Штирлиц считал, что запоминается всегда последняя фраза. Прав он или нет, но факт, что из всех ...
Штирлиц считал, что запоминается всегда последняя фраза. Прав он или нет, но факт, что из всех массовых кампаний против алкоголизма в СССР, мы все больше всего помним последнюю – 1985 года. Однако и до неё власти СССР как могли вели тяжёлые позиционные бои на фронтах алкоголизации и деградации советского населения.
Так, 19 июня 1972 года в СССР был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». А 30 ноября того же года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «о внесении дополнений и изменений в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы РСФСР». Второй указ усиливал ответственность за «доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения» и «управление транспортными средствами в состоянии опьянения». Нет смысла объяснять, что коли уж даже уголовный кодекс отредактировали по этим пунктам, то это была проблема в масштабах всего государства. Также Указ № 639 определял ответственность «за нарушение правил торговли спиртными напитками», «за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде», за изготовления алкогольной продукции дома и т.д.
И хотя данные указы касались только РСФСР, так или иначе масштабная кампания началась по всей стране. Естественно, очень важную роль в этой борьбе уделялась пропаганде и агитации и, в первую очередь, визуальной пропаганде.
Как известно, важнейшим из искусств для большевиков было кино (роль цирка – дебатируется). Поэтому, естественно, в первую очередь на антиалкогольные указы отреагировал советский кинематограф.
Правда, не художественный, а документальный.
Тут дело, видимо, в том, что производство художественного фильма куда более затратно – и по времени, и по финансам (например, антиалкогольная комедия «Сто грамм для храбрости» вышла только в 1976 году).
Кстати, вы обратили внимание на аннотацию фильма «Ответственность»? «В 12 лет мальчик попал в вытрезвитель». Это не художественный вымысел. Это советский документальный фильм. И мальчик – не обитатель американской ночлежки («американская ночлежка» – хрестоматийный штамп советского агитпропа в рассказах о США), а советские пионер. И фильм этот снят, чтобы показать тенденцию массового детского пьянства в СССР. А то, что это было массовое явление – подтверждает не сам фильм, а Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639.
Поскольку детское и подростковое пьянство к началу 70-х в СССР стало огромной проблемой, кинематографисты привлекли и средства, ориентированное на молодёжь и детей – мультики.
Это были т.н. «мультфильмы для взрослых», но в СССР дети были готовы смотреть любой мультик.
Для создания антиалкогольных фильмов привлекли и режиссёров соцстран. Польский режиссёр Марек Пивовский снял жуткий фильм «Штопор» – это было нечто за гранью, показывавшее, до какого скотства мог допиться человеку. В другое время этот фильм могли бы даже признать антисоветским. Но коли есть Указ, значит это дело правильное.
Ну и конечно обрушился на алкоголиков и пьяниц всесоюзный юмористический журнал «Крокодил».
Тема пьянства вообще была довольно популярной в этом журнале, но после июньского Указа она стала более насыщенной и злой.
Художник постарались изобразить пьяниц настоящими ублюдками. Но, не забудем, что это ведь были советские люди, доведённым до этого состояния самой Системой.
«Крокодил» не ограничивал себя только карикатурами, а для такой темы стал публиковать и фотографии.
Но карикатуры, конечно, превалировали.
Для более молодых, кто не в курсе – 3,62 и 4,12 – это стоимость бутылок водки.
Заодно пнули и импортную алкогольную продукцию. В самом деле – не только же родная отечественная «беленькая» доводила советских людей до алкоголизма. Хотя мне, например, трудно представить, что советские рабочие спивались, налегая на CAMUS или MARTINI.
Всё верно – после смены рабочие бухали. Почти поголовно. А что ещё было делать?
Опять же, тут для молодых и не совсем понимающих нюансы. Иной раз предприятие увольняло таки (с огромным трудом) алкаша, но характеристику ему давало самую лучшую. Ну вот как на карикатуре – это не водка, а томатный сок.
Забавно, но тема тяжёлого понедельника появилась не во времена «офисного планктона».
Там в углу сидит «Кефир», если кто-то не может прочитать надпись. Это безусловно дикое явление в советском кафе – чтобы посетитель не употреблял алкоголь.
Это о ночной подпольной торговле водкой. Кстати, каждый советский человек знал, где ночью купить водку. А вы знаете? Конечно – у таксистов.
А ведь это типовой советский человек. Ну не то чтобы единственный типаж. Но весьма распространённый.
Это – антисоветская пропаганда? Нет – это карикатура в советском журнале «Крокодил» за 1972 год.
Ну и закончим на этом, наверное.
Нечего и говорить, что все этим миллионы рублей, брошенные на борьбу с пьянством и алкоголизмом, не принесли желаемых результатов. И к 1985 году доклад учёных Новосибирского Академгородка – который, собственно, и дал старт новой, и последней, антиалкогольной кампании в истории СССР – констатировал, что алкоголизм и пьянство стало ещё более масштабным явлением, чем в 1972 году, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».
https://newsland.com/user/4297805012/content/sovetskaia-borba-protiv-pianstva-i-alkogolizma-ili-stroiteli-sotsializma/5728184
... ="repost">Московские рынки
В ...
