Рассказываем о том, где и какие ювелирные изделия можно найти в России, и почему ради них стоит ...
Рассказываем о том, где и какие ювелирные изделия можно найти в России, и почему ради них стоит отправиться на другой конец нашей необъятной страны.
... , 187Kb)" />
— символ изящества ... до нашей эры
и стала основой ...
Филигрань — символ изящества и мастерства. Затейливо переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера. На Руси это искусство называют сканью — со старославянского «скручено, свито вместе».
Главный секрет этого ремесла — тонкая металлическая нить и замысловатое плетение, а мягкие благородные металлы — золото и серебро — лучше всего подходят для работы. Проволока вытягивается щипцами через отверстие в стальной пластине. При правильном подходе из одного грамма золота можно вытянуть 2500 метров.
Попали на Русскую землю проволочные кружева торговыми путями с Востока. А придумали эту тонкую работу в Египте. Жители Средиземноморья — греки, финикийцы и даже индийцы — не преминули перенять опыт Страны фараонов. Так начиная с VI–IV веков до нашей эры филигрань и стала основой ювелирного мастерства.
В IX веке техника скани прижилась в Киевской Руси. Мастера к ремеслу подошли творчески. Помимо маленьких шариков, «вплетали» в металлические узоры дерево, драгоценные камни и эмаль. В то время скань была мало кому по карману, и ювелиры работали по заказу знати и церкви. Один из ярких примеров ювелирного мастерства — Шапка Мономаха., сплошь увитая скаными узорами.
Искусство скани — одно из немногих, что распространились по городам и областям. Височные кольца, лунницы, бусы и браслеты плетут из золота и серебра в землях Черниговских, Переяславских, Владимиро-Суздальских и Московских. Ювелиры оглядываются на итальянский и венгерский опыт. Правда, и в рисунках, и в расцветке работы полностью самобытны.
Самые известные мастера скани, основоположники самобытного русского стиля в XIV–XV веках — Иван Фомин и инок Амвросий. Фомин был мастером Государева двора, Амвросий жил и работал в Троице-Сергиевой лавре. Оба они хорошо знали секреты греческих ювелиров и умело вплели иноземные мотивы в русский орнамент. Работы самых известных мастеров Средневековья сейчас находятся в Троице-Сергиевой лавре.
Едва не погубило русскую скань татаро-монгольское нашествие. И дело даже не в том, что захватчики выгребали все самое ценное из княжеских сундуков. Велась настоящая охота за самыми искусными ремесленниками. Мастеров первыми угоняли в Орду — в рабство. Однако не все крупные города были разграблены. Новгородские земли и хозяйство не затронули вторжения благодаря тому, что они выплачивали дань. Удалось сохранить и мастеров, и их уникальные работы.
Спустя столетия ювелиры покрывали сканью не только украшения. Пользовались спросом сухарницы, шкатулки и даже дамские сумочки. Но самый ходовой товар — пуговицы ажурного плетения. Делали их ремесленники-ювелиры — пуговичники. Носили такие пуговицы в дореволюционной России повсеместно и дворяне, и даже зажиточные крестьяне. Правда, стоимость тех пуговок в два раза превышала стоимость самой одежды.
Во время революции скань оказалась на грани исчезновения. Но уже в 30-е годы ХХ века ювелиры вновь плетут драгоценные узоры. Скань стала визитной карточкой всего русского ювелирного искусства и получила мировое признание. Работы мастеров из России покорили сначала Европу, а потом и Америку. Ювелиры из села Красное Костромской области получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Второе испытание переменами, а точнее, прогрессом скань пережила в 90-х годах прошлого столетия. Как говорят мастера, «искусство легкости» не выносит потрясений, не терпит суеты — только неспешность и вдумчивый подход. Серийное производство литых украшений пытается вытеснить скань. Но настоящая ручная работа может сравниться разве что с неповторимыми морозными узорами на окнах.
Самый известный клад со сканью был обнаружен в Старорязанском городище в 1822 году. Как водится, случайно. Местные крестьяне, строившие дорогу, нашли кожаную суму, полную сокровищ. Исследователи сделали вывод, что клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Скань эта была настолько уникальна, что по императорскому указу стала экспонатом Эрмитажа. Самые древние изделия русских мастеров хранятся в Оружейной палате.
Культура РФ
ertata
Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются ...
Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и откуда он появились.
Общее творчество объединяет влюбленную пару Юлию и Дмитрия в DreamPapercut. Талантливые украинские ...
... в
-2013, ШОРТ-ЛИСТ ... Ф-критиков "
" традиционно составляется ...
Оригинал взят у
volodihin в ФИЛИГРАНЬ-2013, ШОРТ-ЛИСТ
Шорт-лист цеховой премии Ф-критиков "Филигрань" традиционно составляется не из всех произведений, попавших в номинационные предложения, а только из тех, которые в ходе голосования набрала 4 балла и более. Авторы произведений, попавших в шорт-лист, традиционно размещаются в итоговой таблице по алфавиту.
В этом году шорт-лист выглядит следующим образом:
Романы
Вартанов С. "Маятник"
Жарковский С., Зорич А. "Очень мужская работа"
Живетьева И. "Вейн"
Иванов А. "Комьюнити"
Лукьяненко С. "Новый дозор"
Повести
Балашова В. "Afterparty"
Геворкян Э. "Деревянные облака"
Громов А. "Со дна"
Лукин Е. "Педагогическая поэма второго порядка"
Лукин Е. "Тело, которому служишь"
Наумов И. "Созданная для тебя"
Рассказы
Бачило А. "Не нужны"
Бенедиктов К. "Годзилла и хабермас"
Дивов О. "Между дьяволом и глубоким синим морем"
Лукин Е. "Призраки"
Покровский В. "Петропавловский монастырь и его призраки"
ПЕРЕПОСТ ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЕН