Это цитата сообщения rss_ucheba Оригинальное сообщениеПисьмо выпускникам от сочувствующего учителя-словесника
Третья часть ЕГЭ по русскому языку — сочинение. Чтобы лучше подготовиться к ней на яндексе в разделе ЕГЭ 2015 по русскому языку размещены советы от учителя, а также подробный анализ нескольких сочинений.
Елена Владимировна Кузнецова, учитель русского языка и литературы:
"Дорогие друзья! Если у вас хватит терпения дочитать это письмо до конца, то написать часть С в ЕГЭ по русскому языку будет существенно легче."
Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Больше писать не имеет смысла: может возрасти количество ошибок.
В формулировке задания части С прослеживается базовая композиция работы. От вас ожидается текст-рассуждение примерно по следующей схеме:
Вступление. Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте. Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста). Авторская позиция по данной проблеме ("Автор считает, что…"). Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией). Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта). Вывод (заключение). Вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия "тема" и "проблема". Должно прозвучать именно слово "проблема"!
Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
Комментарий естественно подводит к авторской позиции, которая чаще всего высказана достаточно ясно. Формулируя позицию автора, надо помнить, что это и есть ответ на волнующий вопрос, это авторское решение проблемы, его указание, "что делать", "куда ж нам плыть" или "кто виноват".
Мнение выпускника может полностью совпадать с авторским, а может быть ровно противоположным. В любом случае советуем не повторять дословно авторские мысли. Постарайтесь найти свою формулировку ответа на вопрос. Нельзя ограничиваться словами "я согласен" или "я не согласен с автором". Предложение должно быть сложным: "Я согласен с автором в том, что…". Или: "Мне близка позиция автора по вопросу о…, потому что…". В случае несогласия с автором необходимо быть вежливым и корректным. Открытая агрессия или сарказм совершенно недопустимы. Ведите тактичный диалог с автором, не опускаясь до грубостей. В противном случае вы потеряете баллы по критериям "Этические нормы" и "Речевые ошибки".
Своё мнение нужно подтвердить двумя примерами-аргументами, один из которых должен быть взят из литературного источника. Не стоит зацикливаться на художественной литературе. Вспомните о школьных учебниках, о многочисленных газетах и журналах. Пусть вам помогут энциклопедии, книги-биографии, мемуары, дневники, письма. И всё-таки не забывайте о школьной программе по литературе. Она и есть тот спасительный источник, который переполнен аргументами по любой проблеме. Вас пугает даже мысль о больших романах? Обратите внимание на мастеров короткого рассказа и гениев русской поэзии. Важно указать автора и название книги, не путать имена героев и не приписывать им подвигов, которые они не совершали. Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.
Аргумент может не только напрямую подтверждать вашу мысль ("вот как следует поступать"), но и быть аргументом "от противного", то есть примером того, что бывает в жизни, если, предположим, нравственно-этические нормы нарушаются.
Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться "классической" композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.
Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт.
Обязательно проверьте сочинение. Помните, что существуют не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и грамматические, речевые, логические, фактические ошибки. Критерии оценки сочинения можно скачать здесь. Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль. Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:
К1. Формулировка проблемы — 1. К2. Комментарий к проблеме — 2. К3. Отражение позиции автора — 1. К4. Аргументация — 3. К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2. К6. Точность и выразительность речи — 2. К7. Орфография — 3. К8. Пунктуация — 3. К9. Грамматические ошибки — 2. К10. Речевые ошибки — 2. К11. Соблюдение этических норм — 1. К12. Фактологическая точность — 1. Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.
Всего можно получить за сочинение 23 балла.
Классификация грамматических, речевых и логических ошибок.
Здесь https://ege.yandex.ru/russian/c/ она разбирает три работы старшеклассников, написанные по фрагменту из "Воспоминания о романе" Фазиля Искандера. Какие типичные ошибки возникают даже в хорошем ученическом тексте и как сделать его лучше? (Там приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя.) http://kkoleso.livejournal.com/416119.html
Серия сообщений "Учеба. Работа. Карьера.":
Будь в курсе! Подписывайся: Учеба. Работа. Карьера.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://kkoleso.livejournal.com/data/rss, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника.
Часть 1 - Скидка 2000 рублей на программы онлайн-университета Часть 2 - Если вы хотите стать творческим человеком, то станете Часть 3 - Откройте тесты ЕГЭ Часть 4 - Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа
Это цитата сообщения rss_ucheba Оригинальное сообщениеТеория подготовки к ЕГЭ
На уроках все чаще вместо слов учителя: "Задумайтесь, что творилось в душе русских людей, когда они видели, сколь уверенно Наполеон двигался к Москве…", звучат другие: "Откройте тесты ЕГЭ". И здесь, быть может, главная проблема нового вида итоговой аттестации: знать и понимать – это не значит удачно пройти тестирование. Каждый из учителей расскажет вам историю про двоечника, которому везло: он в произвольном порядке ставил номера ответов и … получал четверки. Вот три самых популярных варианта решения проблемы подготовки к ЕГЭ:
1. Занятия с хорошо зарекомендовавшим себя опытным педагогом-репетитором. Этот вариант потребует определенных финансовых затрат, но если школьник предмет знает действительно хорошо, то может понадобиться лишь несколько занятий, на которых преподаватель покажет алгоритм работы с тестами: как правильно читать задания, на что обратить особое внимание, что делать, если не знаешь ответа, как распределить время и т.д. Опытный педагог выявит индивидуальные особенности своего подопечного, его "слабые места" и скорректирует ситуацию.
