2017-01-12 12:27:33
... из смыслов праздника Ханука. Мы зажигаем менору ... /> Во время Хануки мы прерываем свою ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Постоянная занятость - это вредоносная тенденция, которая наносит серьезный ущерб нашим взаимоотношениям, нашему эмоциональному и физическому благополучию.
В своей статье «Ловушка «занятости» Тим Крейд пишет:
Если вы живете в Америке XXI столетия, вам наверняка приходилось слышать от великого множества людей, насколько они заняты. Это превратилось в «ответ по умолчанию», кого ни спроси, как у него дела: «Занят!» «Так занят». «Безумно занят». Кто обычно занят?
Оглянитесь вокруг, и вы заметите, что обычно рассказывают о своей занятости не те, кто работает смену за сменой в реанимационном отделении или добирается автобусом до трех работ за минимальную зарплату; эти люди не заняты, они устали. Вымотаны. Валятся с ног. Это почти всегда те, кто сам взвалил на себя ту занятость, о которой кричит: работа и обязательства, принятые на себя добровольно; занятия и мероприятия, к участию в которых они сами подталкивают своих детей.
Они заняты из-за собственных амбиций, устремлений или тревожности, потому что постоянная занятость превратилась для них в зависимость, и они боятся того, с чем им придется столкнуться в случае ее отсутствия.
Постоянная занятость – это тенденция, которая наносит серьезный ущерб нашему эмоциональному, умственному и физическому благополучию, вносит в нашу жизнь хаос и разрушают наши взаимоотношения. Занятия и впечатления, которые, по нашему же убеждению, ценны и приоритетны для нас, отходят на задний план из-за самовнушенной занятости. Об этом предупреждал нас в своем учении Гилель (Пиркей Авот 2:4):
«Не говори «когда освобожусь, поучусь», а вдруг так и не освободишься».
Простая истина заключается в том, что нам не дано знать продолжительность своей жизни, а если медлить и откладывать на потом, можно так и не добраться до того, что мы считаем своими целями.
Однако смысл предостережения Гилеля может заключаться в том, что дело не в непредсказуемости будущего, а скорее как раз в его предсказуемости, если мы не сумеем совладать со своим ощущением занятости. «Свободного времени может никогда не оказаться», ведь зависимость от занятости не оставит нам свободного времени, чтобы когда-нибудь сделать то, что мы обещаем себе однажды сделать. Урок из Талмуда
Существует очень интересный закон, относящийся к написанию свитка Торы. Талмуд (Менахот 29a) предписывает, что, если буква не полностью окружена пергаментом со всех сторон, Тора считается недействительной. Иными словами, если буквы сливаются друг с другом без промежутков между ними, такая Тора не кошерна. Почему же границы между буквами имеют значение?
Доводилось ли вам читать книгу, в которой предложения начинаются от одного края страницы и доходят до самого противоположного края? Книги так не печатают, потому что, если типографской краской покрыта вся страница, читать такую книгу невозможно. Поэтому в книгах есть поля, а также интервалы между колонками и между абзацами. Интервалы не только обеспечивают более приятный и более удобный для чтения вид, но и обеспечивают место для того, чтобы впитать то, что мы читаем, обдумать его и усвоить.
РавКук поясняет (Shemuot HaRe’iyah IV): когда мидраш описывает, как Тора была дана черным огнем по белому огню, это означает, что слова несут в себе смысл, а пробелы и поля – место для его усвоения, и они тоже очень важны.
В своей книге «Поля: восстановление эмоциональных, физических, финансовых и временных резервов в перенасыщенной жизни» доктор медицины Ричард Свенсон пишет:
Поля — это объем, доступный свыше необходимого. Это то, что хранится в резерве на случай чрезвычайных обстоятельств или непредвиденных ситуаций. Поля — это расстояние между отдыхом и переутомлением, промежуток между возможностью свободно дышать и удушьем
Если бы человек был оборудован мигающей лампочкой, которая показывала бы «Заполнен на 100», мы могли бы лучше оценивать свои возможности. Но такого индикатора у нас нет, и мы узнаем, что перенапряглись, только когда почувствуем боль. Как результат, многие люди стараются жить на 120 процентов, при этом удивляясь, почему же ноша кажется им столь тяжелой. Редко можно увидеть жизнь, распланированную лишь на 80 процентов, в которой оставлены «поля» для возможности реагировать на то неожиданное, что посылает нам Бог.
