art ma-zaika | О Егоре Летове и группе "Гражданская оборонА" |
27 ноября в Доме кино состоялась саратовская премьера фильма 'Здорово и вечно' о ранних годах группы "Гражданская оборона" и Егоре Летове.
В самом начале фильма акцентируется на том факте, что панк-рок зародился на безграничных просторах Сибири, куда ссылали людей и где было традиционное скопление сектантов.
Вечная весна для Летова и "Гражданской обороны" началась 30 лет назад со скандальных выступлений на фестивалях, смерти Янки Дягилевой и всенародной славы. Фильм создан усилиями бас-гитаристки "Гражданской обороны", вдовы Летова Натальи Чумаковой и сценаристки Анны Цирлиной, собравших многочисленные интервью и уникальные архивные кадры группы. Вместо привычного заискивания перед рок-идолами прошлого получился живой документ сложной эпохи.
Сергей Летов ударяется в воспоминания на камеру: как он привез и поставил младшему брату пластинку группы "The Who", как младший брат ездил в электричке в ПТУ в подмосковном Красково и раз попался по дороге местным гопничкам. Чуть дальше по ходу рассказа Сергей Жариков отметит, что и тогдашняя рок-Москва, где хорошей музыкой считалось что-то пропетое с неизменной иронией, Летова не больно-то и любила.
Особенное место в фильме занимает рассказ про психушку, куда Летова, совсем еще пацана, закатал вездесущий КГБ. Сергей Летов вспоминает, как для того, чтобы вытащить оттуда брата, сделал ход конем — на голубом глазу распространял в кулуарах слухи, что соберет концерт, пригласит иностранных музыкантов и расскажет журналистам, что в СССР человека могут упечь за музыку.
"Однажды я послушал сразу несколько хороших пластинок, а потом собственную музыку — моя запись понравилась мне больше всего. Да так, что я стал от восторга скакать по комнате", — говорит Летов в давнем интервью. Cаратники музыканта тем временем грузят фактами, откуда взялся грязный и будто бы "плохой" звук.
Вокруг группы, конечно, были организаторы, которые популяризировали ее всеми возможными способами и устраивали концерты до и после назначенного Летовым периода великой тишины. Сергей Фирсов в Ленинграде делал это своим тоталитарным методом: "Когда ко мне приходили за записями, я ставил условие: запишу пятьдесят процентов "Аквариума", двадцать — "Кино", а остальное на мое усмотрение".
В какой-то момент фильма все музыканты из ранних составов "Гражданской Обороны" приходят к выводу что они не были равными величинами в группе, они просто помогали Летову делать его дело.
Фильм проговаривает все необходимые биографические подробности. Манагер рассказывает о Янке: как она не хотела просто маячить на заднем плане и заваривать парням чай, и как сильно отличалась от девушек в норковых шапках. И о том, как в сжатом воздухе вокруг группы витала идея, что с этим всем надо завязывать. В завершение зрителю открывается история о том, как создавался проект "Коммунизм".
Сергей Гурьев, когда-то написавший для самиздатовских журналов тексты о Янке и Летове, повторяет на камеру собственную фразу оттуда: "Янка — это то, о чем поет Егор Летов…", — и проглатывает ее окончание. А оканчивалась фраза так: "… а что такое Летов — не знает никто".
Фильм точно описывает и показывает тяжёлый дух эпохи со спертым воздухом и застоями в блочных кварталах. Летов летает где-то снаружи всех измерений и это нормально, это так и должно быть. Он сидит, что-то по обыкновению убежденно декларирует в кадре, или объясняет, откуда взялся образ песни про дурачка — из древнего русского заговора на смерть — потом машет рукой: нет, не надо объяснять.
Фото: © Copyright ma-zaika.ru
Главная / Главные темы / Тэг «фестивали»