2012-05-20 09:00:17
Совсем недавно смотрел фильм, наделенный несомненными психотерапевтическими достоинствами. Это - ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Совсем недавно смотрел фильм, наделенный несомненными психотерапевтическими достоинствами. Это - лента "Пеликан" (Франция, Греция), вышедший на экраны в 2011 году. Режиссер - Оливье Орле. Мы оказываемся среди великолепных приморских ландшафтов, где плещется лазурная вода, окруженная скалистым побережьем. Это - некий греческий остров, где есть лишь православный монастырь, рыбацкая деревня, туристические кафе. Люди добры и наивны, детская любовь непорочна. Негодяев почти нет. В центре сюжета - подросток-юноша, выкупивший за материнский золотой крестик пеликана у капитана-пропойцы (и это единственный злодей, показанный в фильме мимоходом). Отец юноши - суровый рыбак, которого играет Эмир Кустурица. И даже финал фильма сделан торжествующим happy-end'ом - пеликан, сбитый туристическим автобусом, остается жить. Одним словом, в фильме воссоздан настоящий архетипический рай, погрузившись в который, любая невротическая душа, несомненно, начнет "оттаивать".
2012-05-13 09:22:38
Недавно посмотрел фильм "Шапито-шоу", вышедший на экраны в 2012 году и столь шумно заявивший о себе. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Недавно посмотрел фильм "Шапито-шоу", вышедший на экраны в 2012 году и столь шумно заявивший о себе. Лента состоит из двух частей: "Любовь и дружба", "уважение и сотрудничество". Действие всех частей происходит в небольшом приморском курортном городе. Весьма своеобразное кино, настоящий паноптикум. Кого только здесь не встретишь. Мы видим участника шоу двойников, глухонемого певца, киберстранника, взрослого пионера. Каждый из героев фильма одержим какой-то идеей: добиться уважения от безалаберного отца-артиста, прославиться на "раскрутке" двойника Виктора Цоя. Одним словом, наша текущая безумная жизнь во всем своем парадоксальном многообразии. А психотерапевтический эффект фильма, очевидно, заключается в том, чтобы заставить зрителя погрузиться в поток жизненных проявлений без их критики и рационального осмысления.
Около месяца назад посмотрел фильм "Опасный метод", вышедший на экраны в прошлом году. Сюжетная завязка фильма - любовные отношения знаменитого психоаналитика Карла Юнга с его пациенткой Сабиной Шпильрайн, а также эдипова борьба сына-Юнга против отца-Фрейда. Неистовая Сабина впоследствии стала пропагандистом психоанализа в г.Ростове-на-Дону, а Юнг вернулся в лоно своей семьи, разорвав вместе с тем с фрейдизмом как учением.
В интепретативном плане это - классический любовный треугольник с элементами мировозренческой борьбы - мистицизм против сексизма. Кинопоиск.ру главным слоганом фильма определил фразу "Фрейд против Юнга". Верхом же комментирования этой знаменитой истории стал фрагмент из текста Акимова О.Е "Коллективное бессознательное Шпильрейн, Юнга и Фрейда">, где адюльтер не только предельно психологизируется, но и возводится в ранг непременного атрибута социализации:
"...все — от Фрейда до Гросса, включая, разумеется, Юнга, — искали полового удовлетворения на стороне. И этому способствовала не викторианские нравы двойных стандартов, доставшиеся якобы психоаналитикам от ушедшего века, а секс-коммунизм — новая философия полигамии, созданная в недрах народившегося класса врачей-аналитиков".
Вот такой получилась художественная лента, которую можно использовать в качестве стимульного материала для психоаналитической фильмотерапии.
2012-03-17 09:47:57
Это словно погружение в пучину подсознания. Визуализация длинного-предлинного запутанного сна. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Это словно погружение в пучину подсознания. Визуализация длинного-предлинного запутанного сна. Полумрак старинных немецких улиц. Деформированные фигуры героев фильма. Их странная походка и жесты. Обволакивающие сознание зрителя манипуляции, его совращение, обольщение собственными глубинными образами. Обман, похоть, иллюзия смысла. Дьявол в облике старого жадного ростовщика. И финальный прыжок к свободе, предсмертное "нет" силам, которые хотят задешево овладеть душой Фауста. Таково мое ассоциативное восприятие этого произведения. Тем, кто не понял фильм, смотреть его еще раз до полного прояснения смысла.