Возможно, встраивание в нашу жизнь «полей» для того, чтобы думать, размышлять и впитывать – это один из смыслов праздника Ханука. Мы зажигаем менору и поем: «эйн лану ришус леиштамеш багем эла лиросам бильвад, нам не дозволено пользоваться ими, а только смотреть на них». Свет ханукальных свечей запрещается использовать для любой деятельности. Сила этих свечей не в том, чтобы давать нам свет для увеличения нашей занятости. Напротив, нам необходимо прекращать ее каждый вечер в течение восьми дней, садиться у горящей свечи и предаваться размышлениям.
Во время Хануки мы прерываем свою занятость, садимся у горящих свечей и размышляем.
У женщин возник обычай не заниматься работой по дому, пока горят свечи. Такой обычай есть и у многих мужчин. Свет меноры напоминает о необходимости прерывать свою постоянную деятельность, отрываться от работы, чтобы думать, созерцать, расти. Безумно занятый человек не делает пауз, чтобы увидеть благословение, которое все время находится рядом с ним.
Возжигая менору в этом году, используйте предписанное время праздности, греясь у ее огня, для того, чтобы пообещать себе разорвать цикл занятости и встроить в свою жизнь больше свободного времени — «полей» — на весь год. источник: Rabbi Efrem Goldberg
Последний, восьмой день Хануки получил название «Вот Ханука…» — Зот Ханука. Дело в том, что в этот день читают последний отрывок раздела Торы, посвященного жертвоприношениям глав колен и обновлению жертвенника, начинающийся словами: «Вот ханука [обновление] жертвенника в день помазания его…»
Мудрецы сказали, что восьмой день Хануки вобрал в себя все главные черты праздника. Прежде всего — это апогей чуда. Как уже говорилось, семидневный период как бы вбирает в себя время — потом ему остается только начинаться с начала. Восьмой день — если он дарован Вс-вышним — находится над временем.
Восьмой день Хануки аналогичен дню Шмини Ацерет — восьмому дню с начала праздника Сукот.
Оба эти дня содержат в себе главные элементы предшествующих дней.
Шмини Ацерет «несет» в себе и искупление грехов, происходящее в Дни Трепета, и праздничное веселье Сукот… Восьмой день Хануки, когда читают отрывок «Вот ханука…», как бы суммирующий все жертвоприношения глав колен, подытоживает все чудеса праздника, всю радость спасения, все прославления и благодарения Вс-вышнего, которыми были наполнены предыдущие семь дней.
2016-12-27 10:11:00
... ее в Хануку, ведь праздник Ханука посвящён тому ... физической, а в Хануку было постановлено уничтожить ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Название праздника
Почему Ханука так называется?
Ханука в переводе с иврита обозначает «новоселье», «празднование новоселья». В эти дни хашмонаим очистили Храм от нечистоты, которой осквернили его греки, и, благодаря этому, появилась возможность возобновить храмовое служение Творцу. Подготовка Храма к служению Творцу и его возобновление считаются как бы «новоселье» для Храма.
Полный алель
Почему все дни хануки говорят полный алель, а в песах только в первый день (все остальные дни песаха говорят неполный алель)?
Каждый дополнительный день, когда менора продолжала гореть, чудо увеличивалось, и поэтому каждый день хануки считается как бы отдельным праздником. Все дни песаха же считаются как один праздник, поскольку в них не было дополнительного чуда. Поэтому в песах говорят только в первый день полный алель.
Почему зажигают восемь дней?
То, что менора горела первый день, не было чудо, ведь для одного дня было достаточно масла. Выходит, что чудо было только семь дней. Почему, если так, зажигают ханукальные свечи восемь дней?
То, что зажгли менору в первый день было тоже чудом. Ведь эта возможность представилась только благодаря победе хашмонаев над греками, что, несомненно, само по себе является большим чудом. Также то, что удалось найти кувшинчик неоскверненное масло, запечатанного первосвященником, является само по себе чудом.
Текст «аль анисим»
Кто постановил текст «аль анисим»?
«Орхот хаим» пишет, что первосвященник Йоханан Маковей был автором этого текста.
Савивон
Савивон
Почему в хануку обычай детей играть в савивон?
