Предвыборная программа Сергея Собянина представляет собой комплексный документ, частью которого является отчет о проделанной работе и информация о реализуемых в настоящее время проектах и решениях. Программа «7 Приоритетов» состоит из семи разделов: «Мобильный город», «Комфортный город», «Образованный город», «Здоровый город», « Добрый город», «Безопасный город», «Открытая Москва».
Основное внимание в программе уделяется решению транспортных проблем грода, Этот вопрос автор программы считает самым приоритетным.
Раздел начинается с отчета о проделанной работе по строительству новых станций метрополитена: «за минувшие два года в Москве было построено 13 км новых линий и 6 новых станций метро. Метро пришло в Новокосино, Братеево, Зябликово и на Пятницкое шоссе. Было улучшено транспортное обслуживание порядка 600 тысяч жителей города». В программе запланирована и дальнейшая прокладка новых линий метро. Так в 2013 году «будет проложено еще 14 км линий метро, в том числе ветка в Жулебино». Всего к 2020 году планируется построить 160 км новых линий и открыть 79 новых станций метрополитена. «Метро придет в Солнцево и Новопеределкино, Некрасовку, Ховрино, на Дмитровское шоссе, в Новую Москву и на другие территории города. Будет построен 3-й пересадочный контур. Станции метро в шаговой доступности от дома получат 2 млн. москвичей, проживающих в настоящее время вне зоны обслуживания подземного транспорта».
Кроме того предполагается расширение сети железнодорожного сообщения между Москвой и Московской областью, электропоезда и скоростные трамваи также планируется задействовать и во внутригородских перевозках в качестве наземного «легкого» метро.
В рамках этой программы планируется:
- построить 240 км дополнительных путей на основных железнодорожных направлениях: Ярославском, Горьковском, Курском, Смоленском, Казанском, Савеловском, Ленинградском, Киевском и Павелецком;
- организовать пассажирское движение на Малом кольце Московской железной дороги;
- обновить парк пригородных электропоездов, пополнив его 2 500 современными вагонами.
«В результате реализации этой программы поезда пригородного сообщения будут ходить в часы пик с интервалом в 5 минут. Кроме этого «до 2020 года дорожная сеть Москвы увеличится на 400 км. Проекты дорожного строительства внутри сложившейся городской среды станут максимально щадящими и будут реализовываться только после детального обсуждения с жителями»,
В разделе «комфортный город», в качестве главного приоритета градостроительной политики декларируется «формирование нового качества городской среды» что подразумевает, в частности: «сохранение исторического центра, разумную реорганизацию промышленных зон в средней части города и щадящее развитие территории Новой Москвы».
В подтверждение заявленной позиции приводятся следующие данные: «правительство города отказалось от продолжения уплотнительной застройки. С 2011 года были расторгнуты контракты на возведение 11 млн. кв. метров недвижимости, которая подпадала под категорию уплотнительной застройки. Было спасено от сноса свыше 200 исторических зданий.»
Также в программе постулируется, что «парки, скверы и природные территории – это уникальное богатство города, которое принадлежит всем москвичам и является основным ресурсом для создания качественной городской среды.
Основной задачей 2013 года является создание 49 новых «народных парков» в местах, предложенных москвичами. Кроме того, проводится благоустройство скверов на Садовом кольце.
Планы благоустройства на 2014 и последующие годы включают создание в Москве нескольких новых парков мирового уровня. Это парк в Зарядье у стен Кремля, парки в Нагатино, Мневниках и на территории Новой Москвы». Предполагается, что районные проекты благоустройства парковых зон будут разрабатываться на основе пожеланий москвичей.
Еще одним пунктов этого раздела, который стоит отметить, является «благоустройство дворовых территорий». В основном здесь речь идет об уже проделанной за последние годы работе, в частности: «в 2011–2012 годах было проведено базовое благоустройство московских дворов, отремонтированы 5 тысяч детских и спортивных площадок. Еще 6 тысяч объектов отдыха, включая межквартальные детские городки и комплексы уличных тренажеров, были установлены во дворах впервые.
Завершается реализация программы улучшения уличного освещения дворов, детских площадок и пешеходных дорожек»
В подразделе «возрождение исторического облика города» автор программы заявляет о необходимости массовой реставрации более большинства из 4000 московских памятников истории и культуры и отчитывается о проделанной работе по этому направлению.
