2013-08-12 23:53:09
... Федерации.
Руководитель ФТС России отметил, ... .
Руководитель ФТС России вновь пояснил ...
+ развернуть текстсохранённая копия
ФТС и АСМАП сели за стол переговоров
Сенсационное сообщение появилось сегодня в средствах массовой информации. Таможня может договориться с автомобильной ассоциацией. Конфликт таможни по применению конвенции МДП в России переходит в дипломатическое русло и все споры будут решаться путем переговоров. Мир транспортной логистики переводит дух и с замиранием следит за развитием событий.
ФТС России и АСМАП создали рабочую группу по урегулированию вопроса мер обеспечения транзита по книжкам МДП
12 августа 2013 года руководитель ФТС России Андрей Бельянинов провел встречу с представителями руководства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). На встрече в качестве наблюдателей также присутствовали представители Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), Евразийской экономической комиссии и Представительства Европейского союза в Российской Федерации.
Руководитель ФТС России отметил, что по состоянию на 1 июля 2013 года сумма задолженности АСМАП превышает 20 млрд. руб. (или более 650 млн. долл. США), которые не поступили в бюджет Российской Федерации. Таким образом, речь идет фактически о неуплате налогов.
На встрече генеральный секретарь МСАТ У. Де Претто признал, что информацию о решении ФТС России прочитал на официальном сайте ФТС России. Он отметил, что в 2002 году между ГТК России, АСМАП и МСАТ было подписано соглашение о сотрудничестве, которым все вопросы по задолженности, с точки зрения МСАТ, были урегулированы.
В свою очередь, руководитель ФТС России напомнил, что в 2003 году ГТК России списал со счетов АСМАП задолженность в размере 7,5 млн. долл. США, но общая задолженность, на тот период составлявшая 200 млн. долл. США, скорректирована не была, и ее погашения не состоялось. Поэтому задолженность АСМАП является для ФТС России обязательной к получению.
Руководитель ФТС России вновь пояснил, что АСМАП было предложено изменить форму предоставления финансовых гарантий (предоставлять покрытую финансовую гарантию). В этом случае изменения порядка применения книжек МДП не будет.
Генеральный секретарь МСАТ У. Де Претто сообщил, что решение ФТС России вызвало большой международный резонанс. Он высказал опасения, что это может привести к нарушению Конвенции МДП.
Руководитель ФТС России заверил участников переговоров в том, что речь ни в коем случае не идет о выходе из Конвенции МДП. Он отметил, что обсуждаемый вопрос относится к двустороннему сотрудничеству между федеральным органом исполнительной власти и одной из российских структур. Такие вопросы регулируются в рамках соглашения между сторонами, которое должно отвечать действующему таможенному законодательству. Соглашение 2002 года основано на старом таможенном законодательстве. В настоящее время применяется совершенно другая нормативно-правовая база.
Руководитель ФТС России также высказал заинтересованность в том, чтобы МСАТ и в дальнейшем принимал участие в урегулировании возникшей между ФТС России и АСМАП проблемы.
В результате переговоров достигнуто соглашение о создании двусторонней рабочей группы между ФТС России и АСМАП, которая должна будет дать юридическую оценку полноты подписанного в 2002 году соглашения, а также провести сверку обязательств сторон.
ФТС приняла решение отложить на месяц введение мер по дополнительному финансовому обеспечению автомобильной перевозки груза по книжке МДП. Приводим вашему вниманию официальную позицию АСМАП по этому вопросу.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков выражает серьезную обеспокоенность в связи с принятием Федеральной таможенной службой решения об изменении с 14 августа 2013 г. условий применения Конвенции МДП, 1975 г. на территории Российской Федерации.
Фактически прекращается признание российскими таможенными органами гарантии по книжке МДП и вводится требование о предоставлении перевозчиками, осуществляющими перевозки по процедуре МДП, дополнительных гарантий (обеспечения уплаты таможенных платежей).
