Топливо раздора
В ответ на официальный протест из Лондона тогдашний глава МИД Аргентины Никанор Коста Мендес заявил, что рабочие находятся на своей территории под защитой аргентинского правительства. Тогда губернатор Фолклендских островов Рекс Хант отправил на Южную Георгию отряд британских морских пехотинцев для наведения порядка.
Разумеется, ведущие мировые державы не могли позволить себе оставаться сторонними наблюдателями и довольно активно, кто скрытно, а кто явно, вмешивались в аргентино-британское противостояние. Нет смысла подробно описывать роль США в этом вооруженном конфликте, она хорошо известна. Достаточно напомнить, что без американской поддержки английской эскадры разведывательной информацией, радиолокационным сопровождением и горючим ей вряд ли удалось бы успешно вести войну за 13 тысяч километров от дома.
Масс-медиа также обсуждали любопытные предположения о том, что при подготовке к высадке на Фолкленды аргентинский генштаб пользовался разведывательными данными, добытыми советскими спутниками-шпионами серии "Космос" и переданными Аргентине через Кубу.
Есть даже очевидцы, утверждающие, что в разгар боевых действий на военных аэродромах в Перу истребители-бомбардировщики Су-22 советского производства перекрашивались в цвета аргентинской морской авиации для отправки их на помощь Аргентине. Правда, нет никаких свидетельств участия этих самолетов в боях за острова.
Франция еще до войны совершенно открыто и легально продавала Аргентине свои знаменитые "Миражи", комплектующие и боеприпасы к ним, а также авиационные противокорабельные крылатые ракеты "Экзосет АМ38" (“Exoset AM38”). Последний факт в итоге вызвал настоящий скандал между Парижем и Лондоном.
Ведь именно этими ракетами аргентинские пилоты потопили два британских эсминца и транспортный корабль. Кстати, до сих пор не ясно, было ли на борту одного из этих эсминцев – "Шеффилд" - ядерное оружие. Спустя годы британцы признались, что некоторые корабли эскадры несли ядерные боезаряды, но именно на "Шеффилде" таковых, якобы, не было.
Боевые действия завершились 20 июня 1982 года высадкой британских войск на Южных Сандвичевых островах. За время войны погибли 649 аргентинских солдат и офицеров, а по данным европейских СМИ – свыше семисот человек. Британия потеряла 258 военнослужащих. Дипломатические отношения между Буэнос-Айресом и Лондоном были полностью восстановлены только в феврале 1990 года.
Сегодня в Аргентине существует определенный консенсус по поводу того, что Мальвинские острова должны принадлежать ей в силу исторических и юридических оснований, отметил в интервью "Голосу России" замдиректора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов:
"Нельзя отрицать, что есть в Аргентине силы, которые, может быть, и готовы отстаивать это военным путем вновь, но это - абсолютное меньшинство. Большинство, в том числе и правящие элиты на разных уровнях, неоднократно заявляли, что будут добиваться возвращения островов мирными методами.
Тем более, что время работает на Аргентину. Во-первых, уже практически вся Латинская Америка консолидированно поддерживает требование Аргентины. Во-вторых, Запад серьезно ослаб. У Британии, наверное, уже не может быть стопроцентной гарантии, что ее в случае чего поддержат Соединенные Штаты.
Скорее всего, Штаты не отважатся вот так открыто, в наглую, поддерживать своего союзника перед всей консолидированной Латинской Америкой. Которая, к тому же, очень серьезно выросла в экономическом, военном и политическом плане".
Впрочем, риторика Буэнос-Айреса, направленная в русло дипломатического урегулирование векового спора, не находит отклика в Лондоне. Напротив, в последнее время Британия значительно усилила свою группировку на Фолклендах. Там есть, за что бороться. Оказалось, что "несколько голых скал", как называл архипелаг президент США Рональд Рейган, расположены всего в 100 километрах от богатейших месторождений нефти и газа.
В 2010 году британские нефтяные компании уже приступили к разведке и добыче нефти в этом районе. Аргентина тщетно протестует, прибегает к ответным экономическим мерам и грозит международными судами. Ситуация патовая. И она настойчиво подталкивает стороны к серьезным переговорам.