Есть такие, которые считают, что савивон намекает на то, что в хануку «перевернулись» законы природы – были переданы сильные в руки слабых и масло в меноре, которого было достаточно для одного дня, горело все восемь дней.
Шамаш
Почему зажигают дополнительную свечу «шамаш»?
Чтобы, если человеку понадобится воспользоваться светом ханукальных свечей, он смог воспользоваться светом шамаша, ведь запрещено пользоваться светом ханукальных свечей.
Суфганиет
Почему в хануку принято есть суфганиет?
Поскольку суфгания – это блюдо, которое готовится с большим количеством масла, есть обычай кушать ее в Хануку, ведь праздник Ханука посвящён тому, как однодневного запаса масла хватило на восемь дней.
Война с греками
Почему в пурим евреи ограничились только тшувой и молитвами, а в Хануку вышли на войну с греками?
Пишет Абах: поскольку в пурим опасность была материальной (ведь греки постановили о физическом уничтожении евреев), и было известно, что это небесное постановление, поэтому, чтобы избежать этого постановления, было необходимо молиться и раскаяться в совершенных грехах. Но в Хануку, поскольку постановление было духовным — было запрещено евреям изучать Тору и выполнять ее заповеди, — требовалось показать самоотверженность в выполнении заповедей, и поэтому было недостаточно молитв и раскаяния, а требовалось выйти на войну с греками.
Сыновья талмидей хахамим
В гемаре сказано: «Тот, кто с трепетом относится к зажиганию ханукальных свечей, удостаивается, чтобы его сыновья были талмидей хахамим». Почему это так?
Раши приводит стих из книги Мишлей (6, 23): «Ибо свеча – заповедь, а Тора – свет», и пишет: «В заслугу заповеди о ханукальных и субботних свечах человек удостаивается света Торы».
Трапеза в Хануку и Пурим
Шульхан Арух пишет, что в Хануку нет заповеди устраивать трапезу. С другой стороны, в Пурим есть обязанность устроить трапезу. В чем разница между Ханукой и Пуримом?
Приводит Мишна Брура от имени Лвуша, что в пурим было постановлено уничтожить евреев физически, поэтому радость в Хануку должна быть физической, а в Хануку было постановлено уничтожить их духовно – запретить им изучать Тору и выполнять заповеди Творца, – поэтому радость исключительно духовная – зажигание ханукальных свечей и чтение алеля (Рама, все же, пишет, что, если делают трапезы, чтобы прославить чудо, в них также есть заповедь) источник: www.imrey.org
2016-12-25 23:15:26
... ;Леадлик нер шель ханука» (… ... постановили ежегодно праздновать Хануку восемь дней.
+ развернуть текстсохранённая копия
Благословения до зажигания свечей
Красиво оформленный текст молитв, которые говорят при зажигании ханукальных свечей, можно скачать тут.
Перед зажиганием Ханукльных свечей в первый день говорят три благословения: 1) «Леадлик нер шель ханука» (… зажигать ханукальную свечу); 2) «Ше-аса нисим» (… Который сделал чудеса)…; 3) «Шеехеяну» (… «Который дал нам дожить»).
Заберем подробней эти благословения.
Первое благословение
В первом благословении мы прославляем Творца за заповедь о зажигании свечей.
Если еврей забыл сказать благословение Шеехеяну в первый день, он может сказать его в один из последующих дней.
Благословения для того, кто не зажигает ханукальные свечи
Тот, кто не зажёг по какой-то причине ханукальные свечи и не намеривается их зажечь этой ночью, и для него не зажигают свечи дома, видя хунакальные свечи, которые были зажжены другими евреями, должен сказать благословение Ше-аса нисим, а в первую ночь также Шеехияну.
В каком порядке зажигают?
В первую ночь следует зажечь самую правую свечу.
Во второй день слева от неё следует добавить дополнительную свечу, и с неё начать зажигание свечей.
Так каждую дополнительную ночь следует добавлять новую свечу слева, и зажигать их по порядку слева направо.
Молитва после зажигания свечей
После зажигания свечей говорят молитву: «А-нерот алалу ану мадликим».
Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых, и о войнах и о спасениях, которые сделал Ты отцам нашим в те дни, в это время, через святых коhенов Своих; и все восемь дней эти Ханукальные свечи — святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление Имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение Твое