«Соборная площадь в Московском Кремле» Алексеев Ф. Я. В числе многих достопримечательностей, которыми так богата наша первопрестольная столица — Москва, Успенский Собор, без сомнения, занимает одно из важнейших и почтеннейших мест, как по своей древности (он строен в XV веке) так по важным историческим воспоминаниям, которые невольно толпятся в уме при первом воззрении на этот памятник могущества древних (наших) Князей Русских, в набожности наших предков. Сюда прибегали Русские, в тяжкие времена ига Монгольского, молить Бога и Пресвятую Его Матерь о помиловании. Здесь-то герой Донской, окружённый своими сподвижниками, принимал благословение Святителя Алексия умереть за веру и свободу отечества, В этом самом храме хитрый Годунов клялся разделить последнюю сорочку с бедными; здесь торжествовал среди Поляков отважный прошлец Отрепьев день предательства; и здесь же окружённый верными боярами молился Богу первый из Романовых — единодушно избранный Михаил. Еще недавно слышны были здесь голоса разноплемённых народов Европы и красноречивого витии — Платона взывавшего к праху Петра. Как велики эти воспоминания, как драгоценны они для каждого Русского!
Во время княжения Калиты, Петр, Архиепископ Владимирский, оставил свою паству приглашённый Иоанном Даниловичем на престол Московской Митрополии. Чтобы иметь кафедру в своей новой Митрополии, Святитель неотступно просил Великого Князя построить соборной храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Калита, питая непритворное уважение к Святителю, обещал исполнить его желание. «Аще мене, Сыне, послушавши, — говорил ему Угодник, и храм Пресвятая Богородицы воздвигавши во своём граде, сам прославишися паче иных Князей, и сынове твои и внуцы в род и род и град сей славен будет во всех градех Российских, и Святители поживут в нем, ещё же и мои кости положены будут». Теперь известно, сбылись ли сии предсказания Святого!
И так, в 1325 году был заложен храм самим Святителем и Великими Князем, храм во имя Успения Божией Матери.
Св. Пётр так сильно желал увидеть скорее своё предприятие оконченным, что не только ободрял работников, но иногда даже сам разделял с ними труды. Но не смотря на это рвение, смерть лишила его удовольствия, которое столько его занимало. Храм был кончен в 1327 и освящён уже Прохором Епископом Ростовским. В 1425 году Митрополит Иона присоединил к этому храму ещё один придел, который называется: Похвала Пресвятой Богородице, в благодарность за победу одержанную Иоанном Васильевичем, сыном Тёмного, над Татарами.
Полтора века молились в этом храме Русские Князья и народ и чтили его, как славную святыню Княжества. Но ветхость его и теснота заставили Великого Князя Иоанна Васильевича, построить новый храм, который был бы подобен Владимирскому храму Пресвятой Богородицы, построенному Князем Андреем Боголюбским. В 1472 году, по разобрании старой церкви, Митрополит Филипп, в присутствии всего семейства Великого Князя и при собрании великого множества народа, заложил новый храм. Но не смотря на ревностное усердие Великого Князя, довольно уже высоко возведённые стены вдруг упали, и одним разом уничтожили долговременные труды и надежды.
Иоанн Васильевич, приписывая, и не без основания, такую неудачу неискуству художников, и недостатку Архитектора, выписал из Болонии Архитектора Фиораванти Аристотеля, который, прибывши в Москву, осмотрел развалины упавшей церкви, съездил во Владимир, посмотрел тамошнюю Соборную церковь, удивлялся величественной её архитектуре. Он указал Русским работникам, как надобно обжигать кирпич, растворять известь, и разрушивши до основания стены прежней церкви, заложил
наконец великолепный храм Успения и до ныне стоящий в Москве, и удивляющий нас величественным сочетанием Греко-Итальянской Архитектуры. В 1479 году был освящён этот храм Митрополитом Геронтием. Спустя десять лет после освящения молния ударила в верх большой главы. Сделался было пожар, и хотя вскоре утушен сбежавшимся народом, однако внутренность храма претерпела довольно большой вред, Великий Князь Василий Иванович, столь же набожный, как и отец его, поправил повреждённые места, и сверх сего с благословения Митрополита Варлаама украсил его иконописью. С самого основания сего храма Князья и Цари Российские оказывали к нему чрезвычайное благоговение что свидетельствуют богатые их вклады. Так Иоанн Васильевич Грозный приказал всю внутренность храма покрыть золотом.
