2016-12-21 15:17:52
... стаканчиках от ханукии? Как правильно ... фитили от ханукии запрещено выбрасывать напрямую ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Уважаемый рав, большое спасибо за то, что вы отвечаете на актуальные вопросы ежедневного соблюдения заповедей. Подскажите, есть ли святость в использованных стаканчиках от ханукии? Как правильно их выбросить (пластик с использованным фитилем)? Пока что я просто сложила все в пластиковый пакет.
В самих стаканчиках и фитильках нет святости. Однако с предметами, которые служили для заповеди, нельзя поступать неподобающе, чтобы не показать тем самым презрение к заповедям. Это мы можем выучить из слов Рамо (Орах Хаим, 21:1), который пишет, что цицит, который был отрезан от талита, запрещено бросать в неподобающее место. Поэтому фитили от ханукии запрещено выбрасывать напрямую в урну. Однако их разрешено положить в пакетик, либо завернуть во что-либо. После этого их можно будет выбросить в урну.
Поскольку, как я понимаю, речь идет об «одноразовых» стаканчиках, предназначенных для ханукии, то их тоже стоит положить в пакетик перед выбросом.
[Добавление рава Игаля Полищука. Однако если после 8-го дня Хануки часть свечей потухла до того, как прошло полчаса после зажигания, и поэтому остались масло и фитили, пропитанные им, которые были предназначены для заповеданного горения (мукце ле-мицвато), – эти остатки необходимо сжечь.] источник: www.imrey.org
Imrey.org, совместно с нашими друзьями из Германии, подготовил яркую инфографику, чтобы максимально наглядно рассказать о светлом празднике Ханука, его истории и традиции (клацните мышкой на картинку для её увеличения).
Что Вы думаете о такой подаче материала? Пишите свои комментарии
2016-12-16 12:21:29
... БЕЗ ПОДПОРОК – преимущество. ХАНУКИЯ – необязательна. ... ГОСТИНИЦЕ в дни Хануки – должны спросить ...
+ развернуть текстсохранённая копия
1. ЧТО зажигаем?
а. СВЕЧИ – хорошо, МАСЛО – лучше, ОЛИВКОВОЕ – прекрасно, ОЛИВКОВОЕ ХОЛОДНОГО ОТЖИМА – идеально! б. ФИТИЛИ (для масла) из ваты, нитей и пр. – отлично, «ПЛАВАЮЩИЕ ФИТИЛИ» – лучше обжечь заранее, ФОНАРИК и т.п. – в крайнем случае (самолет) и без благословения, посоветовавшись с раввином. в. СОСУДЫ для МАСЛА – любые: от скорлупы грецкого ореха (оригинально) до золотых стаканчиков (идеально). СПОСОБНЫМ СТОЯТЬ БЕЗ ПОДПОРОК – преимущество. ХАНУКИЯ – необязательна. г. СВЕЧИ могут быть разные по высоте, но должны стоять В ОДНОМ РЯДУ, более-менее, а не полукругом и т.п., РАССТОЯНИЕ межу свечами – чтобы не плавили друг друга. д. ПРИНЯТО зажигать также отдельную свечу – «ШАМАШ» - чуть в стороне от основных свечей. Хотя, конечно, «шамаш» вообще не очень-то нужен: электричество же горит. И уж точно не надо зажигать его тоже маслом. Достаточно простой свечечки из парафина и т.п.
2. СКОЛЬКО зажигаем?
а. ПРИНЯТО зажигать в ПЕРВЫЙ день ОДНУ свечу, во ВТОРОЙ – ДВЕ и т.д. б. Обычная продолжительность горения свеч – полчаса после выхода звезд (не меньше часа после заката - для Израиля; не меньше полутора часов после заката – для Москвы). Или хотя бы полчаса после заката. Те, кто зажигает только для себя, в принципе, может ограничиться и минутой горения: сколько уж нужно, чтобы вспомнить всё, что произошло в те дни!
3. ГДЕ зажигаем?
а. В МЕСТАХ с еврейским меньшинством (вся диаспора за исключением еврейских районов, как Бруклин и т.п.) – ВНУТРИ ДОМА у ДВЕРНОГО КОСЯКА напротив МЕЗУЗЫ. Если нет МЕЗУЗЫ, – на столе. б. В МЕСТАХ с превалирующим еврейским населением – на ОКНЕ, если не выше 11,5 метров от прохожей части внизу, ИЛИ если рядом напротив недалеко есть окна соседнего дома. ЕСЛИ выше, и нет дома напротив, - НА ВЫХОДЕ ИЗ КВАРТИРЫ, если там ходит больше людей, чем жителей квартиры. Или ВНУТРИ ДОМА у ДВЕРНОГО КОСЯКА напротив МЕЗУЗЫ. ПРАВИЛО: ВСЕГДА зажигать там, где больше всего евреев-прохожих. в. СТАРОСТА синагоги зажигает в СИНАГОГЕ. Зажигание на ПЛОЩАДЯХ и т.п. – не является заповедью: ханукальные свечи обязаны быть зажженными в своем жилище.