Уже три года идет массовая реставрация фасадов исторических зданий внутри Садового кольца. За это время обновлены более 800 строений. Выполнена реставрация Триумфальной арки, музея «Бородинская панорама» и памятников героям Отечественной войны 1812 года. Сегодня реставрационные работы идут на 206 московских памятниках истории и архитектуры.
Крупнейшим проектом реставрации – не только в Москве, но и в России – на ближайшие несколько лет станет возрождение дворца-усадьбы «Останкино». Одновременно улицы столицы избавляются от большей части надоевшей москвичам наружной рекламы»
Одним из направлений реализации раздела программы «Здоровый город» является «Развитие амбулаторно-поликлинической сети для детского и взрослого населения за счет средств бюджета города Москвы и внебюджетных источников» Всего в программе заявлено 57 конкретных строительных адресов, новых городских учреждений здравоохранения. Приоритетом программы является «устранение дефицита поликлиник» а также
« - обеспечение максимально коротких сроков проведения исследований и консультаций;
- обеспечение эффективного использования нового оборудования» чтобы в поликлиниках по месту жительства москвичи смогли получать большинство необходимых им медицинских услуг, включая высокотехнологичную помощь;
- обеспечение максимально раннего выявления заболеваний и их своевременное лечение;
- создание системы непрерывного повышения квалификации медицинского персонала;
- создание дружелюбной атмосферы в поликлиниках и уважительного отношения персонала к каждому пациенту;
- внедрение специальных программ лечения и реабилитации, ориентированных на пожилых людей (кабинеты и отделения геронтологии)».
По расчетам автора, в результате реализации этой программы к 2016 году средняя продолжительность жизни в Москве вырастет с 75,8 до 77 лет, что соответствует показателям крупнейших европейских столиц
Кроме этого, в разделе рассказывается о реализации первого этапа реформы столичного здравоохранения. «В 2011–2013 годах был реализован 1-й этап модернизации столичного здравоохранения. За 2,5 года проведен капитальный ремонт в 144 зданиях больниц и поликлиник, текущий ремонт в 750 зданиях, благоустроена территория 415 учреждений. Сегодня более 75% зданий медицинских учреждений приведено в надлежащее состояние.
Закуплено более 60 тысяч единиц современного медицинского оборудования. Впервые за последние десятилетия оно в массовом порядке поступало не только в больницы, но и, прежде всего, в обычные районные поликлиники»
Еще один раздел, о котором стоило бы упомянуть «Безопасный город» Приоритетом раздела является «Эффективная миграционная политика» В качестве мэра города Сергей Собянин планирует добиваться:
« - запрета на въезд в Москву и Россию мигрантов без заграничных паспортов и правильно оформленных въездных документов;
- выдворения с долгосрочным запретом на въезд в Россию мигрантов, нарушивших правила пребывания;
- сокращения использования неквалифицированной рабочей силы в городском хозяйстве, в том числе в системе ЖКХ;
- закрытия и недопущения возобновления работы стихийных рынков и других точек притяжения незаконных мигрантов;
- соблюдения мигрантами традиций и обычаев бытового поведения, принятых в нашем обществе»
К слабым сторонам программы относится отсутствие в ней анализа эффективности реализации городского бюджета. крайне сжато изложены позиции в области социальной политики, хотя в разделе и заявляется, что «Доплату к пенсии получают более 2 млн пенсионеров. Компенсацией на оплату услуг связи пользуются 924 тыс. человек»
В программе почти не затронуты вопросы экологии и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, жителей города, доступным жильем.
Раздел программы касающийся открытости и власти и повышения качества государственных услуг выглядит очень декларативно. Серьезных изменений в распределении полномочий между городской исполнительной, представительной властью и органами местного самоуправления города, не предусматривается. Также, в программе практически не освещены вопросы экономической политики и развития предпринимательства.
В целом программа представляет из себя хозяйственный документ и перечень конкретных дел, которые уже сделаны или которые должны быть сделаны в определенные сроки.
В сравнении с предвыборными программами других кандидатов стоит отметить, что предвыборная программа Сергей Собянина практически не содержит никаких политических заявлений, деклараций или разделов, которые касались бы политических реформ в стране и в городе. Документ выдержан в позитивно консервативном духе, где все предлагаемые или планируемые действия являются продолжением или завершением того, что уже реализуется городской властью.