Всем желающим оспорить тезис о том, что
СССР был страной тотальной и всеобщей нищеты, я предложу вспомнить такое явление, как приём стеклянной тары из-под продуктов. Пункты приёма бутылок и банок стали широко появляться в 1970-е годы и просуществовали по инерции ещё несколько лет после распада СССР. В принципе, они и сейчас кое-где сохранились, но уже не отыгрывают роль столь массового явления, как в советские годы.
В самом факте использовании упаковки и других ресурсов нет ничего плохого (скорее наоборот), но в СССР это приобрело весьма "спесифисский" местный колорит — сбор и сдача использованной посуды рассматривались в качестве серьезного бизнес-предприятия, способного заметно пополнить семейный бюджет, позволяющего найти дополнительные средства на выпивку и т.д.
Под катом — рассказ и фоточки того, как в СССР сдавали бутылки.
02. Для начала несколько слов о том, откуда же бралась та самая "тара". Молочные продукты (молоко, кефир, сливки и т.д.) стали широко продаваться в стеклянной таре примерно с начала 1960-х годов, до этого в городах поменьше они продавались исключительно на разлив, бутилированное молоко было только в крупных городах. Бутылки для обычного молока, топленого молока, кефира и сливок были типовыми, отличаясь только цветом верхней крышечки из фольги — белая для молока, желтая для топленого, зеленая для кефира и, кажется, фиолетовая для сливок.
На фото — типичный молочный холодильник в советском магазине 1970-80 годов, засталвенный типовыми молочными бутылками. Еще были типовые пивные бутылки (0,5) и бутылки из-под водки и вина (0,5 и 0,7), а также типовые банки — из-под майонеза, из-под сметаны и консервов и большие трехлитровые. Всю эту посуду принимали в пунктах приёма стеклотары — больше всего туда несли пивные и молочные бутылки и майонезные мелкие баночки. Банки покрупнее использовали в хозяйстве, а трехлитровые "баллоны" вообще никто и никогда не сдавал — их использовали для домашнего консервирования, "закаток".
03. Цена всего, что продавалось в СССР в стеклянных ёмкостях, включала в себя залоговую стоимость "стекла", которая была весьма высокой, заметно выше реальной стоимости бутылок. Это делалось якобы для того, чтобы "сознательные граждане" не выбрасывали бутылки, а шли их сдавать, но по сути это была простая ценовая накрутка, реально ничем не обоснованная. Цена бутылки составляла около 10% от стоимости вина, около 5% от стоимости водки и половину от стоимости пива — по-моему, это нереально много.
Пункты приёма стеклотары стали широко появляться примерно в середине 1970-х, чаще всего в одном помещении либо рядом с продуктовыми магазинами. Как правило, это были небольшие темные помещения, наполовину заставленные пластиковыми ящиками с пустой тарой, с непередаваемым запахом пивных дрожжей и перегара внутри.
04. Существовали и особые правила приёма стеклотары, за соблюдением которых строго следили приёмщики — бутылки должны были быть без посторонних запахов (лекарств, керосина и т.д.), без признаков посторонних жидкостей (вроде масла), а также без этикеток. В тёплую погоду возле пунктов приёма стеклотары можно было нередко увидеть вот такую картину — граждане "великой страны" массово отмывают бутылки в лужах:
04. Кто обычно шёл сдавать бутылки? Не будет большим преувеличением сказать, что пустые бутылки в СССР сдавали абсолютно все слои населения — за поллитровую бутылку из-под молока в пункте приёма стеклотары давали 15 копеек, за литровую — 20. Пятьдесят литровых бутылок из-под молока стоили 10 рублей — червонец при "среднесоветской" зарплате в 120-150 рублей и тотальной нищете был вполне заметными деньгами.
Существовали также "профессиональные бутылочники", как правило из местных синяков (чаще) либо совсем бедных одиноких пенсионеров (реже), которые ходили по округе и собирали пустые бутылки в стечатые авоськи, затем несли эти раздутые от бутылок сетки в пункты приёма стеклотары и долго переругивались с приёмщиком из-за сколов на горлышках.
Ещё в некоторых местах можно было получить за несколько пустых бутылок можно было получить не деньги, а одну полную, такая схема была популярна во времена
дефицита.
В брежневсекие времена даже появилось несколько тематических анекдотов, в которых подчеркивалась значимость вырученных от сдачи бутылок сумм, вроде "Много лет пил, а потом взялся за ум, сдал бутылки и купил жигули" или "В стране победившего социализма человек действительно защищён — если нет денег, всегда можно пойти и сдать бутылки".
В общем, всем поклонникам СССР я предложу задать самим себе вопрос — вы готовы сейчас собирать бутылки, высчитывать, какую прибавку в семейный бюджет они вам дадут, а потом носить их в больших сумках в пункты приёма стклотары и сдавать, считая копейки? Сейчас этим занимаются только самые бедные бомжи, а во времена СССР это было стандартной практикой для всех слоёв бедного населения, чья средняя зарплата в пересчете составляла примерно 1000 молочных бутылок.
А вы помните, как в СССР сдавали бутылки? И сдавали ли вы их сами?
http://maxim-nm.livejournal.com/311073.html"
Мини-подборка сканов из журналов "Работница" и "Крестьянка" 1956-1962 годов.