнатове да при попе Игнатии Борисове... а кто сию книгу из церквей божьих изымет или заложит и он будет извержен на суде общем Господнем...» Владельцами земель вокруг Николо-Пустопольского Погоста начиная с XVII века были князья Голицыны, богатейшие люди своего времени. Несколько поколений этих князей и других родовитых бояр покоилось на кладбище при погосте. Вплоть до революции кладбище содержалось в полном порядке, а на множестве богатых мраморных и гранитных надгробий хранились надписи: «граф», «князь», «купец» и т.д. Согласно плану и межевой книге за Никольской церковью числились земли, выделенные храму князем Голицыным в количестве 278 десятин 1091 саженей. Никольскому храму принадлежал огромный капитал — только от продажи церковного леса доход составлял 18200. В приход Никольской церкви Пустопольского Погоста, которая являлся «поповским селом», т.е. в нём не было крестьянских дворов и состояло оно только из домов причта (священнослужителей), входили деревни: Баженово, Курилово, Борисово, Спиридово, Подболоте. В Николо-Пустопольском Погосте с 1877 года существовала земская народная школа (70 учащихся) и две церковно-приходских школы. фото сер.1930-х гг.; семейный архив Ботиных, бывшая д.Курилово (фото с сайта http://www.4turista.ru/node/413) На этом месте пол века назад стояла деревня, упоминавшаяся ещё в переписных книгах 1705 года. В деревне Курилово было тогда девять дворов, и принадлежала она помещикам Ивану Степановичу Юматову и Андрею Трофимовичу Сущеву. Вплоть до революции окрестные земли использовались стекольным заводом фабриканта Костерёва. Деревню выселили в 1956 году в связи со строительством в этих местах Костерёвского артиллерийского полигона. Жителей обречённой деревни расселили в Северную Гриву, Шатуру, и по новым, отстроенным для нужд торфоразработок, посёлкам. Сейчас не видно и следа от стоявших когда то тут изб.
Дорога к урочищу от Северной Гривы, ещё лет десять назад труднопроходимая, сейчас позволяет добраться до него на неполно приводном автомобиле, как зимой, так и летом. Некоторые перекрёстки лесного пути даже имеют указатели: «На Храм». Церковь в Курилово несколько лет назад посетили бывшие жители этой канувшей в небытие деревни и отслужили в ней молебен.
http://www.shaturyane.ru/tract-Kurilovo.php http://waychaser.acritum.com/17
Тэги: курилово, мещера, монастырь, урочише, часовня, шатур, шатура, шушмор
УРОЧИЩЕ ИЛКОДИНО 2015-02-18 09:09:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Это урочище сейчас связывают с полуразрушенной церковью - Рождества Христова, построенной помещиком А.К. Поливановым в середине XIX века в деревне Илкодино. После крестьянской реформы 1861г. село быстро развивалось, поскольку оно было расположено на оживлённой в то время дороге «Коломенка», совсем недалеко от переправы через Клязьму. В конце XIX в. здесь проживали 210 мужчин и 249 женщин. В селе имелись постоялый двор, почтовая станция, торговые и питейные заведения. В престольный праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе устраивалась богатая ярмарка. Церковный приход состоял из деревень Селищи, Передел и Мишунино. Располагаясь на торговом тракте недалеко от реки Поли, Илкодино имело благоприятные перспективы для развития хозяйственной деятельности и процветания жизни сельчан. Но в 1953 году в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех жителей села вынудили переселиться в другие места. Дальнейшее описание взято с сайта http://www.shaturyane.ru/
Село Илкодино находилось в 55 верстах от губернского города и в 50 верстах - от уездного. Оно расположилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый. Через некоторое время совершенно неожиданно из-за леса показался полуразрушенный храм в честь Рождества Христова. Наш автобус въехал в бывшее село Илкодино. Картина порушенной церкви была удручающей... Совсем иная картина представилась известному русскому писателю-народнику Николаю Николаевичу Златовратскому. В 1864 году он был направлен Владимирским губернским комитетом по крестьянскому делу для оказания населению деревень Покровского уезда помощи по землеустройству. Писатель вспоминал, как оказавшись на правом берегу Клязьмы, он был буквально очарован красотой окрестностей широкой и быстрой в этих местах реки и, как во сне, проехал по дороге мимо пахучего разнотравья заливных лугов и углубился в вековой лес Мещёрского края. Через несколько вёрст из-за леса показались золотые главы Храма Рождества Христова, на пути лежало большое крестьянское поселение Илкодино. После постройки церкви в селе была открыта школа, в двух верстах от села на реке Поле была построена новая мельница. К концу XIX-го века село намного выросло, шла бойкая торговля, были открыты