2. Курсы подготовки к ЕГЭ, в том числе при вузах. Их программы рассчитаны, как правило, на среднего ученика, продолжительность обучения – различна: от года до 2-х месяцев. Оптимально – интенсивные занятия (не менее двух раз в неделю) последние четыре месяца перед ЕГЭ. Но порой такие курсы более полезны как способ психологической адаптации в новой среде, как возможность знакомства с вузом, с преподавателями и другими абитуриентами, а подготовка к ЕГЭ отходит на второй план. И все-таки, если "стартовые" знания оценивать не более чем на "тройку", то рассчитывать можно только на "прибавку" в 10-15 баллов. В подтверждение сказанному – мнения успешных и "грамотных" абитуриентов – "хорошистов", высказанные на различных форумах в Интернете, где обсуждаются секреты успеха на ЕГЭ по русскому языку: "Занимался с репетитором пол года перед сдачей, сам жутко неграмотный был … сдал на 4". "Надо прорешивать кучи тестов для подготовки к ЕГЭ, желательно разных авторов, т.к. неизвестно_ задания каких типов будут в этом году. Так набил руку, что до пяти 3 балов не хватила". "Русский сдать можно, я 4 натянул. И часть С лутше писать, пусть хоть пара баллов будит – прегодится в любом случае". Оставим без комментариев и вернемся к методам подготовки к ЕГЭ.
3. Интенсивная самостоятельная работа с тестами при правильной организации дает хорошие результаты. Помощь школьного учителя в этом случае очень важна, пусть даже инициатива будет исходить от ученика. Сейчас в Интернете предлагается огромное количество вариантов тестов ЕГЭ, а в книжных магазинах разнообразие пособий и сборников может поставить в тупик. Официальный информационный портал ЕГЭ www.ege.edu.ru предлагает демонстрационные варианты тестов, по которым можно готовится.
Источник http://kkoleso.livejournal.com/412115.html
Серия сообщений "Учеба. Работа. Карьера.":
Будь в курсе! Подписывайся: Учеба. Работа. Карьера.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://kkoleso.livejournal.com/data/rss, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника.
Часть 1 - Скидка 2000 рублей на программы онлайн-университета Часть 2 - Если вы хотите стать творческим человеком, то станете Часть 3 - Откройте тесты ЕГЭ Часть 4 - Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа
Это цитата сообщения rss_ucheba Оригинальное сообщениеУ Пушкина была няня или способности к творчеству
Всё в жизни начинается с идеи. Идеи рождаются в процессе творчества. Как говорит словарь: "творчество – это создание новых культурных или материальных ценностей". Вот и всё. Само создание ценностей, я думаю, вам знакомо. Нужно только овладеть понятием "новых". Однако, как только речь заходит о творчестве, люди сразу пугаются: - Это не про меня. Как будто есть какие-то особые люди – творческие. Вот они - другое дело. Они могут творить, изобретать, открывать, придумывать. А вы нет...
Более того, эти люди, творческие, живут где-то там. Не с нами. У них совсем особые условия жизни. Вот, например, у Пушкина была няня, Арина Родионовна, она ему на ночь рассказывала "Руслана и Людмилу". Вот как повезло мальчику! Он запомнил, потом вырос и записал по памяти. И Эйнштейну, небось, кто-то теорию относительности на ночь рассказывал, чтобы ребёнок засыпал мгновенно. Он вырос, пересказал своими словами и получил Нобелевскую премию...
Поэтому они и гении. А у меня няни не было. Что я могу поделать?
Спешу вас обрадовать! Вы также способны к творчеству, как и любой другой! Творчество – это навык, которому можно и нужно научиться. Как умению ездить на велосипеде. Когда вы первый раз сели на велосипед, то вам показалось, что это очень сложно. Но ведь потом научились и теперь с лёгкостью едете туда, куда вам надо. То же самое с творчеством. Если вы хотите стать творческим человеком, то станете. Не сразу. Но научитесь и будете творить и получать от этого удовольствие. Главный барьер, который вам надо взять – это ваше неверие в собственные силы. Вам кажется, что у вас не получится. Вы не сможете, потому что никогда этого не делали. http://kkoleso.livejournal.com/414657.html
Серия сообщений "Учеба. Работа. Карьера.":
Будь в курсе! Подписывайся: Учеба. Работа. Карьера.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://kkoleso.livejournal.com/data/rss, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника.
Часть 1 - Скидка 2000 рублей на программы онлайн-университета Часть 2 - Если вы хотите стать творческим человеком, то станете Часть 3 - Откройте тесты ЕГЭ Часть 4 - Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа
2015-04-24 02:55:01
А вот и запись первого занятия нашего с Ольгой Юрковской курса «Как получить от жизни всё: карьеру, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
А вот и запись первого занятия нашего с Ольгой Юрковской курса «Как получить от жизни всё: карьеру, деньги, любовь, семью и счастье, ничем не жертвуя». Буду рада видеть всех во вторник в 21.00 (по Москве) на следующем занятии. Оно уже не вводное, так что ждите многочисленные упражнения - и не забудьте выполнить домашнее задание с первого занятия http://stressa.net/kak/1/
В четверг идем в НАДТ на "Укрощение строптивой". Планировали взять с собой котьку, но котька два дня назад объявила: - А у меня уроки в это время, и уходить с них я точно не буду, я школу ни на какие театры не променяю. Даже не уговаривайте Мы и не стали. Котька боится пропустить хоть один школьный день, даже дурацкую справку в поликлинике делает уже месяц, чтобы записываться только на внешкольные часы и ни с единого урока не уходить. Но ирония темы в том, что котька ПЕРВАЯ в нашей семье за несколько поколений, кто не учится на отлично. Даже удивительно, что при таком невероятном рвении КПД весьма невысок. Может, котька - еще и первый на много поколений в роду человек процесса, а не результата?