4. КОГДА зажигаем?
а. НАЧИНАЯ с 25 кислева, на протяжении ВОСЬМИ дней, каждый вечер. б. Существует ТРИ мнения, на каком этапе вечера зажигают: 1) НА ЗАКАТЕ, 2) С ВЫХОДОМ ЗВЕЗД, 3) 10-20 минут после заката. Третье мнение – оптимальное. Зажигание с благословением – до тех пор, пока снаружи (или в доме) у горящей свечи будут «зрители», нахождение которых в этом месте в это время – круглогодичный стандарт (напр., в этом часу участники позднего миньяна расходятся из синагоги после молитвы). в. Жителям диаспоры (зажигающим внутри дома) не так важно, в котором часу ночи это сделать. г. В ПЯТНИЦУ – с благословением – зажигают не раньше, чем за 2\3 временного часа до заката (обычно зажигают прежде ханукальные свечи и лишь затем – субботние). д. На ИСХОДЕ СУББОТЫ зажигают лишь по выходу субботы (см. в календарях); порядок предпочтения – ханукальных свечей или свечи «авдалы» - не принципиален. е. В СЛУЧАЕ СИЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ зажечь свечи засветло (в будни), можно зажечь – с благословением – за 1,25 (временных) часа до заката (добавив масла для достаточного горения после выхода звезд). О еще более раннем зажигании – спросить раввина.
5. КТО зажигает?
а. Хозяин\хозяйка дома. (Для Израиля: если супруг не успевает зажечь вовремя, жена может и даже должна зажечь в положенное время. В диаспоре это не принципиально, можно и подождать, пока все соберутся). ЖЕНЩИНЫ ОБЯЗАНЫ зажигать ханукальные свечи так же, как и мужчины. (Даже если женщина не зажигает сама, ОБЫЧАЙ предписывает ей отстраниться от определенных работ на время горения свечей. О подробностях необходимо проконсультироваться с раввином). б. Принято воспитывать МАЛЬЧИКОВ лет с шести зажигать ханукальные свечи. Относительно же девочек – существуют различные обычаи: многие не зажигают вообще. в. ГОСТЬ, а также оказавшийся в ГОСТИНИЦЕ в дни Хануки – должны спросить раввина, как и что им делать.
6. Особенности МОЛИТВЫ в эти дни и пр.
а. Все дни Хануки читают ПОЛНЫЙ «АЛЛЕЛЬ». б. Есть специальные ВСТАВКИ в молитве и в «биркат а-мазон». в. Нет «таханун»а (а также не постятся и не оплакивают мертвых), но есть чтение Торы. г. Нет обязанности устраивать праздничные ТРАПЕЗЫ, но многие делают их. Обычай давать больше ЦДАКИ (подавать милостыню) в эти дни.
Мидраш (Берешит Раба 2:4) утверждает, что стих, говорящий о том, как выглядел мир в начале Творения, содержит «намек» на четыре царства, которыми будет порабощен народ Израиля. Говорят наши мудрецы, что тьма, упомянутая в стихе, это греческое царство. Как известно, греки возвели красоту в ранг культа (и действительно, Яван, от которого произошли греки, был одним из сыновей Йефета, которому дана была красота – йофи). Если так, нам необходимо понять, почему же мудрецы назвали греческое царство «тьмой», ведь красота всегда ассоциируется со светом?
Чтобы понять это, следует выяснить отношение Торы к красоте и к ее месту в мироздании. Красота свидетельствует о совершенстве. Всевышний поселил в душе человека стремление к совершенству, поэтому люди всеми силами стремятся к красоте.Однако истинное совершенство человека – это совершенство его духа. Материальная же красота должна служить духовным ценностям и подчеркивать их истинное великолепие. Она должна быть подобна красивой рамке дорогой картины. Ноах так определили предназначение красоты Йефета и его потомков: «И даст же Б-г красоту Йефету, и да пребывает он в шатрах Шема» (Берешит, 9:27). Наши мудрецы говорят, что «шатры Шема» – намек на Храм, который построят потомки Шема. И так сказали мудрецы (Бава Батра, 4б): «Тот, кто не видел Храм, не видел красивого здания в своей жизни». Когда греки сделали культ из материальной красоты, совершенно игнорируя ценность духовного, они тем самым исказили саму суть понятия о красоте. Это подобно тому, кто, восхитившись красотой рамки ценной картины, повесил ее у себя в салоне, выбросив саму картину. Тьма в еврейской традиции всегда связана с обманом, она скрывает от человека истину и заставляет его путать добро и зло. Поэтому греческая культура, основанная исключительно на стремлении к телесной красоте, названа «тьмой».
Матерьял был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" (источник:www.imrey.org)