питейные заведения, постоялый двор со сменой лошадей для проезжего люда из Владимира и обратно. Местность, которую занимал Илкодинский приход по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане «Ловчего пути», изобиловала лесами и была слабо заселена. Правительство, по местному преданию, разрешало здесь селиться беглым от помещиков крестьянам, посему население здесь составилось из различных элементов. В переписных книгах 1705 года за окольничим Семёном Фёдоровичем Толочановым записаны - деревня Илкодино и Мишунино, в первой 45 дворов - 127 душ мужского пола, во второй: 14 дворов - 76 душ. Образование Илкодинского прихода относится к концу первой половины XIX-го века. До 1843 года деревни, составившие Илкодинский приход, были приписаны к церкви села Николы-Пустого поля, но дальность расстояния от приходской церкви (12 вёрст) побудила жителей позаботиться о постройке отдельного храма. Местом для храма была выбрана деревня Илкодино. Каменный храм начали строить в 1841 году на средства помещика Александра Константиновича Поливанова, при финансовой поддержке хозяина Мишеронского завода Семёна Григорьевича Костерёва и на пожертвования жителей окрестных деревень. Храм строился, не хватало средств, снова были внушительные взносы А.К. Поливанова и С.Г. Костерёва. В 1843 году деревня Илкодино была переименована в село Илкодино. Начались первые службы в новом храме, хотя полностью постройка его была закончена в 1851 году. Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма, композиция - трёхчастная осевая, односветный четверик церкви был перекрыт купольным сводом с люкарнами (люкарна - оконный проём в купольном покрытии), изначально увенчивавшимся декоративной главкой. С востока к храму примыкал полукруглый алтарь (алтарь - вся восточная часть храма, отделённая иконостасом), с запада примыкала двухпридельная трапезная и колокольня. Декоративное убранство было весьма сдержанно, боковые фасады украшены пилястровыми портиками. В храме было устроено три престола: главный - в честь Рождества Христова (освящён в 1851 году), в тёплой трапезе - в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы (освящён в 1844 году) и святого Николая Чудотворца (освящён в 1846 году). Утварью, ризницей и святыми иконами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон наиболее значительными были: икона Нерукотворного Образа икона Знамения Пресвятой Богородицы икона Спасителя икона Божьей Матери Ризы на этих иконах были серебряные вызолоченные. Первые две иконы пожертвовал Александр Константинович Поливанов; риза на иконе Спасителя была сделана в 1788 году, а на иконе Знамения в 1769 году. Заслуживала внимание довольно большая картина, изображавшая пригвождение Иисуса Христа к столбу для бичевания; писана была эта картина с итальянского оригинала человеком Поливанова - крепостным Бухвостовым. За свой труд живописец был отпущен помещиком на волю. ИЛКОДИНСКИЙ ПРИХОДВ храме Рождества Христова причта по штату было положено: священник, дьякон и псаломщик. На их содержание получалось: а) процентов с причтового капитала - 38 рублей; б) от земли пахотной и сенокосной - до 50 рублей; в) от службы и требоисправлений - до 850 рублей; г) от хлебного сбора с прихожан - до 50 рублей, а всего - до 1000 рублей в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. Земли при церкви было: усадебной - около 2 десятин, пахотной - до 18 десятин и сенокосной - 13 десятин. Приход состоял из села Илкодино и деревень: Мишунино (6 вёрст от церкви), Селищи (4 версты), Передел (7 вёрст), в которых по клировым ведомостям числилось 778 душ мужского пола и 896 женского ... Выше я отметил, что местность, которую занимал Илкодинский приход по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане Ловчего пути. Чтобы пролить свет на это понятие, коснусь вкратце истории охоты на Руси.
Кратчайший путь к церкви лежит от Мишеронского и составляет 13км и два с половиной часа пешей неспешной прогулки по широкому песчаному грейдеру туда, и соответственно столько же обратно. Это идеальный вариант для тех, кто хочет взять тайник одним днем. Благо электрички до Шатуры и автобусы до Мишеронского ходят довольно часто. Однако, если вы решили провести в Мещере больше времени, и выбрали другой, более длинный путь, то имейте ввиду, что мост через Клязьму в Костерево принадлежит военным, и они его время от времени закрывают, если не хотите испытывать судьбу – переходите Клязьму под Петушками. Если же вы решили подойти к церкви с востока, со стороны Владимирской области, то имейте ввиду, что мост через Полю находится по дороге в Селищи, в остальных же местах – броды. Глубина, в зависимости от времени года и осадков, варьируется от “по щиколотку” до “по грудь”.