Вводимое требование прямо противоречит Конвенции МДП – международному договору, положения которого Российская Федерация, присоединившись к нему, обязалась соблюдать.
Положениями Конвенции МДП предусмотрено, что на грузы, перевозимые по процедуре МДП, поскольку в любой момент времени в течение перевозки МДП они покрыты гарантией, не требуется ни уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов, ни обеспечения их в какой-либо иной форме до их прибытия в таможенный орган назначения.
Принятое решение Федеральная таможенная служба обосновывает несоответствием положений Конвенции МДП и Таможенного кодекса Таможенного союза в части способа обеспечения гарантии по книжке МДП (страхование), а также неудовлетворительной работой гарантийной системы Конвенции МДП.
Однако следует учитывать, что положения Конвенции МДП являются нормами прямого действия, в связи с чем применяются самостоятельно, независимо от наличия или отсутствия аналогичных норм в таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации в области таможенного дела.
Непосредственно положениями Конвенции МДП установлен такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей как гарантия национального гарантийного объединения и предусмотрена необходимость страхования ответственности объединения.
О реальном положении дел с работой гарантийной системы Конвенции МДП можно судить по статистическим данным.
За период 2004 – 2013 гг. из предъявленных ФТС России к АСМАП всего 931 претензии на сумму 944,7 млн. руб. (что составляет 0,008 % от 11,7 млн. перевозок по процедуре МДП, совершенных по территории Российской Федерации) гарантийной цепью МДП были признаны обоснованными и оплачены 255 претензий на сумму 202,1 млн. руб., остальные признаны необоснованными и отклонены. По отклоненным 676 претензиям ФТС России обратилась в судебные органы, из которых лишь один иск был удовлетворен, в 63 случаях ФТС России сама отказалась от исков в ходе их рассмотрения, в удовлетворении 638 исков судами было отказано.
Таким образом, в последнее десятилетие ситуация с применением Конвенции МДП на территории Российской Федерации является стабильной: процедура МДП активно используется, нарушения носят единичный характер, гарантийная система функционирует в соответствии с положениями Конвенции.
Необходимо отметить, что все государства-члены Таможенного союза являются активными участниками Конвенции МДП. Принятые ФТС России в одностороннем порядке меры не соответствуют принципам функционирования Таможенного союза в условиях наличия единой таможенной территории и применения единых таможенных процедур.
С учетом изложенного, вводимые ФТС России требования не обусловлены ни положениями действующего законодательства, ни объективной ситуацией с применением Конвенции МДП на территории Российской Федерации.
Очевидно, что принятые меры повлекут серьезные экономические последствия. Затраты от введения дополнительных гарантий, которые кратно дороже, чем книжки МДП, лягут бременем далеко не только на перевозчиков (как российских, так и иностранных), но и на грузополучателей, а в итоге – на конечных потребителей в цене товара. Особенно это затронет российский внешнеторговый рынок, так как половина всех перевозок с использованием книжек МДП завершается в Российской Федерации.
Эта ситуация вызвала широкий негативный общественный и международный резонанс. Поступают многочисленные обращения как от участников внешнеэкономической деятельности, так и от национальных ассоциаций и международных организаций. В компетентные органы Российской Федерации уже обратились Европейская экономическая комиссия ООН и Комиссар Евросоюза по вопросам налогообложения.
Общее мнение, выраженное в указанных обращениях, сводится к тому, что решение ФТС России противоречит положениям Конвенции МДП и должно быть отменено.
Не утихает транспортная общественность Европы в связи с переносом ввода дополнительной гарантии по таможенному транзиту перевозки груза по книжке МДП. Свое мнение по этому поводу выразил представитель ФТС по связям с общественностью господин Смеляков. Предоставляем вашему вниманию полную запись канала РБК.
Как видно из интервью, основная идея в применении новых правил гарантии к книжке МДП лежит в основе обеспечения законодательства Таможенного Союза, все мы отчетливо это слышим. Однако ни Белоруссия, ни Казахстан совершенно ничего не знали об этих нововведениях России. Более того только накануне они получили просьбу о поддержке. Значит никаких консультаций по этому поводу между участниками Таможенного Союза не было. А фактический выход таможенного союзника из конвенции МДП для всех оказался большой неожиданностью.