В таком-то положении храм Успения оставался во все время смятений, происходивших от Поляков и Самозванцев. Но едва только взошёл на престол Михаил Фёдорович, как первым долгом почёл обратить своё внимание на Успенский Собор, и, заметив, что храм очень обветшал от времени и нерадения, велел все образа написать снова, что и было произведено под главным надзором Князя Репнина, Дьяка Угодского и Стольника Пушкина. Одного только золота для стенной живописи употреблено 210100 листов ценою на 1720 червонцев. Таким образом, Собор снова получил прежний великолепный вид. Последующие Государи более и более продолжали украшать его. В царствование Императрицы Екатерины II, в 1775 году, была возобновлена стенная иконопись всего Собора, но пребывание Французов в Москве в 1812 году опять превратило в бедственный вид состояние храма. Есть предание, что во время Московского пожара, когда пламя достигло уже Кремля, вдруг пролился чрезвычайный дождь на Соборы, и таким образом спас их от совершенного разрушения. Другое предание говорит, что хищники, прикасаясь к раке Святителя Ионы, всякой раз были потрясаемы каким то ужасом, отчего к крайнему удивлению она одна осталась невредимою, Даже лампадка, висевшая пред ракой, уцелела от всеобщего хищничества, К этому прибавляют, что сам Наполеон, узнав о таком чуде, пожелал видеть мощи Угодника и запретил прикасаться к ним. По выходе Французов Успенский Собор вскоре явился в прежнем великолепии и снова покрылся серебром и золотом.
В Московском Успенском Соборе находятся следующие мощи Св. Угодников.
1. Входя в алтарь северными дверями с левой стороны почивают в раке мощи Св. Петра, первого Митрополита Московского.
2. Входя северными дверями в церковь, по правую сторону почивают мощи Ионы Митрополита в раке, обложенной чеканным серебром, сделанной, как видно из надписи, по повелению Царя Феодора Иоанновича.
3. Входя в церковь южными дверями, по правую сторону близ самого иконостаса, мощи Филиппа Митрополита, в деревянной раке, обложенной вызолоченным чеканным серебром, и сделанной по повелению Царя Алексея Михайловича. На ней находится надпись, в которой содержится жизнь сего Святителя-страдальца. Он жил во времена Иоанна Грозного, и не было ни одного неистовства, ни одной жестокости, в которых бы не укорял этот Святитель Грозного Царя. Такая опека вскоре не понравилась Царю, и он лишив сана Филиппа, отослал в Тверь в Отрочь монастырь. Но тем ещё не окончились страдания Святителя: Малюта Скуратов, начальник той самой Опричинны, против которой более всего восставал Филипп, умертвил его собственными руками.
Близ раки Петра Митрополита находятся части мощей.
В числе икон в иконостасе примечательнейшая суть:
1. От царских дверей по правую сторону образ Спасителя, сидящего на престоле, Греческого письма. Он прислан от Византийского Императора Мануила в дар Князьям Новгородским, и принесён в Москву Великим Князем Иоанном Васильевичем в 1476 году.
2. На той же стороне образ Успения Пресвятая Богородицы, писанный Св. Петром первым Митрополитом Московским
3. В третьем месте стоить образ Благовещения Пресвятая Богородицы, принесённый из Устюга во время Княжении Иоанна Васильевича III.
4. По левую сторону царских врат примечателен образ Владимирская, Божией Матери, писанный Св. Евангелистом Лукою, в киот, обложенном серебром. На ней риза из чистого золота, украшена драгоценными каменьями, из коих один солитер ценится в 80 тысяч рублей, вся же риза в 200000.
5. Образ Пресвятая Богородицы Одигитрии, при котором находится Кровь Господня, риза Богородицы, часть мощей Иоанна Предтечи, Алексия Митрополита, Николая Чудотворца и Преподобного Сергия.
Около четырёх столпов, поддерживающих церковные своды, находятся образа разных Святых; из них примечательнейшая: Образ Пресвятая Богородицы, принесённый из Иерусалима в Константинополь Греческим Императором «Львом в 453 году по Рожд. Христову, а в 796 перевезён в Херсон, откуда Великий Князь Владимир взял его в Новгород, где и стоял до времени Иоанна Васильевича.
В алтаре за жертвенником, в серебряном створчатом киоте, украшенном дорогими каменьями , находится риза Господня за царскою печатью.
Вышина Собора от купола большой главы до полу 55 аршин; длина от горного места до западных дверей 50 аршин, а ширина от одних боковых дверей до других 55 аршин.
Исторические сведения о большом Успенском Соборе.— Москва. Типография И.Смирнова, 1836.
Печатать позволяется, съ тѣмъ, чтобы, по отпечатаніи, представлены были въ Ценсурный Комитетъ три экземпляра. Москва. Сентября 30 дня, 1836 года.
ЦенсорЪ и КавалерЪ И. СпегирееЪ.
ertata