Тэги: илкодино, подмосковье, урочише, шатура, шушмор
Тайны России | Тайна урочища Шушмор 2015-01-27 11:12:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Тэги: белые, боги, бордуковское, мещера, озера, урочише, шатура, шатурские, шушмор
Шатурская комета 2014-05-28 10:29:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Если посмотреть на карту Мещеры, то нигде нет столько озер, сколько их в Шатурском районе. Расположенные группами и поодиночке, они создают уникальный ландшафт на лике Земли. Мелкие и глубокие, поросшие водной растительностью и с чистой гладью, мутно-коричневые и с прозрачной водой, они кажутся все разными, но есть нечто, что их объединяет и делает уникальными. Карта части Шатурского кратерного поля: Всю озерную систему Шатурского района условно можно разделить на четыре большие группы: озера, расположенные на юге, на границе с Рязанской и Владимирской областями, назовем их Клепиковской группой, Туголесская группа, Шатурская группа и озёра рядом с озером Светец. Клепиковская группа - это Великое, Дубовое, Святое и множество более маленьких озёр в их окружении, а также болото Шири. Все они расположены в пойме реки Пра. Озёра, как правило, неглубокие, сильно заросшие, но есть среди них и уникальные, с глубиной 30-40 метров. По какой-то необъяснимой причине такие озёра называются Белыми. Хотя почему необъяснимой? Глубокие озера с чистой прозрачной водой и берегами, сложенными из белых песков, по-другому невозможно было назвать. Если посмотреть на карту или космические снимки этой территории, то бросается в глаза большой овал, вытянутый с северо-северо-востока (ССВ) на юго-юго-запад (ЮЮЗ). Озеро Святое, что у деревни Перхурово, - такой же овал, правда, меньшего размера, с несколькими островами в середине и тоже вытянутый с ССВ на ЮЮЗ. Для полноты рассмотрим еще одно небольшое озеро с названием Белое, расположенное у деревни с таким же названием. Прекрасное глубокое озеро с чудесной прозрачной водой и тоже вытянутое в аналогичном направлении. Теперь поглядим на Туголесскую группу озёр: Воймежное, Карасово, Долгое, а также Свиношное, Пиявочное и Озерецкое. Тут картина несколько иная. Эти озёра среди обширного торфяного болота, тоже неглубокие и поросшие водной растительностью. Форма их далека от круглой или овальной, но объединяет их то, что линия, вдоль которой они вытянулись, проходит с ССВ на ЮЮЗ. Кроме этого, есть результаты бурения озера Воймежное, сделанного при раскопках стоянки древнего человека. По этим данным глубина озера в лучшие времена составляла 22 метра. Озеро Карасово по этим же данным чуть мельче, но имеет центральное поднятие. Наибольшее содержание оказалось в слое 7-10 см от поверхности и постепенно снижалось до глубины 0,5 метра, глубже попадались лишь единичные экземпляры. Было выявлено явление вымывания стримергласов на глубину – в верхних слоях попадались наиболее крупные экземпляры. Кометные маркеры – стримергласы
После отработки методики отбора проб были проведены работы по выяснению распределения стримергласов в окрестностях озер. Самой большой проблемой при отборе проб оказался выбор места взятия пробы. Дело в том, что окрестности озер интенсивно используются населением в хозяйственной деятельности. Берега некоторых озер неоднократно перепахивались и пробы подвергались невольному усреднению. Особенно это заметно на примере озера Власовское (Карповское), поэтому при отборе проб приходилось учитывать этот фактор. В целом обследование выявило пеструю картину распределения стримергласов, правда, возможно, это объясняется несовершенством методики отбора проб на стримергласы. Наибольшее количество стримергласов оказалось вблизи озер, постепенно снижаясь при удалении от них. Выявлено некоторое увеличение количества стримергласов к северу, северо-западу от озер, что можно объяснить направлением ветра на момент катастрофы или действием ударных волн. Обнаруженные следы выпавшей кометной пыли в окрестностях перечисленных выше озер позволяют предположить, что здесь имело место падение роя крупных кометных обломков, а сами озера имеют импактное происхождение. Пока до конца не ясно: образовались ли обломки в результате разрушения кометного ядра в верхних слоях атмосферы или же они являлись членами множественного кометного ядра и падали независимо друг от друга. Проведенный анализ космических снимков места катастрофы и расчеты возможных различных условий падения отдают предпочтение второму варианту. Подробнее об этом было написано выше. Особый интерес представляет связка озеро Белое-Бардуковское и заболоченная низина к юго-западу от него, хорошо видимая на космических