Так же остается большим вопросом сама готовность таможенного ведомства к бесперебойной работе на границах. Однако действие письма не распространяется на Белоруссию и Казахстан, а значит через эти таможенные территории автомобильные перевозки могли бы осуществляться по конвенции МДП. Более того, отмена книжек МДП в России усилит перемещение транспортных компаний России в Казахстан и Белоруссию, туда же переместится и значительная часть таможенного оформления грузов. Что это, незнание современных реалий или просто шантаж.
И в конце своего короткого интервью господин Смеляков повторил позицию своего руководства о возможном дипломатическом решении проблем в переговорах с АСМАПом. Что скорее всего и произойдет. Данная ситуация показывает, что Россия находится в правовом поле международного законодательства и нарушение этих нормативных актов не вызывает восторга у мирового сообщества.
2013-08-10 18:35:34
... бой незаконному поведению ФТС. Явным свидетельством, ... международное давление на ФТС. Пройдет заседание ...
+ развернуть текстсохранённая копия
ФТС сдает позиции, но о победе говорить рано
Больше всего в новостях Европы на прошедшей неделе говорилось о российской таможне.
Бизнес и международные автомобильные транспортные компании, чиновники всех уровней стран участников конвенции МДП дали настоящий бой незаконному поведению ФТС. Явным свидетельством, что таможенное ведомство включило заднюю является перенос дополнительного обеспечения транзита по территории России на 14-е сентября. Однако круглый стол ФТС и бизнеса обозначил не только позиции сторон, но и дал вполне очевидную надежду на урегулирование конфликта, усадив участников спора за стол переговоров. Россия на данном этапе избежала скандала.
Хотя концовка встречи и не оставляла надежд на то, что со стороны таможенного органа России будит проявлен разумный компромисс. Однако опубликованные на следующий день распоряжения позволили заговорить о победе дипломатии. Напомним, что представитель Европейского Союза в России Олли Пирканниеми на чистом русском языке дал ясно понять господину Бельянинову, что «мы категорически не согласны с вашими доводами». Ранее ноты протеста таможенному ведомству были отправлены практически всеми национальными транспортными ассоциациями, это 68 стран, включительно и российскую национальную транспортную ассоциацию – АСМАП, Консультативным советом по иностранным инвестициям, Ассоциацией европейского бизнеса,Международным автомобильным союзом – IRU, Европейской экономической комиссией ООН. Уже не говоря о многочисленных региональных транспортных объединениях. Дипломатической атаке подверглись министерство иностранных дел России и правительство, так же другие министерства и ведомства государства. Однако никакой официальной реакции на эту тему пока не поступило.
Все эти действия явились ответом на письмо ФТС от 04.07.2013, которое меняло правила применения конвенции МДП в России. Практически весь мир выразил несогласие с этим решением. Россия остановилась в шаге от возможной изоляции, как ответной меры на эти неправомерные решения ФТС.
И вот бравада руководства ФТС сменилась отходом и сдачей позиций. По просьбе бизнеса, который опасался в технических возможностях ведомства, таможня вынуждена была пойти на отсрочку. Это говорит о том, что техническая готовность границ осуществлять работу по новым правилам, это просто блеф. Однако молчание официальных лиц России скорее всего уже в ближайшее время сменится вполне определенными оценками действий таможенного ведомства России. Международные автомобильные перевозчики считают, что оно будит основано на законности и справедливости.
Как бы не закончилось развитие данной ситуации, ФТС оставило для себя два возможных варианта решения проблемы – подготовку к введению новых таможенных процедур с 14 сентября и урегулирование всех разногласий с АСМАП.
За оставшийся месяц не должно ослабеть международное давление на ФТС. Пройдет заседание в ООН, которое даст свой оценку действиям ФТС, и естественно она будит негативной.