снимках. Рельеф дна озера позволяет предположить, что имел место случай, когда два обломка кометного ядра упали рядом. При этом один обломок достиг поверхности Земли и смог образовать полноценный кратер, а второй обломок разрушился у самой поверхности и лишь вдавил поверхность, образовав депрессию и сдвиг в сторону образовавшегося рядом кратера. Расчеты, проведенные с использованием программы разработанной в 2005 г. в Университете штата Аризона (США) и опубликованной на сайте http://www.lpl.arizona.edu/impacteffects/ не исключают такого варианта. Возможно, такой же случай, когда космическое тело разрушилось у самой поверхности, имел место и на Подкаменной Тунгуске сто лет назад. Ледник оставил эти места примерно 10 тысяч лет назад. Следовательно, время падения метеорита не более 10 тысяч лет, иначе следы этого падения были бы уничтожены ледником. Вообще, цифра 10 тысяч лет часто упоминается в мировой истории. Можно предположить, что вся история делится на два периода – до и после падения Космического тела. И, в самом деле, последствия такого падения должны были быть катастрофическими. По предположениям ученых ГЕОХИ, взрыв, образовавший только одно озеро Смердячье, был эквивалентен взрыву 10 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, а озеро Смердячье - самое маленькое в этой группе озёр. На сотни, а может, и тысячи километров вокруг не осталось ничего живого. Скорее всего, были и большие пожары. Косвенным подтверждением этому могут служить данные археолога Энговатовой, полученные в результате раскопок стоянки древних людей возле озера Воймежного. Она делает вывод, что люди поселились на берегах озера в пятом тысячелетии до нашей эры после большого лесного пожара, культурный слой с развалами старинных глиняных сосудов начинается практически на углях. Продукты взрыва, поднятые в воздух, надолго замутили атмосферу Земли и, возможно, стали причиной затяжных осадков. «Ниспослал Господь кару небесную и лил дождь сорок дней». Не является ли это упоминанием о последствиях падения метеорита? Чтобы выяснить это, необходимы дальнейшие исследования озер, ведь разнообразие воронок, от чисто взрывных, до крупных депрессий, делают Шатурское кратерное поле уникальным полигоном по исследованию процессов, происходящих при падении комет на земную поверхность и пониманию того, что же произошло на Подкаменной Тунгуске в начале прошлого века. Николай Филин, член Союза краеведов России, г.Рошаль историко-краеведческий альманах ШАТУРСКАЯ МЕЩЁРА Шатура №2 2009
Тэги: мещера, озера, урочише, шатура, шатурские, шушмор
История урочища. 2014-05-23 11:22:00
Правильным названием этого урочища считается ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Правильным названием этого урочища считается Ушмор. Корни его уходят в глубокую древность и датируются 2000 годом до нашей эры. Сейчас эта местность представляет собой абсолютно незаселенную территорию. Раньше же здесь проживало множество людей. Известны они были как «люди озер» и слыли колдунами и повелителями природных сил.
Самым почитаемым у них был змеиный бог Ур. Капище змеиного бога было на месте села Шатур. До сих пор напротив села, если перейти через реку Поля, стоит ритуальный камень. В этих местах огромные камни являются большой редкостью. Какая-то неведомая сила выталкивает их иногда на поверхность. Этот валун, по всей вероятности, является одним из них. После прихода в эти края христиан, здесь была возведена часовня. Но она полностью разрушилась, сегодня от нее не осталось и следа.
Впервые Шушморе упоминается в XII-XIII веках нашей эры. Но уже после XVII века Шушмор начал проявлять себя как аномальная зона. Это произошло после того, как неподалеку был проложен Коломенский тракт. Тогда на тракте начали пропадать люди. Их следы просто обрывались на дороге, а все попытки отыскать их оказывались безрезультатными. После многочисленных исчезновений людей и в связи со строительством более удобной дороги движение на Коломенском тракте в 1920 году прекратилось. А в 1971 году московские ученые-физики обнаружили в этих местах магнитную аномалию. Позже появилась гипотеза, что активность Шушмора вызывает эффект, сходный с эффектом Бермудского треугольника.
«Скручивание» линий напряженности магнитного поля, эпицентр которого приходился на Шушмор, теоретически может объяснять исчезновение людей в периоды его «активности». В связи с этим, всем совершающим здесь какие-либо передвижения следует держаться подальше от Шушмора.
Тэги: мещера, озера, урочише, шатура, шатурские, шушмор
Главная / Главные темы / Тэг «урочише»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|